Александра Коллонтай. Революция как «стакан воды

«Теория стакана воды» Александры Коллонтай

Считается, что пропаганда беспорядочности интимных связей, полигамии, промискуитета и прочих видов разврата пришла к нам с Запада вместе с сексуальной революцией, гремевшей во второй половине шестидесятых. Возможно, что «дети цветов» и сыграли определенную роль в формировании современных взглядов на семью во всем мире, но не стоит и умалять значения марксизма в этом процессе. Наиболее ярким проявлением агитации за свободные отношения между мужчинами и женщинами стала «Теория стакана воды» Александры Коллонтай, пользовавшаяся большой популярностью в молодежной среде двадцатых годов, а нынче почти забытая.

Предпосылки возникновения

Маркс определял семью как способ сохранения наследственных прав на нажитое имущество. Она же, в ее буржуазном проявлении, клеймилась позором и называлась инструментом закабаления женщины. Не имевшие отношения к коммунизму сторонницы эмансипации смотрели на брак примерно так же. Прогрессивные теоретики разных толков, проповедовавшие всеобщее равенство, сходились в XIX веке на том, что вскоре понятия «муж» и «жена» отомрут за ненадобностью. При коммунизме собственность как таковая исчезнет, следовательно, и наследовать станет нечего, и отцам не нужно будет переживать о том, похожи ли на них дети. К тому же семьи воспитывают эгоистов, а новому обществу понадобятся люди нового типа, свободные от устаревших взглядов. Педагогическая функция в идеале должна быть обобществлена, как и все остальное. Женщина будет работать наравне с мужчиной и ни в чем не будет ему уступать. Задача создания нового человека получала вполне конкретизированное направление. Новая женщина его родит, а общество воспитает. Просветленные идеей равенства труженики не станут готовить домашних обедов, питаться (а не есть) они отправятся в фабрики-кухни, там их покормят вкусно и полноценно три раза в день.

Вот такие теоретические основы имела «Теория стакана воды». Но главное, что возбуждает любопытство обывателя, касается другого вопроса. Как будет происходить «это» при коммунизме?

Пчелы трудовые

Замечательные писатели-сатирики Ильф и Петров, рассуждая о «большом и малом мирах», сравнивали народные достижения в части великих строек и промышленного развития страны с пустячными фокстротиками, обывательскими претензиями на изящность и мещанскими представлениями о быте. В числе атрибутов отсталого мышления они, наряду с комодными слониками, называли выпускавшиеся, очевидно, тогда дамские подмышечники из пробки, названные «Любовью пчел трудовых». Тем не менее сравнивать советских женщин с этими работящими насекомыми придумала именно большевичка Коллонтай. «Теория стакана воды» напрямую связана с понятием «трудовых пчел», которым некогда озадачиваться поиском подходящего трутня для спаривания — они заняты делом.

Носительница идеи и ее олицетворение

Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в 1872 году. Она получила очень неплохое образование, хоть и домашнее, но разностороннее. В 1893-м она, по своему выбору, восстав против воли родителей, вышла замуж за В. Коллонтая, небогатого офицера, но через пять лет ушла от него, оставив ему сына. Дальнейшая ее биография связана с революционным движением. По воспоминаниям знавшего А. Коллонтай Ивана Бунина, изложенным в «Окаянных днях», женщина эта обладала двуличной натурой, что выражалось в склонности к переодеваниям. Вот она в рабочей косынка на митинге, а окончился он, тут же — ванна, коробка шоколадных конфет и задушевные разговоры с подругой.

Роман Александры с большевиком Дыбенко проходил бурно, причем каждый из партнеров не связывал себя обетом верности.

Большевичка продемонстрировала недюжинные дипломатические таланты, хотя и не без некоторых курьезных происшествий. Она избежала сталинских репрессий и благополучно умерла за год до кончины «отца народов». «Теория стакана выпитой воды» стала наиболее известным ее достижением, хотя было и множество других.

Смысл теории

Теперь о сути взглядов Александры Михайловны на матримониальные вопросы. Итак, «любовь пчел трудовых» не имеет прямого отношения к высокому чувству, носящему это название. Концепция «Теория стакана воды» укладывается в два слова: «захотел – попил». А нет жажды, так и не надо. Интимные потребности людям будущего удовлетворять следует без излишней траты времени и эмоций, не прерывая по возможности производственной деятельности. Конечно же, столь примитивно эти взгляды не излагались, слог был изысканнее, а теоретическое обоснование просто безупречным, но суть примерно такая. Человек уподоблялся даже не животному, а крылатому насекомому, для которого главным побудительным фактором служил инстинкт размножения. Воспроизводство себе подобных особей также является делом общественно полезным, нужным и даже необходимым. Новая женщина, свободная от предрассудков и условностей, должна была зачинать детей именно так. Все люди равны, следовательно, и выбор отца для будущего потомства значения не имеет. Молодежь двадцатых по своей сути мало отличалась от современной. Стоит ли удивляться тому, что «Теория стакана воды» пользовалась огромным успехом?

Читать еще:  Как нарисовать собаку стоя. Как простым карандашом нарисовать очаровательную собаку

Противники

Как ни странно, взгляды Коллонтай на половой вопрос не разделяли многие деятели большевистской партии, в том числе Ленин. Сам пролетарский вождь не отрицал наличия жажды, но считал невозможным утолять ее из всякого доступного в настоящий момент источника, например, из грязной лужи, да и к чистоте стакана он предъявлял некоторые требования. «Теория стакана воды» вызывала возражения и у Луначарского, написавшего даже критическую статью «О быте…», посвященную молодежным вопросам. Взгляды Коллонтай не признавались в полной мере марксистскими, хотя и абсолютно враждебными и вредными их тоже не называли. Смелой большевичке просто указывали на некоторую разницу между свободой и развратом.

Сторонники и воздержавшиеся

Как уже упоминалась, целевой социальной базой взглядов Александры Михайловны была главным образом незрелая молодежь. Комсомолкам было как-то неловко отказывать своим товарищам мужского пола в интимной близости, чем те охотно пользовались. Но не только у юных членов коммунистического интернационала молодежи пользовалась славой «Теория стакана воды». Маяковский, великий пролетарский футуристический поэт, например, жил сложно. И хотя он призывал в окнах РОСТА «не подражать буржую» и в театр брать жену «свою, а не чужую», но некоторые вольности себе позволял. Не отставали от поэта и другие советские деятели искусств, порой немолодые.

Использование теории врагами Советской власти

Подавляющее большинство населения бывшей Российской империи оказалось не готово к восприятию идеи, казавшейся Кларе Цеткин и Александре Коллонтай столь прогрессивной и привлекательной. «Теория стакана воды» нашла, конечно, своих адептов, но их увлеченность ею носила избирательный характер. Сторонники «утоления жажды», ходя «налево», обычно не предоставляли права на ее применение своим женам и мужьям, обывательски блюдя чистоту собственного семейного гнезда. Этой психологической особенностью российского народа неоднократно пользовались противники большевизма, приписывая коммунистам даже пороки, которыми те не обладали. Например, некий Уваров, будучи членом националистического «Союза русского народа», опубликовал сочиненный им же декрет, якобы изданный Саратовским Губернским Советом Народных Комиссаров, в котором декларировалось всеобщее обобществление женщин и право пользования ими любым желающим. Этот же документ применяли для антикоммунистической пропаганды и немцы во время Великой Отечественной войны.

«Теория стакана воды» Александры Коллонтай сегодня

В горбачевские времена много смеха вызвала реплика одной советской женщины, заявившей об отсутствии секса в Советском Союзе. Конечно же, она имела в виду не размножение путем прямого деления (по сравнению с пчелами, амебы увеличивают популяцию еще проще), но в этой фразе нашло отражение все отношение к половым проблемам в нашей тогдашней стране. То, что воспитание детей (да и взрослых тоже) носило пуританский характер, бесспорно. Впрочем, большинство людей такое положение в основном устраивало.«Теория стакана воды» в СССР оказалась непопулярной, возможно, по причине подсознательного тяготения народа к православным и семейным ценностям, заложенным нашими славными предками.

Александра Коллонтай. Революция как «стакан воды»

Среди русских революционерок немало ярких личностей, Александра Михайловна Коллонтай – одна из них. Первая женщина-министр в истории, вторая в истории женщина-посол, теоретик международного феминизма, да и просто красивая женщина, не говоря уже о славе идеолога сексуальной революции.

Именно ей традиционно, но ошибочно приписывают авторство известной теории «стакана воды».

Из дворян, в девичестве – Домонтович. Отец – генерал, мать — из семьи фабриканта. Прекрасное домашнее образование: владела несколькими иностранными языками, хорошо разбиралась в литературе, прилично рисовала. Сестра – известная в свое время оперная певица Мравина, троюродный брат — Игорь Северянин, у которого есть строки: «Наш дом знакомых полон стай: и математик Верещагин, и Мравина, и Коллонтай».

В молодости блистала в великосветском обществе, где вскружила голову многим мужчинам. Повезло не всем, некоторые застрелились. Отказалась выйти замуж за адъютанта императора, предпочтя ему бедного офицера, военного инженера Владимира Коллонтая. Впрочем, и его через пять лет оставила (кстати, вместе с малолетним сыном) — ради революции…и других мужчин. Их в жизни Коллонтай было немало, включая известных. Среди них Александр Шляпников, нарком труда, и Павел Дыбенко, нарком по морским делам.

Если учесть, что и сама Коллонтай после Октября стала наркомом государственного призрения, напрашивается вывод, что между членами кабинета постоянно порхал Амур.

Читать еще:  Психология личности. Разговор с самим собой. Поговорить с умным человеком

Рассказывают, что когда она и Дыбенко не явились на одно из важных совещаний правительства — влюбленные уехали в Крым, позабыв о делах, Ленин пошутил: «Считаю расстрел недостаточным наказанием. Предлагаю приговорить их к верности друг другу в течение пяти лет». Не знаю как для Дыбенко, но для Коллонтай это было бы действительно суровым наказанием. Ильич знал своих министров.

Путь Александры Коллонтай от светского салона до большевистского правительства прямым не был. В ранней молодости она переболела народовольческой фрондой: сказалось влияние одного из педагогов. Но уже в пору замужества, укачав ребенка, зачитывалась Лениным. Труды Ильича притягивали, но Александра Михайловна всегда была внутренне очень свободной женщиной, поэтому даже Ленин стал для нее лишь уважаемым лидером, но никак не идолом.

Да и к большевизму она пришла не сразу. В 1898 году, оставив мужа и сына, Коллонтай отправилась в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет, чтобы слушать лекции Генриха Геркнера, известного в те времена профессора политэкономии. В 1899-м переехала в Англию, чтобы изучить рабочее движение. В 1901-м познакомилась с Плехановым, который произвел на Коллонтай сильнейшее впечатление. И только в 1905-м состоялась ее первая встреча с Лениным.

Его позиция показалась Александре Михайловне убедительнее плехановской, но по-человечески ей больше нравился Плеханов.

Поэтому, когда российская социал-демократия распалась на большевиков и меньшевиков, Коллонтай не примкнула ни к той ни к другой фракции, не сумев выбрать между Лениным и Плехановым.

Долго жила в эмиграции, где близко сошлась с самыми авторитетными вождями мировой социал-демократии, не говоря уже об известных суфражистках. Женское движение всегда привлекало Коллонтай, которая, написав немало работ на эту тему, стала в конце концов одним из главных теоретиков феминизма. И не только в России.

До мировой войны Коллонтай успела побыть сторонницей многих оппонентов Ильича, причем как с правого, так и с левого фланга. Поддерживала «ликвидаторов» — по ленинской терминологии это те «предатели-реформисты», кто стоял за легальные способы борьбы. И «отзовистов». А это те, кто боролся за отзыв представителей партии из Думы и предлагал немедленно уйти в подполье. Как она это совмещала, не знаю.

А вот взгляды на мировую войну у Ленина и Коллонтай совпали, поэтому она и примкнула к большевикам. После Февраля вернулась на родину, стала членом исполкома Петросовета и в отличие от многих сразу же поддержала ленинский курс на немедленную пролетарскую революцию.

На посту министра запомнилась разве что одним. В 1918 году по распоряжению наркома призрения отряд красногвардейцев и матросов пытался отобрать жилые помещения и покои митрополита Александро-Невской лавры в Петрограде.

Как гласило решение правительства, под детские приюты. Верующие, однако, оказали сопротивление. Жертвой этих событий стал протоиерей Петр Скипетров, его смертельно ранил красногвардеец. Именно те события послужили причиной анафемы патриарха Тихона безбожникам-большевикам.

И до революции, и после нее Коллонтай оставалась фигурой самостоятельной. Выступала против Брестского мира. В период Кронштадтского мятежа требовала от Ленина внятного объяснения: «Товарищи ждали ответа на те события, которые происходят у нас в Советской трудовой России, события грозные, чреватые последствиями. Мы ждали, что в партийной среде Владимир Ильич откроет, покажет всю суть, скажет, какие меры ЦК принимает, чтобы эти события не повторились. Владимир Ильич обошел вопрос о Кронштадте». Впрочем, она требовала от вождя почти невозможного: внятного ответа на вопрос, как совместить народовластие и диктатуру пролетариата?

Александра Коллонтай. Стакан воды

Товарищ Коллонтай стала первой в мире женщиной-послом, но некоторые факты из ее жизни и по сей день скрыты от широкой публики. Она пленяла мужские сердца не только своей красотой, но и талантом. Пламенная революционерка, Коллонтай внесла большой вклад в победу революции в Российской Империи. Александра искренне верила, что предназначение женщины не только в создании уюта и рождении детей, она всю жизнь искала настоящую любовь, и, не задумываясь, меняла мужчин.

Для отца Александры, она была первым, желанным и очень поздним ребенком. Полковник Домонтович женился в возрасте 40 лет на женщине с тремя детьми, и Шурочка была их первым совместным ребенком. Отец обожал свою дочку и старался дать ей только самое лучшее. Так, Шурочка получила прекрасное образование, проходя обучение на дому, что не помешало ей сдать выпускные экзамены, получив отличные отметки в аттестат. Одним из увлечений юной красавицы были танцы, и она часто практиковалась в них в паре с Иваном Драгомировым. Молодой человек был влюблен в свою партнершу, но когда он признался в своих чувствах, но Шурочка рассмеялась вместо ответа. К сожалению, этот смех привел к самоубийству Ивана. Отказ получил и сорокалетний адъютант императора Тутомин, после чего девушку забрал отец и увез с собой в Тифлис, где работал в это время. Именно в Тифлисе Александра познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Коллонтаем, который и открыл для девушки основы революционного движения. Молодые люди полюбили друг друга, но родители начинающей революционерки были против их брака, так как считали его мезальянсом. Вопреки их воле, Александра вышла замуж и приняла фамилию мужа, Коллонтай.

Читать еще:  Если ты такой умный, то почему небогатый. Если ты такой умный-почему ты не богатый

Замуж за любимого

Супруги жили в Европе, где нравы были гораздо терпимее, чем в России, и это позволило Александре более полно изучать запрещенную литературу. Владимир боготворил свою красавицу-жену, но ей этого было недостаточно для счастья.

Благодаря щедрости отца, Александра была хорошо обеспечена материально, что позволило ей устраивать у себя политические вечера. Пытаясь на таких вечерах устроить личное счастье подруги с неким господином Саткевичем, она добилась совершенно обратных результатов – он влюбился в хозяйку дома. Молодая революционерка впервые задумалась о свободной любви. Вскоре она ушла от мужа, но не к любовнику, а поселилась отдельно, так как была абсолютно уверена, что женщина рождена для более высоких материй, чем стирка и готовка. Хотя от отношений с Саткевичем Александра не отказалась полностью, иногда они встречались у нее на квартире. Женщина пробовала вернуться в семью, ухаживая за серьезно заболевшим мужем, но не смогла и окончательно порвала с ним отношения. Оставив отцу своего маленького сына на воспитание, она опять уехала жить в Европу.

Александра Коллонтай. Стакан воды

В странах Старого Света Александра познакомилась с Розой Люксембург и супругами Плехановыми, с которыми у нее остались надолго самые дружеские отношения. После смерти отца, молодая женщина продала доставшийся ей большой особняк и жила в большой съемной квартире, занимаясь писательством. Все три, напечатанные к тому времени книги, были посвящены социальным проблемам, борьбе женщин за свои права и нравственности пролетариата. Еще одним талантом, который обнаружился у Александры, был дар оратора. Она часто и вдохновенно выступала во время первой русской революции на разных собраниях социал-демократов, где познакомилась с Петром Масловым, который, несмотря на жену и детей стал любовником Александры. Несколько лет они тайно встречались, но Александре надоели эти неполноценные отношения, и она бросила Маслова, как только встретила еще одну свою любовь – Александра Шляпникова. Но и жизнь с молодым любовником не принесла счастья 39-летней Коллонтай. Ее раздражала необходимость отрываться от работы, только для того, чтобы приготовить мужчине обед или навести порядок. Доходы Александры ощутимо уменьшились из-за первой мировой войны, что тоже не способствовало хорошему настроению. Тем временем в Европе начались гонения на революционеров и Коллонтай, вместе с сыном, после двух дней ареста запретили въезд в несколько европейских государств. Положение спасло предложение из Америки, где Александре предлагали прочесть курс лекций, на что она согласилась и отправилась в США. Посетив 123 города, Коллонтай с огромным успехом справилась с задачей. Вскоре после отречения царя от престола, революционерку вызвал в Россию Ленин. Она должна была передать ему деньги, выделенные на организацию революции в России германским правительством.

В охваченной смутой стране, Александра встретила молодого и яркого революционера Павла Дыбенко, с которым у нее закрутился бурный роман. Несколько лет она наслаждалась своим счастьем, пока не поняла, что у Павла есть молодая женщина, с которой у него серьезные отношения.

Первая женщина посол

Понимая, что вскоре произойдет полный разрыв в большевистском движении, Коллонтай отправляется в Норвегию, где сходится с Марселем Боди, который занимал пост секретаря в миссии Советского государства. Наконец-то Коллонтай была счастлива, получив от Марселя все то, что искала в мужчинах всю жизнь. В это же время она получила предложение занять должность посла в Швеции.

Получая удручающие новости с родины, где родные рассказывали о репрессиях и голоде, Александра не находила себе места. Но по возвращению в родные края ее так же как и многих ожидал арест и допросы. Всех ее любовников арестовали по приказу наркома Ежова. Неизвестно каким образом, но Александра вышла из всего этого кошмара живой, и даже не была объявлена врагом народа. Она прожила до 80 лет и оставила о себе только хорошие воспоминания у современников.

Источники:

http://fb.ru/article/192086/teoriya-stakana-vodyi-aleksandryi-kollontay
http://ria.ru/20171018/1504094748.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59d35c15168a91bcc997ade0/5c2e2e0b8c276f00aa0e70c0

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector