Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Моей целью является: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

— научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

— отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

— создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС»

Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села

I квалификационной категории

с. Бижбуляк, 2015 г.

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

— развитию способности нестандартно мыслить;

— готовности к активности творческого характера;

-умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

-формированию эстетического отношения к миру.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно- эстетического развития младших дошкольников посредством:

— использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

— взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

— взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков, вместе с тем, проблема остается одной из самых неразработанных.

Моя работа строится по следующим принципам:

— развитие интересов, креативности и творческих способностей детей;

— создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников;

— стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

— научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

— отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

— создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

— специально организованное обучение;

— собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

— окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. На занятиях мы развиваем активность и самостоятельность детей. Помогаем вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учим сравнивать предметы, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как это они делали. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок и песен.

Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

Прежде всего, это:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:

1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

1.2. Направлять их творческую активность.

1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.

5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.

Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

Читать еще:  «Основные принципы воспитания детей. Ашер кушнир воспитание детей

Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала.

Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения — эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.

Рекомендации для педагогов и родителей

Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:

Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;

Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру;

Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;

Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;

Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;

Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Я хочу предложить вашему вниманию креативные раскраски.

Важная отличительная черта нового поколения раскрасок – сюжетность и интерактивность. Ребенок больше не является пассивной фигурой с карандашом в руке. Теперь он отважный первооткрыватель, участник или рассказчик историй, творец собственного фантастического мира.

Автор обращается к нему с каждой страницы раскраски с вопросом или заманчивым предложением: «Нарисуй жуков и улиток, прячущихся в листве», «Найди, у какой пироженки нет пары», «Преврати деревья в разноцветные пуговицы» и т.д.

Таким образом, раскраска не только вовлекает ребенка в забавный мир рисованных историй, но направляет его и помогает развивать свое творчество. Часто рисунки в них незакончены, истории обрываются на самом интересном месте, заставляя фантазию ребенка работать.

Раскраски нового поколения – это не только картинки, которые нужно разрисовать, но целые сборники заданий, игр и развлечений, способные надолго занять ребенка.

Изменились сюжеты и темы книг для раскрашивания. Все чаще они посвящены не абстрактным сценкам, а актуальным историям и сюжетам.

  • «Каракули-маракули» (автор Никалас Кэтлоу) (9 выпусков) — это мощный толчок к развитию творческих способностей, абстрактного и пространственного мышления, чувства цвета и свободы самовыражения ребенка.
  • «Читалка-рисовалка. Весёлое сказкотворенье всем на загляденье» (автор Александр Голубев)

В книге представлены разнообразные задания: найти отличия, пройти по лабиринту, дорисовывать недостающие детали, вписать в фон новые изображения.

Сказки любят все дети: и большие и маленькие. Даже если тебе два годика или целых сто.

Когда ты читаешь сказку, то все ее герои оживают. И некоторые оказались в этой книжке. Из своих сказок они принесли самые интересные задания — придется вспомнить сказку или даже прочитать заново. Дети на страницах встретятся с любимыми сказками, возможно по-новому взглянут на уже известных героев. Эта книга будет интересна детям, которые уже умеют самостоятельно рисовать, создавать целые образы.

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);

во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Справка

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

— организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

— экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

— организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

— разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

— создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

— консультирование и просвещение родителей;

— организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы — подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы — словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

— Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

— Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

— Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

— Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

— Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Информационная карта собственного педагогического опыта «Театральная деятельность в детском саду» «Театрализованная деятельность в детском саду» Сущность характеристики опыта. 1. Актуальность и перспективность опыта: Существует проблема,.

Консультация: «домашние животные» (из собственного опыта) Тема «Черепаха» Цель -продолжать знакомить детей с животными,в том числе и экзотическими; -учить ухаживать за своими питомцами; -побуждать рассказывать.

Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР» Мастер класс (Основная часть) Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя.

Мои увлечения! Стихи собственного сочинения! Очень рано в моей голове начали складываться рифмы. С начало я их напевала. А когда пошла в школу, начала записывать. Обычно мои стихи связаны.

Обобщение собственного педагогического опыта по взаимосвязи с семьей. Формы работы с родителями в первой младшей группе (из опыта работы) «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая.

Сказки в стихах Наступает ночь Солнышко, зевая, прячется за горизонтом. Засыпают звери и птицы… Пришла пора спать и тебе. А перед сном послушай Одну из.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнении АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:(ФИО,.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки (помощь аттестующимся) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:.

Справка о создании условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта Справка № ___ выдана классному руководителю Ушковой О. И. в том, что она создает в своей работе условия для приобретения обучающимися позитивного.

Стихи для детей собственного сочинения Моя Россия – моя Кубань. Мамина родина – Куст под окном Чёрной смородины В детстве моём. Слышу я оканье – Сердце щемит. Мамина родина Так.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Формирование творческой личности – одна из важных задач ФГОС на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования ;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно :

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства :

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

В группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС и возрастом детей.

Для развития детей в уголке подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Так же находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенных коробках. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному уголку имеется свободный доступ.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Частично сформировано – 46%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:
— это портрет;
— памятники;
— сказочно-былинный жанр;
— натюрморт;
— книжная графика;
— пейзаж.

Приготовила для детей следующие игры :

— «Соедини по линиям и раскрась»;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Радость творчества знакома каждому малышу.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Рисование по мокрому

Краски наносят на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски.

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/29/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-v-izobrazitelnoy
http://www.maam.ru/detskijsad/spravka-o-nalichi-sobstvenogo-inovacionogo-opyta.html
http://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-3781798.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector