Духовное воспитание человека. Наш приход

Содержание

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви

Зоя Разумная
Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви

Уважаемые коллеги, доброе время суток!

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. Зачастую у детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, справедливости и патриотизме.

Россия переживает один из непростых исторических периодов, поэтому

в сложившейся ситуации жизненно необходимо и особенно важно духовно-нравственное воспитание ребенка, введение его в православную культуру.

Совместные встречи, дружеские отношения со священнослужителями воспитывают не только детей, но и мобилизует взрослых, приобщают к народным традициям, способствуют воспитанию в духе уважительного отношения друг другу, милосердия и веры, гордости за свою Святую Русь.

Отец Сергий рассказал детям о Евангелие — главной книге христиан, в которой рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении.

Священнослужители подарили детям главную книгу христиан — Евангелие и сладкие подарки.

И фотографии на память.

Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет «Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет» «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Цель духовно-нравственного воспитания: — Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. Одной из главных задач нашего детского сада является духовно — нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Музыкальное занятие по слушанию и знакомству с музыкой Русской православной церкви Конспект музыкального занятия по слушанию и знакомству с музыкой Русской православной церкви Разработала: музыкальный руководитель Живодерова.

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Читать еще:  Применение золота серебра. Чем отличается техническое серебро от ювелирного

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Читать еще:  Случай из жизни. Быль. Мое увлечение

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
консультация на тему

Данный материал представляет собой лекцию для родителей.

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь ее значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков ее, развития связывалось и связывается- теперь с ее глубоким духовным содержанием. Не только истоки этой духовности и народные традиции, но и тематика, идеи и образный язык лучших произведений современного искусства России восходят к православной этике и истории христианства.

Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Православная Церковь и русский народ несет в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие.

Наша общая задача — таким образом построить отношения с обществом, чтобы помочь ему стать более образованным, обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской государственности. Проблема состоит и в том, что рухнула коммунистическая система воспитания. В определенной степени образовался мировоззренческий и идейный вакуум. А мы знаем, что российская традиция такова, что образование и воспитание были всегда неразрывно связаны друг с другом. Это был единый процесс. И если что-то выпадает или чему-то уделяется меньше внимания, то и само понятие «образование» очень сильно страдает. Поэтому необходимо сотрудничать со всеми структурами, которые могут помочь нам осветить жизнь наших детей и юношества высоким нравственным и духовным светом.

Читать еще:  Случайные дети. Как жилось на руси детям, рожденным вне брака

Нынешний нравственный и идеологический кризис России должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глубине, ибо что он такое, как не кризис наших душ. Может быть, главная личностная особенность нашего современника — это тяготение к авторитетам и, как следствие, невероятная внушаемость. Отец Г. Флоренский в последней главе своей книги «Пути русского богословия», анализируя внутренние проблемы России, говорил: «В русской душе есть опасная склонность, есть предательская способность к культурно-психологическим превращениям и перевоплощениям. слишком часто заболевала она мистическим непостоянством».

Наша ситуация осложняется еще и тем, что в Церковь сегодня пришли и родители, и дети одновременно. Проблемы отцов и детей приобрели у нас совершенно новое звучание. Традиционные внутрисемейные рычаги воспитания почти не действуют. В Церковь бегут за «скорой помощью», готовые эту помощь принять и почти не готовые к труду самовоспитания в союзе с Церковью. А ведь именно этот труд — необходимое условие духовного возрастания.

Слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство», то есть совместный путь учители и ученика. Но один у нас Учитель, говорит Евангелие, Христос. Именно Он является истинным Педагогом, утверждает в своей книге «Педагог» один из учителей Древней Церкви св. Климент Александрийский. А стало быть, те, кто называют себя воспитателями, наставниками и попечителями, смысл своего служения должны видеть в том, чтобы лишь указывать путь, препровождать ученика к этому любящему всех Учителю.

Но как это сделать? Какими средствами? Прежде всего — словом. Поэтому-то во все времена Церковь и ищет эти особые слова, и ведет диалог с миром, диалог-призывание, диалог-свидетельство. А чтобы быть услышанной и правильно понятой, ей приходится высокие понятия христианского откровения всегда переводить на язык, доступный современникам. Многие века звучит этот живой диалог вечности и времени, огненная и печалющая речь Церкви, обращенная к страждующему миру.

В процессе духовно-нравственного воспитания необходимо развить личность, развить все благое, изначально заложенное в ней. В процессе этого развития человек начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к духовной жизни. Ведь христианское образование нельзя исчислить суммой богословских знаний. Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека. В этом специфика христианской педагогики.

Воспитание процесс медленный, не простой, требующий комплексного, системного подхода, то есть увязывания многих различных, часто противоречащих друг другу компонентов. Воспитывать нужно учиться. А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди». Эти слова как нельзя лучше объясняют, что воспитывать — это значит быть рядом с воспитуемым и принимать участие в его жизни и внешней, и опосредовано во внутренней. Духовное воспитание, воспитание религиозного чувства — это также пребывание рядом, постоянная готовность к помощи, к союзничеству в
борьбе с грехом. Вспомним, что слово «грех» в переводе с греческого означает «непопадание в цель». Нестройность, противоречивость всей нашей природы — вот тяжелое наследие первородного греха. В течение всей жизни мы пытаемся собрать себя, «наладить», «отцентровать». Процесс этого созидания себя, строительства своей души поможет начаться уже в детстве, но тут ребенку нужен помощник. Педагог и должен явиться этим помощником. Он не руководитель, а проводник, связной детской души. Учитель связует живое рождающееся вопрошание ребенка с опытом и жизнью, всей Церкви.

Христианское воспитание неминуемо есть и воспитание чувств, надо приучить их не властвовать над нами, а служить нам. А итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека.

Таким образом, та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Не учитывать всего этого (что, к сожалению, имело место в прошлом) — значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-vstrechi-so-svjaschenosluzhiteljami-pravoslavnoi-cerkvi.html
http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/12/06/rol-pravoslaviya-v-dukhovno-nravstvennom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector