Братья Райт: «крылатые» факты авиации. Кто изобрел первый самолет

ПЯТЬ УЧЕНЫХ, КОТОРЫЕ ПОЖАЛЕЛИ О СВОИХ ИЗОБРЕТЕНИЯХ

Совершая открытия и создавая изобретения, инженеры и ученые, как правило, стремятся облагодетельствовать человечество. Однако порой то, что начинается благими намерениями, на деле заканчивается страданиями миллионов людей. Сегодня мы расскажем о пяти гениях, которые сильно пожалели о своих изобретениях.

Нобель был выдающимся шведским химиком, изобретателем и инженером. Уже в возрасте 17 лет он свободно разговаривал на 5 языках. Сегодня его знают как создателя Нобелевской премии — награды для тех, кто в течение года принес человечеству наибольшую пользу. Идея награды появилась у Нобеля благодаря его собственному изобретению — динамиту, который был запатентован в 1867 году.

Разрабатывая взрывчатку, Нобель стремился создать более стабильную форму нитроглицерина, который в свое время убил младшего брата изобретателя. Нобель считал, что его детище положит конец войне.

«Возможно, мои заводы остановят войны раньше, чем это сделают политики. Когда два армейских корпуса смогут уничтожить друг друга в одно мгновение, все развитые страны похолодеют от ужаса и расформируют свои армии», — мечтал Нобель.

Однако на практике военные быстро оценили возможности динамита и с радостью приняли его на вооружение. Динамит уничтожил так много людей, что одна французская газета сообщила о смерти изобретателя как о радостным событии:

«Le marchand de la mort est mort (Торговец смертью мертв)», — возвестило издание.

Нобель очень переживал, что его детище стало причиной гибели огромного числа людей. Вот почему он передал большую часть наследства на учреждение Премии мира.

Артур Галстон: агент оранж

Артур Галстон — американский ботаник, искавший методы ускорения роста ценных культур. Ученый занимался синтезом дихлорфеноксиуксусной кислоты — вещества, ускоряющего плодоношение соевых бобов. Однако коллеги Галстона использовали его наработки для создания химического оружия. Созданный ими химикат получил название «агент оранж» и был использован во время войны во Вьетнаме для уничтожения вражеских посевов. Вещество оказалось эффективным. Как выяснилось позже, агент оранж оказался причиной врожденных дефектов у сотен тысяч детей и проблем со здоровьем у огромного количества взрослых.

Галстон выразил протест против такого использования своей разработки. Ученый боролся за запрет агента оранж с 1965 по 1971 год, когда, наконец, химикат был изъят из оборота.

Галстон не считал себя виновным в последствиях использования вещества, ведь он не принимал решения о применении агента оранж на войне.

«Занимаясь наукой, вы не знаете, как будут использованы плоды вашего творчества. Любое открытие является нейтральным с моральной точки зрения. Люди могут использовать его как для благих, так и для разрушительных целей. Это не вина науки», — сказал Галстон в интервью The New York Times.

Все, что хотел Калашников, — защитить свою страну. С этой мыслью он отправился на военную службу. Не раз будущему изобретателю приходилось слышать жалобы товарищей на ненадежные и опасные в использовании винтовки, находившиеся на вооружении у Советской Армии. Соединив интерес к оружию и инженерный талант, Калашников создал свое главное детище — автомат, получивший наименование АК-47.

«Это самое популярное и эффективное огнестрельное оружие в мире. Его конструкция настолько проста, что во многих странах автомат стоит дешевле, чем живой цыпленок», — пишет Washington Post.

Автомат Калашникова дешев в производстве, легок, прочен и пригоден для использования в любых климатических условиях. Будучи удостоенным звания Героя России, Калашников всю жизнь гордился заслугами перед страной.

К сожалению, многие террористические группы наладили кустарное производство АК-47. Попадание оружия на службу преступников огорчало изобретателя.

«Я горжусь своим изобретением, но мне грустно, что его используют террористы. Если бы у меня был выбор, я бы предпочел изобрести какое-нибудь полезное устройство для фермеров, например, газонокосилку», — рассказал Калашников The Guardian.

Из ста миллионов АК-47, произведенных к 2009 году, половина была изготовлена в подпольных условиях. Создатель автомата был настолько угнетен этим фактом, что написал письмо главе Русской Православной Церкви.

«Моя душевная боль невыносима. Я мучаюсь вопросом: если моя винтовка убивает людей, несу ли я ответственность за их смерть?» — спрашивал Калашников у Патриарха.

Церковь сняла с изобретателя вину и поблагодарила за службу, а спустя полгода Калашников скончался.

Все слышали о том, как Орвилл и Уилбур Райт изобрели и построили первый самолет, а затем поднялись на нем в воздух. Всю жизнь пропагандируя использование авиации в мирных целях, Райты не ожидали увидеть, как плоды их творчества применяются в качестве оружия.

Братья продавали самолеты армии США, но считали что крылатые машины будут использоваться военными только для наблюдения за противником. Переживший Первую мировую войну Орвилл понял, какие разрушения приносит использование военной авиации.

«Самолет сделал войну настолько ужасной, что я не верю, что какая-либо страна снова захочет развязать конфликт», — писал он в Совет авиационной промышленности.

Читать еще:  Правило общение с домашними животными. Правила обращения с животными

«Самолет, сделавший возможности по разрушению безграничными, фактически стал гарантией мира», — сказал Орвилл Райт, выступая спустя пять лет на радио.

Однако, увидев последствия авиабомбардировок во время Второй мировой войны, Райт, наконец, осознал, что авиация лишь приумножила число погибших людей и пожалел о своем изобретении.

«Мы хотели создать то, что обеспечит мир на Земле. Но мы ошибались», — заявил Райт в предсмертном интервью.

Роберт Оппенгеймер: атомная бомба

Хорошо известно, что Эйнштейн пожалел о своем участии в создании атомной бомбы. Однако физик-теоретик не принимал непосредственного участия в конструировании и постройке сверхмощного оружия.

Во время второй мировой войны другой ученый — Юлиус Роберт Оппенгеймер понял, что создание атомной бомбы может положить конец военному противостоянию. Работая в Лос-аламосской лаборатории, Оппенгеймер изучал цепные реакции быстрых нейтронов, необходимые для атомного взрыва.

Поняв, насколько страшной силой обладает ядерное оружие, Оппенгеймер стал настаивать на введении международного контроля над использованием атомной энергии. В результате физик был назначен председателем Генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии.

Оппенгеймер решительно протестовал против производства все новых атомных бомб, но из-за контактов ученого с коммунистами правительство усомнилось в его благонадежности. В результате Оппенгеймеру пришлось свернуть антиядерную агитацию. Использование атомных бомб и угроза ядерной войны угнетали ученого до конца его дней.

Первые пилоты, первые самолёты

1901 год. Американский изобретатель Орвилл РайтOrville Wright совершил первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата — Орвилл и Вилбур\Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту.

Любопытно, что изобретатели самолета, как и многие другие изобретатели, были уверены, что их детище послужит исключительно делу мира. Братья Райт верили в то, что самолет сделает возможным достижение мира во всем мире. Войн больше не будет потому, что в мире не останется безопасных мест, поэтому сильные мира сего не захотят рисковать своими жизнями. Как известно, братья Райт ошибались — причиной трагедий Герники, Дрездена и Хиросимы были самолеты.

Менее известно, что первопроходцем авиации был французский изобретатель Клемент Адер, который в 1890 году собрал самолет Eole и оснастил его паровым двигателем. В том же году, неподалеку от Парижа Eole пролетел около 50-ти метров. Однако именно самолет братьев Райт, снабженный двигателем внутреннего сгорания, стал концептуальным образцом для иных изобретателей.

1906 год. Установлен первый авиационный рекорд. Французский летчик Альберто Сантос-Дюмон поднялся на высоту 6 метров и преодолел дистанцию в 220 метров.
1907 год. Построен первый в мире аэропорт с самолетными ангарами — он находился во французском городе Исси-ле-Мулино.
Американский бизнесмен Глен КуртисGlenn Curtiss основал первую в мире авиационную компанию.
1908 год. Житель города Дайтона (США, штат Огайо) Чарльз ФарнесCharles Furnas стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своем самолете: полет продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров.
Братья Райт заключили первый в мире контракт с государством. Администрация США согласилась заплатить $25 тыс. за двухместный самолет, который мог бы преодолеть расстояние в 160 км со скоростью 60 км в час. В текст контракта было включено символичное добавление «самолет должен быть способен пролететь это расстояние, не упав на землю».
Лейтенант Армии США Томас СелфриджThomas Selfridge стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолет, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение. Пассажир погиб, сам Райт получил тяжелые травмы.
Француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой. Ее взял на борт своего самолета французский летчик Леон Деланардж.
1909 год. Во Франции опубликована первая в мире навигационная карта для авиаторов.

1910 год. Аэроклуб Франции выдал первую в мире лицензию пилота. В число первых 16-ти дипломированных летчиков не попал Шарль Возен (первый француз, поднявшийся в воздух на самолете), но вошли пять человек, которые вообще никогда не летали. В том же году лицензию пилота впервые получила женщина — француженка Элиз Дерош (в списке Аэроклуба она находится на 36-м месте).
В Париже начались первые в мире международные переговоры — государства Европы и Северной Америки начали обсуждать возможность создания юридического базиса для организации международных авиаперелетов.
В США впервые прошли испытания самолетной радиостанции. Канадский летчик Джек МакКардиJ.A.D. McCurdy передал на наземную радиостанцию буквально следующее: «Написана новая глава в истории авиационных достижений».
Впервые произошло столкновение самолетов в воздухе. Первое произошло в Австрии, однако оно не было официально зарегистрировано (столкнулись братья Варчаловски, результаты аварии неизвестны). Через два месяца подобный инцидент был зарегистрирован официально и вошел в анналы авиации: под Миланом (Италия) столкнулись француз Рене Тома и англичанин Бертрам ДиксонBertram Dikson — оба пилота выжили.
Совершен первый транспортный перелет. Американский летчик Филип ПэлмэлиPhilip Palmalee перевез груз шелка из города Дэйтон в город Коламбус. Первым в мире заказчиком авиакарго стала компания Morehouse-Martens.
Американская фирма American Aeroplane Manufacturing Company впервые в мире организовала пошив формы для пилотов.
1911 год. Впервые в мире в воздух поднялась группа пассажиров числом более 10-ти человек. Самолет пилотировал французский пилот и изобретатель Луи Бреге, который доставил своих пассажиров на расстояние 5 км.
Совершен первый безостановочный международный полет с пассажирами на борту. Француз Пьер Приер совершил перелет из Лондона в Париж, дорога заняла 3 часа 45 минут.
Британский авиатор Том СопвичTom Sopwith совершил первый в мире чартерный рейс. Компания Wanamaker наняла его, чтобы доставить пару очков для одного из пассажиров лайнера Olympic. Olympic вышел из гавани Нью-Йорка и отошел от берега на несколько миль, Сопвич догнал его и сбросил на палубу пакет с очками.
Начало авиапочты. Первый подобный рейс был совершен в Италии — самолет, нагруженный письмами и бандеролями, облетел три города — Болонью Венецию и Римини.
В США началась доставка авиапочты по заранее оговоренному маршруту: корреспонденцию раз в неделю начали доставлять из города Минеола в город Лонг-Айленд.
1913 год. Изобретатель Игорь Сикорский построил первый пассажирский самолет («Русский Витязь»), снабженный туалетом. На тот момент «Русский Витязь» был крупнейшим самолетом мира, размах его крыла составлял 28 метров.
1914 год. Начало пассажирской авиации. Американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line впервые в мире создала расписание полетов из города Санкт-Петербург в город Тампа (расположены во Флориде, на противоположных берегах залива). Первым пассажиром, купившим подобный билет стал мэр Санкт-Петербурга — он приобрел его на аукционе за фантастически высокую цену — $400 (обычный билет стоил $5).
Начало транспортной авиации. В Юго-Западной Африке (ныне — Намибия) начались регулярные полеты самолетов, доставлявших партии алмазов из городка Карибиб (центр алмазных приисков) в Виндхук (административная столица).

Читать еще:  Где экстрасенсы учат все что нужно знать. Сверхвозможности человека: как становятся экстрасенсами

1917 год. Итальянская почта впервые в мире выпустила марки авиапочты.
1918 год. Первая в мире регулярная доставка международной авиапочты организована в Австрии: корреспонденция доставлялась по маршруту: Вена — Лемберг (ныне — украинский Львов) — Краков (ныне Польша, тогда де-юре часть России) — Проскуров (ныне Украина, тогда Россия) — Одесса (ныне Украина, тогда Россия). Чуть позже к этим городам был добавлен Будапешт. В конце года, из-за распада Австро-Венгерской империи, этот сервис прекратил свое существование.
1919 год. Первая международная пассажирская авиалиния открыта между Парижем (Франция) и Брюсселем (Бельгия). Ее создала компания Lignes A?riennes Farman. Полет занимал 2 часа 50 минут.
В Брюсселе впервые в мире введена практика таможенного досмотра авиапассажиров.
Впервые авиапассажирам начали предлагать напитки и холодные закуски.
Лига Наций (предтеча ООН) приняла Парижскую Конвенцию, которая впервые в мире регулировала систему международных перелетов и правила регистрации летательных аппаратов.
1922 год. В США Лаборатория ВМФNaval Aircraft Radio Laboratory впервые провела успешные испытания радара.
1923 год. В США впервые в мире взлетно-посадочные полосы начали оснащать сигнальными огнями.
1926 год. Сформирована авиакомпания Deutsche Lufthansa — старейшая из ныне существующих компаний, занимающихся перевозкой пассажиров. В 1934 году она первой из мировых авиакомпаний перевезла миллионного пассажира.
1927 год. Впервые в мире пассажир доставлен на борту самолета через океан (Атлантический). Бизнесмен Чарльз ЛевинCharles Levine перелетел из Нью-Йорка в Эйслебен (Германия).

1930 год. Американская медсестра Эллен ЧерчEllen Church стала первой в мире стюардессой. Ее наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты. Это объяснялось тем, что на самолетах компании пассажиров впервые в мире начали кормить горячими обедами. Первое авиаменю состояло из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе. В последующие годы этот опыт был подхвачен другими авиакомпаниями.
1932 год. Впервые в мире совершен «слепой» авиаперелет — летчик руководствовался исключительно показаниями приборов (рейс совершил американский летчик Альберт Хегенбергер Albert Hegenberger на учебном самолете).
1928 год. В Великобритании создан первый автопилот.
1939 год. На германском самолете He-178 впервые успешно испытаны реактивные двигатели.
1945 год. В Гаване (Куба) сформирована Международная Ассоциация АвиатранспортаInternational Air Transport Associaition (IATA).
В США создан первый в мире центр контроля за воздушным движением.
1947 год. Образована Международная Организация Гражданской Авиации International Civil Aviation Organisation (ICAO) с штаб-квартирой в Монреале (Канада).
Впервые в мире выпущен специальный бортовой журнал -Clipper (его предоставляла пассажирам американская авиакомпания Pan American World Airways (Pan-Am).
1952 год. Появление пассажирского авиалайнера в современном смысле слова — Comet 1. Он был создан во Франции.
1958 год. В Австралии исследовательская организация Aeronautical Research Laboratories впервые создала «черный ящик», который ныне установлен абсолютно на всех самолетах и фиксирует переговоры пилотов и показания приборов.
В самолетах, совершавших полеты через Атлантический океан, впервые введена градация пассажирских мест. Появился эконом-класс.
1961 год. Американская авиакомпания Trans World Airlines (TWA) первой в мире стала показывать кинофильмы во время полета. Первый киносеанс был проведен во время рейса из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Причиной появления этого сервиса были взгляды тогдашнего владельца авиакомпании — эксцентричного бизнесмена Говарда ХьюзаHoward Hughes, который очень увлекался кино и сам продюсировал фильмы.

Читать еще:  Мулаты и метисы в чем разница генетика. Метис и метиска – это люди «второго сорта» или яркие, успешные личности

1962 год. Trans World Airlines первой в мире позволила пассажирам звонить по телефону с борта самолета (первый маршрут, где такие звонки стали доступными — Сент-Луис-Чикаго).
1968 год. В СССР выпущен первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет — Ту-144.
Члены Народного Фронта Освобождения Палестины захватили пассажирский самолет израильской авиакомпании El Al и угнали его в Алжир. Это был первый в истории захват пассажирского самолета палестинской террористической группой. Пассажиры и экипаж самолета удерживались в заложниках шесть недель. После этого и подобных инцидентов во многих странах мира появились авиамаршалы, которые тайно находятся на борту самолета и призваны контролировать безопасность в салоне.
1970 год. В США выпущен первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер — Boeing 747, по образу и подобию которого ныне производятся все большие пассажирские самолеты.
1973 год. В аэропорту Мемфиса (США) создана первая в мире система распределения багажа -багаж и иные грузы распределялись с помощью системы транспортеров.
1988 год. Американская авиакомпания Northwest Airlines впервые установила телеэкраны на спинках пассажирских кресел. Первыми были снабжены подобным сервисом самолеты, летавшие по маршруту Детройт-Токио.

Полеты братьев Райт

Полеты братьев Райт

Многие люди в разных странах мира скорбели о безвременной гибели этого талантливого человека. Были среди них и братья Райт — Уилбер и Орвилл, сыновья приходского священника, а потом и епископа.

Отец весьма неодобрительно относился к занятиям сыновей. Он даже позволил себе публично сказать, что летать могут только ангелы, и каждый, кто думает иначе, — богохульник.

Но ни проклятие отца, ни весть о трагической кончине Лилиенталя уже не могли остановить братьев. Обыватели небольшого американского городка Дайтона рассказывали друг другу, что эти молодые Райты опять что-то затеяли. То они газету выпускали, то велосипеды стали делать, а теперь вот — виданное ли дело?! — начали гонять на этих самых велосипедах, прикрепив к ним крылья.

Братья же, по примеру Лилиенталя, испытывали таким образом планеры собственной конструкции. И, подобрав опытным путем наиболее удачную модель, в 1900 году соорудили собственный полнометражный планер-биплан, на котором стали совершать довольно продолжительные полеты.

Запуск планера осуществлялся так. Несколько рабочих поднимали машину за крылья и, разбежавшись, бросали ее с обрыва. Потом Райты упростили взлет, придумав своеобразную лебедку. Груз, опускающийся с высоты, через блок тянул привязанный к нему планер. Тот разгонялся по коротким рельсам, и, как только оказывался в воздухе, специальное приспособление сбрасывало буксировочный трос с крючка.

За два года братья настолько поднаторели в своем искусстве, что стали летать не только по прямой, но и делали повороты. Пора было ставить на планер мотор, превратив его в самолет.

На собственной фабрике они изготовили винт и двигатель внутреннего сгорания мощностью 15 л. с.

В декабре 1903 года на пустынном пляже в местечке Китти-Хок один из братьев совершил первый удачный полет, пролетев 36,5 м за 12 секунд.

«Прогрев двигатель несколько минут, я забрался на машину в 10 ч. 35 минут, — отметил в своих записях, датированных 17 декабря 1903 года, Уилбур Райт. — Аппарат тронулся с места, набрал скорость в 7 или 8 миль в час и поднялся в воздух…»

Оснащенный 12-сильным четырехцилиндровым мотором, «Флайер» взлетел с тележки, катившейся на двух велосипедных колесах по деревянной дорожке длиной 18 м.

В тот же день были совершены еще три полета. Протяженность самого удачного составила 250 м, и продолжался он 59 секунд.

Братья хотели сохранить свои испытания в тайне, постепенно улучшая результаты. Однако приглашенный ими фотограф не удержался и продал сенсационную фотографию, запечатлевшую первый полет, в газеты.

Братья моментально стали знаменитостями. Им не оставалось ничего другого, как повторить свои полеты уже публично, сначала в Америке, а потом и в Европе — во Франции и Германии. Кстати, самый протяженный полет Уилбур Райт выполнил 21 сентября 1908 года во Франции, пролетев расстояние в 66,5 км.

Будучи людьми деловыми и практичными, Райты получили патент на свое изобретение и продали его за хорошие деньги военному ведомству. В 1909 году они организовали первую в США фирму «Райт компани» по производству аэропланов. Президентом ее был сначала Уилбер, а когда три года спустя он неожиданно умер от тифа, то его сменил на посту Орвилл.

В 1914 году он продал свои акции, и с 1916 года бывшая семейная фирма вошла в состав корпорации «Райт-Жартин компани», где Орвилл занимал почетный пост консультанта. Он дожил до окончания Второй мировой войны, приняв за это время участие в совершенствовании 32 типов летательных аппаратов.

Источники:

http://pikabu.ru/story/pyat_uchenyikh_kotoryie_pozhaleli_o_svoikh_izobreteniyakh_4245644
http://analitic.livejournal.com/523319.html
http://info.wikireading.ru/96116

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector