Двунадесятые переходящие праздники. Светлое Христово Воскресение у православных

Содержание

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ

Переходящие празднования Православной Церкви празднуются в разные числа календаря в зависимости от празднования Пасхи или же от дня недели и месяца [1]

Зависящие от Пасхи

Cедмицы подготовительные к Великому посту

Зависящие от дня недели и месяца

  • Неделя по Богоявлении (после 6 января) — Святой семьи Василия Великого (Греч.), мцц. дев Неоллины, Домнины и Парфены Эдесских (XIV; Греч.), св. Иосифа Нового, Каппадокийского (ок. 1869)
  • Ближайшая неделя к 25 января — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Неделя с 18 по 24 марта — Собор Фтиотидских святых (Греч.)
  • Неделя после дня равноапп. Кирилла и Мефодия (11 мая) — Собор Карпаторосских святых
  • Суббота между 25 и 31 мая — Собор Беотийских святых (Греч.) [19]
  • 1-я неделя июня — Собор Холмских и Подляшских мучеников
  • Неделя после 27 июня — прмчч. Липсийских Неофита (Аморгиноса) (1558), Ионы (Лериоса) (1561), Неофит (Фазоса) (1609), Ионы (Нитириоса) (1635) и Парфения (1696) [20]
  • Неделя после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — Собор Тверских Святых, прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских
  • 2-я пятница после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — прп. Антония Леохновского (местн. в Леохново) [21]
  • Неделя с 1 по 7 июля — Собор Критских святых (Греч. [22])
  • Неделя перед днём празднования Смоленской иконы Божией Матери (28 июля) — Собор Смоленских святых
  • Неделя с 13 по 19 июля — свт. Иоанна Мессинийского (V; Греч. [23])
  • Неделя после Преображения Господня (6 августа) — Собор Валаамских святых
  • Неделя с 16 по 22 августа — Иконы Божией Матери «Прибавление ума» (XVII); Собор Левкадийских святых (Греч. [24])
  • Неделя перед 18 августа — Собор Кемеровских (Кузбасских) святых
  • Неделя перед 26 августа — Собор Московских святых
  • Неделя между 25 августа и 31 августа — Собор Эвританских святых (Греч. [25])
  • Ближайшая неделя к 31 августа — Собор Саратовских святых
  • Неделя после 3 сентября — Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
  • Неделя перед 6 сентября — свв. блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских[26].
  • 2-я неделя сентября — Собор Нижегородских святых
  • Неделя после 17 сентября (1-я неделя октября н. ст.) — Собор Кипрских святых (Греч., Кипр.) [27]
  • Неделя перед Крестовоздвижением (14 сентября) — Новомучеников Малоазийской катастрофы (Греч.)
  • 1-я неделя октября — икон Божией Матери Теребовлянской (Львов.) и «Вурлиотисса» (Греч.)
  • Неделя с 15 по 21 сентября — Собор Фессалийских святых (Греч. [28])
  • Неделя после 28 сентября — прп. Гертруды Нивельской (659; Зап.)
  • Неделя после 2 октября — блгвв. кнн. Михаила Тверского и Анны Кашинской (Твер.)
  • Неделя после 14 ноября — св. семьи Григория Паламы (Греч.)
  • Неделя с 23 по 29 ноября — Собор Ахайских святых (Греч.) [29]
  • Предпоследняя неделя перед Рождеством — Неделя святых праотец
  • Последняя неделя перед Рождеством — Неделя святых отец

Использованные материалы

  • Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам.,Свято-Покровский Хотьковский монастырь,1998, с.21.
  • Православный церковный календарь, изд-во Московской Патриархии РПЦ.
  • Страница месяцеслова Казанской епархии:
    • http://www.kazan.eparhia.ru/gitiysvytih/pershie/
  • «Указатель чудотворных и чтимых икон Божией Матери», Православный церковный календарь на 2006 г., Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви:
    • http://www.bogoslovy.ru/ikony_data.htm
  • Шестаков, Андрей, «Святые Элладской Церкви», портал Православие.ру, 14 января 2002:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39982.htm
  • Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 453-479.

[1] Ниже отсчет по седмицам приводится с понедельника по неделю (воскресенье) до Пасхи, с недели (воскресенья) по понедельник после Пасхи.

[2] Избранные жития святых. Том 1, Апрель День шестой. Ссылка 521 — «Св. Вриенна, Иерия и Фомаида прославляются Церковью в Сырную субботу; св. Феврония кроме того славится 25 июня». «Кроме того» — следовательно, она также славится в Сырную Субботу. См. свт. Филарет (Гумилевский). Избранные жития святых. Том 1 — https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/izbrannye-z. 521 .

[3] «Β΄ ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – ΣΥΝΑΞΙΣ ΛΑΚΩΝΩΝ ΑΓΙΩΝ», страница официального сайта Митрополии Монемвасийской и Спартанской, http://www.immspartis.gr/?p=18434 ; «Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/6351/saint.aspx .

[5] «Иконы Афона: Акафистная» // Сайт Издательского дома «Святая гора» — http://agionoros.ru/docs/704.html .

[6] «Σύναξη της Παναγίας «Ἄξιον Ἐστί» (ή ἐν τῷ «Ἀδειν»)», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4142/saint.aspx .

[7] «Άγιοι Χριστόδουλος και Αναστασία και οι συν αυτοίς Νεομάρτυρες», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/1906/saint.aspx

Читать еще:  Пришло время осознать мое истинное послание единения. Ганди: стандарты лидерства

[8] «Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου: γνωστοί Άγιοι και κύριες εορτές της Μονής» — http://www.diakonima.gr/2010/11/18/ιερά-μεγίστη-μονή-βατοπα. στ/ .

[9] «Σύναξη της Παναγίας Φοβεράς Προστασίας στην Ιερά Μονή Κουτλουμουσίου Αγίου Όρους» — http://www.saint.gr/4358/saint.aspx

[10] «Όσιος Νίκανδρος ο Σιναΐτης ο εκ Καστελορίζου», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4183/saint.aspx .

[12] Σύναξη πάντων των εν Λαγκαδά Αγίων http://www.saint.gr/285/saint.aspx Εορτάζει 14 ημέρες μετά το Άγιο Πάσχα.

[19] Список по справке «Σύναξη των Βοιωτών Αγίων», Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) http://www.saint.gr/4073/saint.aspx — (Εορτάζει το Σάββατο μεταξύ 25 και 31 Μαΐου εκάστου έτους).

[20] «Ορθόδοξος Συναξαριστής» («Православный месяцеслов»): «Αγιος Νεοφυτος Ο Αμοργινος Ο Οσιομαρτυρας (1558), Αγιος Ιωνας Ο Λεριος Ο Οσιομαρτυρας (1561), Αγιος Νεοφυτος Ο Φαζος Ο Οσιομαρτυρας (1609), Αγιος Ιωνας Ο Νισυριος Ο Οσιομαρτυρας (1635), Αγιος Παρθενιος Ο Οσιομαρτυρας (1696)» — http://www.saint.gr/3424/saint.aspx ; Заседание Священного Синода 7 мая 2003 года: https://mospat.ru/archive/2003/05/sr305263/ 10 июля — по н. ст., «как это установлено в Константинопольской Православной Церкви», т. е. 27 июня ст. ст.: Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/mes1/jun29.html

[21] Память перенесения мощей в 1620 году.

[26] Память перенесения мощей в 1992 году.

[27] Празднование приурочено ко Дню Независимости Кипра, отмечаемого 1 октября н. ст.

Все, что нужно знать о двунадесятых праздниках: список с датами и объяснениями

Значимость двунадесятых праздников в православии

Со старославянского «двунадесять» переводится, как «двенадцать» – отсюда и название 12 главных церковных празднеств. В православном календаре эти даты занимают почетные места, а празднование их отличается особенным величием. Также они имеют свои иконы, которые располагаются на иконостасе. Объединяет торжества одно – все они отождествляются с вехами земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Двунадесятые праздники чтятся православной церковью особенно сильно

До 25-го года ХХ столетия в России все великие церковные праздники приравнивались к государственным. Некоторые из них до сих пор имеют официальное значение и закреплены законодательством. Красные даты являются выходными, даже если выпадают на будний день.

Еще одним отличием от других церковных торжеств является растянутость во времени. Предваряют торжественный день предпразднества, затем следуют попразднества, а оканчивается праздничный период отданием. Таким образом, человек успевает не спеша настроить себя на нужный лад, вспомнить евангельские события, прожить их, задуматься о своем внутреннем мире и смысле жизни.

Видео «Основные двунадесятые праздники православной церкви»

В этом видеосюжете представлены основные празднества православных христиан.

Двунадесятые непереходящие праздники

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными, то есть имеют фиксированную календарную дату.

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 сентября. Список двунадесятых празднеств начинает именно это торжество, когда православие отмечает рождение Девы Марии. Согласно Святому Писанию, Иоакиму во сне явился ангел, сообщивший, что у того родится дочь. Вернувшись из пустыни домой, он встретил свою жену, Анну, которая обрадовала его радостной новостью.

В этот день по христианским традициям люди славят Матерь Божию, как защитницу всего человечества перед Создателем. Праздник отождествляют с началом осени и окончанием летних полевых работ.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 27 сентября. Дата празднества была впервые официально утверждена в 335 году после освящения иерусалимского храма Воскресения Христова. Предшествовала этому событию экспедиция императрицы Елены, отправившейся искать утерянные раннехристианские артефакты. Сегодня красная дата связана с крестом, как главным символом христианства, на котором принял смерть Иисус.

На Воздвижение принято поститься, запрещено заниматься тяжелым физическим трудом. Народное поверье гласит, что с этого дня змеи прячутся по норам на зиму, а птицы улетают в теплые края.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 4 декабря. Православные христиане почитают эту дату, как очень важное событие в жизни Пресвятой Марии. Когда девочке исполнилось три года, ее родители исполнили Божий завет – отдали ту на служение Всевышнему. Евангелие говорит, что дочь Иоакима вошла в храм уверенно, как будто уже знала судьбу, уготованную ей Господом.

Введение, как называли еще великое празднество, отождествляли с наступлением зимы и прекращали все полевые работы. Этот день проводили за катанием на санях, зимними гуляниями и ярмарками.

Рождество Христово

Празднуется 7 января. Главный праздник из двунадесятых, который посвящен рождению Христа. Когда Деве Марии пришло время разрешаться от бремени, они с Иосифом прибыли в Вифлеем. Сразу после появления Сына Божьего на свет ночное небо озарила яркая звезда, оповещавшая все человечество о благой вести.

Католическая церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря.

Великому торжеству предшествует строгий пост, длящийся 40 дней. Вечером 6 января он заканчивается и православные христиане разговляются праздничным ужином с двенадцатью блюдами.

Рождество Христово – главный праздник из двунадесятых

Крещение Господне

Празднуется 19 января. В этот день тридцатилетний Иисус пришел к пророку Иоанну, который совершал таинства крещения на реке Иордан, и попросил окрестить Его. Когда Христос вынырнул из воды, небеса раскрылись, а оттуда снизошел Святой Дух, принявший личину голубя. Именно Он сообщил благую весть о явлении Сына Божьего.

По традиции на Крещение принято трижды окунаться в проруби и запасаться святой водой. А вот из языческих обрядов к нам дошли крещенские гадания, не особо чтимые Церковью.

Читать еще:  Обертывание тела: чего ожидать? Недостатки обертывания для похудения. Антицеллюлитное обертывание в салоне

Сретение Господне

Празднуется 15 февраля. Торжество приурочено к явлению Мессии перед человечеством. Когда Иисусу исполнилось 40 дней, Дева Мария принесла его в храм, чтобы показать Господу. Как только старец Симеон взял Младенца на руки и поднял, снизошел Святой Дух, объявивший Ребенка Сыном Божьим. Прорицательница Анна, стоявшая неподалеку, подтвердила это.

Древние славяне считали Сретение днем встречи зимы с весной. Они проводили веселые гуляния, на следующий день приступали к весенним работам. Доброй традицией было венчаться или скреплять себя узами брака в этот праздник.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 7 апреля. Православная церковь ассоциирует празднество во имя Богоматери с добрыми ожиданиями и надеждами. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил, который принес ей благую весть о зачатии ею Сына Божьего. Он изрек: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенная Ты между женами».

Нередко Благовещение выпадает на Великий Пасхальный Пост. В этом случае церковь делает попущение, разрешая вкушать рыбные блюда. Наши предки на этот праздник готовили соль на оберег и сжигали старые, ненужные вещи.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Преображение Господне

Празднуется 19 августа. Народное название великого торжества – Яблочный Спас. Согласно Святому Писанию в этот день Христос отправился к горе Фавор, взявши с собой трех учеников. Когда Спаситель поднялся наверх и начал молиться, Он вдруг вознесся к Небесам, Его одежда обрела белый цвет, а вокруг Него образовалось яркое сияние. Таким образом Творец Единый возвестил апостолов о Своем Сыне.

В народе 19 августа начиналась пора сбора фруктового урожая. Считалось, что именно на Преображение плоды окончательно дозревают. Также славяне считали, что с этого дня лето полностью отдает свои права осени.

Успение Богородицы

Празднуется 28 августа. Несмотря на скорбный оттенок, который несет это торжество, христианство наделяет его радостными эмоциями. В этот день Пресвятая Дева Мария вознеслась на Небеса, воссоединившись с Богом. Святое Писание трактует ее смерть, как переход к вечной, счастливой жизни рядом со Всевышним.

Празднеству предшествует двухнедельный пост, который по строгости не уступает Пасхальному. По его окончании верующие разговляются, устраивая праздничную трапезу. Женщины пекут хлеб, делают заготовки на зиму, а парни идут свататься.

Двунадесятые переходящие праздники

Три великих торжества, которые не имеют фиксированной даты в православном календаре, тесно связаны с Великой Пасхой.

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до Воскресения Христова церковь начинает отмечать Вербное Воскресенье. Красная дата знаменует прибытие Иисуса в Иерусалим. Чтобы показать людям свои благие намерения, Спаситель въехал на осле. Народ израильский, встречая Мессию, выкладывал Ему дорогу пальмовыми ветвями. Так появилась традиция святить на этот праздник пальму, а наших широтах – вербу.

По христианским обычаям вербовые ветки, освященные в церкви, хранят ровно год до следующего торжества. Они призваны защищать от неудач и дарить благополучие. Также ими принято похлестывать друг друга, произнося: «Не я бью – верба бьет».

Вознесение Господне

Великое празднество отмечают спустя 40 дней после Пасхи. Торжество восхваляет вознесшегося Мессию, а также не дает забыть о божественной природе, которая преобладает над несовершенным человеком. Согласно Евангелию, после Своего Воскрешения Иисус еще продолжал проповедовать, а затем вознесся на Небеса, дав обещание прийти еще раз.

По традиции поздравлять с Пасхой словами «Христос Воскрес!» можно вплоть до Вознесения, однако после него делать это категорически запрещено.

День Святой Троицы

На 10 день после Вознесения наступает Пятидесятница. Святое Писание описывает событие, предшествующее появлению этого праздника так. Когда ученики Христовы собрались вместе, на них снизошел Святой Дух в виде пламенного огня. Апостолы обрели дар говорить на всех языках и пустились по миру проповедовать Слово Божье.

В народе Троица символизировала начало лета. Было принято украшать дома зеленью, посещать праздничные службы, а после устраивать веселые гуляния. Купаться на Пятидесятницу было запрещено, так как верили, что это день водяной нечисти.

Сколько бы столетий ни прошло, двунадесятые праздники остаются главными в православном календаре. Каждый из них почитается по своим традициям и несет свой смысл, напоминая нам о земной жизни Мессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Двунадесятые праздники

12 самых главных православных праздников года

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

Икона Двунадесятые праздники

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Читать еще:  Как я организовал корпоратив — личный опыт. Как повеселиться на корпоративе. Смешные конкурсы для коллег на Новый год

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/11190.html
http://moimolitvy.ru/kalendar/dvunadesyatye-prazdniki-2855/
http://ruvera.ru/dvunadesyat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector