Что входит в работу дефектолога. Что лечит Логопед-дефектолог

Чем логопед отличается от дефектолога?

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Читать еще:  Как почистить замшу и замшевую обувь в домашних условиях? Как очистить замшу от грязи - эффективные способы и отзывы

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).

В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.

Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

1 Комментарий

К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.

РАЗНИЦА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА

К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.

Читать еще:  Какие деды морозы живут в россии. Бурятский дед мороз как называется

Логопед – это дефектолог?

В общем, да, однако с некоторыми оговорками. Дефектологией часто называют коррекционную педагогическую науку, которая разрабатывает и внедряет образовательные и восстановительные методики для работы с пациентом, обладающим выраженными недостатками в развитии.

Главные направления дефектологии:

— логопедия («ответвление» в педагогике, которое изучает языковые трудности);

— сурдопедагогика (изучает особенности слабослышащих либо глухих детей);

— тифлопедагогика (помогает дошкольникам и школьникам со зрительными расстройствами);

— олигофренопедагогика (изучает ребятишек с умственной неполноценностью).

Таким образом, логопед – тот же дефектолог, но специализирующийся конкретно на исправлении речевых патологий. Дефектологами являются также сурдопедагоги, тифлопедагоги и олигофренопедагоги – узкие специалисты, работающие с детьми с конкретной проблемой.

Чем занимаются логопеды?

При обнаружении языковых недостатков у ребёнка взрослые обращаются к специалисту в области логопедии. Трудятся они в специальных дошкольных учреждениях и школах (встречаются и в массовых ОУ), коррекционных центрах и пунктах, развивающих кружках и студиях, встречаются и в поликлиниках.

Работают логопеды на основе существующего диагноза, который ставит психолого-медицинская комиссия. Врачи обнаруживают «первоисточник» языкового нарушения, а учителя-логопеды уже классифицируют его и выбирают действенные инструменты для исправления патологии.

Среди родителей бытует широко распространённое мнение: логопеды работают над исправлением неверного произношения звуков. Однако это чрезмерно упрощённый подход, ведь главная цель этих специалистов – совершенствование всей речи. Например, логопед:

— формирует связную речь;

— помогает логопату накопить словарь;

— совершенствует фонематический слух;

— развивает грамматические навыки;

— обучает умению словоизменения;

— исправляет произношение звуков.

Кроме того, ещё одним эффектом от логопедических занятий можно считать предупреждение письменных расстройств, усовершенствование психологических процессов (память, мышление), развитие точной моторики и правильного восприятия пространства.

Каковы обязанности дефектолога?

Круг обязанностей учителя-дефектолога зависит от его сферы деятельности. Если говорить в общем, то ребёнок нуждается в дефектологе, если имеются расстройства, которые невозможно преодолеть в процессе среднестатистической обучающей деятельности. При речевых, зрительных и интеллектуальных патологиях дефектолог специализируется на ведущем нарушении.

Например, если у ребёнка интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся речевым расстройством, ведущим специалистом станет именно олигофренопедагог. Подобный выбор связан с ведущим нарушением – распадом познавательной деятельности, в процессе которого нарушается и речь.

Несмотря на узкую специализацию коррекционных педагогов, имеется ряд общих задач, которые они решают:

— развитие сенсорных навыков (причём обучающие приёмы зависят от ведущего нарушения);

— формирование гигиенических умений;

— обучение игровым приёмам и в целом умению играть (уровень игровых способностей детей с особенностями в развитии не соответствует возрастным нормам);

— речевое развитие через знакомство с окружающей действительностью и расширение кругозора (дефектолог учит ребёнка понимать какой-либо предмет либо явление, расширяя при этом словарь и формируя связную речь);

— обучение навыкам письма и речи через способность ребёнка слышать звуки, находить их последовательность в словах, проводить звуко-буквенный анализ;

— формирование элементарных математических представлений через знания о количественных, пространственных и временных особенностях предметов;

— совершенствование тонкой моторики и согласованных действий рук с помощью разнообразных творческих занятий – рисование, аппликация либо конструирование.

Основной упор дефектологи делают на развитии познавательных процессов – памяти, мыслительной деятельности, внимания и т.д. Эта задача решается с помощью широчайшего инструментария (программ, методик, приёмов), поэтому пугаться слово «дефект» не стоит.

Разница в сроках начала работы

Многие родители также не понимают, почему логопед начинает работу с ребёнком обычно с трёх лет, а дефектологи приступают к коррекции с раннего возраста. Связана подобная «рассинхронизация» опять же с ведущим дефектом.

Если медики руководствуются принципом «не навреди», то дефектологи следуют правилу «не опоздай». Коррекционные педагоги стараются начинать работу в тот момент, когда обнаружено расстройство. Рассмотрим этот принцип на примере слуховой патологии и работе сурдопедагога.

Слуховые расстройства оказывают огромное влияние на нормальное функционирование речи и мышления. Полугодовалый ребёнок уже может выделять речевые звуки среди общего шума, а это умение – основная предпосылка к звуковосприятию и развитию языковых способностей.

Если у малыша проблемы со слуховым аппаратом, не происходит звукоразличение, мозг не получает нужную информацию, следовательно, происходит торможение в формировании речи и познавательных навыков. Чем раньше начнётся дефектологическая работа, тем легче компенсируется задержка в общем развитии.

В отличие от слуха или зрения, речевые умения приходят к ребёнку со временем. То есть речь совершенствуется постепенно – чтобы малыш заговорил, необходимы следующие условия:

— достаточный уровень формирования речевого аппарата;

— созревшие «языковые центры» в коре мозга;

— нахождение в социуме.

Вот почему, чтобы приступить к работе, логопеду нужно «подождать», пока у ребёнка сформируются вышеперечисленные предпосылки. Если же родители заметили явное отставание малыша от сверстников, не стоит ждать 3 лет, лучше обратиться к дефектологу.

Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог — специалист, в обязанности которого входит коррекция, исправление дефектов речевой функции у маленьких пациентов, страдающих сопутствующими патологиями слухового аппарата, нервной системы. Своевременная консультация и помощь доктора помогают в значительной степени улучшить речевую функцию ребенка, развить его письменные навыки, адаптировать к процессу обучения.

Читать еще:  Магия камней. Магическая сила камней, их характеристика и свойства

Особенности работы специалиста

Логопед-дефектолог — специалист с высшим медицинским образованием, владеющий широким спектром знаний в области дефектологии, педиатрии, психологии, имеющий педагогические навыки.

Характерным отличием данного специалиста от логопеда является работа не только с речевыми нарушениями маленьких больных, но и коррекция сопутствующих патологий, способных повлиять на обучающий процесс, интеллектуальное развитие ребенка.

В обязанности логопеда входит исключительно коррекция речи детей младшего возраста без каких-либо сопутствующих заболеваний. Этот специалист учит малышей правильно артикулировать, произносить буквы и звуки, писать слова, предложения.

Вести ребенка к логопеду можно, начиная с трехлетнего возраста, в то время как дефектолог при выявлении определенных патологий может успешно проводить корректирующие мероприятия значительно раньше.

Какие заболевания лечит доктор?

В специфику деятельности данного специалиста входит коррекция речевых, письменных навыков, развитие способностей к обучению у маленьких больных, страдающих следующими патологиями:

  • психические расстройства;
  • заболевания нервной системы;
  • нарушения зрительной функции;
  • патологии слуховых органов;
  • нарушения в функционировании речевого аппарата;
  • задержки и отставания умственного развития.

Специалист занимается коррекцией, выявлением, лечением дефектов речи, нарушений письма и произношения, заикания, дислалии, алалии, дисграфии, задержек психологического развития и других отклонений.

При каких состояниях нужна помощь специалисты?

Консультация и помощь логопеда-дефектолога может понадобиться ребенку в самые первые годы его жизни. Поводом для обращения к данному специалисту могут послужить проявления у маленьких пациентов следующих нарушений:

  • отсутствие реакции на обращение у малышей в возрастной категории от полугода;
  • отсутствие речевой функции у детей старше 2 летнего возраста;
  • неумение малышей от 1 года и старше произносить элементарные слова;
  • нарушения чувства ритма;
  • расстройства памяти, способности к запоминанию новой информации, концентрации внимания;
  • мимические расстройства;
  • нарушения глотательной функции;
  • заикание;
  • произношение слов по слогам, сокращения;
  • приступы агрессии или же, наоборот, апатичность;
  • неспособность детей в возрастной категории 2,5-3 года формулировать слова в элементарные предложения;
  • дефектное произношение звуков;
  • задержки речевого развития.

При проявлении подобных признаков нужно как можно скорее отвести малыша на прием к логопеду-дефектологу.

По мнению специалистов, раннее диагностирование проблемы и начало терапевтических мероприятий повышает шансы на полное устранение отклонений, нормальное интеллектуальное, речевое развитие ребенка. В более позднем возрасте скорректировать определенные нарушения будет намного сложнее.

В специализацию дефектолога входит также обучение ребенка запоминанию, усвоению информации, поэтому к данному специалисту рекомендуется обращаться при проявлении признаков нарушений в функционировании центральной нервной системы, проблем психологического характера и других патологий.

Как проходит прием?

На первой консультации логопед-дефектолог проводит диагностирование речевого развития маленького пациента с учетом его возрастных особенностей, выявляет возможные отклонения и дефекты. Проводится беседа с родителями, изучение медицинской карты, особенно при наличии у малыша заболеваний соматического характера, анализ собранного анамнеза.

В некоторых случаях специалист может назначить маленькому пациенту дополнительные виды инструментальных диагностических исследований:

  • электроэнцефалография;
  • спондилография;
  • допплерография;
  • компьютерная томография головного мозга.

На основании полученной информации доктор разрабатывает для ребенка индивидуальный план лечения, коррекцию присутствующих нарушений, дает родителям рекомендации относительно процесса домашнего обучения.

Терапевтические методики

Занятия логопеда-дефектолога с ребенком проходят преимущественно в увлекательной, игровой форме. Длительность одного сеанса занимает обычно не более получаса, что позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на процессе обучения.

В своей практике специалисты данной сферы используют ряд следующих терапевтических методик, доказавших свою эффективность и высокую результативность:

  • массаж речевого аппарата;
  • дыхательная гимнастика;
  • физические упражнения, разминка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • логоритмика;
  • фонетическая ритмика;
  • Су-Джок терапия.

Занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, обогащению словарного запаса ребенка.

Основной задачей логопеда-дефектолога является улучшение речевых навыков маленького пациента, как устных, так и письменных. Для этих целей с малышами занимаются постановкой звуков, артикуляцией.

Продолжительность лечения определяется доктором в индивидуальном порядке с учетом масштабности проблемы, поставленного диагноза, возраста и личностных особенностей конкретного ребенка.

Дополнительные рекомендации

Занятия с логопедом-дефектологом эффективны в случае их регулярности и систематичности. Кроме того, специалисты настоятельно советуют родителям как можно больше заниматься с малышом на дому, проводить развивающие игры.

В большинстве случаев специалист дает детям домашние задания, направленные на закрепление полученного материала, а в задачу родителей входит контроль за выполнением упражнений.

Обратиться к логопеду-дефектологу стоит в то случае, если у ребенка возникли проблемы с устной или письменной речью, задержки речевого развития, не соответствующие возрастной категории. Данный специалист поможет маленькому пациенту избавиться от проблем в легкой игровой форме, что во многом облегчит последующее обучение, поспособствует нормальному, полноценному развитию ребенка.

Источники:

http://emberint.ru/articles/defectologi/
http://zen.yandex.ru/media/id/59de429f8139ba5763ef2736/raznica-v-rabote-logopeda-i-uchitelia-defektologa-59de46bf48c85e7a747d4593
http://nebolet.com/vrachi/logoped-defektolog.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector