7 октября какой был праздник. Светлое Христово Воскресение

7 октября какой был праздник. Светлое Христово Воскресение

Светлое Христово Воскресение.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).
Начало праздника.

Праздник начинается Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается в полночь когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:
(Стихира в начале Заутрени, глас 6-й)
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земле сподоби
чистым сердцем Тебе славити.
Крестный ход.

С этим пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет:
(Пасхальный Тропарь)
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровав.
Слово св. Иоанна Златоустаго.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 г.) которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику который держит в руках крест, целуют крест и христосоются с ним, а потом и с друг другом. Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полтора часа. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно здравый смысл говорит что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать на несколько часов. Это в особенности относится к детям.

Светлая Пасхальная Литургия.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом пасхальнное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии, молящиеся которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.
Разговены.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное — не постное) при храме или у себя по домам. Как было уже сказано выше, некоторые уходят домой и разговляются после Заутрени. Молящиеся тоже приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные крашенные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.
Светлая Пасхальная Седмица.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан с многими обычаями и традициями о которых можно было бы очень многое что написать и сказать.
Пасхальные обычаи.

Читать еще:  Значение имени этерия. Тайна и значение имени этери

Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки — жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.
Значение Пасхи.

Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том, кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него:
Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи);
Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи);
Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи);
Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св. Троицы);
Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

7 октября какой был праздник. Светлое Христово Воскресение

Чудотворная икона Божией Матери была явлена в Казани в 1579 году.

Димитриевская родительская суббота

В ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

Объявление

Братья и сестры!

По техническим причинам основной адрес электронной почты временно не работает.

Убедительная просьба отправлять почту на временный электронный почтовый ящик

info-gefsimaniya@yandex.ru или пользоваться.

Светлое Христово Воскресение

Ныне у нас братие, праздников праздник
и торжество торжеств – время хвалений и песнословий.
Ныне удивил Господь милость Свою над нами
(свт. Феофан Затворник «Слова на Господские,
Богородичные и торжественные дни»).

Радостно возглашаем мы в этот праздник, длящийся так долго, как никакой другой — сорок дней. И в эти дни земля покроется зеленью, небо огласится голосами перелётных птиц, вернувшихся с юга, а человек вновь обновит в своей памяти благовестие того, что воскресением Господа Иисуса он освобождён от греха и смерти.

Как же это так, если вокруг царствует и грех, и смерть? Но Господь принёс лекарство от греха, и теперь каждый может им воспользоваться, только протяни руку и будешь здрав. Смерть же, до Спасителя собирающая в шеол (ад) свою дань, последнюю и всеобщую, после Воскресения Иисуса Христа стала для верующих только дымкой, кратким переходом от земной жизни к непрестающей небесной: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа» (свт. Иоанн Златоуст «Огласительное слово на Пасху»). «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба воссия. Никтоже да боится смерти, свободи бо нас Спасова смерть» (там же). Радуйся и веселися каждый человек, в храмах в пасхальные дни возглашаются песнопения призывающие нас к этому: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (стихира Пасхи в начале утрени, глас 6). На небе такая радость, что по словам свт. Феофана ангелы не могут не петь, как солнце не может не испускать лучей. Ангелы в день Воскресения взывают жёнам-мироносицам: «Тецыти (бегите), миру проповедите, яко воста Господь умертвивый смерть» (ипакои после 3-й песни пасхального канона). Даже солнце в этот день играет; оно скрыло свои лучи, когда Спаситель страдал на Кресте, а теперь вместе с Ним и с нами радуется и ликует.

Вкратце теперь вспомним новозаветные события воспоминаемые нами в день Пасхи. Господь в Великую Пятницу, после телесной смерти, был снят с Креста и похоронен рядом с Голгофой в пещере-гробе Иосифа Аримафейского. Так как следующий день был ветхозаветной пасхой, и должен был соблюдаться покой, то погребение совершили, не успев сделать над усопшим все погребальные обряды. Чтобы довершить обряд жены-мироносицы рано утром пришли к гробу, но он был уже пуст – Спаситель воскрес рано утром, когда было ещё темно. Стражи, которых первосвященники приставили к гробу, даже не заметили этого. Но они ужаснулись, когда ангел, блистающий как молния, отвалил камень от гроба и сел на нём, освобождая вход в гробницу мироносицам. Стражники разбежались. Мария Магдалина, увидев пустой гроб, рассказала об этом апостолам. Ученики Спасителя, Пётр и Иоанн, побежали к гробнице и, найдя там только пелены и плат, возратились домой в недоумении. Затем Иисус Христос явился Марии Магдалине, когда она плакала в пустом гробе. (Однако нужно заметить, что по церковному преданию первой Господь явился Богородице). После Он явился женам-мироносицам, апостолу Петру, эмаусским путникам (апп. Луке и Клеопе). И пасхальным вечером явился всем апостолам (исключая ап. Фому), обсуждавшим в сионской горнице известия о воскресении Спасителя. Все сорок дней до вознесения он посещал апостолов, беседовал с ними, наставлял в учении.

Читать еще:  Современные мультфильмы: польза или вред

Но как можно описать радость учеников, жен-мироносиц: они отчаявшиеся и рассеянные, запершиеся из страха перед иудеями в разных частях Иерусалима; ап. Пётр, лишённый звания ученика из-за отречения от Господа, во дворе первосвященника в ночь страстной Пятницы; ап. Фома, не поверивший воскресению даже, когда его единодушно уверяли все апостолы, видевшие Христа. Как можно описать их радость, как можно понять их внутреннее состояние? Они входили неделю назад в Иерусалим, чтобы воцарится со своим Божественным Учителем. И потом всё, что было в их жизни (а они оставили всё мирское, когда пошли за Спасителем), терпит крушение. У них остаётся только замо́к, даже заперев который они не могли почувствовать себя в безопасности. И вдруг: Он воскрес, — узнают они. Казалось бы, кто кого должен был утешать и ободрять, но Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45). И Он служит даже на Пасху. «Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба воссия. Никтоже да боится смерти, свободи бо нас Спасова смерть» (Огласительное слово на Пасху свт. Иоанна Златоустого). Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1:21), — восклицает ап. Павел.

Как пишет свт. Николай (Велимирович): «Победа Христова есть истинная победа, коей могут радоваться все человеческие существа». Все земные победы оставляют кого-то побеждённым, один ликует, другой плачет; один в лавровом венке, другой в оковах пленника. Таинственная победа, великодушная победа, исцеляющая победа, кто ей не возрадуется. «Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся» (там же).

Воскресение Христово видевши, — да, теперь мы можем петь этот пасхальный гимн, и будем его петь и сегодня, и завтра, и всегда. Будем петь его не только в храмах, но и на улицах, и площадях. «Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангелы» (Огласительное слово на Пасху свт. Иоанна Златоустого).

Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения

Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи.

В 2012 году православная Пасха празднуется 15 апреля.

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что Он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с Ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучении, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Читать еще:  Я очень сильно по тебе соскучился. Скучаю в прозе

Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его. «, а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых. «. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!» Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где на разных языках читается начало Евангелия от Иоанна (если литургия совершается несколькими священниками). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется светлая пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым. На светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к позднему апокрифу (произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон), в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В пасхальном куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».

Пасхальный кулич с изюмом, цукатами и миндалем. Видеорецепт

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве

Крестный ход на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Источники:

http://hristianstvo.dljavseh.ru/Prazdniki/Svetloe_Hristovo_Voskresenie.html
http://skit-chernigovsky.ru/ru/instructions/sermons/svetloe-khristovo-voskresenie/
http://news_enc.academic.ru/9989/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0_-_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector