Фгос в разновозрастных группах. Особенности организации работы в разновозрастной группе

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
статья на тему

Особенности организации воспитательно — образовательного процесса в разновозрастной группе

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 3 группы т.е. состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

П.г. Подготовительная группа

П.г. Старщая подгруппа

П.г. Средняя группа

Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.

В первом случае нами прежде всего создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка.

В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность.

Предварительный просмотр:

Обмен опытом с педагогами

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 3 группы т.е. состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

П.г. Подготовительная группа

П.г. Старщая подгруппа

П.г. Средняя группа

Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.

В первом случае нами прежде всего создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка.

В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность.

При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чт обы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших. Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Когда приходят младшие дети то они попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям. Это и является результатом повседневной и кропотливой работы нашей работы, правильной организации жизни и самодеятельности детей.
В разновозрастной группе НОД организуются в первую и вторую половину дня. В зависимости от вида НОД, их содержания, допустимы различия формы «подключения» к ним детей, отличающихся по возрасту.
Занятия (например, по рисованию и лепке, конструированию) могут начинаться одновременно со всеми детьми, но младшие заканчивают раньше и идут играть под присмотром помощника воспитателя.

Практика показывает, что однотемные НОД в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды НОД. Так, например, на занятии по ФЭМП детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда.

В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям.

На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т.п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 5-ти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки; дети 6-ти лет использовать в своих работах все доступные средства выразительности.

Практика показывает, что воспитателю легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Однотемные занятия дают педагогу возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация НОД помогает воспитателю осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешить ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.

Читать еще:  Что празднуется 1 марта. Смотреть что такое Первое марта" в других словарях. Всемирный День Гражданской Обороны

Однотемные НОД позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей четырех лет, старшие привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети пяти лет проверяют, как их четырехлетние товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах – названиях предметов.

Такая система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев – друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями.
Или: на физкультурном занятии четырехлетние дети отрабатывают навыки ходьбы на носках между рейками, положенными на пол. На следующий год они учатся ходьбе в колонне, перестроению в 3 колонны; и на следующем возрастном этапе эти умения закрепляются, но особый акцент делается на ходьбе в 3 колонны.

Все ли занятия в старшей разновозрастной группе целесообразно проводить одновременно со всеми воспитанниками? Часть занятий проводится только с детьми четырех и пяти лет, часть – только с детьми пяти и шести лет. Так, с подготовительной к школе подгруппой проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, на которых, дети получают первые представления о школе; учатся составлять и решать задачи на сложение и вычитание; овладевают рациональными способами вырезывания ножницами из бумаги и пр.

НОД с отдельными возрастными подгруппами непродолжительны (от 8 до 15 мин), так как с небольшим количеством детей программный материал проходится легче; результативность обучения выше: прослеживается деятельность каждого ребенка и каждому своевременно оказывается помощь. Если программный материал оказывается трудным для детей или же он требует неоднократного повторения, следует провести аналогичное занятие, использовав на нем новые методы и приемы. Этот принцип положен в основу системы НОД. В соответствии с программой дети четырех лет должны заниматься не более 20 мин, дети пяти лет – не более 30 мин и шести лет – не более 35 мин. Следовательно, дети четырех лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Если, например, в группе много дошкольников четырех лет, целесообразно на некоторые занятия позже приглашать детей шести лет. В связи с этим педагог должен заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8 -12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом.
Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или изолированную раздевальную комнату, где они будут играть под присмотром помощника воспитателя. Следует подбирать игрушки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении, но не создающие излишнего шума, например, настольно-печатные игры спортивного характера: «Футбол», «Баскетбол», и др., а также игры типа «Подлезь в ворота», «Проведи поезд». Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними. В середине занятий проводится физкультминутка продолжительностью 1,5 – 2 мин, а на 5 — 7 минуте проводится зрительная гимнастика. Между занятиями проводятся игры малой подвижности. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т.е. воспитателей и помощника воспитателя.

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Читать еще:  Увеличение военных пенсий в году. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Индексация пенсий военным пенсионерам

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, нравственно-волевые качества, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.

Занятия оказывают заметное влияние на физиологические функции организма ребенка, так как требуют от него определенных усилий, ограничения естественной двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. Поэтому проводить занятия следует в благоприятных гигиенических и педагогических условиях, способствующих предупреждению утомления. Организация занятий должна предусматривать и пути повышения физиологических возможностей детского организма, совершенствования его выносливости.

Организация учебной деятельности в дошкольных организациях существенно отличается от системы школьного обучения. Занятия с детьми раннего возраста осуществляются преимущественно в индивидуальной форме и носят игровой характер. Постепенно, с возрастом детей объединяют в небольшие подгруппы, а затем – в 1 и 2 младшей группе переходят к групповым занятиям.

Одновременно увеличивается и продолжительность занятий – от 8–10 мин в раннем возрасте до 25–35 мин в старшей и подготовительной к школе группах. К этому возрасту у детей, как правило, сформированы усидчивость, способность к сосредоточенной работе на различных по характеру и содержанию занятиях.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Имеется четыре вида организации учебной деятельности детей.

I вид — ступенчатое начало занятия

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

ІV вид — отдельная деятельность детей

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Консультация для педагогов детского сада. Организация образовательного процесса в разновозрастной группе

Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. (Е.Н.Герасимова)

Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего — показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению. (Е.А.Вовчик-Блакитная)

Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве. (Н.В.Бутенко)

Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. (Л.А. Парамонова)

Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению (Е.А.Вовчик-Блакитная) Смыслообразующий мотив общения при этом — стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

В условиях разновозрастной группы могут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:
1) активно-положительный (демократический);
2) активно-отрицательный (авторитарный);

3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия — ограничительную и запретительную. (Е.Н.Герасимова)

Перед старшими детьми необходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру. (Л.А. Парамонова)

Читать еще:  Чем болеет сестра водяновой. Чем закончился скандал с сестрой натальи водяновой. А что Оксана делала в это время

Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д. (Н.Я. Михайленко, Н.Я. Кустова).

В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в разновозрастных группах.

Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.
Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы, позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга. (Н.В.Бутенко)

Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако, при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим, воспитателю необходимо проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д. (Н.В.Бутенко)

Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. (Н.В.Бутенко)

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок — сверстник», «ребенок — младший ребенок», «ребенок — старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.
1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).
2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры), а старшие дети используют их для своих лепных изделий. В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.
3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна — первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило — режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

При изменении возрастного состава детей режим обновляется.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/31/osobennosti-organizatsii-vospitatelno-obrazovatelnogo
http://infourok.ru/osobennosti-organizacii-raboti-v-raznovozrastnoy-gruppe-638499.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog61465/konsultacija-dlja-pedagogov-specifika-organizaci-obrazovatelnogo-procesa-v-raznovozrastnoi-grupe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector