Екпч протоколы. Раздел III. Различные положения. Мотивировка консультативных заключений

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Протоколом N 14 от 13 мая 2004 г. в настоящую Конвенцию внесены изменения

Конвенция
о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 1950 г.)

С изменениями и дополнениями от:

21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г., 13 мая 2004 г.

См. резюме к настоящему документу (по состоянию на 30 декабря 2003 г.) (текст предоставлен Правовым управлением Государственной Думы ФС РФ)

См. статус настоящей Конвенции

См. Протокол N 1 к настоящей Конвенции (Париж, 20 марта 1952 г.)

Согласно ст. 5 Протокола, его статьи 1 — 4 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 2 к настоящей Конвенции «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения» (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 Протокола, его статьи 1 — 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления Протокола в силу

См. Протокол N 4 к настоящей Конвенции «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней» (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 — 5 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 6 к настоящей Конвенции «Относительно отмены смертной казни» (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 — 5 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

При присоединении к настоящей Конвенции, Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6

См. Протокол N 7 к настоящей Конвенции (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 — 6 являются дополнительными статьями к настоящей Конвенции

См. Протокол N 9 к настоящей Конвенции (Рим, 6 ноября 1990 г.) (отменен)

См. Протокол N 10 к настоящей Конвенции (Страсбург, 25 марта 1992 г.) (не действует)

См. Протокол N 11 к настоящей Конвенции «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией» (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

См. Протокол N 12 к настоящей Конвенции (Рим, 4 ноября 2000 г.)

См. Протокол N 13 к настоящей Конвенции относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

См. Протокол N 14 к настоящей Конвенции, дополняющий контрольную систему Конвенции (Страсбург, 13 мая 2004 г.)

См. Протокол N 15, вносящий изменения в настоящую Конвенцию (Страсбург, 24 июня 2013 г.). Протокол не вступил в силу

См. Протокол N 16 к настоящей Конвенции (Страсбург, 2 октября 2013 г.)

См. Правовые позиции Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2019 г. по некоторым вопросам взаимоотношений настоящий Конвенции и Конституции РФ

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод,

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации,

согласились о нижеследующем:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями

Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163, в Бюллетене международных договоров, март 2001 г., N 3

Официальный перевод на русский язык приводится в редакции Собрания законодательства Российской Федерации

Текст Конвенции с изменениями, внесенными протоколами NN 3, 5, 8, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143, в Бюллетене международных договоров, июль 1998 г., N 7, в сборнике «Действующее международное право» т. 2

Читать еще:  Вред уринотерапии: самые большие заблуждения в уринотерапии. От чего помогает детская моча

В настоящую Конвенцию внесены изменения:

Протокол N 15 (Страсбург, 24 июня 2013 г.)

Протокол не вступил в силу

Протокол N 14 (Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Изменения вступили в силу 1 июня 2010 г.

Протокол N 11 (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Изменения вступили в силу для РФ 1 ноября 1998 г.

Протоколы к Европейской Конвенции

Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 5 настоящего Протокола, его статьи 1, 2, 3 и 4 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения» (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 настоящего Протокола, его статьи 1 — 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с момента его вступления в силу 21 сентября 1970 г.
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней» (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 — 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Относительно отмены смертной казни» (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей 1 — 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997 г. в г.Страсбурге.
Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ письмом Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025.
Протокол не ратифицирован Российской Федерацией.
При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Федерации.

Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 — 6 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 августа 1998 г.

Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.)
(отменен)

Согласно ст. 1 Протокола, положения его статей 2 — 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
Протоколом N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 11 мая 1994 г.) настоящий Протокол отменен.

Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.)
(не действует)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол не вступил в силу и утратил свою цель с 1 ноября 1998 г. — даты вступления в силу Протокола N 11 от 11 мая 1994 г.

Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией»
(Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 г.

Протокол N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 2000 г.)
( не вступил в силу)

Протокол подписан от имени Российской Федерации 4 ноября 2000 г.
Протокол не ратифицирован Российской Федерацией.
Протокол не вступил в силу.

Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах ETS N 187
(Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

Российская Федерация не подписала и не ратифицировала настоящий Протокол
Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г.

Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции
(Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Российская Федерация подписала настоящий Протокол согласно распоряжению Президента РФ от 13 апреля 2006 г. N 174-рп.

Протокол № 16 к Европейской Конвенции готов к ратификации

10 июля 2013 года Комитет Министров Совета Европы одобрил Протокол № 16 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и принял решение открыть его 02 октября 2013 года для подписания. До этого, 28 июня 2013 года, положительное Заключение на Протокол № 16 было дано Парламентской ассамблеей Совета Европы.

Читать еще:  Яблочный спас какого. Какие Cпасы отмечают в августе

Протокол № 16 к Конвенции касается только одного вопроса: на его основании высшие суды и трибуналы государств — членов Совета Европы получат возможность запрашивать у Европейского Суда по правам человека консультативные заключения по вопросам интерпретации и применения прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, в контексте дел, рассматриваемых указанными судами и трибуналами на национальном уровне.

Замечу, что высшие суды смогут обращаться в Европейский Суд по правам человека с запросами на своих национальных языках, что создаст дополнительную нагрузку на ЕСПЧ. Равно как и выполнение требования мотивировать все решения об отказе в удовлетворении запросов. Более того, ожидается, что ЕСПЧ может даже оказывать помощь при переводе своего консультативного заключения на язык судопроизводства соответствующего государства. Я уже не говорю о том, что рассмотрением удовлетворенных запросов должна будет заниматься Большая Палата ЕСПЧ из 17 Судей, ресурсы которой тем более весьма ограничены (в настоящее время она рассматривает не более двух десятков дел в год). Хотя отсутствие требования состязательности в производстве по подготовке консультативных заключений может некоторым образом облегчить работу Судей, Председатель ЕСПЧ может позволить любому лицу высказать свое письменное мнение и принять участие в заседании. Причем, как следует из мнения ЕСПЧ по поводу Протокола № 16, он собирается прописать в своем Регламенте приглашение сторон разбирательства по делу на национальном уровне к участию в процедуре подготовки консультативного заключения. Несмотря на то, что консультативные заключения Европейского Суда по правам человека не будут иметь обязательной силы, они станут частью практики самого ЕСПЧ, на которую он будет ориентироваться, в т.ч. при рассмотрении жалоб. Наконец, процедура подготовки консультативных заключений будет являться приоритетной (по отношению к рассмотрению жалоб, во всяком случае, подавляющего большинства жалоб), т.к. разбирательство по делу на национальном уровне может быть приостановлено в ожидании консультативного заключения ЕСПЧ.

Также весьма интересная проблема может возникнуть применительно к тем странам, обращение в высшие суды (трибуналы) которых — в смысле статьи 1 Протокола № 16 к Конвенции — может не признаваться Европейским Судом по правам человека внутренним средством правовой защиты в смысле пункта 1 статьи 35 Конвенции, в результате чего на рассмотрении ЕСПЧ потенциально, как мне представляется, может одновременно оказаться и жалоба, поданная после исчерпания внутренних средств правовой защиты, и запрос от высшего национального суда (трибунала), рассматривающего то же самое дело за рамками того, что признается ЕСПЧ эффективным и доступным внутренним средством правовой защиты.

Узнать текущий статус (подписание, ратификации, вступление в силу) Протокола N 16 можно здесь.

[неофициальный перевод на русский язык]

ПРОТОКОЛ № 16 К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

Преамбула

Государства — члены Совета Европы и другие Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой «Конвенция»), подписавшие настоящий Протокол,

принимая во внимание положения Конвенции и, в частности, статьи 19, учреждающей Европейский Суд по правам человека (далее именуемый «Суд»);

учитывая, что расширение полномочий Суда по вынесению консультативных заключений будет способствовать дальнейшему укреплению взаимодействия между Судом и национальными властями и тем самым усиливать имплеменацию Конвенции в соответствии с принципом субсидиарности;

принимая во внимание Заключение № 285 (2013) Парламентской ассамблеи Совета Европы, принятое 28 июня 2013 года;

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Высшие суды и трибуналы Высокой Договаривающейся Стороны, определяемые в соответствии со статьей 10, могут запрашивать у Суда консультативные заключения по вопросам о принципах, касающихся интерпретации или применения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней.

2. Запрашивающий суд или трибунал может просить вынести консультативное заключение только в контексте рассматриваемого им дела.

3. Запрашивающий суд или трибунал должен мотивировать свой запрос и представить относимые юридические и фактические обстоятельства рассматриваемого им дела.

Статья 2

1. Коллегия в составе пяти членов Большой Палаты принимает решение о том, удовлетворять ли запрос о даче консультативного заключения, с учетом положений статьи 1. Коллегия должна мотивировать решение об отказе в удовлетворении запроса.

2. Если коллегия удовлетворяет запрос, Большая Палата должна вынести консультативное заключение.

3. Коллегия и Большая Палата, о которых идет речь в предшествующих пунктах, должны включать ex officio Судью, избранного от Высокой Договаривающейся Стороны, которой принадлежит запрашивающий суд или трибунал. В случае отсутствия такого Судьи или если он не может участвовать в заседании, в качестве Судьи заседает лицо, назначенное Председателем Суда из списка, заблаговременно представленного этой Стороной.

Статья 3

Комиссар Совета Европы по правам человека и Высокая Договаривающая Сторона, которой принадлежит запрашивающий суд или трибунал, вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях. В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может пригласить любую другую Высокую Договаривающуюся Сторону или лицо также представить письменные замечания и принять участие в слушаниях.

Читать еще:  Образы с брюками 7 8. Цветные укороченные брюки. С обувью на высоком каблуке

Статья 4

1. Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными.

2. Если консультативное заключение в целом или частично не выражает единогласного мнения Судей, то любой Судья вправе представить свое особое мнение.

3. Консультативное заключение Суда направляется запрашивающему суду или трибуналу и Высокой Договаривающейся стороне, которой принадлежит этот суд или трибунал.

4. Консультативные заключения подлежат публикации.

Статья 5

Консультативные заключения не имеют обязательной силы.

Статья 6

Высокие Договаривающиеся Стороны рассматривают статьи с 1 по 5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 7

1. Настоящий Протокол открыт для подписания Высокими Договаривающимися Сторонами Конвенции, которые могут выразить свое согласие быть связанными Протоколом путем:

а. подписания без оговорки о ратификации, принятии или одобрении; или

b. подписания под условием обязательной последующей ратификации, принятия или одобрения, за которым следует ратификация, принятие или одобрение.

2. Ратификационные грамоты и документы о принятии или одобрении должны быть сданы на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 8

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трехмесячного срока, считая с даты, на которую десять Высоких Договаривающихся Сторон Конвенции выразили свое согласие быть связанными Протоколом в соответствии с положениями статьи 7.

2. В отношении любой Высокой Договаривающейся Стороны, которая впоследствии выразит свое согласие на обязательность для нее Протокола, он вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трехмесячного срока, считая с даты выражения ей своего согласия быть связанной Протоколом в соответствии с положениями статьи 7.

Статья 9

Применительно к положениям настоящего Протокола не допускаются оговорки, о которых идет речь в статье 57 Конвенции.

Статья 10

Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона Конвенции при подписании или сдаче ей на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении должна указать посредством декларации, адресованной Генеральному Секретарю Совета Европы, суды или трибуналы, которые она определяет для целей пункта 1 статьи 1 настоящего Протокола. Указанная декларация может быть изменена впоследствии в любое время таким же образом.

Статья 11

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства – члены Совета Европы и другие Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции о:

a. любом подписании;

b. сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении;

c. любой дате вступления в силу настоящего Протокола в соответствии с положениями статьи 8;

d. любой декларации, поданной в соответствии с положениями статьи 10; и

e. любом ином акте, уведомлении или сообщении, относящемся к настоящему Протоколу.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в [Страсбурге 02 октября 2013 года] на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенную копию каждому государству — члену Совета Европы и другим Высоким Договаривающимся Сторонам Конвенции.

Возможность комментирования заблокирована.

Стоимость любой услуги составляет 6 тыс. рублей за каждый час её оказания. Узнать стоимость оценки перспектив обращения в ЕСПЧ именно по Вашему делу, подготовки необходимой Вам жалобы, требующегося Вам письменного отзыва, нужной Вам консультации, проверки имеющейся у Вас жалобы можно, только обратившись ко мне со всеми документами (и вопросами) через соответствующий раздел сайта. Без документов (конкретных вопросов) я не могу назвать стоимость нужной Вам услуги. Пожалуйста, не спрашивайте меня о средней стоимости той или иной услуги – эта информация бессмысленна. Срок оказания нужной Вам услуги я также могу назвать только после Вашего обращения, исходя из предоставленных документов (вопросов), объективно требующейся срочности и своей занятости на момент Вашего обращения.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

Ниже указан мой телефон (Билайн, СПб). Он же — номер для вайбера, вацапа и телеграма. Если Вы хотите позвонить, пожалуйста, сначала напишите мне сообщение (в любом мессенджере или смс), чтобы согласовать предмет и время разговора. Я не отвечаю на звонки без такого согласования . Когда пишете сообщение в мессенджере, пожалуйста, не останавливайтесь на приветствии, ожидая моего ответа — пишите всё сразу. Мой номер: (девять — шесть — три) три — один — девять — пять — ноль — ноль — пять.

oleg.anishchik
[ненадёжно, т.к. в ФБ сообщение может уйти в спам!]

Источники:

http://base.garant.ru/2540800/
http://www.echr.ru/convention/protocols.htm
http://europeancourt.ru/2013/07/13/12513/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector