Буква «ты». Алексей Пантелеев. План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Литературное слушание Л. Пантелеев Буква «ты

Литературное слушание Л. Пантелеев Буква «ты»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Литературное слушание Л. Пантелеев Буква «ты»

Предварительный просмотр:

Первичное Закрепление изученного

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Повторяем за мной.

Я уверен в себе

— Что мы делаем на уроках литературного слушания?

Сегодня мы познакомимся с произведением

Л. Пантелеева Буква «Ты»

-Предположите, о чем будет рассказ.

Хорошо, а теперь давайте проверим ваши предположения и послушаем рассказ.

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква—«я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:

—А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

—Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».

—Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:

—Да не я, а буква «я».

—Не ты, а буква «ты»?

—Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется— «я»?

Нет, — говорит, —почему не понимаю? Я понимаю.

—Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется—«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я—это не я, ты—не ты, она—не она и что вообще «я»—это только буква?

—Ну, вот что, — сказал я наконец,—ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Вижу—молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

_А я не слышал, что ты сказала.

—Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

—Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом—на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.

Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек— не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:

—Это кто? Она говорит: Это я.

—Ну вот. Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:

А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился—вот-вот заплачет.

—Что же ты, —я спрашиваю,—понимаешь?

Понимаю, —говорит, — что это я.

Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?

—Ясно, —говорит. — Это буква «ты».

—Не ты, а буква «ты».

—Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

—Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

—Нет такой буквы! —закричал я.—Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я.

—Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы.

Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.

—Хорошо, — сказал я. —Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня—хватит.

Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, —решил я. —Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

Читать еще:  Что такое курортный роман. Курортный роман: Как отдохнуть вволю и не свихнуться от последствий…. Кому курортный роман противопоказан

И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

—А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:

—Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

—Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

—Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

—Яблоко? Так, значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»—значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».

—Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.

Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»—«тыблоко», вместо «ярмарка»—«тырмарка», вместо «якорь»—«тыкорь» и вместо «язык»—«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

— О чем этот рассказ?

— Назовите главных героев? (Взрослый человек, Иринушка)

— Чего хотел добиться взрослый человек?

-Зачем он обманул девочку?

— Почему девочки было сложно понять эту букву?

— Чем закончился рассказ?

А вы когда-нибудь обманывали? –Ложь это хорошо?

Хорошо. Спасибо, ребята.

Теперь откройте свои раб.тетради на с. 13

Прочитайте. Как звали девочку в рассказе?

Прочитайте слова. (Яблоко, якорь.)

Произнесите слово яблоко, только мальчики. Что услышали?

Составьте звуковую схему этого слово.

Аналогично со словом якорь.

Работа в паре. Правила.

А теперь давайте почитаем.

На ваших столах лежат карточки.

— Скажите для чего нам нужны уроки чтения и литературного слушания?

— Что делали сегодня на уроке?

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?

Оцените свою работу на уроке. Если вам было все понятно и не было затруднений, то поднимите зеленый карандаш, а если было трудно то, красный.

Порошу оценить свое поведение на уроке, при помощи жеста.

Урок литературного чтения 1 класс по теме: «Знакомство с буквой ы. Л. Пантелеева «Буква «Ты»

Образовательная система (программа): Начальная школа XXI века

Предмет: Литературное чтение

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 1 класс по теме: «Знакомство с буквой ы. Л. Пантелеева «Буква «Ты»»

МБОУ Краснопольская СШ

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению)

Знакомство с буквой ы.

Л.Пантелеев Буква «ты»

Школа: Краснопольская СШ

Учитель: Капитонова И.Н.

Образовательная система (программа): Начальная школа XXI века

Предмет: Литературное чтение

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

– Как пыхтит тесто?
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом темном чердаке живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь.

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

Открытие нового знания

1. Звуковой анализ слова «рыба».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба».
– Какой это звук?

– Какой фишкой обозначим звук?
– Назовите мягкую пару.

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба».
– Что вы знаете об этом звуке?

– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба».
– Какой это звук?

– Обозначьте соответствующей фишкой.
– Назовите его мягкую пару.
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба».
– Что знаете об этом звуке?

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев

Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Все мы знать ее должны.

– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]?

Читать еще:  Как найти на клавиатуре собаку. Как поставить значок собака"? Почему @ называется "собакой""

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?

Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Т. Синицына
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

4. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

У кого растут усы?

У моржа и у лисы,

У бобра и у крота,

У кота и у кита.

Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей.
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами?

5. Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.

6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.

7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)

8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
– Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.

– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).

– Что нужно поменять, кроме буквы?
9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задание 1.
– Закрасьте в тетради красным карандашом части рисунка, в которые вписана буква ы.
Задание 2.
– Выполните звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы.
– Что общего у слов «ноты», «рыба», «крыша»? (Количество гласных – 2, первый звук во всех словах – согласный. Последний звук во всех словах – гласный. Во всех словах все согласные твердые.)

(Твердый согласный звук.)

(Гласный, обозначим красной фишкой.)
(Рыб-б-ба.)

Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»

Наталья Черникова
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ

«Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»»

УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Цель моего урока: знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска ответов на учебные задачи, которые были поставлены в начале урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Организация работы: в начале урока после организационного момента проводилась актуализация знаний, которая понадобилась не только для закрепления материала, но и для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали учебные задачи, которые решались на протяжении урока.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ: интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.

Считаю, что урок эффективен и достиг поставленных целей.

Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»

Цель: знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

Читать еще:  Соц коммуникативное развитие. Коммуникативное развитие детей

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов, правильно называть знакомые художественные произведения по моделям обложек, выражать своё отношение к героям произведения, работать с готовой моделью, правильно называть произведение, выделять фамилию автора и заголовок.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

— Вспомним жанры произведения и как мы их моделируем (слайд 1,2)

Рассказ (прямоугольник)

Темы произведений: о Родине (красным, о природе (зеленым, о детях (желтым, о животных (коричневым).

-Ребята, посмотрите на портреты писателей, вспомните их фамилию, а также какое произведение они написали (слайд 3,4,5,6,7)

Учащиеся называют А. Барто «В школу», В Железникова «История с азбукой».

В определении Л. Пантелеева затрудняются с ответом.

— А это портрет Леонида Пантелеева. Может кто-то знает этого писателя, его произведения? Хотите узнать?

— Какую учебную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке? Закончи предложения (познакомиться, прослушать, определить, разработать)-слайд 8 (Познакомиться с писателем Пантелеевым. Прослушать его рассказ. Определить тему и жанр. Разработать модель обложки).

III. Работа по теме урока.

3.1 Знакомство с биографией писателя (слайд 9,10)

Леонид Пантелеев псевдоним, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927).

-Что общего рассказать о произведениях А. Барто и В. Железникова (оба произведения о детях)

Рассказы писателя Пантелеева тоже о детях и для детей это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Большая стирка» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Книги Леонида Пантелеева можно взять в школьной библиотеке (слайд 9).

— Сегодня мы познакомимся с рассказом «Буква ты». Как вы думаете, о чем будет этот рассказ (предположения детей) (слайд 11)

3.2 Слушание рассказа Л. Пантелеева «Буква „ты”» (аудиокнига или читает учитель)

3.3 Беседа после чтения

— Оправдались ли наши предположения?

Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?

— Можем ли мы называть рассказ «Буква ты» юмористическим? Почему? (Да, по тому что события в рассказе вызвали у нас веселое настроение).

Назовите героев рассказа.

-Сколько лет было Иринушке?

-Что делала девочка? (Иринушке четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение.

Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе: «Я».)

А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?

-Какую ошибку при чтении совершала девочка? (Тыкову дали тыблоко) (слайд 12-13)

Физ. минутка (согласно СанПину).

3.4 Работа с иллюстрациями в учебнике.

Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?») Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет. Она неправильно прочитала: «Тыкову дали тыблоко», но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.

3.5. Моделирование обложки (слайд14)

Кто написал рассказ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.

Слово об авторе (информация для учителя).

О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты”». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.

Это рассказ, сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке, то есть о детях.

3. 6 Работа по учебнику (Дифференцированная работа.)

— Чтение стр 31 «Прочитай»

3.7 Выполнение заданий в тетради стр 12-13 (самостоятельно)

IV. Итог урока.

-Назовите автора, заголовок, жанр и тему произведения

Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?

Как герои вышли из создавшейся ситуации?

Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)

-Давайте вернемся к учебной задаче, которую мы ставили в начале урока (слайд 15). Все ли мы выполнили?

— Вспомните какой-нибудь веселый случай из вашей школьной жизни?

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/10/21/literaturnoe-slushanie-l-panteleev-bukva-ty
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/urok-litieraturnogho-chtieniia-1-klass-po-tiemie-znakomstvo-s-bukvoi-y-l-pantielieieva-bukva-ty
http://www.maam.ru/detskijsad/urok-literaturnogo-slushanija-v-1-klase-bukva-ty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector