1 мая статья о празднике. Первое мая — а что празднуем-то? А что мы празднуем сейчас

1 мая статья о празднике. Первое мая — а что празднуем-то? А что мы празднуем сейчас

Одни его называют пережитком советской эпохи, другие праздником весны и днем отдыха, третьи предлагают превратить 1 Мая в день классовых битв. И хотя мы говорим «маевка», а подразумеваем «шашлыки. «, возможно стоит вспомнить о многолетней истории этого праздника. Вдруг возникнет идея, как разнообразить наступающий Первомай?

Древняя история Первомая

Майские праздники отмечали еще несколько тысячелетий назад жители Древней Италии в честь богини Майи — покровительницы земли и плодородия. Кстати, именно эта богиня и дала название последнему месяцу весны. 1 мая устраивались торжества, чтобы затраченный весной труд (вспахивание земли, посевная) не прошел даром. С XVIII века у католиков этот праздник принимает религиозный характер. Прежде всего, это связано с тем, что май посвятили Божьей Матери.

День солидарности трудящихся

Многие считают, что 1 Мая как День солидарности трудящихся, придумали коммунисты… Но это вовсе не так!

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. В ответ на выстрелы из толпы полиция открыла огонь, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. А через три года, в июле 1889 года, Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании «всем мировым пролетариатом этого священного дня в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров».

Коммунисты впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве. В советское время Первомай стал государственным праздником. Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран, пока не был переименован, хотя и сохранил статус государственного почти во всех странах постсоветского пространства.

В ЮАР также этот праздник является государственным. 1 Мая проводится под патронатом власти. Профсоюзы организуют выставки изделий народного творчества, распродажи различных товаров. Проводятся музыкальные концерты и выступления самодеятельности.

Сами американцы работают 1 Мая. А другие страны уже и не вспоминают тех американских рабочих, благодаря которым появился День солидарности трудящихся…

Когда в России появилась традиция отмечать 1 мая?

Первомайские гулянья не были традиционными для России. В деревнях в начале мая еще продолжались весенние гулянья молодежи, но только по вечерам, так как наступала пора подготовки к севу. А в городах гулянья на 1 мая были введены Петр I, «позаимствовавшим» эту традицию из-за границы.

Считается, что отмечать начало мая праздничными народными гуляньями начали в Италии, где к этому времени уже заканчивались посевные работы. Можно было передохнуть и повеселиться, а заодно и попросить у богов помощи, чтобы посевы дали хорошие всходы и превратились в богатый урожай.

Считается, что обычай отмечать Первомай в Россию завезли иностранцы. Наиболее масштабно этот день отмечался в Москве в Немецкой слободе, где с праздником и познакомился Петр I. По его решению в этот день для москвичей стали устраивать гулянья в Сокольниках, которые вскоре превратились в традиционные. Затем первомайские гулянья начали проводить и в Петербурге. В этот день в Екатерингоф собирались не только горожане, но и вся знать, включая императорскую фамилию. К этому дню строились качели и карусели, разворачивались балаганы, ставились многочисленные палатки торговцев.

Гуляли по-русски, с размахом. Вот как описывает гулянье 1 мая 1805 года в «Записках современника» С. Жихарев: «Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами. Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах. ».

Читать еще:  Какие бывают молокоотсосы и как их нужно выбирать? Молокоотсос - отзывы и рекомендации

Первомайские праздники были чрезвычайно популярны именно в крупных городах, где народ после зимы хотел отдохнуть и повеселиться на природе. О масштабности гуляний в Сокольниках свидетельствует «Путеводитель по Москве и ее окрестностям» 1872 года: «В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва».

Любопытные воспоминания о первомайских гуляньях оставил известный московский бытописатель И.А. Белоусов, отмечавший, что в этот день в Сокольниках «действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве, расставляли бутылки с напитками, раскладывали закуску и пели песни под гармонику — вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков, зазыванием чайниц».

Естественно, что и в Сокольниках, и в Екатерингофе гуляющим вскоре стало тесно. В Москве масштабные гулянья начали проводить в Марьиной роще, на Девичьем поле, под Новинским. В Петербурге гуляющие заполняли все пригородные парки и рощи.

В конце XIX века, когда в России начался бурный рост революционного движения, первомайские гулянья оказались идеально подходящими для проведения сходок, названных «маевками». А вскоре и сам Первомай получил выраженную политическую окраску.

В 1889 году в Париже конгресс II Интернационала решил 1 мая ежегодно проводить демонстрации в память о забастовке чикагских рабочих в 1886 году, закончившейся массовыми столкновениями с полицией и гибелью людей, а затем и судом, приговорившим четверых рабочих к смертной казни. Уже в 1890 году Первомай, ставший Днем международной солидарности трудящихся, отмечали во многих странах Европы. В России его в тот год отметили маевками в Варшаве. На следующий год маевки проходили уже в Петербурге, а затем это явление стало для России массовым.

В 1900 году по улицам Харькова прошла первая майская демонстрация. С 1902 года майское празднование в России начинает принимать революционный характер. Естественно, что на демонстрации и митинги выходила меньшая часть народа, большинство по традиции отправлялось «на природу», чтобы весело провести первый день мая.

После революционных событий 1917 года Первомай вошел в число официальных государственных праздников, как День международной солидарности трудящихся. Соединились обе традиции его проведения — после демонстраций и митингов народ отправлялся отмечать праздник на природу, снова стали проводиться массовые народные гулянья с выступлениями профессиональных и самодеятельных артистов. В ряде мест, особенно в деревнях, стали устраивать коллективные застолья.

К нашему времени Первомай практически лишился политической составляющей. Что и как отмечать в этот день, теперь каждый решает сам. Демонстрации и митинги давно утратили массовость и обычно набирают десятки или сотни участников. Зато «на шашлыки» отправляются миллионы людей, традиционно открывая в первый день мая сезон на дачах и садово-огородных участках. Так что Первомай теперь точно соответствует своему официальному названию — «Праздник Весны и Труда».

Международные первомайские традиции

Обычаи древней Италии в течение нескольких тысячелетий распространились по всей Европе. Так что нам можно кое-что перенять из европейских обычаев…

На Сицилии принято в первомайские дни собирать луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье.

В Испании 1 мая считается праздником влюбленных и всех цветов, которые распускаются к этому времени. Молодые люди дарят их своим избранницам. Девушки украшают свои головы венками из роз и гвоздик в сопровождении воспевающих их влюбленных.

В Англии, Шотландии и Франции 1 мая устраиваются массовые гуляния и шествия. Англия празднует фестивалем и особенной традицией в Лондоне, когда дети ходят по домам и продают цветы, а потом все собранные деньги они бросают в «колодец желаний» или отдают в различные благотворительные организации. Раньше самая лучшая девушка деревни выбиралась королевой мая. Иногда выбирали и короля мая. Эти два человека и управляли танцами и всем фестивалем.

Читать еще:  12 предложений про новый год на английском. Сочинение на английском языке про новый год

Первомай во Франции — праздник ландышей. Все дарят друг другу букетики ландышей. Но дарят не только ландыши: в знак дружбы и любви можно подарить веточку боярышника, дуба, тополя. Девушкам с плохим характером дарят остролист, а лентяйкам — ветку бузины.

В Нидерландах в последнюю неделю апреля и первую неделю мая проходит Фестиваль тюльпанов. Центральный день этого фестиваля — Луковичное воскресенье. В деревнях и по сей день 1 мая принято юношей и девушек «распределять» парами и список этих пар вывешивать на видном месте.

В Скандинавии 1 мая называют «Днем кукушки».

В Германии если девушка хочет избавиться от веснушек, она должна на рассвете перед 1 мая умыться росой и сказать: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Они должны к тебе прийти, а у меня пропасть!»

В Швейцарии на Первое Мая перед окном девушки сажают сосновое дерево, похожая традиция сохранилась в Германии и Чехословакии.

В ЮАР в День солидарности профсоюзы проводят выставки изделий народного творчества.

Советские традиции: студенческая маёвка — истоки привычного шашлыка

В Советском Союзе были такие мероприятия — комсомольские учебы. На них выезжали члены комитета комсомола ВУЗов, комсорги, профорги, старосты — общественные деятели студенчества. На этих учебах происходило обсуждение, обмен мнениями, попытка найти решение каких-то проблем. Иногда доводились до общего сведения какие-то нормативные документы. Традиция проводить маёвку возникла из этих комсомольских учеб. Распространение маевки получили в 60-х.

Сначала это был обычный организованный выезд. Он преследовал такие цели как объединение студентов и преподавателей, совместный отдых, празднование Первого мая. И конечно этому выезду предавалась общественно-политическая значимость. Проводились официальные или полуофициальные выступления, потом отдых, спорт, и в конце дня проводились своеобразные фестивали.

Сейчас, к сожалению, остался только «организованный выезд с целью совместного употребления».

Новое в блогах

Небольшая ложка дегтя… Что мы празднуем 1-го мая?

Включил сегодня утром телевизор – дежавю. Опять демонстрации, красные и других расцветок флаги, опять слава чему-то и долой кого-то. Люди радостные ходят с транспарантами, некоторые просто с цветами — на Юге уже цветет сирень.

Что же такое для нас сейчас праздник 1-го мая?

Погуглил, оказывается не мы одни ходим «стройными рядами».

— праздник Весны и Труда

— Гавайские острова — день Леи и праздник гавайских танцев

— Казахстан – день единства народов Казахстана

— Канада – день суслика

— США – день лояльности, день детского здравоохранения, день права

— Франция – день ландыша

— древний Рим – календы мая, день пробуждения благой богини

— Галисия – праздник Майос

— СССР – день международной солидарности трудящихся

— Россия – день весны и труда

Как много разных праздников. Но забыт, специально, или случайно, главный, ради которого и были придуманы все остальные – Вальпургиева Ночь или ночь ведьм, когда в ночь с 30 апреля на 1 мая на гору Броккен слетается на шабаш вся нечисть со всего мира.

А что празднуем мы?

Сомневаюсь, что в СССР во время празднования простые люди вспоминали, что они празднуют память шестерых погибших чикагских рабочих-анархистов, которые погибли при разгоне демонстрации в Чикаго 1 мая 1886 года. Подавляющее большинство ничего не слышало об этих анархистах. В истории России и СССР было множество своих примеров разгона всеразличных демонстраций с более многочисленными жертвами. Однако официальный повод был этим. А народ, отходив обязательную демонстрацию, массово собирался где-то на склонах живописных холмов, расстилал покрывала и выкладывал на них все вкусняшки, которые удалось достать к празднику, и начинал веселиться с пением народных песен под гармони, гитары, вообще без инструментов, танцы, анекдоты, ватаги бегающих вокруг детишек, и так до вечера. И как только не стремились Вожди наполнить эти народные гуляния идеологической составляющей, народ не обманешь.

Читать еще:  Нравственное воспитание. Нравственное воспитание наших детей

Партийные функционеры продолжали демонстрацию на банкетах, кляня эту обязаловку и считая минуты до того момента, когда можно будет поехать к семье и сесть за праздничный стол с близкими и друзьями.

И все вокруг делали вид, что празднуют какую-то международную солидарность.

Что изменилось? Да НИЧЕГО.

Нас по-прежнему уверят, что мы празднуем что-то, далекое от реальности. На этот раз – Весну и Труд. Я не имею ничего против отпраздновать ЭТО, но давайте наконец будем ЧЕСТНЫМИ. Для каждого из нас 1 мая – свой праздник, на который мы занимаемся тем, что нужно НАМ, а не официалу. Кому-то пикник на природе, кому-то работа на даче, кому-то застолье дома, или в гостях, а кому-то тяжелая работа тогда, когда все вокруг веселятся.

Для кого-то – Вальпургиева ночь, а для кого-то продолжение пасхальных торжеств.

Вот я и предлагаю, назвать 1 мая просто ПРАЗДНИК.

Во всяком случае, это будет ЧЕСТНО.

Протоиерей Георгий Митрофанов: 1 Мая – иллюзия другой жизни

В детстве 1 мая – это были демонстрации, с бумажными цветами, с тяжелыми портретами Ленина, с флагами, плакатами «Мир, Труд, Май» и бравурной музыкой. А потом все шли отмечать официальный день солидарности всех трудящихся. А чего – выходной, пироги, горячительные напитки – в этом трудящиеся были действительно солидарны.

А что мы празднуем сейчас?

В честь какого замечательного события 1 мая – красный день календаря?

Протоиерей Георгий Митрофанов

Есть государственный праздник 1 мая, но никто не знает, чего мы празднуем. Наша современная жизнь в значительной степени осуществляется по инерции. И инерция эта связана с инерцией нашей души.

Люди устали от перемен, от неуверенности в себе и окружающем мире, от всякого рода переименований. Им хочется некой стабильности. В связи с этим возникает желание вернуться к тем, даже совершенно бессмысленным праздникам, которые когда-то были в их жизни спокойными днями отдыха от перманентного беспокойства советского времени.

Праздник «объединения трудящихся всех стран», не несущий в себе никакого содержания, поскольку много наших современников перестали вообще быть трудящимися, представляется ещё одним признаком того, что никаких новых духовных мировоззренческих ориентиров наши современники за последние 20 лет не приобрели. Поэтому они возвращаются к старым своим привычкам.

А что касается 1 мая в сочетании с 9 мая – это череда дней, которые можно провести ни о чем не задумываясь, наедине с природой, на садовом участке, создав у себя самого иллюзию какой-то иной жизни. Впереди лето, к которому надо готовиться, позади зима, вызывающая усталость.

Я бы, учитывая то, что в наше время существует государственный праздник Пасхи, выпадающий примерно на то же самое время, предпочел бы, чтобы у нас в мае не было «неприсутственных дней», которые, ни к чему, кроме праздности, не ведут.

И раз уж сейчас такое основополагающее значение для нашей нарождающейся идеологии приобретает день 9 мая, то 1 мая можно было совершенно спокойно отменить. Как день, санкционирующий «право на лень» — основной лейтмотив социализма.

То, что праздник 1 мая ассоциируется с сажанием картошки и редиски на садовом участке, для меня – зловещий знак. Нет ничего более страшного, чем эта выдумка коммунистов – садовые участки. Оторвав людей, испокон веков бывших крестьянами, от нормального труда на земле, им, измучившимся на городских предприятиях, стали давать возможность на этих «шести сотках» заниматься в и без того небольшое свободное время тем трудом, для которого многие были на самом деле изначально предназначены.

Людей занимали привычным для них физическим трудом, а заодно поощряли недоопреодоленное чувство частного собственника, который мог иметь хотя бы свою картошку и свои огурцы, а также решали неразрешимую для социализма продовольственную задачу, ведь люди обеспечивали сами себя.

Это дьявольская выдумка коммунистического периода – оторванных от земли крестьян, помещённых в города, развлекать в немногочисленные тогда свободные дни обрабатыванием «шести соток».

Подготовила Оксана Головко.

Читайте также:

Источники:

http://www.chaskor.ru/article/chto_my_prazdnuem_1_maya_31651
http://maxpark.com/community/4797/content/2706409
http://www.pravmir.ru/1-maya-illyuziya-drugoj-zhizni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector