Формирование чувства патриотизма у школьников

Особенности формирования патриотических чувств школьников

Патриотическое воспитание школьников должно строиться, учитывая их возрастные психологические особенности. Конечно, психологические особенности — это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых [1, с. 224].

Школьный возраст — время интенсивного развития личности. Ребенок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. На первый план выходит повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в истинность всего чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний.

В формировании патриотических чувств школьников важную роль играет дошкольный опыт поступков, переживаний, действий. Дошкольный период в жизни детей является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе и селе, где родился ребенок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младшего школьника: учебную и внеклассную. Ведь от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета зависит жизнь всех жителей страны. Цель работы педагога заключается в формировании в своих учениках нравственных качеств патриота своей страны.

В работе по патриотическому воспитанию школьников необходимо учитывать психологические возможности и особенности их возраста. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в процессе приобщения к народной культуре.

Кроме этого младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Опираясь на то положительное, что появляется в психике ребёнка, учитель может формировать чувство патриотизма, товарищества и активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

В работе по патриотическому воспитанию необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • — укрепление единства и целостности Российской Федерации;
  • — учёт в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков и т.д.);
  • — сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином Федеральном государстве;
  • — содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
  • — гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам, традициям; сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
  • — формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.

Воспитание патриотизма школьников имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать этим объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Отсюда ? острая необходимость в воспитании патриотизма школьников, которая на основе отечественных произведений, народных песен, традиций будет воспитывать в молодом поколении качества, отличавшие национальный характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Процесс патриотического воспитания школьников базируется на основе их личностно-ценностного отношения к малой и большой Родине. Как считает Е. А. Аркин, личностно-ориентированный подход позволяет осуществить становление духовности личности, позволяет ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Целью воспитания при этом является создание условий для удовлетворения потребности быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой [3, с. 309].

Главная цель обучения при таком подходе является:

  • — развитие личности учащегося;
  • — личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
  • — ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
  • — формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
  • — полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения его субъективного опыта;
  • — целью личностно-ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно-ориентированное воспитание ? это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей ? ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом. Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Ценность ? это критерий совершенства; она обеспечивает необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности, тем самым, позволяя ребенку полноценно осуществить свой жизненный выбор, что и является, в конечном итоге, основой воспитания.

Школа всегда развивала в детях чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни

Патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке [2, с. 180].

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания нравственно-патриотической личности может быть успешным только тогда, когда педагог и родители станут союзниками.

Взаимодействие семьи и педагога важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют впервые годы учёбы.

Важнейшая функция семьи — воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками — воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Читать еще:  Второе венчание в православной церкви правила. Можно ли венчаться дважды? Мнение церкви

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Главный фактор успешного воспитания детей — гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и педагогов. Истоки гражданственности и патриотизма детей — в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения [14, с. 280].

Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний, а также при систематическом знакомстве школьников с местом и ролью нашей страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Важным фактором в патриотическом воспитании школьников является музейная педагогика.

Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Данная исследовательская работа заняла 3-е почетное место в конкурсе «Имею право и обязан»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»»

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

«Имею право и обязан»

Номинация: исследовательская работа.

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Ученик 9 класса

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

с.Покровское, 2016 г.

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………. 8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Список использованных источников…………………………….………………..12

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

изучить научную литературу по данной теме;

составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

провести анкетирование учащихся;

проанализировать данные анкет;

составить модель ученика-патриота;

составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— проанализировали разные термины патриотизма;

— изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

— разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

Читать еще:  Красивые огромные букеты роз. Гифки розы, красивые букеты цветов. Скачать можно здесь

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм — это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461].

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Исследовательская работа «Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у младших школьников»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Ставропольский край, Изобильненский район, село Тищенское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 имени А. В. Грязнова»

Материалы на муниципальный конкурс

«Имею право и обязан»

Номинация: исследовательская работа.

«Я человек и патриот.

Формирование чувства патриотизма у младших школьников»

ученица 8 «б» класса

МКОУ «СОШ №8 имени

А. В. Грязнова» ИМРСК

Голлоева Мария Сергеевна,

I квалификационной категории

с. Тищенское, 2017 г.

Глава 1. Понятие термина «патриотизм»…………………….………………….4

Глава 2. Патриотическое воспитание младших школьников…………………..4

2.1. Опрос учащихся младших классов и анализ результатов……………………………..…………………………………………5

2.2. Опрос учащихся среднего звена и анализ результатов………. ……. 6

Список использованных источников…………………………………………. 6

«Кто любит свое отечество,

тот подает лучший пример

любви к человечеству».

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Я согласна со словами президента России Владимира Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Проблема патриотизма у молодежи в стране, к сожалению, становится ныне важнейшей проблемой. Еще Н. М. Карамзин утверждал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Мое поколение должно знать историю своей Родины, народа, чувствовать связь времен, а иначе все превратиться в прах. Любовь к Родине не может появиться по приказу. Это чувство растет, укрепляется в течение всей жизни человека. А истоком этого является трепетное отношение к месту, где родился и вырос, людям воспитавшим тебя и т.д. Не зная прошлого или забыв историю своей страны, мы можем потерять свое национальное достоинство. Человек, воспитанный не по традициям своей культуры, не может быть патриотом своей Родины. Он будет равнодушен к его будущему и настоящему. Поэтому, работу по патриотическому воспитанию в школе необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования : «Формирование чувства патриотизма у младших школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм.

Предмет исследования : процесс формирования чувства патриотизма у младших школьников.

Читать еще:  Да прилепится жена. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Цель данного исследования : анализ вовлечения учащихся начальной школы в мероприятия по формированию патриотического воспитания. В основу исследования была положена следующая гипотеза : чем раньше начать работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Глава I. Понятие термина «патриотизм».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Я часто задумываюсь об этом. И для правильности ответа воспользовалась научной литературой и высказываниями многих общественных и государственных деятелей. Владимир Даль определил понятие «патриотизм», как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как «любовь к родине». Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто раствориться, как кусочек сахара в чае», — утверждает Владимир Путин. Алексей Николаевич Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». «Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родиной стране, смелости и энергии родится победа»,- был уверен Михаил Васильевич Ломоносов. Более современные понятия «патриотизма», связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Анализируя научную литературу, высказывания известных людей России, о патриотизме можно сделать вывод: патриотизм – источник жертвенности; доказывается не словом, а делом; предназначение патриота — защита Отечества.

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Придерживаясь данного высказывания каждый год, в нашей школе, с 1 по 11 класс проводятся мероприятия формирующие воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

2.1. Опрос учащихся младших классов и анализ результатов.

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников – тем более устойчивыми они будут. Для подтверждения нашей гипотезы, необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы, с 6.11.2017 по 9.11.2017 года, провели опрос среди учеников 1-4 классов. Были приглашены по 5 человек с каждого класса. Так как в нашей школе 8 начальных классов, в эксперименте участвовало 40 оппонентов.

Знание государственных символов России.

Знание наизусть слов государственного гимна Российской Федерации.

Знание таких понятий, как «патриот», «Родина», «Отечество», «президент», «ветеран», «вечный огонь».

Знание таких важных дат, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года.

Анализируя данные ответы юных респондентов можно сказать, что все ребята правильно назвали государственные символы России. 100% ребят знают полные инициалы президента Российской Федерации. Ученики 4-х классов назвали обозначения цветов на государственном флаге РФ. 4% учеников 1–х классов испытывали затруднения в знании слов гимна. Учащиеся 3-4-х классов с данным заданием справились легко. Ученики 1-х классов затруднялись в понятиях слов «патриот», «Отечество». Остальные понятия ребята понимали, каждый объяснял по — своему. Юные респонденты 1-2-х классов, без труда назвали праздник, отмечающий 9 Мая. 3% первоклассников дата «22 июня» не о чем не говорила. Ученики 2-х классов отвечали на вопросы с подсказкой. Чего нельзя сказать об оппонентах из 4-х классов. Все ребята правильно дали ответы.

Данные результаты опроса подтверждают, что работу по патриотическому воспитанию в школе начинать необходимо с 1 класса.

2.2. Опрос учащихся среднего звена и анализ результатов.

Проведен опрос учеников среднего звена, 5-8 классов. К данному опросу были привлечены 30 учеников из шести классов школы. Ребятам были заданы вопросы, на которые отвечали ученики 1-4 классов. С данным заданием 100% учащихся справились быстро, без труда.

Затем ребятам было предложено вспомнить годы, когда они обучались в начальной школе и ответить на следующие вопросы:

1 В ваших учебных кабинетах были размещены уголки с символикой России?

2 Ваш класс участвовал в месячнике Мужества? Назовите самые интересные мероприятия.

3 Посещали ли вы с одноклассниками школьный музей? Что интересного вы узнали посетив музей?

4 Как вы думаете нужно привлекать младших школьников в акцию «Бессмертный полк».

Отвечая на вопросы, ребята поделились своими воспоминаниями. Суммируя ответы учеников, представляем вашему вниманию наиболее часто упоминаемые мероприятия.

В каждом учебном кабинете находился уголок патриотической направленности. Школьная линейка начиналась с исполнения гимна РФ. Ребята принимали участие в спортивных («А ну-ка мальчики!»), литературных (чтение стихов) и художественных (оформление стенгазеты) конкурсах на патриотическую тематику. Запоминающимися, были экскурсии в школьный музей. Интересно было рассматривать экспонаты, слушать экскурсоводов, которые были немного постарше их. В памяти остались интересные рассказы о земляках, защищавших наш родной край в годы ВОВ. Всю тяжелую работу на полях взвалили на свои хрупкие плечи женщины, дети и старики. Все ребята знали о подвигах героя Советского Союза, Андрея Васильевича Грязнова, чье имя гордо носит наша школа. Приятными были встречи с уважаемыми, творческими жителями нашего села. Уважение, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, ребята могли выразить, участвуя в акции «Помощь ветерану». Одним из ярких воспоминаний, безусловно, стало шествие «Бессмертный полк». Каждый старался подготовить фотографию своего деда и прадеда. На классных часах мальчишки и девчонки рассказывали о мужестве, отваге, смелости и судьбе своего прадеда.

Результаты, проведенных нами опросов, показывают, что именно воспитание младших школьников, в духе патриотизма, пробуждает в нас любовь к родному краю, культуре, селу, речи. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Проделанная работа, позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка, в первую очередь, в основном происходит в школе, причём с самого юного возраста. Затем приумножается в среднем звене. У старшеклассников понятие патриотизм становится актуальным. Чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свое село, свою Отчизну. Поэтому, педагогам необходимо продолжать работу с младшими участниками по данной тематике для того, чтобы воспитать из маленького гражданина – большого патриота.

Список использованных источников

1) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005.

2) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

3) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

4) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987.

5) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5.

Источники:

http://studwood.ru/541962/pedagogika/osobennosti_formirovaniya_patrioticheskih_chuvstv_shkolnikov
http://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ia-patriot-formirovani.html
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-ya-chelovek-i-patriot-formirovanie-chuvstva-patriotizma-u-mladshih-shkolnikov-2408944.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector