Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе. Картотека дидактических игр в старшей группе

Содержание

Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа)

елена чупра
Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа)

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. «Слова — друзья»

Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова- друзья к заданным словам; Закрепить понятие о разных звуках.

Мишка — шишка, сынишка, малышка, пышка, фишка, мальчишка.

Зайка- майка-, незнайка, попрыгайка.

Лейка- скамейка; Лук- жук; Коза- стрекоза; Рак- мак; Санки- банки;

Чашка- рубашка; Галка- палка; Печка — свечка; Стол- пол…

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка — чашка, гайка — чайка, масть — часть) или последний звук (враг — врач, клюв — ключ, мел — меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

3.«Какого звука не хватает?»

Цель: Учить узнавать слова в которых не хватает одного звука. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Вариант №1 : На солнышке грелся котёно., на него смотрел щено.

Мальчи. держит каранда., а девочка — красный ша.

В зоопарке жили: сло. ,бегемо., крокоди.

Вариант №2: Например, пи[ ]ама — пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а — звук [к], конфе[ ]а — звук [т], мар-ты[ ]ка — [ш], мака[ ]оны — [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

6. «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

7. «Назови слова со звуком [с’] и [с]»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с’] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с’] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с’], цвета.

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель -«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Цель:учить дифференцировать звук [ш ] в словах.

Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой. Идут по кругу и произносят слова:

Завертелись карусели (медленно идем по кругу)

А потом кругом- кругом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем, после команды воспитателя «Поворот», дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону, произнося слова:

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: дети, какой звук вы произносили?

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.

11.«Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.

В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з’] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з’], а в одной — нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

13. игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з’] в словах.

Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з’].

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

16. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч, значки и т. д.

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С], развивать слуховое внимание, память.

Взрослый произносит ряд слогов (слов, а дети повторяют их в той же последовательности.

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р], закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

Читать еще:  Как похудеть с помощью обертывания с глиной. Рецепты применения голубой глины от целлюлита в домашних условиях. Какая глина лучше для похудения

Цель: учить выделять звук [ш] в произношении.

Детям раздаются картинки с предметами, имеющими в своём названии звук[ш]. Один ребенок сидит в «шалаше», к нему по очереди подходят дети. Сидящий спрашивает каждого: «Что у тебя?». Дети отвечают: «У меня шапка»; у меня мишка; у меня кошка и т. д.

Сидящий в шалаше каждого приглашает : «Входи в наш шалаш».Когда все дети опрошены и приглашены, они становятся в круг и повторяют за воспитателем:

Мы построили шалаш,

Вот он, вот он, наш шалаш!

В шалаше мы будем жить,

Кашу пшенную варить,

В шалаше мы будем спать,

Книжки будем мы читать,

В шашки, шахматы играть,

Будем весело плясать.

20.«Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Пример загадок о звуках:

Шире всех открывает рот — звук.

Губы трубочкой вытягивает — звук.

На вытянутый кружок губы похожи у звука.

Самая широкая улыбка у звука.

Приоткрывает рот и приподнимает язык — звук.

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад — звук.

21.«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса, су-су-су (как прогнать осу, (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи у дошкольников Игра «Мебель» Цель: согласование числительных два и пять с существительными. Игровой материал: предметные картинки мебели, два игровых поля.

Дидактические игры по развитию речи в средней группе «Что перепутал Незнайка», «Цветик-семицветик» Дидактическая игра по развитию речи «Что перепутал Незнайка?» Цель: Формировать умение различать предметы, сходные по значению, развитие.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по теме «Весна» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений (старшая группа) «Лед — вода — пар» Дидактическая задача. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по городу» Дидактическая задача. Закрепление знаний о родном городе:.

Дидактические игры по развитию речи в рамках тематических недель. Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья» Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки».

НОД по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[З]» Старшая группа Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении.

Технологическая карта занятия по развитию речи — старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи Технологическая карта занятия по развитию речи – старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи с использованием театрализованной.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Дидактические игры в старшей группе: картотека с целями по ФГОС

Старший дошкольный возраст — отличный период для развития речи, памяти, мышления, воображения и других психических процессов ребенка, расширения его кругозора. Активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка можно с помощью дидактических игр, которых существует огромное количество. Воспитателям ДОУ и родителям малышей предлагаем воспользоваться нашей картотекой дидактических игр в старшей группе с целями по ФГОС.

Сборник дидактических игр

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Читать еще:  Когда можно убирать дом перед Пасхой? Почему нельзя мыть полы в пятницу

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус. Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы

Транскрипт

1 «Чудесный мешочек». Цель: закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. «Один много». Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец — огурцы, помидор — помидоры, репа — репы». «Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, картошка — картошечка). Не говорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик». Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы Выполнила воспитатель: Вайцеховская А.В.

2 Соберем фрукты в саду. Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок. » и т. д. «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко яблочко, лимон лимончик, апельсин апельсинчик и т. д.). Не говорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, а теперь покажи яблочко». «Чудесный мешочек» Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок. «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий. Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

Читать еще:  Считается ли ивана купала православным праздником. Православный ли праздник: Иван Купала

3 «Поймай скажи». Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии. Образец: врач лечит, художник рисует, повар варит, пожарный тушит, плотник строгает. «Помощники». Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким. Материал: цветок из картона со съемными лепестками. Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.). Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы. «Отгадай профессию». Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии. «Кто что делает?». Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход: Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

4 «Кто больше расскажет о профессии». Цель: соотносить действия людей с их профессией. Организация: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Воспитатель: — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Ивановны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи ) — А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции). — А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, «Раз, два, три что может быть опасным найди!»» Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества. Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х нельзя самому пользоваться! осторожно пользоваться. Ход игры: Ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. «Разложи картинки по порядку» Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его. «На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными Материал: иллюстрации, 2 обруча Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой неправильными действиями.

5 Кто где живёт? Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: Дети: Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? — Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке?- Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? Медведь.ttps://borgul.ru/2016/11/kartoteka-didakticheskih-igr-dlyastarshej-gruppy-2.htm «У кого кто?» Цель: Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком. Ход: Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый. У меня утенок. Ребенок называет свою игрушку Ay меня цыпленок. Утенок желтый. И цыпленок желтый. У утенка большие красные лапы. А у цыпленка лапки маленькие. И т. д. Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика. «Гуляем по зоопарку». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку. Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала». Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках. Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале. Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты. Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь. «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья». Например: У рыси голова рысья У рыбы рыбья. У кошки кошачья. У сороки сорочья. У лошади лошадиная. У орла орлиная. У верблюда верблюжья.

6 «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д. «Один много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь дожди капля капли лист листья гриб грибы зонт зонты плащ плащи птица птицы. «Осенние листья» (лото) Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки. Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Не говорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д. «Подбери действие» Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы. Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.). Дождь осенью (идет, моросит и т. д.). Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.). Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.). Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.).

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-starshaja-grupa.html
http://pedsovet.su/dou/6800_didakticheskie_igry_v_starshey_gruppe
http://docplayer.ru/137485745-Kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-dlya-detey-starshey-gruppy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector