Развитие ребенка в 3 месяца

Содержание

Ваш малыш стал старше еще на один месяц. В 3 месяца мальчики весят от 5,7 до 7,2 кг при росте от 59,4 до 63,5 см, соответствующие показатели для девочек — 5,2—6,6 кг и 57,7—61,9 см.

Ребенок открывает окружающий мир, активно взаимодействуя с ним: он уже не пассивный наблюдатель, а опытный исследователь. Теперь малыш может дольше удерживать попавшую ему в руки игрушку, внимательно рассматривая ее. Он сознательно стремится продлить приятные ощущения от осязания некоторых предметов (например, поглаживая кончиками пальцев мягкое одеяльце).

Несомненно, любимый объект изучения для ребенка — он сам. Кроха ощупывает и поглаживает пальцами свое лицо — рот, нос, глаза, подбородок. Он с интересом рассматривает свои ручки, как будто пытаясь понять, почему же шевелятся эти маленькие пальчики.

Малыш сосредоточенно пытается дотянуться до разных предметов. Конечно, сначала это нелегко, и он часто промахивается, но трехмесячный ребенок необыкновенно упорен в достижении своей цели. Он будет сознательно ударять по игрушкам, подвешенным над кроваткой, если в результате будет происходить что-нибудь интересное и занимательное: например, игрушка будет издавать звук или подпрыгивать от удара вверх и вниз.

Самым активным малышам удается переворачиваться со спины на живот, другие могут пока только перекатываться на бочок. Если держать перед ребенком какой-либо предмет, он будет пытаться схватить его двумя руками одновременно. Многие дети умеют соединять ладошки обеих рук и даже хлопать.

В этом возрасте стремительно развиваются речевые навыки малыша. Его «словарный» запас постоянно пополняется. Теперь в речи ребенка можно различить не только гласные звуки, но и согласные «Л», «Н», «Б», «П», «М».

Малыш внимательно следит за движущимися предметами. Если водить перед глазами ребенка погремушкой, а потом неожиданно ее спрятать, то ребенок некоторое время будет вглядываться в то место, где последний раз видел игрушку, пытаясь восстановить в памяти траекторию движения погремушки и ожидая ее внезапного появления.

Трехмесячный ребенок не ждет, когда взрослые начнут с ним общаться. Он готов самостоятельно устанавливать контакты с окружающими. Малыш целенаправленно ищет лица, открыто смотрит в глаза, улыбается и издает разнообразные звуки. Ребенок в этом возрасте открыт к общению, ему приятно внимание других людей, он охотно разговаривает с незнакомцами и радуется им.

Хотя сейчас ваш кроха готов улыбнуться каждому, самые счастливые улыбки достаются, конечно, маме и папе. Даже если мама не произнесла ни слова, малыш узнает ее и радостно улыбнется. Удовольствие малышу доставляет сам факт появления мамы вне зависимости от того, будет она с ним играть или нет.

Ребенок уже способен передать целую гамму чувств и эмоций с помощью разнообразных звуков. Он может плакать, кричать, смеяться, лепетать, «гулить», и родители обязательно поймут, что именно хочет «сказать» их ребенок. Малыш может поддерживать достаточно длительные диалоги с взрослыми. Общаясь, он использует не только звуки (кстати, в хорошем настроении малыш чаще произносит согласные звуки), но также мимику и жесты.

В этом возрасте ребенок отлично «считывает» настроение родителей по выражению лица, интонациям голоса и другим сигналам. Хорошее настроение мамы и папы обязательно передастся малышу.

Нормы роста и веса у ребенка в 3 месяца

К 3 месяцам карапуз набирает еще примерно 800-900 грамм веса, и в росте примерно 2,5 — 3 см. Окружность головы увеличивается на сантиметр и диаметр грудной клетки на 1 -1,5 см.

В таблице приведены усредненные показатели по развитию малышей разного пола, в три месяца:

Показатель

Развитие у девочек в 3 месяца

Развитие у мальчиков в 3 месяца

Вес

Рост

Особенности организма трехмесячного ребенка

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам:
– рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков;
– вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков;
– окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков;
– окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее:
– в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову;
– пытаться перевернуться на живот;
– поворачивать голову в стороны;
– в положении лежа на животе опираться на руки и локти;
– четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях;
– при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги;
– мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями;
– реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику;
– улыбаться.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов:
– хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним;
– поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке;
– рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы.
Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки:
– ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону;
– руки малыша опираются на предплечья;
– грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней;
– бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты;
– при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону);
– при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности.
В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Кормление трехмесячного ребенка

В три месяца ребенок обычно не требует настолько частых кормлений, как новорожденный. Сейчас за одно кормление малыш усваивает в среднем 140-170 граммов молока (в форме грудного молока, смеси для искусственного вскармливания или сочетания грудного молока и смеси), так что ему не требуется так много кормлений, как на протяжении предыдущих двух месяцев (от шести до восьми кормлений в сутки).

Читать еще:  Как развлечь гостей за столом? Развлечения для гостей за столом на дне рождения

Считаем мокрые и грязные подгузники: Понять, достаточно ли питания и жидкости получает ребенок, можно по подгузникам. Теперь стул у малыша бывает реже, а его консистенция плотнее. У новорожденного стул бывает чуть ли не после каждого кормления, а у трехмесячного младенца – всего лишь раз в сутки или даже раз в два-три дня. В среднем шесть мокрых подгузников в день – показатель достаточного питания.

Наверное, вы уже заметили, что малышу требуется много подгузников и экономить на смене их не стоит, а в цене сэкономить помогут акции и скидки для молодых родителей.

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы родители могут отмечать уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3] Малыши, приобретая новый навык, стараются развивать его, пробуя повторить снова и снова.

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5] Они же могут сопровождать скачок роста и возрастной кризис.

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Ребенка в этом возрасте невозможно избаловать руками, по сути для него продолжается период донашивания. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Читать еще:  Могу ли я уйти на пенсию. Как происходит выход на пенсию и что для этого нужно

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

Возраст Сенсорные и моторные акты
1 мес. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

Возраст Двигательные функции
1 мес. Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес. Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес. Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

Возраст Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни Голосовые реакции
1 мес. Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес. Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым Крик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес. Активное бодрствование; комплекс оживления при общении Крик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 901-909.
  2. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 919-920.
  3. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. I
  4. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 158-159.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. – М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Читать еще:  Лепка тигра из пластилина. Как слепить тигра из пластилина

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Общение для развития речи

Находясь с грудничком на прогулке, следует акцентировать его внимание на окружающих предметах и объектах. Следует рассказывать обо всём, что он видит на своём пути. Нужно много говорить, причем абсолютно обо всём:

  • Деревьях, которые встречаются на пути;
  • Клумбах с цветами;
  • Машинах, животных, птицах.

В домашней обстановке можно рассказывать крохе о предметах, которые находятся в комнате. Например, о картинах, которые висят на стене или мебели. Рассказы необходимо дополнять объяснениями маленькому чаду. Пока многое из того, что он будет слышать, ему непонятно. Однако звуки и слова, которые звучат постоянно, в дальнейшем помогут ему обрести легкие навыки активной речи, которую другие будут свободно понимать.

Уже в 3 месяца необходимо заниматься развитием грудничка. Его жизнь должна быть дополнена простыми упражнениями для тела и конечностей. Не следует забывать про игры и простое общение с крохой. Если ребёнку 3 месяца, его развитие и питание — это то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Концентрируясь на упражнениях, не следует забывать и про рацион. Всё это обеспечит его нормальное развитие, и грудничок быстрее приобретет навыки активной речи.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком, малышами 4-5 месяцев

Основу ухода за ребенком до 5 месяцев составляет правильное питание, гигиена, прогулки, сон.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком, 4-5-месячными детками? Основой питания остается грудное вскармливание по требованию малыша. Промежутки между кормлениями становятся больше – 3-4 часа. Питание мамы должно быть сбалансированным. Дите с материнским молоком получает необходимые вещества для роста, развития. Не рекомендуется начинать прикорм раньше 5-6 месяцев. Изначально стоит проконсультироваться с педиатром. Врач поможет правильно подобрать детскую смесь.

Водные процедуры можно проводить ежедневно. Чем старше становится малыш, тем активнее проходит процесс купания, начинают использоваться резиновые игрушки, пищалки. Ежедневно делайте умывание, промывайте глазки, чистите нос, ушки, подстригайте ногти. Необходимо чаще умывать малыша под проточной водой, ограничить использование салфеток.

Уход за ребенком 4 месяцев включает процедуры, связанные с формированием иммунитета. При купании рекомендуется постепенно снижать температуру воды до 32-34°С. Полезны посещение бассейна, оздоровительный массаж.

Выходить на ежедневные двухчасовые прогулки два раза в день при любой погоде кроме сильных морозов (-15°С). Зимой перед выходом на улицу детскую кожу покрывают жирным питательным кремом. Летом гулять в тени, обязательно использовать солнцезащитный крем с наибольшим фильтром защиты (50-100). Развитие ребенка вызвано интересом к окружающему миру. Рекомендуется устанавливать сиденье вертикально, так малыш увидит окружающую обстановку.

Читайте полезные рекомендации педиатров про уход за ребенком в блоге медицинского оздоровительного центра Fortis. Необходима профессиональная консультация? Ждем по адресу: Харьков, пр-т Независимости, 10 (2 этаж), м. Университет (стеклянный выход). Оформляйте запись онлайн или воспользовавшись контактными телефонами +38 (057) 766-06-51, +38 (099) 783 26 06, +38 (067) 837 46 76. Предварительно изучите график приема медицинских специалистов. Уточнить информацию удобно, воспользовавшись формой обратной связи. Приходите: понедельник-пятница – 8.00-21.00, суббота – 8.00-18.00. Растите здоровыми и крепкими!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector