Формирование потребности в здоровом образе жизни версия для слабовидящих. Особенности формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни

статья Формирование потребности в ЗОЖ у младших школьников.doc — Методический материал на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Чехомова О. В.,
МБОУ СОШ № 5, г. Алапаевск
Аннотация
В статье представлены современные методы и направления в
организации работы школы по формированию потребности в здоровом
образе жизни младших школьников.
Физическое воспитание детей и подростков в
общеобразовательной школе вызывало и продолжает вызывать повышенную
озабоченность в нашем обществе.
Начальная школа является составляющей частью всей системы
непрерывного образования. Ребёнок должен быть не только образованным,
но и здоровым.
В настоящее время физкультурно­оздоровительную работу с
младшими школьниками строю в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования.
Цель моей педагогической деятельности: создание условий,
позволяющих сохранить, улучшить здоровье и обеспечить успешность
обучения в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта
В результате обучения по новому стандарту второго поколения
школьники приобретают жизненно важные двигательные навыки и умения,
необходимые для каждого человека.
Мною разработана программа «Здоровья», где приоритетными
направлениями являются:

создание условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся;

создание условий для проявления творческой, спортивной
индивидуальности обучающихся через систему дополнительного
образования;
Программа «Здоровье» состоит из взаимосвязанных
модульных блоков.

Здоровьесохраняющие и развивающие технологии.


Формирование представлений о факторах успешности
социализации учащихся в обществе.


Информирование родителей в отношении табака и алкоголя.
Использование стремления к самоутверждению в среде
сверстников как способа игнорировать влияние толпы на личность.

Использование эмоционально­чувственной сферы и желания
любви для формирования привычки быть приятным другим.
Выпускник должен знать:
­ что такое здоровый образ жизни;
­ для чего нужна физкультура;
­ что такое правильная осанка и как её поддерживать;
­ как нужно правильно дышать при физической работе;
­ что такое закаливание и как себя закаливать;
­ что такое гигиена и как соблюдать правила гигиены при занятиях
физическими упражнениями;
­ правила и нормы поведения на уроках физической культуры,
соревнованиях, в игровой деятельности, в туристических походах;
Уметь:
­ правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, метать теннисный
мяч, ползать, перелезать через барьеры;
­ измерять длину и массу своего тела, частоту дыхания, частоту
пульса в покое и после физической нагрузки;
Уметь выполнять:
­ гимнастические упражнения утренней гимнастики и физкультпауз,
упражнения на спортивных снарядах, гимнастической стенке,
гимнастическом козле;
­ элементы простейших акробатических упражнений (подскоки,
стойки, перекаты, равновесия, перевороты лёжа, прыжки, кувырки);
­ передвижение на лыжах разными способами;
­ упражнения, направленные на развитие быстроты, выносливости,
координации движений, для формирования правильной осанки,
профилактики плоскостопия;
­ подвижные (сюжетные) игры с предметами: мячом, скакалкой;
­ простейшие элементы спортивных игр, элементы ритмической
гимнастики и танцев;
Уметь применять в повседневной жизни:
­ основные двигательные действия (ходьба с различной постановкой
стопы, в том числе в полуприседе и приседе, с различными движениями рук;
­ бег и ходьба из разных исходных положений, в различных
направлениях, на различных поверхностях;
­ прыжки с места и разбега в длину и высоту, через предметы, со
скакалкой;

­ метание мяча, броски различных предметов на дальность и в цель;
­ лазание по гимнастической скамейке и стенке различными
способами;
­ правила поведения в физкультурной и игровой деятельности.
При активной работе мы сможем сформировать у младшего
школьника потребность в здоровом образе жизни, и наше молодое
поколение вырастет здоровым и сильным.
Моя задача, привлечь детей заниматься физическими упражнениями
не только в школе на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. На
своих уроках, поддерживаю высокую степень двигательной активности,
дифференцирую задания и подхожу индивидуально к каждому ребёнку.
Считаю необходимым условием осуществлять дифференцированный
подход к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе
двигательной деятельности.
«Успешный ученик – здоровый ученик».
Для этого формирую у детей культ здоровья, поощряя тех,
кто:
­ всегда здоров и присутствует на занятиях;
­ умеет быть спокойным в экстремальной ситуации;
­ не ссорится; может решать конфликты с друзьями мирным путём;
­ умеет дружить, помогать нуждающимся;
­ не оскорбляет, не обижает друзей, не унижает их;
­ следит за своей гигиеной.
Свои уроки провожу с максимальной двигательной нагрузкой,
которая содействует укреплению здоровья, хорошей физической
подготовке обучающихся, осуществляю разнообразный подбор упражнений.
 Для разнообразия проводимых уроков мною подобраны
новые упражнения на укрепление мышц рук, ног, брюшного пресса,
которые использую в вводной части урока: «Тюлени»; «Лодочки»;
«Крокодильчики»; «Космонавты»; «Белочки»; «Тараканчики»: «Раки»;
«Паучки».
 Для развития быстроты, ловкости, координации использую
разные виды прыжков: «вправо­влево»; «вперёд­назад»; «спиной вперёд»;
«врозь скрестно»; «на одной ноге».
На своих уроках учу детей самооценке качества выполнения
заданий. Во время выполнения упражнений сопровождаю урок
комментариями, замечаниями. Особенно кропотливо веду работу с детьми,
отстающими в физическом развитии. Чтобы такие ребята поверили в свои
силы, привлекаю их к общественной деятельности, даю им поручения,
например: всем очень нравится быть направляющим, поэтому на каждом

уроке меняю как направление, так и направляющего и далее он проводит
ОРУ.
Использую информационно­коммуникативные технологии: показ
презентаций, для улучшения мотивации к занятиям физической культуры и
здоровьесбережения. Также, в процессе обучения использую современные
образовательные технологии – привитие гигиенических навыков, навыков
правильного дыхания. Так как работаю ещё с детьми коррекционных
классов, то использую корригирующие и коррекционные упражнения.
Достижение определённых результатов при условии
систематических занятий даёт основание мне для выставления ученику
высокой оценки.
Поэтому, результаты качества образованности обучающихся,
позволяют мне сделать вывод об успешности решения поставленной цели.
Важным условием развития качества образования также считаю:
создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий на моих уроках
способствует снижению уровня заболеваемости:
Активно использую данные методики и технологии в своей работе,
что позволяет мне повысить качество педагогического воздействия на
детей, координировать функциональные нарушения в физическом развитии.
Раскрыть индивидуальные способности, побуждать детей использовать
полученные навыки в самостоятельной двигательной деятельности,
оптимизировать нагрузку с учётом индивидуальных, психологических и
возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Также считаю, что нельзя ждать успеха в укреплении здоровья
детей без переориентации семьи на здоровый образ жизни. Поэтому мной
при помощи учителей проводится целенаправленная работа по логическому
просвещению родителей. В свою очередь родители оказывают активную
помощь в организации здорового образа своих детей. Младший школьник
чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим
здоровьем, физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и
законам, которые существуют в семье.
Мной проводится целенаправленная работа по просвещению
родителей.
Основная цель работы с родителями: просвещение в вопросе по
воспитанию здоровьесбережения у детей в семье, переориентировать
родителей из сторонних наблюдателей в активных участников
здоровьетворчества.
В своей работе с родителями использую следующие формы и
методы:

личностные беседы по предупреждению заболеваний, по
сохранению и укреплению здоровья;

Читать еще:  Если двум людям суждено быть вместе, они найдут друг друга вновь


соревнования с участием родителей и детей: «Мама, папа, я­
спортивная семья»; «Эстафеты с родителями»; «А ну­ка, папы»;

в первых и вторых классах на свои уроки приглашаю родителей,
им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего
ребёнка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других
детей.
Родители становятся моими союзниками и активно принимают
участие в совместных мероприятиях.
Поддерживая и развивая индивидуальность каждого обучающегося:
­ создаю условия для активного участия детей в различных
спортивных соревнованиях;
­ обеспечиваю развитие двигательной активности детей;
­ побуждаю к саморазвитию обучающихся в урочное и внеурочное
время.
Изучив динамику физического развития обучающихся, уровень
заболеваемости считаю: обучение школьников бережному отношению к
своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача
современного образования. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента
здоровых детей.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в
том числе и нас, учителей физической культуры. Так как здоровье
закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится
значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
В связи с этим необходимо отметить, что физкультурно­оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня, а также внеклассные и внешкольные
занятия физическими упражнениями могут значительно восполнить общий
дефицит двигательной активности учащихся.
Обобщив результаты моей педагогической деятельности,
установив связи между результатами образования и условиями их
получения, выявила противоречия и наметила пути дальнейшей работы,
пришла к выводу, что поставленная цель реализована:

Произошёл рост профессиональной компетентности в части
реализации здоровьесберегающих технологий;
Повысилось качество образовательного процесса;

Применяемые мною здоровьесберегающие технологии имеют
оздоровительную направленность, а у обучающихся стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни. Используемая полноценная и неусложнённая в
комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует развитие.
Работа над формированием потребности в ЗОЖ дала
положительный результат, так как была достаточно эффективна. На
сегодняшний день можно отметить, что выстроена система физкультурно­

оздоровительной работы. Об этом свидетельствует созданная атмосфера
сотрудничества, высокая учебная мотивация обучающихся,
сформированное понимание ответственности за своё здоровье, умение
принимать решение, контролировать себя, добиваться успеха.
Считаю, что мои методы воздействия педагогически целесообразны
и результативны.
Список литературы.
1. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова
//Начальная школа.­ №8.­ 2006.­с.98.
2. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/
Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. ­ №9.­ 2000. – с.93.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 –
4 классы/ В.И.Ковалько.­ М.:ВАКО. ­2004. – 296с.
4. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.­ 172с.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности.

Известно, что 40 % различных, в том числе психических заболеваний взрослых, закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Просмотр содержимого документа
«Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.»

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности.

Известно, что 40 % различных, в том числе психических заболеваний взрослых, закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Губительные для организма привычки — курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого. Неправильная организация времени пребывания ребенка за компьютером может привести к негативным последствиям. Для минимизации вредного воздействия необходимо соблюдать некоторые правила. Через каждые 30–40 минут работы за компьютером необходимо делать 10–15-минутный перерыв, во время которого выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далекой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером необходимо заранее оговорить с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию. Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности. При развитии представлений о ЗОЖ предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. «Уроки здоровья» очень популярны у педагогов, они проводятся не реже раза в месяц, для них выбираются разные темы, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила ЗОЖ. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил. Проведение практических занятий является важным методом формирования ЗОЖ. Такие занятия можно проводить вместе с родителями, некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Беседы — очень нужная форма работы с детьми. Круг тем для них может быть самым широким, и в первую очередь затрагивать вопросы, наиболее волнующие детей, например, охрана природы и профилактика вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Ещё одно направление — «азбука здоровья», которое включает темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и другие. В качестве еще одного метода формирования знаний о ЗОЖ может быть использовано литературное чтение. Например, в ходе уроков педагогом могут быть поставлены следующие цели: познакомить с отрывком какого-либо произведения, учить анализировать поступки героев, развивать навык осознанного чтения и речь учащихся, их внимание, воображение, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. ЗОЖ объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, обеспечению оптимальных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования ЗОЖ младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. В формировании знаний о ЗОЖ у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, применяя их в построении учебно-воспитательного процесса. Наибольшей эффективности воспитания можно ожидать, если взрослые сами будут являться примером для подражания, и работа будет проводиться в системе.

Читать еще:  Что едят красноухие черепашки. Кормление красноухих черепах

Проектная работа «Формирование потребности к ЗОЖ у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательной работе, в условиях школы-интерната VIII вида»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии

Юсупова Н.В. учитель биологии и географии,

ГБОУ Пестречинской школы- интернат

для детей с ОВЗ VIII вида;

Тахтамышева Гульнара Чингизовна,

Казань, 8-19 февраля 2016г.

Анализ эффективности деятельности образовательного учреждения

«Здоровье – это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно — психическими расстройствами .

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья на селения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, свя занного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению со трудничества здравоохранения с учреждени ями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для вспомогательных школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим д олжен носить охранительный характер. Поэтому работа учителя и воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Читать еще:  Аватария день рождения. Когда день рождения Аватарии, сколько лет игре Аватария? Когда день рождения аватарии в одноклассниках

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ».

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ­ных формах жизнедеятельности человека :

Каждый день становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитателя у/о ребёнка – научить делать правильный выбор!

С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Составляя программу, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому «Азбука здоровья» состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста.

Основные принципы программы:

Гуманизации и демократизации — определе­ ние конкретных целей и задач образования, воспита ния и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

Соответствия целей, задач содержания про­ граммы национальной стратегии, интересам государст­ венной и региональной политике;

Научности — внедрять пе­ редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

Участия — привлечение воспитанников к непо­ средственному и сознательному участию в целенаправ­ ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле­ ние санитарно-просветительской работы;

Преемственности — обеспечение комплексно­ го подхода в обучении здоровью между раз­ ными возрастными группами;

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

1.благоприятное социальное окружение;

3.оптимальный двигательный режим (культура движений);

7.отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

Основные проектные линии

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

4 . Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные — отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление — не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное — и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

Методы исследовани я: изучение, наблюдение, эксперимента.

Методы воздействия : словесные, практические, наглядные.

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья — «Если хочешь быть здоров — постарайся!», занятие – совет — «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

Каждый блок программы состоит из трёх подразделов , рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

Например, раздел «Правильное питание»:

Источники:

http://znanio.ru/media/metodicheskij_material_na_temu_formirovanie_potrebnosti_v_zdorovom_obraze_zhizni_u_mladshih_shkolnikov-53583/64296
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovanie_potrebnostei_i_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detei_mladshego_sh
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_rabota_tema_formirovanie_potrebnosti_173523.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector