Богатый и нищий. Сибирские сказки

Богатый и нищий. Сибирские сказки

Жил брат бедный и богатый. У бедного много было детей. А богатый был только с женой, а детей не было. Богатый бедному помогал в одежде и в пище. Жена и стала ругать богатого: «На что ты помогаешь?» Он стал украдкой давать. Бедный и говорит своей жене: «Я, говорит, поеду счастья и доли искать». Запрег свою клячонку и поехал. Ездил он три года; в исходе третьего года ехал он лесом; только поздно стало, так он и остался ночевать в лесу. Лошадь привязал к дереву. Большой птицей было свито гнездо. Он влез в это гнездо и лег спать. Вдруг ночью поднялся шум; едут разбойники к этому дереву. Побыли несколько у этого дерева, попили, покутили и поехали. А мужичок с дерева все глядит, куда они поедут. Приехали они к дому и говорят: «Двери, двери, отворитесь!» Двери отворились. Они взошли; побыли там несколько времени, выходят. «Двери, двери! Затворитесь!» Двери затворились. Разбойники уехали.

Мужик слез с дерева; отвязал свою лошадь и поехал к этому дому. «Двери, двери! Отворитесь!» Двери отворились. А там было у них много коней; взял одну лошадь, запряг в их телегу. Так их лошадь была хороша; он давай ее нагружать платьем. Выехал и сказал: «Двери, двери! Затворитесь!» Двери затворились. Поехал он опять своей дорогой. До своего города не доехал, остановился в лесу ночевать; свернул в буерак, оставил лошадей, привязал их к деревьям. Вдруг эти разбойники вдогонь за ним, стучат, гремят. Видят, что до города немного осталось. «Нет, говорит, верно нет ничего; надо назад воротиться». Так и воротились.

Мужик отвязал лошадей от деревьев и поехал. Приехал домой и говорит детям: «Берите мешки, давайте таскать мешками деньги и платье». Стали они хорошо жить; богатый стал бедному завидовать. «Где ты, говорит, брат, денег взял?» Несколько тысяч отчел бедный, приносит богатому: «Вот, говорит, за то, что ты мне помогал». Тот говорит: «За что, за что?» Тот оставил их на столе, сам ушел. Стал он хорошо детей своих водить; снял себе постоялый двор в городе, стал дворничать; стал учить дочь свою грамоте. Богатый брат все приставал к бедному: «Где ты столько денег взял?» Тот ему все рассказал, что так и так.

У богатого и так денег много, а он еще больше хочет. Запрег лошадей, поехал за деньгами. Приехал к дому и говорит: «Двери, двери! Отворитесь!» Двери отворились, он взошел. Давай нагружать подводы деньгами. Разбойники и застали его, «А, говорят, какими судьбами сюда попал? Если, говорят, не скажешь, то тебе голову долой. А если скажешь, то тебя пустим». Он и давай рассказывать: «Мой брат, говорит, ездил; остановился в лесу ночевать, влез в гнездо, там спать лег. Приехали разбойники, попировали и поехали к дому, сказали: „Двери, двери! Отворитесь!“ Двери отворились, а все видел и слышал». — «А где, говорят, он живет?» — «Теперь в эдаком-то городе стал дворничать». Ну и отпустили его.

Разбойники и говорят: «Отомстим, говорят, ему!» Взяли много пустых бочек, насажали туда разбойников, а впереди повезли две бочки с вином: будто весь обоз с вином идет. На заставе посмотрели в первые бочки, видят, что вино, пропустили. Они прямо к этому дворнику ночевать. Часов в двенадцать ночи выходит атаман и говорит своим: «Когда я скажу: „пора!“ — все вылезайте». А дочь дворника в это время не спала, училась с учителем и услыхала. А атаман пришел к этому дворнику, начал его вином поить; поил, поил, да сам тут же и заснул. Дочь дворника взяла кинжал, главному атаману голову отрубила. И говорит она учителю: «Поди ты, собери солдат, кругом дома обставь». Тот пошел, сейчас постановил кругом дому. Она вышла и сказала: «Пора!» Разбойники все из бочек повыскакали. Солдаты всех их переловили, в острог посадили. А этот дворник стал жить-поживать.

Записана И. А. Худяковым от уроженца Рязанской губернии. Текст приводится по И. А. Худяков / Великорусские сказки. Великорусские загадки (Тропа Троянова, 2001)

Сказка соответствует типу: AT 676 Сезам, отворись = ВСС 676 Два брата и сорок разбойников («Али-Баба»)

Богатый и нищий. Сибирские сказки

составитель и автор предисловия: Афанасий Лазаревич Коптелов

О наших сказках

Широка и необъятна Сибирь.

Много племён и народов населяет её. Кто эти люди? Где они жили и живут?

Откроем карту. Вот течёт с юга на север великая река Обь. Она начинается около города Бийска, где сливают свои воды мутная Катунь и зелёная, как малахит, Бия. Эти реки являются истоками Оби. Катунь берёт своё начало из ледника Белухи. Бия вытекает из Телецкого озера, которое местные жители за красоту его называют Золотым. Бия и Катунь протекают по Горно-Алтайской автономной области. Там живут алтайцы. В старое время они кочевали из долины в долину. Лето и зиму жили в юртах, сделанных из жердей и коры лиственницы. Они занимались скотоводством, ходили в тайгу на охоту.

На запад от них, в верховьях реки Томь живут шорцы, промышляют в тайге белку и соболя. Те горы богаты рудами.

Один из охотников нашёл железную руду. Теперь там — рудник.

Из Горной Шории поезда доставляют руду домнам Кузнецкого металлургического комбината.

Томь несет свои воды на север, ниже Томска сливается с Обью, великой рекой. Многоводная Обь прорезает бескрайнюю тайгу. В тайге много зверя, в реках много рыбы. По берегам Оби и её притоков живут ханты. Они тоже были кочевниками. В летнее время жили в берестяных шалашах, зиму коротали в землянках — карамо. Занимались ханты охотой и рыбной ловлей, в осеннюю пору сбивали с деревьев кедровые шишки и добывали из них вкусные орешки.

Читать еще:  Как избавиться от растяжек (стрий), эффективные методы удаления и профилактики растяжек. Как убрать растяжки в домашних условиях

А недавно геологи стали бурить земную толщу и нашли здесь богатейшие запасы нефти и газа. Речные танкеры уже перевозят ту нефть на Омский завод, где из неё получают бензин.

Скоро через тайгу будут проложены стальные трубы. По ним нефть и газ потекут к городам Сибири, к заводам Кузбасса.

Рядом с хантами живут ненцы, тоже в прошлом кочевой народ. Теперь они пасут большие колхозные стада оленей в необъятной тундре, что раскинулась до самого Ледовитого океана.

Вот течёт с юга на север другая великая река — быстрый Енисей. Истоки этой реки — на хребте Танну-Ола. На берегах Верхнего Енисея и его притоков, за голубыми Саянами — селения тувинцев. В прежнее время, подобно другим кочевым народам Сибири, трудовое население этого края жило в страшной бедности. Ламы (монахи) собирали дань на монастыри, шаманы требовали лошадей в жертву богам.

Быстрый и могучий Енисей прорвался через хребет Западный Саян на север и вышел в Минусинскую котловину. Слева примчал к нему свои воды Абакан. Там горы невысокие, мягкие. Леса на них нет. Долины широкие — тоже без леса. Потому и называют эти долины степями. Там кочевали хакасы, разводили скот, главным образом — лошадей.

Теперь там прошла железная дорога, построены красивые города, открыты рудники. Скоро к самому Абакану, центру Хакасской автономной области, подступит Енисейское «море». Оно возникнет после того, как недалеко от Красноярска будет закончено строительство крупнейшей в мире Красноярской ГЭС.

В Хакасии начинается строительство ещё более мощной гидростанции — Саянской. Её плотина перегородит Енисей поблизости от села Шушенского, где провёл три года в ссылке Владимир Ильич Ленин.

Хакасы так же, как алтайцы, буряты, тувинцы и другие народы Сибири, распростившиеся с кочевой жизнью, на месте пастушеских стойбищ построили большие сёла.

В низовьях Енисея и по его многочисленным притокам бродили по тайге эвенки. Их так и называли «бродячими людьми». Они ездили на оленях, жили в юртах из оленьих шкур. Охотились на зверей и птиц. Купцы спаивали их, забирали у них пушнину, платя за неё жалкие гроши.

Неподалёку от тех мест заканчивается строительство Братской гидростанции, второй на Ангаре. Еще ближе к эвенкам будет построена Нижне-Илимская ГЭС, третья на этой великой реке.

На севере у эвенков есть соседи — долгане. Это маленькая народность, но она с давних времён славилась тем, что у неё так же, как и у других народов Сибири, много интересных сказок.

Теперь взглянем на восток, где плещется «священное море» — Байкал. Это одно из крупнейших озёр. Народ сложил о нём много песен, стихов. С юго-востока в Байкал впадает быстрая Селенга. По берегам Байкала и Селенги живут буряты, прославленные скотоводы, рыбаки и охотники.

Между землями хакасов и бурят на склонах горного хребта Восточный Саян кочевали тофалары. Они не знали ни лошадей, ни коров. В 1908 году тофаларов насчитывалось только четыреста человек. Число их с каждым годом сокращалось. Как многие другие народы Сибири, до революции тофалары вымирали. К нашим дням их не осталось бы совсем. Советская власть их спасла, дала им счастье и радость. Бывшие кочевники живут в добротных домах. Число тофаларов быстро увеличивается. Дети учатся в школах. Об их здоровье заботятся врачи.

В горах возле Байкала родилась Лена, одна из великих рек Сибири. По её берегам и бесчисленным притокам кочевали якуты. Царь ссылал туда, в самый морозный край, революционеров. Теперь в столице Якутии — городе Якутске — открыт университет. Здесь так же, как в Бурятии, Туве и Хакасии, свои театры, свои научно-исследовательские институты.

На берегах Лены тоже найдена нефть. Скоро там будет богатейший нефтяной промысел.

Железная дорога связала Лену со всей страной. В зоне вечной мерзлоты строятся свои гидростанции.

Сейчас Якутия славится уже не столько золотом и пушниной, сколько алмазами. Их нашли советские геологи. В северной тайге вырос город Мирный, налажена богатая добыча.

А якутские сказки — это алмазы народного творчества.

Якуты внесли заметный вклад в ценнейшую сокровищницу сказок народов, населяющих нашу Сибирь.

Русские люди уже несколько веков живут рядом с алтайцами, хакасами, бурятами, якутами, эвенками. С первого знакомства русские крестьяне стали передавать своим соседям-кочевникам культурные навыки. Они учили строить избы, пахать землю, разводить молочных коров. Но дело шло очень медленно. Баи, купцы и чиновники грабили народ, а царизм натравливал одно племя на другое.

Письменности у кочевников не было, и литература у них развивалась только устная: сказки, песни, былины. В этих произведениях была выражена надежда на освобождение от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве трудящихся. В былинах и сказках народ обличал и высмеивал ханов и князьков, баев и шаманов. Он славил, воспевал героев, в суровой борьбе побеждавших поработителей. В сказках народ по-своему, часто иронически, объяснял многие явления природы и тем самым спорил с ламами и шаманами, которые пытались втолковать неграмотным людям, что всё будто бы создано богом и всё остаётся неизменным. Они говорили:

— Бог создал бурундука полосатым, а зайца выпустил на свет с раздвоенной губой…

А народ спорил, смеялся и своими ироническими сказками отвечал:

— Нет, бурундук полосатым стал оттого, что его погладил дедушка медведь.

Читать еще:  Как избавиться от подозрительности и ревности. Работа над собой. Видео о том, как избавится от ревности к мужу

— Нет, у зайца верхняя губа раздвоилась оттого, что он много хохотал. Помните, когда он овец перепугал.

Народ мечтал о покорении сил природы и мечту свою выразил в чудесных сказках. Так, эвенкийские женщины сделали мальчику железные крылья, и он поднялся на этих крыльях к облакам. Одна женщина в хантыйском стойбище выткала чудесное полотенце, на нем ее муж переплыл море. А на Алтае богатырь Сартакпай строил мосты через бурные реки, прокладывал дороги и даже пытался заставить молнию освещать ночью землю.

Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать.

Но до Октябрьской социалистической революции эти произведения почти не были известны русскому читателю.

За годы советской власти, под руководством Коммунистической партии, как мы уже видели, в корне изменена жизнь народов Сибири. Наравне со всеми народами нашей родины они стали сами управлять своим социалистическим государством — братским Союзом Советских Социалистических Республик. У всех народов Сибири созданы свои автономные советские социалистические республики, автономные области или национальные округа. С братской помощью великого русского народа все кочевые народы, создав колхозы, перешли на оседлую жизнь. Дымную и холодную юрту они заменили светлым и тёплым домом. В тайге для охотников построены фактории и охотничье-промысловые станции. Всюду проложены дороги. В самые отдалённые районы пришли машины. Тракторы подняли вековую целину. В национальных республиках и областях построены фабрики и заводы. У всех народов создана своя письменность, ликвидирована неграмотность. Появились свои врачи, инженеры, агрономы, кандидаты и доктора наук. Выросли свои поэты, писатели и драматурги. Их голоса слышны всей стране. Их книги переведены на русский язык, изданы в Москве, Новосибирске, Иркутске и других городах. Лучшие произведения искусства народы Сибири показывают трудящимся нашей родины со сцены московских театров.

СИБИРСКИЕ СКАЗКИ (2 стр.)

В горах возле Байкала родилась Лена, одна из великих рек Сибири. По её берегам и бесчисленным притокам кочевали якуты. Царь ссылал туда, в самый морозный край, революционеров. Теперь в столице Якутии – городе Якутске – открыт университет. Здесь так же, как в Бурятии, Туве и Хакасии, свои театры, свои научно-исследовательские институты.

На берегах Лены тоже найдена нефть. Скоро там будет богатейший нефтяной промысел.

Железная дорога связала Лену со всей страной. В зоне вечной мерзлоты строятся свои гидростанции.

Сейчас Якутия славится уже не столько золотом и пушниной, сколько алмазами. Их нашли советские геологи. В северной тайге вырос город Мирный, налажена богатая добыча.

А якутские сказки – это алмазы народного творчества.

Якуты внесли заметный вклад в ценнейшую сокровищницу сказок народов, населяющих нашу Сибирь.

Русские люди уже несколько веков живут рядом с алтайцами, хакасами, бурятами, якутами, эвенками. С первого знакомства русские крестьяне стали передавать своим соседям-кочевникам культурные навыки. Они учили строить избы, пахать землю, разводить молочных коров. Но дело шло очень медленно. Баи, купцы и чиновники грабили народ, а царизм натравливал одно племя на другое.

Письменности у кочевников не было, и литература у них развивалась только устная: сказки, песни, былины. В этих произведениях была выражена надежда на освобождение от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве трудящихся. В былинах и сказках народ обличал и высмеивал ханов и князьков, баев и шаманов. Он славил, воспевал героев, в суровой борьбе побеждавших поработителей. В сказках народ по-своему, часто иронически, объяснял многие явления природы и тем самым спорил с ламами и шаманами, которые пытались втолковать неграмотным людям, что всё будто бы создано богом и всё остаётся неизменным. Они говорили:

– Бог создал бурундука полосатым, а зайца выпустил на свет с раздвоенной губой…

А народ спорил, смеялся и своими ироническими сказками отвечал:

– Нет, бурундук полосатым стал оттого, что его погладил дедушка медведь.

– Нет, у зайца верхняя губа раздвоилась оттого, что он много хохотал. Помните, когда он овец перепугал.

Народ мечтал о покорении сил природы и мечту свою выразил в чудесных сказках. Так, эвенкийские женщины сделали мальчику железные крылья, и он поднялся на этих крыльях к облакам. Одна женщина в хантыйском стойбище выткала чудесное полотенце, на нем ее муж переплыл море. А на Алтае богатырь Сартакпай строил мосты через бурные реки, прокладывал дороги и даже пытался заставить молнию освещать ночью землю.

Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать.

Но до Октябрьской социалистической революции эти произведения почти не были известны русскому читателю.

За годы советской власти, под руководством Коммунистической партии, как мы уже видели, в корне изменена жизнь народов Сибири. Наравне со всеми народами нашей родины они стали сами управлять своим социалистическим государством – братским Союзом Советских Социалистических Республик. У всех народов Сибири созданы свои автономные советские социалистические республики, автономные области или национальные округа. С братской помощью великого русского народа все кочевые народы, создав колхозы, перешли на оседлую жизнь. Дымную и холодную юрту они заменили светлым и тёплым домом. В тайге для охотников построены фактории и охотничье-промысловые станции. Всюду проложены дороги. В самые отдалённые районы пришли машины. Тракторы подняли вековую целину. В национальных республиках и областях построены фабрики и заводы. У всех народов создана своя письменность, ликвидирована неграмотность. Появились свои врачи, инженеры, агрономы, кандидаты и доктора наук. Выросли свои поэты, писатели и драматурги. Их голоса слышны всей стране. Их книги переведены на русский язык, изданы в Москве, Новосибирске, Иркутске и других городах. Лучшие произведения искусства народы Сибири показывают трудящимся нашей родины со сцены московских театров.

Читать еще:  Куда утекает энергия?! Куда уходит жизненная энергия и как ее вернуть? Недостаток общения с природой

По совету Алексея Максимовича Горького писатели любовно и заботливо собрали «жемчужины народного творчества». От народных певцов и сказочников они записали устные художественные произведения – былины, песни, сказки.

В Сибири записано много замечательных русских сказок. Они издавались в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Поэтому мы печатаем здесь только сказки тех народов, творчество которых малоизвестно. Русскому читателю будет интересно познакомиться с тем, что в веках создали его талантливые соседи.

Сказки в нашей книге разные. Одни из них публикуются в том виде, в каком они были записаны русскими писателями от сказителей, другие печатаются в литературной обработке, третьи принадлежат перу литераторов, но созданы они по народным мотивам. Основа у всех сказок, включенных в этот сборник, одна и та же – народное творчество, народная мудрость.

Здесь есть сказки, сложенные при советской власти. В них – радость и счастье народа. Есть и старые сказки о борьбе с баями и ханами. В эту борьбу вступают молодые, смелые, сильные люди, юноши и девушки. Они борются за радость и свободу для всех трудовых людей. Иногда они побеждают благодаря своей богатырской силе, иногда благодаря уму и находчивости. Правда и победа всегда на их стороне. Это было выражением мечты о свободной жизни. Народ осуществил свою прекрасную мечту.

Есть старые сказки о покорении сил природы. В далёкую прежнюю пору это было смелой мечтой. В наше время мечта стала былью: построены дороги, железные птицы переносят человека на далёкие расстояния с быстротой звука, молния служит людям, наши космонавты в чудо-кораблях осваивают пространство, отделяющее Землю от ее соседки Луны, многочисленные «моря», созданные советскими людьми, изменили географический облик страны.

Ещё вчера смелые мечтания называли сказочными. Сегодня сказка трудом народа превращена в быль.

На Алтае, в устье реки Ини, жил богатырь Сартакпай. Коса у него до самой земли. Брови – точно густой кустарник. Мускулы узловаты, как нарост на берёзе – хоть чашки из них режь.

Ещё ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая: он стрелял без промаха.

Копытных зверей, бегущих вдали, всегда метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он целился ловко.

Не пустовали его арчемаки (арчемаки – кожаные мешки, перекинутые через седло). К седлу всегда была приторочена жирная дичь. Сын Адучи-Мерген, ещё издали услыхав топот иноходца, выбегал навстречу отцу, чтобы расседлать коня. Сноха Оймок готовила старику восемнадцать блюд из дичи, десять напитков из молока.

Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы. Надоело Сартакпаю видеть слёзы алтайских рек, надоело слушать их немолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына:

– Ты, дитя, иди на юг, а я на восток пойду.

Адучи-сын пошёл к горе Белухе, поднялся туда, где лежит вечный снег, стал искать пути для реки Катуни.

Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к жирному озеру Юлу-Коль. Указательным пальцем правой руки Сартакпай тронул берег Юлу-Коля – и следом за его пальцем протекла река Чулышман. В эту реку с весёлой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды.

Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем провёл по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай.

– Оказывается, левой рукой я тоже работать умею. Однако не годится такое дело левой рукой творить.

И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кокбаша и тут влил её в Чулышман и повёл все воды одной правой рукой вниз, к склонам Артыбаша. Тут Сартакпай остановился.

– А где же сын мой, Адучи? Почему не идёт мне навстречу? Слетай к нему, чёрный дятел, посмотри, как работает Адучи-Мерген.

Чёрный дятел полетел к горе Белухе, от Белухи река Катунь бежала на запад. Дятел устремился следом за рекой.

Недалеко от Усть-Коксы догнал он силача Адучи. Тот вёл Катунь всё дальше к западу.

– Что ты делаешь, Адучи-Мерген? – крикнул дятел. – Отец твой уж полдня ждёт тебя в Артыбаше.

Сын сейчас же повернул Катунь на северо-восток.

Дятел поспешил к Сартакпаю.

– Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к западу начал вести, теперь повернул её на восток. Через три дня он будет здесь.

– Славный дятел, – сказал Сартакпай, – ты мою просьбу уважил. За это я научу тебя, как всегда сытым быть. Ты не ищи червей в земле, не лазай за мошками по веткам деревьев, а уцепись когтями за ствол, стукни клювом по коре и крикни: «Киук-киук! Караты-хана сын свадьбу справляет, киук! Наденьте жёлтую шёлковую шубу, чёрную бобровую шапку. Скорей, скорей! Караты-хана сын вас на свадьбу зовёт!» И все черви, букашки, мошки тотчас выбегут из-под коры на свет.

Вот с тех пор и доныне дятел кормится так, как научил его старик Сартакпай.

Источники:

http://www.ru-skazki.ru/rich-and-poor.html
http://www.litmir.me/br/?b=197974&p=1
http://dom-knig.com/read_188242-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector