Что происходит с мамой. Внутренние органы и их функционирование

Внутренние органы и системы организма детей

Кровеносная система

Сердечно-сосудистая система детей работает с большой нагрузкой, обеспечивая интенсивное кровоснабжение всех быстро растущих и развивающихся органов и тканей. Поэтому относительная масса сердца у ребёнка больше, чем у взрослого, и составляет 0,8 % массы тела (у взрослого — 0,5%).

У новорождённых желудочки сердца менее развиты, а размеры предсердий относительно большие. При рождении толщина стенок правого и левого желудочков одинакова. В дальнейшем, по мере нарастания нагрузки на левую половину сердца в связи с необходимостью перекачки крови в большой круг кровообращения, мышечная стенка левого желудочка быстро увеличивается и уже к 5—6 годам она становится в 2 раза толще стенки правого желудочка.

С возрастом совершенствуется и структура мышечных волокон сердца. Кровоснабжение самой мышцы сердца у ребёнка обильное, поэтому дети практически не болеют стенокардией и инфарктами. На протяжении всего детского возраста просветы главных сердечных артерий непрерывно увеличиваются. Сердце ребёнка раннего возраста более возбудимо, тормозящее влияние нервной системы на силу и частоту сокращений нарастает постепенно, с возрастом.

Частота сокращений сердца и пульс:

— у новорождённого составляет 135—140 ударов в минуту;

— у годовалого ребёнка — 125—130;

— у 5-летнего — 95—100;

— у 10-летнего — 80—85;

— в 15 лет — 75—80 ударов.

Физическая тренировка способствует выработке более экономного режима работы сердца.

Особенностью кровеносной сосудистой системы ребёнка является относительно большая ширина крупных сосудов и обилие мелких сосудов и капилляров на периферии. Это создаёт дополнительную нагрузку для сердечной мышцы и особенно осложняет её работу в случаях заболеваний, когда сама мышца сердца страдает от интоксикации, а сосуды по этой же причине теряют свой тонус. В таких случаях могут развиваться застойные явления на периферии и появляться признаки сердечно-сосудистой недостаточности.

Физические упражнения, закаливающие процедуры тренируют мышцу сердца и тонус сосудов, создают надёжный резерв обеспечения работы сердца в критических ситуациях и при различных заболеваниях ребёнка. Сокращения скелетных мышц активизируют движение крови в сосудах, играя роль мышечных насосов.

Кровь плода в значительной степени отличается от крови ребёнка старше годовалого возраста и взрослого человека по количеству кровяных телец. В ней в 1,5 раза больше красных кровяных телец (эритроцитов) и содержащегося в них гемоглобина.

Гемоглобин плода (или F-гемоглобин) качественно отличается от гемоглобина взрослого человека (А-гемоглобин). F-гемоглобин в 4—5 раз активнее, чем А-гемоглобин, так как захватывает кислород, который приносят к плаценте эритроциты крови матери. В последний месяц внутриутробной жизни плода и в первый месяц жизни новорождённого происходит смена эритроцитов, содержащих F-гемоглобин, на внеутробные эритроциты, содержащие А-гемоглобин. При этом заметно уменьшается число эритроцитов. Если во время становления красной крови ребёнка в течение первых 3—5 месяцев жизни не обеспечить его всем необходимым для нормального кроветворения, то очень легко может развиться малокровие (анемия) из-за возникающего дефицита железа, меди, кобальта, других минеральных веществ и витаминов. Малокровие легко развивается у детей раннего возраста при заболеваниях и хронических интоксикациях. Поэтому уже с конца первого месяца жизни к пище ребёнка добавляют фруктовые и овощные соки, содержащие большое количество минеральных веществ и витаминов. Нередко препараты железа назначаются врачами в таблетках, микстурах или вводятся инъекциями. В готовые сухие смеси «Деталакт», «Малютка», «Малыш» и др. при их производстве вводят необходимые добавки.

Первые 4—5 лет отмечаются значительные отличия в количественном и качественном составе белых кровяных телец (лейкоцитов). Число нейтрофилов (сегментоядерных) в процентном отношении первые 4 года жизни ребёнка в 1,5—2 раза меньше, чем у взрослого человека, а число лимфоцитов, наоборот, повышено. Только у 5—6-летних детей устанавливается такое же соотношение между нейтрофилами и лимфоцитами, как у взрослых людей. Белые кровяные тельца играют важную роль в защите живого организма от проникающих в него микроорганизмов. Кроме того, в сыворотке крови имеются белковые вещества — антитела, способные связывать и нейтрализовывать проникающие в организм микробы, вирусы, токсины.

У ребёнка в первые годы жизни многие механизмы защиты очень слабо выражены, а некоторые только формируются. Формированию специфических механизмов защиты против определённых микробов, вирусов помогает вакцинация детей. Пульс у ребенка учащенный: 120 – 140 ударов в минуту. На один цикл “вдох-выдох” приходится 3,5 – 4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже — 100 – 130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, слегка нажав пальцами на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т. д.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, иногда и другие лимфатические узлы.

Дыхательная система

У растущего организма ребёнка потребность в кислороде в расчёте на килограмм массы тела в 2,5—3 раза выше, чем у взрослого человека. Однако органы дыхания ребёнка раннего возраста, особенно на первом году жизни, отличаются значительной незавершённостью своей структуры и функциональной незрелостью. Нос ребёнка малый, короткий, носовые ходы узкие. Воздух, проходя через носовую полость ребёнка, почти не согревается и плохо очищается.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными и лимфатическими капиллярами и легко набухает при переохлаждении, что затрудняет дыхание и сосание. Придаточные пазухи носа (гайморова, лобная и др.) начинают развиваться на 2—3-м году. Глотка, гортань, бронхи у детей раннего возраста также отличаются малыми размерами и узостью проходов, которые ещё больше уменьшаются при набухании слизистой оболочки. Во всех этих органах и в ткани лёгких мало эластичных волокон, что, наряду с недостаточностью выработки жироподобной плёнки (сурфактанта), выстилающей изнутри альвеолы, при воспалительных процессах легко приводит к развитию спадений отдельных участков лёгких (ателектазов) или, наоборот, к чрезмерному раздуванию лёгких (эмфиземе).

Читать еще:  Что тебе во мне не нравится

Грудная клетка ребёнка имеет форму цилиндра или усечённого конуса. Это связано с тем, что у ребёнка рёбра отходят от позвоночника под прямым углом, в результате глубина дыхания у него резко ограничена.

Необходимый приток кислорода в кровь обеспечивается повышенной в 2—2,5 раза частотой дыхания и увеличенной в 1,5—2 раза частотой сердечных сокращений. В этих условиях очень важно, чтобы ребёнок постоянно находился на чистом свежем воздухе и его дыхательные пути были без воспалённых слизистых оболочек. Это достигается правильным общим уходом за ребёнком, особенно за его верхними дыхательными путями, разумным постепенным закаливанием и предохранением от вирусных и микробных заболеваний. Нарушение этих принципов часто является причиной острых респираторных заболеваний, в том числе и воспаления лёгких (пневмонии), особенно у детей в первые годы жизни.

Нервная система

Нервная система активно развивается на протяжении всего периода детства. Хотя после рождения ребёнка количество нервных клеток не возрастает, масса головного и спинного мозга увеличивается и продолжается его развитие. У новорождённого ребёнка масса головного мозга составляет 350—380 г, то есть около 10 % общей массы тела. К концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза, к 3 годам — в 3 раза. У 10-летнего ребёнка головной мозг весит 1350 г, у взрослого мужчины — 1400 г, у женщины — 1270 г. С ростом ребёнка увеличивается количество и длина отростков нервных клеток, дифференцируются извилины головного мозга. Особенно активно процессы роста мозга и совершенствования его структуры происходят в течение первых 6—8 лет жизни. В зависимости от скорости созревания структур нервной системы ребёнок начинает сидеть, стоять, бегать, говорить и т. д.

К моменту рождения у ребёнка уже функционирует так называемая вегетативная нервная система, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов, поддержание сосудистого тонуса, приспособительные реакции и другие процессы, важные для нормальной жизнедеятельности организма. Однако при резких изменениях условий внешней среды регуляторные функции вегетативной нервной системы у детей легко нарушаются.

Развитие центральной нервной системы идёт снизу вверх: спинной мозг — нижние отделы головного мозга (ствол) — подкорковые структуры — кора. Это соответствует физиологическим потребностям организма, обеспечивая жизненно необходимые функции: дыхание, сосание, глотание, деятельность сердечно-сосудистой системы и др. У новорождённого доношенного ребёнка хорошо выражены сосательный, глотательный, оборонительный безусловные рефлексы. На их основе в дальнейшем вырабатываются условные рефлексы на положение тела, звуки, зрительные образы, на время и т. д. На основе условно-рефлекторной деятельности ребёнок учится выполнять различные целенаправленные действия, говорить, общаться с родителями и другими людьми.

Правильное развитие нервной системы и высшей нервной деятельности ребёнка, его воспитание и обучение в школе возможны лишь в условиях соответствующего возрасту ребёнка режима, адекватной нагрузки и достаточного отдыха, соблюдения других правил гигиены и здорового образа жизни.

Изменения в строении и функциях органов при беременности

Трудно не заметить, что ожидающая появления на свет наследника женщина меняется. Но эти перемены не только внешние. Что происходит внутри организма? Как отдельные органы и системы женщины реагируют на зарождение новой жизни? Не слишком ли велика нагрузка? Об этом поговорим сейчас.

«Тест на прочность» и увеличение массы тела

С первых дней плод нуждается в кислороде и питательных веществах. Сам материнский организм начинает постепенно готовиться к родам и грудному вскармливанию малютки. Новые задачи воздействуют практически на все тело матери: строение органов при беременности несколько меняется, расширяются и их функциональные возможности. Эти перемены запрограммированы природой, но от этого они не становятся менее ощутимыми. Нагрузки на организм мамы значительно возрастают, становятся своеобразным «тестом на прочность». Те органы, которые раньше работали на грани нормы, могут давать сбои. Вовремя поддержав организм мамы, получаем определенный запас прочности и для плода.

Меняется не только расположение органов при беременности,но и вес тела, нормой считается прирост 10-12 кг за все 9 месяцев. Но учитывать следует и исходные показатели, в первую очередь, ИМТ — индекс массы тела, то есть гармоничное соотношение веса и роста.

Грудь и половые органы при беременности

Наиболее выраженные изменения отмечаются в системе половых органов будущей мамы. Половые органы при беременности трансформируются соответственно росту эмбриона. В первую очередь, это заметно на примере матки, которая не только постоянно увеличивается в размерах, но и меняет форму с грушевидной в первые недели на округлую, а затем и яйцевидную. В шейке матки накапливается слизь, и не случайно: впоследствии она поможет более легкому продвижению ребенка по родовым путям. Сосудистая система матки также претерпевает перемены, она пополняется новыми крупными кровеносными сосудами, что существенно улучшает процесс снабжения плаценты питательными веществами и кислородом. Увеличиваются и меняют положение яичники.

Изменения в молочных железах становятся ответом на необходимость подготовиться к будущей лактации. Они происходят параллельно с гормональной перестройкой, приводящей к нарастанию продуцирования таких значимых гормонов, как прогестерон, пролактин, эстроген. К концу срока молочная железа начинает продуцировать молозиво.

Скелет и мышечная система

Не только внутренние органы при беременности перестраиваются. Костная система беременной испытывает влияние повышения концентрации в крови релаксина и прогестерона, а эти гормоны, в свою очередь, способствуют процессу вымывания кальция. Из скелета матери этот микроэлемент не просто забирается, кальций идет на формирование костной ткани плода. При этом происходит и другая физиологическая реакция: кости таза и их сочленения становятся более эластичными, что способствует нетравматичному продвижению ребенка по родовым путям. Опасность представляет вымывание кальция из позвоночника и костей стопы. Чтобы избежать плоскостопия, важно правильно выбирать обувь: на низком каблуке, с супинатором. А позвоночнику поможет ношение бандажа и специальная гимнастика.

Сердечно-сосудистая система

В период вынашивания ребенка значительно вырастает объем крови в сосудах женщины: на полтора литра. Соответственно, интенсивность работы сердечно-сосудистой системы тоже увеличивается. Пульс становится чаще, сокращение сердце вынуждено выбрасывать в аорту больше крови. Венозная система наиболее ранима в данный период. Частым осложнением становится варикозное расширение вен, причем, не только из-за возрастающей весовой нагрузки на нижние конечности.

Немалую роль играет и деформация нижней полой вены, отвечающей за сбор крови от матки, тазовых органов и ног. Этот сосуд расположен справа от позвоночника, и когда женщина спит на спине, он сдавливается. Чем больше масса тела, чем сильнее нарушение кровообращения в перечисленных выше органах. Потому-то будущим мамам и не рекомендуют сон в положении на спине, а вот использование подушечки, подложенной под ноги, способствует более свободному кровотоку. К тому же, нарастание массы эритроцитов несколько отстает от общего увеличения объема крови, при этом вязкость крови уменьшается. Для улучшения состава крови мамочкам назначают препараты железа.

Читать еще:  Упражнения для восстановления равновесия после инсульта. Как восстановить душевное равновесие

Дыхательная, пищеварительная и другие системы

Развитие плода требует все больше кислорода, поэтому объем вдыхаемого женщиной воздуха увеличивается. Дыхание учащается, но для организма матери это не является критичным, так как прогестерон расслабляет гладкие мышцы стенок бронхов, отчего просветы дыхательных путей становятся шире.

Расположение органов несколько меняется в период беременности из-за давления плода на брюшную полость. Но это не единственная причина происходящих перемен. Серьезное влияние на органы пищеварения оказывает прогестерон, снижающий уровень перистальтики кишечника. Параллельно железы начинают выделять больше слюны, а концентрация соляной кислоты уменьшается. Проявляется это в появлении изжоги и склонности к запорам. Некоторые сбои постигают и функционал желчного и мочевого пузыря, почек, но и они носят временный характер.

Гигиена, режимы питания, труда и отдыха

Изменения в строении органов при беременности и их функционировании неизбежно сказываются на общем состоянии организма. Что предъявляет особые требования к организации труда и отдыха, гигиене женщины.

В этот период гораздо больше внимания придется уделять рациону питания, в нем должно быть достаточно белков, витаминов, микроэлементов, клетчатки. Чистота, прогулки, посильные физические нагрузки, регулярный крепкий сон — все это вкупе подготовит материнский организм к родам и обеспечит появление на свет здорового малыша.

Внутриутробное развитие: органы чувств

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи. На самом деле слух – далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша. Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга. Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это – вестибулярный аппарат. Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении – на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе – ладошки, а к 10 неделям – поверхность тела.

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают). Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы». Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом. Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно. А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот. Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье. Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

В 9 недель уже заложена вся система пищеварения – от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны. А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины – сладкий. Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь). До рождения вкус и обоняние еще не разделены – нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй – эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

Читать еще:  Когда начинаешь жить самостоятельно. Что нужно знать

В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, – проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения. После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами. К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным. Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды. Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться.

И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук. Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду. К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство. Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола. Приложите ухо к чьему-нибудь животу – и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха. Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине – вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы – «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам. Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам – то есть частотам человеческого голоса. И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы. Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним). Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, − например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии – если это очень значимый человек для мамы.

Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают – то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках – глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет. Во-первых, движениями – например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы. Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами. И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки. Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

Категорическая рекомендация перинатальных психологов – не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша. Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе. Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо – вовремя. Опережающее развитие – это очень большая нагрузка. Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе – зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу. Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость

Источники:

http://studopedia.ru/19_233009_vnutrennie-organi-i-sistemi-organizma-detey.html
http://ymadam.net/deti/beremennost/izmeneniya-v-stroenii-i-funktsiyakh-organov-pri-beremennosti.php
http://www.parents.ru/article/vnutriutrobnoe-razvitie-organy-chuvstv/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector