Браки у жены много мужей. Многомужество: ученые говорят, что это естественно

Браки у жены много мужей. Многомужество: ученые говорят, что это естественно

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор.

Что говорят антропологи

Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей — явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали.

Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Матриархат

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству.
Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Моногамны ли женщины?

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других.
Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Читать еще:  Как развиваться умственно каждый день. Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

Полиандрия сегодня


В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.

У каких народов в семье одна жена и несколько мужей, и почему это происходит

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Одна жена для всех братьев — Тибет

Полиандрия долгое время была наиболее популярной формой семейного уклада в Тибете. И сегодня, по данным статьи М.К. Гольдштейна «Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете», более 15 % замужних женщин имеют 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность. Одна женщина не родит слишком много детей, а несколько сильных работников в хозяйстве — это гарантия, что дети будут сыты и одеты.

Фратернальная (братская) полиандрия — это вынужденное решение для бедных семей, в которых не желают раздела имущества между братьями. Не приходится платить за каждую невесту для каждого, одна жена — это существенная экономия средств. Отцовство в таких семьях официально числится за старшим братом.

Женщина в такой семье не является главой, даже на равенство рассчитывать не приходится. Лидерство также принадлежит старшему брату. И работать приходится очень много, ведь следует кормить всех членов семьи, поддерживать порядок в доме, ежедневно ухаживать за скотом, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Это способствует преждевременному старению женщин.

Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. И если один из них длительное время остается без внимания жены, то тибетская традиция характеризует такую ситуацию как его личную проблему. Мужчине следует приложить все усилия, чтобы заслужить расположение жены. Если его попытки были безуспешными, к невестке с просьбой поспособствовать налаживанию сексуальных отношений обращалась свекровь.

Читать еще:  Санитарно-гигиенический уход за больными. Роль личной гигиены и гигиенических процедур в жизни особенных детей и молодых инвалидов

Если мужчина оставался невостребованным длительное время, он должен был покинуть семью, отправиться в монастырь или на службу в другое хозяйство.

Совместное отцовство на острове Тробриан

В Северо-Западной Меланезии женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Семьи туземцев устроены по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, а заботятся о них в большей степени дяди (братья матери), чем биологические отцы.

Мужья в знак благодарности за любовь женщины проявляют к малышам расположение и всяческое участие: носят на руках с младенчества, ласково общаются, помогают познавать мир, играют. Это скорее доброжелательный друг, чем воспитатель. Впрочем, дети и не наследуют отцовское имущество, оно переходит к его племянникам. Побыв некоторое время в обществе своих детишек, мужчина должен был приступить к своим прямым обязанностям — работать на благо рода, в том числе собственных сестер и их потомства. И вот по отношению к своим племянникам островитяне демонстрируют строгость: требуют дисциплины, внимательности во время обучения ремеслам и охоте.

Такой семейный уклад основан на убеждении, что зачатие ребенка в большей степени процесс сакральный, но не результат физиологического взаимодействия мужчины и женщины. Английский антрополог Б. Малиновский объясняет верования представителей Меланезии так: дети — это маленькие духи, которые появляются в теле женщины при содействии духа ее кровной родственницы (как правило, бабушки или матери).

«Товарищество по жене» у чукчей

У северных народов применялись разные способы устройства семьи — и полиандрия, и полигиния. Полигамные браки позволяли улучшить материальное благосостояние семьи — мужья или жены добросовестнее ухаживали за скотом, чем наемные рабочие, что способствовало росту численности поголовья, а значит и приумножению богатства.

Одной из удивительных семейных традиций у чукчей является «переменный брак». Мужья могли обмениваться женами на любой срок, такие связи имели постоянный характер. Во взаимоотношениях не запрещалось участвовать холостым или овдовевшим мужчинам. Чем больше у главы семейства было «товарищей по жене», тем он считался более влиятельным и уважаемым.

Цель обмена — вовсе не яркие сексуальные впечатления, а укрепление социальных связей в сообществе. «Товарищи» по жене считались родственниками первого порядка. Они должны были поддерживать друг друга, заботиться о потомстве каждого участника группового брака. Все дети «товарищей» считались родными или двоюродными братьями и сестрами.

Более того, все мужчины из такой семейной ячейки обозначались как «группа сердца», что означало необходимость осуществлять кровную месть в случае, если кому-то из них посторонние причиняли вред. Обычай кровной мести охватывал лишь самых близких родственников у народов Чукотки.

Российский этнограф В. Богораз отмечает, что пренебрегающие традицией обмена женами обрекают себя на незавидную участь. У них нет товарищей, им не приходится рассчитывать на помощь доброжелателей и покровителей в случае беды.

Как обзаводятся мужьями в Нигерии

Полиандрия в племенах Нигерии и Камеруна имела форму вторичного брака. Женщина выходила замуж за своего возлюбленного, рожала детей, заботилась о домочадцах — все как в обычной семье. А когда истекал послебрачный период, она могла выйти замуж за другого мужчину. При этом жечь мосты было вовсе не обязательно — каждый брак считался пожизненным. Вместе с новым мужем африканка обретала и новый дом. Женщина могла отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент. Дети всегда оставались с отцом, с ними приходилось разлучаться для вступления в новые отношения.

Читать еще:  Лепим руки для куклы из полимерной глины. Мастер-класс по созданию шарнирной куклы

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

4 страны, где разрешено многомужество

Историями о многоженстве сегодня никого не удивить, так как эта традиция сохранилась не только у ряда племен, но и вполне успешно сосуществует в современном обществе цивилизованных стран.

Другое дело – многомужество, которое в диковинку для многих сильных и независимых женщин.

Одна жена на три мужа

Оптимальным количеством мужей на территориях, где поддерживает многомужество, считалось трое. Но если кто-то не вписывался в эти стандарты, то на нее косо не смотрели.

Самым известным местом для практики такого брака является Тибет . Причина тому – банальная нехватка представительниц слабого пола.

Кроме этого из-за истощенной высокогорной почвы, а также сложных условий проживания даме было гораздо выгоднее иметь в хозяйстве двоих-троих выносливых мужчин. Даже сегодня в тех краях парочкой мужей никого не удивить.

Причем для удобства практикуется фратернальный формат многомужества, который на деле показывает, что не женщина выбирает мужа, а все же он ее. Старший брат выбирал даму сердца, а остальные помладше автоматически записывались в супруги. Это позволяет не дробить наследство.

Сохранилась традиция в Меланезии , причем здесь барышня может выбирать отдельно мужчину для отцовства, а отдельно – для плотских утех.

При этом родившиеся наследники будут числиться за материнским родом даже при условии, что заботы о них должны проявлять исключительно мамины братья, которые в будущем передадут им часть наследства.

В Непале (некоторых его районах) используется такая же система, как в Тибете. И причины у нее те же – нежелание дробить с трудом полученные пусть и малоплодородные земли между людьми, не входящими в семейный круг.

Как только дети достигают момента вступления в наследство, им передается все имущество.

Немного по-другому дела обстоят в Нигерии . Здесь девушка может получить несколько супругов, но сначала должна официально связать себя узами брака с одним, пожить с ним установленный обществом срок, а уже потом снова бежать под венец.

В итоге, за свою жизнь женщина может переехать раз десять, кочуя от одного мужа к другому. И если ей что-то не понравится, то за ней сохранено право вернуться к кому-то из бывших на законном основании.

Впрочем, «плата» за такой образ жизни высока – детям положено оставаться с папами.

Другие страны

Помимо перечисленных территорий подобный брачный формат можно встретить в некоторых регионах Шри-Ланки, южных областях Индии, где сохранился ортодоксальный буддизм. Есть такое и в индейских племенах, оставшихся в Южной Америке.

Согласно исследованиям, эскимосам и алеутам тоже разрешается многомужество, хотя на практике встречается оно нечасто.

Понравилась статья. Тогда подписывайтесь на канал , ставьте лайк и ежедневно читайте интересные и познавательные материалы!

Источники:

http://russian7.ru/2015/08/zhenskaya-poligamiya-pravda-ili-vymysel/
http://kulturologia.ru/blogs/220318/38289/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c483a06fad3ae0597752cf1/5c50443e327a7c00ac19be5c

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector