Беседы с родителями по духовно нравственному воспитанию. Мастер-класс активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию». «Духовно-нравственное воспитание в школе и дома»»

мастер-класс «Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
статья на тему

Предлагаемый материал — это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания.

Предварительный просмотр:

люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги. »

Какие ёмкие и точные слова, сказанные в прошлом веке, но абсолютно не потеряли значения сегодня.

А на сегодняшний день мы имеем Федеральный Образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

. Названная Концепция представляет собой важный документ, нормативную основу взаимодействия школы с разными , как мы сейчас называем, (слайд ) субъектами социализации- семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями,учреждениями доп.образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Не вдруг и не сразу был принят этот документ, как не вдруг и не сразу мы заговорили о духовном кризисе. Наверно, боялись выносить сор из избы. И сейчас, когда деваться некуда, мы пытаемся вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла.

На сегодняшний день это, пожалуй, самая сложная проблема школы, семьи да и всего государства. Одним из направлений духовно-нравственного развития личности — это работа с родителями. Тема моего выступления «Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся». ( слайд ) Предлагаемый материал — это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания.

Для себя я обозначила ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовно-нравственных качеств обучающихся, сотрудничая при этом с семьёй. Я их условно делю:

  • проблемы,которые связаны с целями и содержанием образовательно- воспитательной работы школы и семьи;
  • проблемы,связанные со стемлением обучающихся работать над своим личностным развитием;
  • проблемы учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе семейного воспитания.

Безусловно, в реализации их обязателен единый подход семьи и школы.

Важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки духовно-нравственного воспитания. На родительском собрании в начале прошлого учебного года было сказано,что мы осущестляем социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание учащихся, на достижение какого идеала ( слайд ) ориентирует нас Концепция :

это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Уточнены базовые национальные ценности : ( слайд )

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • гражданственность;
  • -семья;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • традиционные российские религии.

Одна школа без участия родителей не справится с поставленными задачами. Это нацелело родителей на то, что необходимо сосредоточивать свои усилия не только на повышении успеваемости, но и с пониманием относиться к увлечениям своих детей, поощрять творческие занятия, поощрять нравственные поступки детей. Особенно большую роль здесь играют матери и порой сетуют,что отцы устраняются от сложных проблем воспитания, а часто решают их слишком просто. Я поддерживаю всячески их, привожу слова английского историка-социолога 19 в. Томас Бокль писал: «Поразительный факт,что у большинства замечательных людей были замечательные матери,что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов». Не знаю, успокаивают их эти слова, но говорю.

Большой круг сложных вопросов охватывают проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает,что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддержать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности. Те учащиеся, в семьях которых нет согласия, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала. Большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье.Если у родителей превалируют только «вещные» интересы, как мы называем «вещизм», это плохо сказывается на воспитании детей. Роль школы, классного руководителя — проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей. Это труднейшая работа, но классный руководитель обязан направить и подсказать. Проводили конференцию «Круг семейного чтения», устраивали выставку «Семейное хобби,увлечения, занятия». Конечно, я понимала, что что результат будет невелик. Но цель этих мероприятий — обратить внимание родителей, что помимо материальных должны быть ещё и духовные потребности в семье,которые играют большую роль в воспитании.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития обучающихся является создание трудовой атмосферы в семье. Я наблюдаю, как некоторые учащиеся отлынивают от обязанностей в классе,от летней практики, недобросовестно выполняют поручения. А почему? Пробелы в воспитании. Дома не имеют обязанностей, родители формируют иждивенческие настроения. Проблема назрела. Провожу родительское собрание «Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье». Предварительно провела анкетирование родителей и учащихся. Организовали выставку семейных поделок, собрание проходило в свободной дискуссии по результатам анкет. Приняты рекомендации. Стремление родителей и детей трудоустроиться летом доказывает,что не всё проходит мимо.

И наконец, много сложных вопросов включает проблема учёта возрастных и индивидуальных особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Поэтому большое внимание уделяю подбору диагностических методик, с помощью которых изучаю отношение учащихся, родителей к нравственным понятиям, состяние ребёнка,уклад жизни семьи, её духовные ценности и другое. В моей практике классного руководства имеют место регулярные нравственные классные часы. Это не время назиданий и нотаций, а совместного с учениками поиска истины, извлечения нравственных уроков. Ребята с удовольствием размышляют, спорят, им нравится самим для себя открывать жизненные истины.

Какой должна быть помощь родителям решении этих проблем? (слайд )

Педагогическое просвещение и индивидуальная работа. Какие формы я использую? ( слайд )

Как и все, родительские собрания. Но более оперативной формой являются родительские собрания с детьми. Родительское собрание «Трудовые традиции и трудовое воспитание с семье» я проводила с детьми. На такого вида собраниях вырабатывается единая линия воспитания, повышается ответственность как родителей, так и детей. При детях идёт взрослый разговор, они свидетели и участники его. Но я провожу не часто, а то теряется необходимый эффект.

Работа с родительским комитетом-одна из форм работы с семьёй. Работа проходит по утверждённому плану в начале учебного года. Очень важно, чтобы в его состав входили люди неравнодушные, инициативные, а задача классного руководиля — информировать по вопросам школьной жизни, направлять работу. Родительский комитет оказывает мне помощь и поддержку в решении довольно широкого круга вопросов. Ежегодно заслушивается отчёт о проделанной работе.

Педагогическое просвещение родителей.

Дело в том, что, хотя,как говорят,педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину знают все, на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Помощь школы, классного руководителя — важная задача.

В 80х годах сложился родительский всеобуч. Родители получали педагогические знания. Время меняется. Я убеждена, что эти знания нужны. В своём блоге я веду рубрику «Для вас,родители», помещаю необходимый материал, познакомила с сайтами, где можно найти полезную информацию, направляю по отдельным вопросам в службу «Доверия».

Существенным фактором влияния классного руководителя на совместную работу по духовно-нравственному воспитанию является индивидальная работа с родителями.

Посылаю электронной почтой рекомендации, вызываю для индивидуальной беседы, но проявляю необходимый такт. И убедилась, что жалобы не дают положительного результата, а иногда приносят вред. Антон Семёнович Макаренко проводил такую мысль, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Дети должны чувствовать ответственность за семью. Идея Макаренко заслуживает внимания , и в ней есть результат. Этот приём я использую. Задачу ставлю перед учащимися,они влияли на родителей и те включаются в работу. Работа над различными проектами предполагает участие родителей. Так в рамках проекта «Моя семья» изучали родословную семьи, узнали о предках, о профессиях, которыми они владели, интересах,делали выставку фотографий «Наши семейные традиции». Много внимания уделяю конкурсным работам на патриотическую тематику, принимали участие в семейной олимпиаде, посвящённой Году российской истории, ( слайд ) сейчас готовим в рамках регионального конкурса «Письмо губернатору,Год российской истории Тамбовской области и истории России» в номинации «Яркий момент в истории Тамбовской области и истории России». Решили рассказать о событиях 1812 года на Тамбовщине. Выдержка из работы «Правительство старалось заботиться о пленных, выплачивало им месячное жалование, провиант. Отношения с мирным населением были дружелюбные».

Читать еще:  Как правильно пользоваться восковыми полосками на ногах. Как пользоваться восковыми полосками для депиляции? Какие полоски для депиляции лучше

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего края. Мы тесно сотрудничаем городским музеем и помогаем в сборе материала о котовчанах, участниках войны. ( слайд ) Благодаря этой работе с привлечением родителей , у детей появляется интерес к истории родного края,культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки своих товарищей.

Благодатную почву для духовно-нравственного развития даёт совместное участие родителей и детей в социально значимых акциях «Спешите делать добро» (сбор для детей интерната ), «Всегда рядом» (для одиноких пенсионеров),празднование Дня победы и воинской славы. ( слайд )

Православные праздники, знания о них — это воспитание духовности.Это очень глубокая проблема,требующая тонкого подхода. Принцип «не навреди» во всех вопросах необходим, а в этом особенно. В учении Толстого духовность рассматривается как высшее начало в человеке. И это , действительно, так. В классе сложилась традиция проводить заочные экскурсии по святым местам с помощью презентаций, планируем вместе с родителями совершить поездку по святым местам нашей области. Готовясь и участвуя в православных праздниках,ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали. Во время подготовки таких мероприятий происходит единение детей,учителей и родителей , и это способ формирования единого школьного коллектива. Родители — участники всех событий и мероприятий, проводимых в классе, школе.

Для успешного взаимодействия с родителями я для себя выбрала два руководящих принципа : принцип сотрудничества : ( слайд

  • знать и учитывать личностные качества родителей и на основе этого создавать рабочую атмосферу в классе;
  • ценить в родителях компетентость, инициативу, ответственность;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.

Принцип уважения и доверия( слайд ):

  • уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
  • создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
  • избегать противоборства и конфликтов,т.к. В итоге страдают дети.

И в заключение хочу сказать, духовно-нравственное воспитание-это не вопрос одного дня, ежедневная работа и долгосрочная работа. Даже систематическая работа в этом направлении быстрого успеха не сулит. Но надо всем нам понять, что в данное время наиважнейшей задачей в работе с родителями является духовно-нравственное воспитание подрастющего поколения, от этого зависит будущее нашей страны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн.

Сообщение к конференции «Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Данный материал был представлен на педагогическом совете.

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога.

laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» — спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб.

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Ольга Кузнецова
«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов;

экскурсий в картинную галерею;

показа сказок (воспитателем, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы воспитателя, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

.Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

Развлечение для пап

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому, же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока: психология познавательной сферы (познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация). Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

Читать еще:  Фотографии зверей. Фото животных

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя. Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки.

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель, говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников, становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения — требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен — он недопустим.

«Что такое жертвенность?» Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Что такое жертвенность?»(Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы) Задачи: Приобщать детей к общечеловеческой.

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

Доклад к педагогическому совету «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

«Вифлеемская звезда». Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Скоро праздник – «Пресветлое Рождество Христово». Вифлеемская звезда».Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/сад №25 «Пчёлка» г. Смоленска Конашенкова.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии» Пятая заповедь Блаженства. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей Цель. Учить размышлять над нравственной сутью поступков, видеть вокруг себя красоту, любить и защищать её; пробуждать добрые чувства, желание.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по духовно нравственному воспитанию детей Тема: «Загляни в свое сердце» Цель: Познакомить детей с понятием «счастье»; побуждать детей к проявлению внимания и заботы о друге, показать.

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию детей и ознакомлению с основами православной культуры Тема: «Сострадание. Милосердие. Пример в милосердных делах и поступках святителя Николая Чудотворца». Цель: Формировать у детей интерес.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 лет Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Автор: Кочетова Ольга Александровна,.

Мастер-класс «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

Читать еще:  Реферат: Физическая культура в детском оздоровительном лагере школьников. Формы физического воспитания

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

— Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

— Имей терпение, — ответил учитель, — ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца — летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

— Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера — это значит воспитывать).

— Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник — это счастье….

Праздник — это жизнь….

Праздник — это путешествие

Праздник — это история

А какой сегодня праздник?

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы.

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

Сейчас я предлагаю поделиться Вас своими впечатлениями о проведенном мастер – классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте. (Слайд)

Сегодня я узнал(а), что …

Мне понравился прием …

Это я возьму на вооружение …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/02/03/master-klass-organizatsiya-raboty-s-roditelyami-po
http://www.maam.ru/detskijsad/-rabota-s-roditeljami-po-duhovno-nravstvenomu-vospitaniyu-detei-sobschenie-k-pedagogicheskomu-sovetu.html
http://infourok.ru/masterklass-aktivnie-formi-raboti-s-roditelyami-po-duhovnonravstvennomu-vospitaniyu-648893.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector