Декольте: История и нравы

Из истории декольте: От платьев-калазирисов с голой грудью до современной высокой моды

Ох, уж это декольте!

«Глубокое декольте» – это словосочетание, которое на протяжении столетий будоражит умы мужчин и вызывает зависть у женщин. Относиться к нему можно по разному, но никто не будет спорить, что во многих исторических эпизодах данное «явление» сыграло свою ключевую роль.

Что означает?

С французского языка термин «décolleté» имеет довольно грубый буквальный перевод «с отсеченной шеей» или «без шеи». Но понимать его в прямом смысле не нужно, так как характеризует он исключительно предметы женского гардероба. Декольте представляет собой вырез на верхней части одежды женщины, который частично открывает плечи, грудь или одновременно обе части тела.

Если говорить о целях использования декольте и его значении, то на первый план выходят понятия физиологической красоты, эстетики, эротики и чувственности.

Как всё начиналось…

Несмотря на то, что декольте (в сегодняшнем понимании этого термина) появилось в XIV столетии, такой «способ» ношения одежды женщинами начал использоваться еще в Древнем Египте. В этом античном государстве женщины всех слоев общества носили платья-калазирисы, практически полностью оголявшие грудь. Для подобного цивилизованного государства, где зародилась «самая давняя профессия в мире» абсолютно немудрено применение подобных нарядов.

Платье из нитей и бусин V династии (ок. 2400 до н. э.). Музей Египетской Археологии Питри.

Полноценно применяться к вырезу на женской одежде термин «декольте» начал в Европе. Платья с декольте использовала вместе с придворными особами королева Франции и жена Карла VI Безумного – Изабелла Баварская. Эту, крайне непопулярную правительницу не любил народ из-за её распутного и расточительного образа жизни. Но при Изабелле декольте имело более-менее деликатный вид. Оно было прямоугольной формы и открывало лишь малую область тела, чуть ниже шеи и верхнюю часть спины.

Изабелла Баварская в платье с декольте.

За несколько последующих лет размеры декольте французских дам постепенно увеличивались, пока Агнесса Сорель, возлюбленная короля Франции Карла VII и вовсе не оголила одну из грудей. В таком виде она появилась на своем публичном покаянии, участвовала в светских балах и приемах. Практически все придворные и знатные дамы поддержали Агнессу, надевая платья по её примеру.

Декольте в эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса мода на декольте постепенно перекочевала и в другие страны Европы. К примеру, в Италии (разных её городах) «тон задавали» известные красавицы и светские львицы Лукреция Борджа, Симонетта Веспуччи и другие.

Венето Бартоломео . «Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа в виде Блаженной Беатриче II де’Эсте»

Интересно, что Испания до последнего боролось с модой на декольте. Здесь свирепствовало духовенство и в какой-то момент ношение верхнего выреза на платье вовсе запретили. Для мер дополнительной безопасности на шею начали надевать громоздкие гофрированные воротники.

В период с XV по XVII представительницы многих европейских дворов экспериментировали со способами украшения женской одежды в области груди. Появлялись разного рода «окошки» (их носила Екатерина Медичи), а прямоугольные декольте обрамлялись высокими воротниками с кружевами (последние носили французская королева Марго и английская королева Елизавета I).

Екатерина Медичи в платье с декольте с окошками.

Во времена галантного века (1715-1770 г.) декольте носили практически все женщины не только в Европе, но и в Российской империи. Они могли дополняться всевозможными украшениями, начиная от цветов и заканчивая бантами. Это время, которое характеризовалось стремительным развитием сферы развлечений, «культа наслаждения», инфантильностью и фаворитизмом.

Российская императрица Елизавета Петровна.

Показать верхнюю часть груди для женщины считалось за честь. Подтверждением тому служат многочисленные портреты светских львиц того времени. Именно в XVII веке на российском троне восседали императрицы Елизавета I Петровна и Екатерина II, которые без глубокого и вульгарного декольте и вовсе не представляли собственной жизни.

Не для всех

В XIX веке превалировали буржуазные вкусы. Декольте одевалось сравнительно редко, сезонно и в зависимости от времени суток.

Элеонора Дузе. Декольте уже не то, но всё же…

Если днем женщина носила закрытую одежду, то в вечернее время суток могла позволить себе надеть платье с вырезом. В это время тон задавали актрисы Рашель, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Лили Лэнгтри и другие.

А что с декольте сегодня?

Особого внимания заслуживает XX столетие и новое время. С начала века мода не один раз меняла векторы своего развития. Большое влияние на нее сделали Первая и Вторая Мировые войны. В царские времена Российской империи популярность декольте выросла до небывалого уровня, но тут же «погасла», когда произошел государственный переворот.

Постепенно перестали использоваться корсеты и появились бюстгальтеры позволяющие дамам носить все виды платьев. Это было начало настоящей сексуальной революции. Вырез на женских платьях то и дело менял свое расположение, перебираясь с груди на спину и наоборот.

Заострилось внимание на декольте в 50-80-х годах, когда динамично развивалась киноиндустрия. Платья с декольте постоянно одевали Мэрилин Монро, Мадонна, Орнелла Мути, Джейн Рассел, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Бриджит Бардо и многие другие.

Под конец XX века и до сегодня существует некая демократия на использование декольте. Такие платья современные женщины надевают, отталкиваясь от ситуации и с конкретными целями.

Декольте не раз становилось почвой для скандалов. Но были в истории и 10 опасных модных трендов разных времен, которые доводили модников до гибели.

Декольте: История и нравы

Декольте: История , нравы, вчера и сегодня

Его называют «орудием соблазна», и вполне справедливо – вооружён, значит, опасен.

«Опасно» и само его название, которое происходит от французского «décolleté», то есть «с отсечённой шеей». Но можно не пугаться – речь пойдёт всего лишь о декольте, вырезе, украшающем порой женский костюм.

Впрочем, «почему всего лишь»? У него своя история и свои нравы. Кого-то оно возмущает, кого-то восхищает, кто-то предпочитает закрытую одежду, кто-то готов перешагнуть грань приличий. Словом, вырез, открывающий в той или иной мере грудь и плечи, призванный привлечь к ним внимание – материя столь же деликатная, сколь и области, которые он приоткрывает.

Круглые и квадратные, «лодочкой» и «сердечком», ассиметричные, открывающие одно плечо, скромные и смелые. Вам кажется, что декольте не для вас? Или же, наоборот, с удовольствием носите одежду, украшенную глубоким (или не очень) вырезом? В любом случае мы с вами не первые и не последние.

Не будем заглядывать совсем уж в давние эпохи, в мир древний и дальний, хотя многие, интересующиеся историей, непременно припомнят наряды на особых статуэтках древнего Крита – куда более вызывающие, чем полная нагота. Длинная юбка, закрытые плечи и спина, и. полностью обнажённая грудь. Однако «богиня со змеями», как называют это изображение – всё-таки богиня, а не обычная женщина, так что можно не спешить делать вывод, что все критянки три тысячи лет назад щеголяли подобным образом.

Но перенесёмся во времена, когда нагота давно уже считалась неподобающей, зато, собственно, и появилось декольте, позволяющее хоть немного, но полюбоваться тем, что скрывали плотные ткани.

Читать еще:  Все ли джинны добрые и каких нужно вызывать для исполнения желаний. О чём можно просить и как это правильно делать

Итак, век XV, когда законодателям мод было богатейшее герцогство Бургундское.

В моду при бургундском дворе входят платья с V-образным вырезом, довольно глубоким, но вполне пристойным, поскольку в нём виднелись нижнее платье и надетая под ним рубашка. И, тем не менее, прекрасные бургундки решились приоткрыть шею и грудь, нежность которых контрастировала с тяжёлыми бархатом, сукном, плотными шелками и мехом.

Не отставали от них и итальянки – правда, их вырезы поначалу были округлыми, и больше приоткрывали спину, нежели грудь. Однако затем и их соблазнила возможность показывать в глубоком заострённом вырезе на груди роскошные ткани нижних платьев.

А знаменитая фаворитка французского короля Карла VII, Аньес Сорель, считавшаяся первой красавицей, любила роскошь и глубокие вырезы не меньше чем мать её возлюбленного, Изабелла Баварская. Аньес послужила моделью для мадонны, написанной придворным живописцем – и точно так же, с одной открытой грудью она изображена на другом своём портрете, написанным уже после её смерти. До сих пор, когда речь заходит о смелых декольте, непременно вспоминают Аньес.

XVI век – это эпоха прямоугольных широких вырезов, которые не выходили из моды на протяжении всего века.

Француженки, англичанки, итальянки гордо выставляли в них напоказ нежную кожу, порой прикрываясь, полностью или частично, тончайшими вставками. Ну а у более скромных декольте мог быть прикрыто соответственно более плотной нижней рубашкой, и контраст между цветным платьем и белоснежной тканью тоже был по-своему очень эффектен.

Шею же мог охватывать воротник, так что декольте как бы было и не было одновременно.

А можно было надеть платье вообще без декольте.

Что ж, не всем же было равняться на, к примеру, роскошных венецианских куртизанок, которым правила просто-напросто предписывали обнажать грудь полностью

Впрочем, это норовили сделать не только куртизанки.

На «масках» (театрально-танцевальных представлениях) в Англии начала XVII века дамы танцевали в весьма смелых костюмах, не только более коротких, чем обычно, но и с более глубокими декольте.
И королева, и её придворные дамы, принимая участие в подобных увеселениях, открывали в глубоких квадратных вырезах столько, сколько не решаемся открыть в своих вечерних платьях мы сейчас.
А глубокие круглые декольте нарядных вышитых жакетов дополнялись кружевными воротниками, которые ещё больше подчёркивали выставленную почти целиком грудь.

Вот портрет Гериэтты-Марии, французской принцессы, ставшей королевой Англии и потерявшей супруга на эшафоте. Но до Английской революции ещё несколько лет, так что пока королева радуется жизни и носит роскошные платья. Глубокое квадратное декольте, однако, не просто окаймляет широкий кружевной воротник; оно ещё и прикрыто тончайшей газовой косынкой, застёгнутой у самого горла, даже выше жемчужного ожерелья. Красота сокрытого. Хотя принимая участие в «масках», королева позволяла себе больше. Были в это же время в моде и другие декольте – довольно широкие овальные вырезы, приоткрывающие не только грудь, но и часть плеч и спины. Наверное, можно сказать, что это одна из самых красивых форм выреза, женственная и изящная, открывающая не слишком много и не слишком мало – достаточно много для того, чтобы полюбоваться красотой линий, и достаточно мало, чтобы одновременно дать волю воображению и соблюсти приличия.

Эту красоту можно были прикрыть косынкой, а можно было сдвинуть её пониже, превращая в своеобразную рамку, которая ещё больше подчёркивала обнажённость. К такому приёму будут прибегать и позже. К концу XVII века в моду вновь вошли прямоугольные вырезы «каре» – декольте приоткрывало только часть груди, оставляя плечи закрытыми. То глубокие, то небольшие и квадратные, то с прямыми углами, то закруглённые, эти декольте на протяжении почти всего XVIII века льстили дамам, особенно с пышным бюстом, создавая отделанное кружевами обрамление для лица и груди красавиц эпохи рококо. А плотно охватывавшие шею колье или оборки из бархата, атласа и кружев ещё больше подчёркивали роскошь выреза, квадратного или округлого.

Впрочем, те, кто из-за возраста, положения или скромности не желали привлекать к этой области внимание, прикрывали его кружевной или газовой косынкой, получившей название «фишю». Правда, при желании эти косынки, как уже говорилось, могли не столько прикрывать декольте, сколько привлекать к нему внимание – что скрыто за складками ткани, порой совершенно прозрачными?

Роскошные, но тяжёлые платья этой поры сменят воздушные платья стиля «ампир» – завышенная талия, ниспадающая тонкая ткань, и выступающая из этого, как из пены, красота женского тела. Декольте варьируется вокруг формы широкого «каре», порой собранного в центре так, чтобы образовать «сердечко», овала, приоткрывающего и плечи, и грудь.

Когда же талия вернётся на своё место, а юбки вновь станут пышными, декольте, полностью открывающее плечи, в сочетании с огромными широкими рукавами, будет зрительно делать талию не просто тонкой, а чрезвычайно тонкой. Наталья Николаевна (да-да, разумеется, «та самая», Гончарова, затем Пушкина, затем Ланская) изображена в таком платье на знаменитом своём портрете кисти Брюллова – идеальная красавица той эпохи. Хотя – почему только той? Овалом лица и очертаниями плеч, подчёркнутых глубоким декольте наряда, нельзя не залюбоваться и сейчас. XIX век постепенно утверждает строгое правило – из всего многообразия дамских нарядов (а их было множество – платья утренние и дневные, для визитов, прогулок, балов, театров и т.д.) только бальные и вечерние должны были быть с большими вырезами. Остальные же – скромные, желательно закрытые. Зато уж если с декольте..

Что в 1850 году беспокоило Джен Карлайл, супругу шотландского писателя-эссеиста, которая отправлялась на бал? Что она будет «обнажена – и это в моём возрасте, после стольких лет в закрытых платьях»! Джен в то время было уже сорок девять, весьма зрелая дама и по нынешним меркам, но мода требовательна.

«Итак, я приобрела белое шёлковое платье – поначалу у него был небольшой вырез и длинные рукава – а в день бала его отправили на переделку, чтобы отрезать лишнее и сделать его уже просто нескромным. Когда я надела его, то чуть не расплакалась – но при свете свечей я выглядела пленительно, и, когда вступила в комнаты, которые были полны обнажённых дам, я почувствовала себя в такой безопасности, что почти сразу позабыла о своих руках и шее». Так пишет взрослая женщина, всю жизнь носившая скромные наряды, и решившаяся на декольте только ради праздника.

Молодые девушки, которые только начинали выходить в свет тоже, должно быть, поначалу чувствовали себя неуютно. Помните первый бал Наташи Ростовой? «Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Так же смущается героиня романа о «Маленьких женщинах», которую собирают на бал: «У платья был такой глубокий вырез, что, глянув на себя в зеркало, Мег, которая не привыкла к столь открытым декольте, покраснела от смущения». Конечно, не все были так стыдливы. У Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мёртвые души» были «Дамы города N» на бал с удовольствием декольтировались по последней петербуржской моде. «Все было у них придумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностию; шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем «поцелуя», эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей». Эти «скромности» скрывали напереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляли подозревать, что там-то именно и была самая погибель. «

Читать еще:  Секреты женской сумочки. Что должно быть в женской сумке: обязательные вещи

Но разве можно не любоваться этими и вправду лебедиными шеями, роскошными покатыми плечами, приподнятыми тугими корсетами бюстами в вырезах платьев XIX века.

Давно прошли времена, когда форма выреза диктовалась исключительно модой. Теперь можно выбрать именно тот, что вам к лицу. Зачем вообще это делать? Можно ведь обходиться без декольте. Но если учитывать особенности фигуры и формы лица, то можно и другое – даже исправить недостатки. Широкие декольте, привлекая внимание к верхней части тела, помогут сбалансировать фигуру с узким «верхом» и широким «низом». Полные плечи и бюст? Что ж, вспомните красавиц XVIII века и выберите квадратный вырез – все позабудут о недостатках и будут любоваться исключительно достоинствами. Недостаточно длинную шею или чересчур широкие плечи исправит вырез в виде V или U (правда, удобные буквы для описания декольте?). Одна и та же форма декольте, только более и менее глубокая, может и скрыть, и подчеркнуть, и. Словом, выбор за вами. В конце концов, интересно попробовать всё! Вам предстоит торжественное событие, и вы гордитесь своей фигурой? Выберите декольте, открывающее плечи, и вообразите себя красавицей пушкинской поры. Убранные в гладкую причёску волосы, длинные трепещущие серьги-подвески – в таком наряде можно почувствовать себя даже французской императрицей Евгенией, законодательницей мод своего времени, середины позапрошлого века. И пусть века идут, пусть меняются каноны красоты, но кто и когда откажется полюбоваться прекрасным декольте. Ведь почти любое декольте прекрасно. Не сомневайтесь. Правда, говорят, французский король Людовик XIII, прозванный «Стыдливым», однажды выплюнул вино прямо в декольте некоей дамы, возмутившись его «неприличностью». но давайте не будем следовать его примеру!

Виды декольте Декольте различают не только по геометрической форме, но и по степени глубины выреза. Различают такие виды декольте, как:

1.Балерина. Это полукруглый широкий и глубокий вырез, который расположен и сзади и спереди.

2. Декольте, которое имеет асимметрическую форму.

3. Декольте, имеющее форму сердечка, оно обнажает ложбинку и верхнюю часть груди.

4. Глубокий вырез на спине, имеющий самую разную форму.

5. Вырез одежды, который доходит до пояса, имеет V–образную форму или форму трапеции.

6. Квадратное декольте («каре»).

7. Декольте в виде круга.

8. Декольте, имеющее овальную форму.

9. Декольте, имеющее форму вытянутого прямоугольника.

10. Широкое декольте, имеющее форму треугольника (портретного типа).

11. Декольте, спадающее с плеча. Этот глубокий вырез открывает часть груди и плечи.

При помощи декольте можно сделать коррекцию пропорций тела, вырез зрительно корректирует фигуру и форму лица. Выбирают декольте, учитывая индивидуальные особенности фигуры и внешности. Женщины, у которых круглое лицо, должны выбирать декольте, имеющее вид треугольника или прямоугольника. Для обладательниц прямоугольной формы лица больше подойдут круглый или овальный вырез, которые визуально будут смягчать контуры лица Визуально сделать шею длиннее и уменьшить ширину плеч можно при помощи V-образного выреза. Декольте портретного типа визуально расширяет линию плеч и делает короче худенькую длинную шею. Линию плеч зрительно расширяют широкие вырезы. Также широкий вырез делает фигуру грушевидной формы более гармоничной. Красоту груди подчеркивают круглый и овальный глубокий вырезы, акцент, выделяющий красивую грудь, будет отвлекать от остальных частей тела. Такое декольте хорошо подходит женщинам, имеющим большой живот и широкую талию. Неглубокое каре и V – образный вырез сделают визуально более аккуратной слишком большую грудь. Женщинам, имеющим маленький бюст, не нужно выбирать декольте, предпочтение лучше отдавать одежде с воротниками. Асимметричная форма выреза составляет исключение, так как отвлекает внимание от бюста любой формы, поэтому является универсальным вырезом для большинства женщин.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЛИ.РУшная жизнь (69)
  • Для новичков ЛИ.РУ. (46)
  • Оформление дневника (34)
  • ШИТЬЁ и РУКОДЕЛИЕ (336)
  • Уроки шитья от профи (29)
  • Конструирование (18)
  • Машинные швы (7)
  • Воротники (4)
  • Снятие мерок (4)
  • Техника шитья (43)
  • Начинающей портнихе (46)
  • Шьем детям (43)
  • Оборудование и приспособления (24)
  • Своими руками (42)
  • Переделка и декор одежды (23)
  • Цветы из ткани (23)
  • Корсеты и корсажи (20)
  • Подушки (17)
  • Журналы и книги по шитью (36)
  • Обучающие диски по шитью (6)
  • ЮБКИ (47)
  • Пышные юбки (25)
  • ВЫКРОЙКИ (96)
  • Моделирование и выкройки (49)
  • Выкройки для принтера (20)
  • Выкройки в масштабе (18)
  • Выкройки-онлайн (16)
  • МОДА (77)
  • Стиль,одежда,ткани (44)
  • Вечерние платья (22)
  • История платья и швейной машины (13)
  • ШТОРЫ, ЛАМБРЕКЕНЫ (69)
  • ШТОРЫ.Виды и дизайн (27)
  • ШТОРЫ:выкройки, мастер-классы (45)
  • Полезности (31)
  • ЗДОРОВЬЕ (71)
  • Интерьер и ландшафтный дизайн (20)
  • Это очень интересно. (29)
  • Компьютерный ликбез (46)
  • Мой мир (12)
  • ВКУСНЯТИНА (91)

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Декольте: История и нравы

Его называют «орудием соблазна», и вполне справедливо – вооружён, значит, опасен.

Круглые и квадратные, «лодочкой» и «сердечком», ассиметричные, открывающие одно плечо, скромные и смелые. Вам кажется, что декольте не для вас? Или же, наоборот, с удовольствием носите одежду, украшенную глубоким (или не очень) вырезом? В любом случае мы с вами не первые и не последние.

Не будем заглядывать совсем уж в давние эпохи, в мир древний и дальний, хотя многие, интересующиеся историей, непременно припомнят наряды на особых статуэтках древнего Крита – куда более вызывающие, чем полная нагота.

Длинная юбка, закрытые плечи и спина, и. полностью обнажённая грудь.

Однако «богиня со змеями», как называют это изображение – всё-таки богиня, а не обычная женщина, так что можно не спешить делать вывод, что все критянки три тысячи лет назад щеголяли подобным образом.

Но перенесёмся во времена, когда нагота давно уже считалась неподобающей, зато, собственно, и появилось декольте, позволяющее хоть немного, но полюбоваться тем, что скрывали плотные ткани.

Итак, век XV, когда законодателям мод было богатейшее герцогство Бургундское.

В моду при бургундском дворе входят платья с V-образным вырезом, довольно глубоким, но вполне пристойным, поскольку в нём виднелись нижнее платье и надетая под ним рубашка. И, тем не менее, прекрасные бургундки решились приоткрыть шею и грудь, нежность которых контрастировала с тяжёлыми бархатом, сукном, плотными шелками и мехом.

Не отставали от них и итальянки – правда, их вырезы поначалу были округлыми, и больше приоткрывали спину, нежели грудь. Однако затем и их соблазнила возможность показывать в глубоком заострённом вырезе на груди роскошные ткани нижних платьев.

А знаменитая фаворитка французского короля Карла VII, Аньес Сорель, считавшаяся первой красавицей, любила роскошь и глубокие вырезы не меньше чем мать её возлюбленного, Изабелла Баварская. Аньес послужила моделью для мадонны, написанной придворным живописцем – и точно так же, с одной открытой грудью она изображена на другом своём портрете, написанным уже после её смерти. До сих пор, когда речь заходит о смелых декольте, непременно вспоминают Аньес.

Читать еще:  4 закон ньютона определение. На каждое действие есть противодействие

XVI век – это эпоха прямоугольных широких вырезов, которые не выходили из моды на протяжении всего века.

Француженки, англичанки, итальянки гордо выставляли в них напоказ нежную кожу, порой прикрываясь, полностью или частично, тончайшими вставками. Ну а у более скромных декольте мог быть прикрыто соответственно более плотной нижней рубашкой, и контраст между цветным платьем и белоснежной тканью тоже был по-своему очень эффектен.

Шею же мог охватывать воротник, так что декольте как бы было и не было одновременно.

А можно было надеть платье вообще без декольте.

Что ж, не всем же было равняться на, к примеру, роскошных венецианских куртизанок, которым правила просто-напросто предписывали обнажать грудь полностью.

Впрочем, это норовили сделать не только куртизанки.

На «масках» (театрально-танцевальных представлениях) в Англии начала XVII века дамы танцевали в весьма смелых костюмах, не только более коротких, чем обычно, но и с более глубокими декольте.

И королева, и её придворные дамы, принимая участие в подобных увеселениях, открывали в глубоких квадратных вырезах столько, сколько не решаемся открыть в своих вечерних платьях мы сейчас.

А глубокие круглые декольте нарядных вышитых жакетов дополнялись кружевными воротниками, которые ещё больше подчёркивали выставленную почти целиком грудь.

Вот портрет Гериэтты-Марии, французской принцессы, ставшей королевой Англии и потерявшей супруга на эшафоте. Но до Английской революции ещё несколько лет, так что пока королева радуется жизни и носит роскошные платья.

Глубокое квадратное декольте, однако, не просто окаймляет широкий кружевной воротник; оно ещё и прикрыто тончайшей газовой косынкой, застёгнутой у самого горла, даже выше жемчужного ожерелья. Красота сокрытого. Хотя принимая участие в «масках», королева позволяла себе больше.

Были в это же время в моде и другие декольте – довольно широкие овальные вырезы, приоткрывающие не только грудь, но и часть плеч и спины. Наверное, можно сказать, что это одна из самых красивых форм выреза, женственная и изящная, открывающая не слишком много и не слишком мало – достаточно много для того, чтобы полюбоваться красотой линий, и достаточно мало, чтобы одновременно дать волю воображению и соблюсти приличия.

Эту красоту можно были прикрыть косынкой, а можно было сдвинуть её пониже, превращая в своеобразную рамку, которая ещё больше подчёркивала обнажённость. К такому приёму будут прибегать и позже.

К концу XVII века в моду вновь вошли прямоугольные вырезы «каре» – декольте приоткрывало только часть груди, оставляя плечи закрытыми. То глубокие, то небольшие и квадратные, то с прямыми углами, то закруглённые, эти декольте на протяжении почти всего XVIII века льстили дамам, особенно с пышным бюстом, создавая отделанное кружевами обрамление для лица и груди красавиц эпохи рококо. А плотно охватывавшие шею колье или оборки из бархата, атласа и кружев ещё больше подчёркивали роскошь выреза, квадратного или округлого.

Впрочем, те, кто из-за возраста, положения или скромности не желали привлекать к этой области внимание, прикрывали его кружевной или газовой косынкой, получившей название «фишю».

Правда, при желании эти косынки, как уже говорилось, могли не столько прикрывать декольте, сколько привлекать к нему внимание – что скрыто за складками ткани, порой совершенно прозрачными?

Роскошные, но тяжёлые платья этой поры сменят воздушные платья стиля «ампир» – завышенная талия, ниспадающая тонкая ткань, и выступающая из этого, как из пены, красота женского тела.

Декольте варьируется вокруг формы широкого «каре», порой собранного в центре так, чтобы образовать «сердечко», овала, приоткрывающего и плечи, и грудь.

Когда же талия вернётся на своё место, а юбки вновь станут пышными, декольте, полностью открывающее плечи, в сочетании с огромными широкими рукавами, будет зрительно делать талию не просто тонкой, а чрезвычайно тонкой.

Наталья Николаевна (да-да, разумеется, «та самая», Гончарова, затем Пушкина, затем Ланская) изображена в таком платье на знаменитом своём портрете кисти Брюллова – идеальная красавица той эпохи.

Хотя – почему только той? Овалом лица и очертаниями плеч, подчёркнутых глубоким декольте наряда, нельзя не залюбоваться и сейчас.

XIX век постепенно утверждает строгое правило – из всего многообразия дамских нарядов (а их было множество – платья утренние и дневные, для визитов, прогулок, балов, театров и т.д.) только бальные и вечерние должны были быть с большими вырезами.

Остальные же – скромные, желательно закрытые.

Зато уж если с декольте.

Что в 1850 году беспокоило Джен Карлайл, супругу шотландского писателя-эссеиста, которая отправлялась на бал? Что она будет «обнажена – и это в моём возрасте, после стольких лет в закрытых платьях»! Джен в то время было уже сорок девять, весьма зрелая дама и по нынешним меркам, но мода требовательна.

«Итак, я приобрела белое шёлковое платье – поначалу у него был небольшой вырез и длинные рукава – а в день бала его отправили на переделку, чтобы отрезать лишнее и сделать его уже просто нескромным. Когда я надела его, то чуть не расплакалась – но при свете свечей я выглядела пленительно, и, когда вступила в комнаты, которые были полны обнажённых дам, я почувствовала себя в такой безопасности, что почти сразу позабыла о своих руках и шее».

Так пишет взрослая женщина, всю жизнь носившая скромные наряды, и решившаяся на декольте только ради праздника.

Молодые девушки, которые только начинали выходить в свет тоже, должно быть, поначалу чувствовали себя неуютно.

Помните первый бал Наташи Ростовой?

«Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Так же смущается героиня романа о «Маленьких женщинах», которую собирают на бал: «У платья был такой глубокий вырез, что, глянув на себя в зеркало, Мег, которая не привыкла к столь открытым декольте, покраснела от смущения».

Конечно, не все были так стыдливы. У Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мёртвые души» были «Дамы города N» на бал с удовольствием декольтировались по последней петербуржской моде.

«Все было у них придумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностию; шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем «поцелуя», эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей». Эти «скромности» скрывали напереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляли подозревать, что там-то именно и была самая погибель. «

Но разве можно не любоваться этими и вправду лебедиными шеями, роскошными покатыми плечами, приподнятыми тугими корсетами бюстами в вырезах платьев XIX века.

Давно прошли времена, когда форма выреза диктовалась исключительно модой. Теперь можно выбрать именно тот, что вам к лицу.

Зачем вообще это делать? Можно ведь обходиться без декольте.

Процитировано 30 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источники:

http://pics.ru/istoria-dekolte
http://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/14689892/
http://www.liveinternet.ru/users/nelyager/post160554501

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector