Формирование, развитие и тренировка зрительной памяти у детей. Как определить нарушение зрительной памяти? Как развить зрительную память у взрослых и детей

Содержание

Как развить зрительную память детям и взрослым

Зрительная память — важная составляющая нашего восприятия. Зрительный анализатор, по отношению к другим органам чувств, получает до 90 % информации окружающего мира. Как раз развитая часть данного вида памяти помогает запоминать текст, делать меньше ошибок при письме и ориентироваться в пространстве. Так насколько же важна тренировка зрительной памяти в детском и взрослом возрасте?

Как проверить зрительную память

Проверить зрительную память можно с помощью специальных тестов. Это можно сделать у специалиста — невролога или онлайн.

Лучше проходить специально разработанные тесты с врачом, потому что в Интернете слегка привирают истинные результаты. Лишь некоторые сайты оценивают действительно правдоподобно. Да и человек любит сам себя хвалить, поэтому без посторонней помощи проверка зрительной памяти будет не объективной.

Для проверки берутся специальные картинки с различными изображениями. Обычно проводится ряд тестов, который поможет оценить все сферы зрительного анализатора. Эти тесты заключаются в проверке реакции на внимательность и быстрой ориентации . То есть предлагается определенное число цифр или букв, которые разбросаны по всему листу. И нужно за время собрать логическую последовательную цепочку.

Другие тесты направлены на определение объемного охвата зрительного анализатора . На листе может быть расположена целостная картина, множество живых или неживых предметов, абстрактных фигур. Пациенту предлагают смотреть на лист определенное время и максимально запоминать детали. После, по памяти воспроизвести увиденное. Чем больше точностей называют, тем лучше развит зрительный анализатор. Те же картинки могут в дальнейшем послужить и орудием тренировки для развития зрительной памяти.
[table “2” not found /]

Причины плохой памяти

Плохо развитая зрительная память не обязательно станет ключом всех бед. Это не принципиально важно. Но все же, большинство информации проходит как раз через глаза. И чтобы максимально охватить всю полноту окружающего нас мира, нужно иметь развитый зрительный анализатор. Хорошо развитая зрительная память — залог адекватного обучения и хорошей запоминаемости. Уровень развития этого вида памяти влияет на скорость обучаемости и ее качество.

Почему зрительная память может быть плохо развита? Основным фактором служит все-таки генетика и своевременное воспитание родителей.


Отсутствие или недостаточное внимание малышу, отсутствие развивающих игр и занятий обязательно скажется на дальнейшей обучаемости и активности. Но существуют и приобретенные причины ухудшения и снижения качества «работы» зрительного анализатора. До этого память была хорошая, никто не жаловался, а со временем стали рассеянными, плохо запоминаете и слабо обращаете внимание на детали. Каковы причины?

  • Черепно-мозговые травмы , перенесенные нейроинфекции и нарушения мозгового кровообращения — данные патологические состояния обязательно повлекут за собой разрушение большого количества нервных синапсов и самих нервных клеток. Травма может повредить как раз тот отдел, который отвечает за зрительный анализ.
  • Возрастные изменения — у каждого человека в той или иной степени развивается энцефалопатия. Это происходит из-за постепенного запустевания кровеносных сосудов, образования в просвете мелких тромбов и нарушении питания глиальных клеток и самих нейронов. Клетки головного мозга постепенно отмирают, и количество активно работающих резко сокращается. Оставшиеся нервные клетки не могут справиться с прежним потоком информации и все силы направляют на более важные дела — витальные функции. А зрительная память остается на втором плане для тех клеток, которые не задействованы в важных процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
  • Интоксикация и вредные привычки — любое проявление эйфории без лекарственного вмешательства соответствующей группы препаратов влечет за собой гибель огромного количества нервных волокон. Происходит замещение ткани и настройка работы мозга на обеспечение более важных функций. Поэтому зрительная память страдает.
  • Недостаток полезных веществ в еде — нервным клеткам нужен не только кислород. Но и питательные элементы, которые приходят с пищей. Например, недостаточное потребление жирных кислот и витаминов, глицина приводят к ухудшению работы головного мозга.
  • Эмоциональная и умственная перегрузка — нервные клетки находятся на грани истощения, поэтому решили беречь себя. Они включили lite-режим, в котором берегут себя и не работают в полную силу. В таком случае хороший отдых вернет все на свои места.
Читать еще:  Потому оставит человек отца своего и мать свою…. Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей


Если зрительная память плохо развита у детей, это может привести к проблемам с запоминанием, обучаемостью, на этом фоне — нарушению поведения в целом. Иногда плохо развитая зрительная память может стать причиной плохой адаптации в окружающей среде и социуме.

Резкое ухудшение памяти у взрослого человека приводит к рассеянности, снижению запоминания, сложности во временной адаптации, психологическим проблемам.

Как развить зрительную память у взрослого

Постоянные занятия обязательно принесут свои плоды. Вот несколько действенных упражнений, как развить зрительную память. Их можно использовать в любое свободное время.

    Таблицы Шульте — в них расположено 25 разбросанных чисел. Нужно как можно быстрее найти их последовательность. Подобное упражнение развивает зрительную память, боковое зрение, внимание и наблюдательность.

Как развить зрительную память у детей

Для детей разработаны целые методики. Ведь этот период развития — очень значимый для дальнейшей жизни малыша.

  1. Карточки — нужно иметь набор картинок, на которых расположены знакомые для ребенка предметы. Показывать картинки несколько минут. После чего попросить воспроизвести увиденные предметы. Те картинки, которые ребенок не назвал, показывают еще раз. И так до воспроизведения полного списка.
  2. Игрушки — для этого метода развития зрительной памяти нужно взять несколько игрушек ребенка, выставить их в один ряд. Попросить ребенка запомнить композицию. Когда малыш отворачивается, убрать или добавить новую игрушку, поменять местами. После чего попросить воспроизвести все изменения.
  3. Рисование — развивается не только зрительная память, но и мелкая моторика рук. Нужен листик и карандаш. Мама показывает несложные узоры, которые малыш рисует по памяти на своем листике.
  4. Зрительное фотографирование — нужно попросить внимательно осмотреть свои игрушки или комнату и попросить воспроизвести все, что он успел заметить. Со временем можно спрашивать особенности предмета — цвет и форму.

Если упражнения не помогают, а причина кроется в органическом нарушении, следует немедленно обратиться к врачу и решать проблему медикаментозно.

  1. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994;
  2. Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии;
  3. Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст;
  4. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать»;
  5. Health Behaviors From Early to Late Midlife as Predictors of Cognitive Function. American Journal of Epidemiology 2009.
  6. Беликов, В. Г. Фармацевтическая химия / В. Г. Беликов. М. : Высшая школа, 1985. — 668 с.
  7. West, R. L., Welch, D. C., & Thorn, R. M. (2001).Effects of goal-setting and feedback on memory performance and beliefs among older and younger adults. Psychology and Aging,16,240–250.doi:10.1037/0882-7974.16.2.240
  8. Эрик Ричард Кандель. В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] 12819K, 482 с. издание 2012 г.
  9. Dixon, R. A., & Hultsch, D. F. (1983). Structure and development of metamemory in adulthood. Journal of Gerontology, 38, 682-688.

Как развить зрительную память у ребенка, подростка, взрослого? Основные приемы

С помощью зрения человек получает до 90% информации об окружающем мире. Формирование основных механизмов зрительной памяти происходит еще в детстве. Однако современные школьники и дошкольники настолько бывают перегружены информацией, что испытывают сложности с этим видом памяти. Что касается взрослых, то зрительная память ухудшается у них из-за постоянного режима многозадачности, регулярных стрессов, большого количества входящей ненужной информации, которая, говоря простыми словами, засоряет мозг.

Диагностика зрительной памяти — довольно сложное дело. Ее можно провести с помощью таблиц Шульте и других научных методик.

Примеры ухудшения зрительной памяти:

Вы плохо запоминаете лица людей.

Вам сложно ориентироваться даже в той местности, где вы неоднократно были.

Вы испытываете сложности с запоминанием прочитанного.

Существуют ли упражнения для улучшения зрительной памяти?

Одно из эффективных упражнений — наблюдение и последующая визуализация. По пути на работу или в офисе запоминайте образы окружающих, их лица, особенности походки. Кто во что одет, какие аксессуары носит, какой кофе пьет, как улыбается. Это разбудит вашу зрительную память, и поможет со временем отрегулировать ее механизмы.

Читать еще:  Как ухаживать за наращенными ресницами

Еще один способ, который поможет натренировать зрительную память — составление словесного портрета. Для того, чтобы быстро проверить эффективность методики, вам потребуется человек, который будет вас проверять. Пусть он даст вам задачу — максимально точно описать фотографию вашего общего знакомого или медийной личности. Затем вместе проверьте, насколько точным вышло описание, и что вы упустили.

Вижу — не вижу. Хороший способ увеличить зрительную память, для тех, кто не хочет подключать помощников. Распечатайте на картинке один предмет. Положите перед собой, изучайте его в течение нескольких секунд. Затем переверните лист бумаги изображением вниз, закройте глаза и попробуйте максимально точно, во всех деталях воспроизвести этот предмет у себя в голове. Затем откройте глаза, снова переверните лист изображением вверх и посмотрите: не упустили ли вы какие то вещи. Двигайтесь от простого к сложному. Начните с одного предмета и продвигайтесь дальше, тренируясь, например, на фотографиях городов с большим количеством людей.

Нарушение зрительной памяти в современном мире — явление, которое встречается достаточно часто. Однако в ваших руках достичь прогресса в этой области.

8 интересных упражнений для развития зрительной памяти у детей и взрослых

Зачем нам зрительная память? Отучившись в школе и институте, большинство из нас вспоминает о памяти лишь тогда, когда что-нибудь забудет. «У него девичья память, дырявая память, короткая память», – так говорят о человеке с плохой памятью. Но, жалуясь на нее, никто особенно не стремится ее развивать. И напрасно, ведь она нужна не только для того, чтобы на старости лет искать очки или не заблудиться в метро.

Люди с хорошо развитой памятью намного успешнее тех, у кого она просто хорошая.

Виды памяти классифицируются в зависимости от времени, необходимого для запоминания информации (мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, оперативная память), и от анализатора, благодаря которому происходит запоминание (слуховая, кинетическая, вкусовая, эмоциональная, зрительная и т. п.).

С помощью зрительной памяти сохраняются и воспроизводятся зрительные образы. Они запоминаются намного легче, чем, например, слуховые образы. Это объясняется тем, что нервы, идущие в мозг от органов зрения, в 20 раз толще нервов, соединяющих с мозгом органы слуха.

Зрительная память особенно развита у людей с эйдетическим восприятием (в переводе с греческого «эйдетизм» – образ). Люди, обладающие им, способны длительное время удерживать в памяти предмет или образ, который уже не находится в поле их зрения. Они представляют его себе отчетливо и в деталях. Таким восприятием отличаются художники.

Развитая зрительная память намного облегчает процесс запоминания и усвоения информации. Кроме того, есть профессии, где просто необходимо иметь хорошую зрительную память (детектив, летчик, авиадиспетчер, хирург и др.).

Зрительную память нужно тренировать вместе с другими видами памяти, ведь чем больше разных видов памяти принимают участие в процессе запоминания, тем точнее запоминается и лучше сохраняется новая информация. К тому же переключение с одного вида памяти на другой во время занятий позволит избежать переутомления. Ежедневные тренировки по полчаса в день будут эффективнее продолжительных тренировок раз в неделю.

Тренируем зрительную память

1. Игра «Найди 10 отличий»

Наверно, многим в детстве попадались на глаза одинаковые на первый взгляд две картинки с заданием найти 10 отличий. Сейчас такие картинки можно найти в Интернете. Легкая, казалось бы, задача в действительности оказывается не такой уж легкой для тех, кто не отличается наблюдательностью. Решение таких задачек хорошо тренирует зрительную память.

При наличии нескольких желающих развить зрительную память в процессе игры нечто подобное можно организовать и самим. Один участник должен внимательно посмотреть на остальных, не оставляя без внимания мелкие детали их одежды, а затем выйти из комнаты. За время его отсутствие друзья меняют или убирают какие-то детали одежды, а он по возвращении должен угадать – что именно изменилось в их облике.

2. Развиваем наблюдательность – учимся запоминать людей

Это не так уж просто. Понаблюдаем в течение 10 минут за 20 людьми, а затем попытаемся их опознать. Уверенно мы назовем лишь троих-четверых из них.

У всех у нас есть много друзей и знакомых, но вряд ли мы сможем описать их внешность словами «близко к оригиналу». За исключением, пожалуй, цвета и длины их волос. Люди, прожившие вместе не один год, порой не могут точно назвать цвет глаз своего партнера.

Читать еще:  Химическая термодинамика. Энтропия. Энергия Гиббса

Потренируемся в мысленном составлении портрета наших друзей. Исходя из того, что двух одинаковых людей не бывает, определим самую характерную черту внешности, присущую только нашему другу. В дальнейшем, наблюдая за людьми на улице, в транспорте, будем выделять главное, по нашему мнению, в облике человека. Так работают художники-портретисты, которым удается схватить самую суть и передать ее несколькими штрихами.

Начнем мысленно описывать людей, которые встречаются нам по дороге. Обычно мы на них смотрим, но не видим. Если перед нашим мозгом не стоит задача запомнить детали, он их и не запоминает. Отныне обращаем внимание на походку, жесты, одежду и внешность людей и удерживаем их образ перед глазами еще несколько секунд после того, как они пройдут мимо.

3. Рисуем по памяти неправильные узоры

Намного труднее запоминаются предметы и образы, в которых нет четкой логики. Например, легко ориентироваться в городах с прямыми параллельными улицами, которые перекрещиваются под прямым углом и образуют кварталы равных размеров. И довольно трудно в городах, застраивающихся хаотично.

Итак, найдем фотографию какого-нибудь природного камня с разводами и перерисуем ее цветными карандашами. Изгибы, толщина и цвет прожилок должны соответствовать оригиналу. Затем убираем фотографию и получившийся рисунок и рисуем снова – уже по памяти.

4. Призываем на помощь синестезию

Греческое слово «синестезия» означает «смешанное ощущение». (Его антоним – слово «анестезия», означающее отсутствие ощущений.) У людей-синестетиков в ответ на раздражение какого-то одного органа чувств, например органа зрения, дополнительно возникают ощущения, которые соответствуют другим органам чувств, и эти ощущения смешиваются.

Синестетики не только слышат звуки, но и видят или чувствуют их. Они не только видят предмет, но и осязают или слышат его. Например, цифра 10 кому-то из них может представляться голубой, а имя Зоя – вызвать ассоциацию с яблоком. Синестетик вполне может сказать кому-то, что его имя – фиолетовое и горькое на вкус. Причем каждый синестетик имеет собственные впечатления: один видит букву «у» зеленой, другой – желтой, а третий – коричневой.

Связывая зрительные элементы, к примеру, со звуками или запахами, мы даем возможность мозгу лучше сохранить их в памяти, поскольку с помощью синестезии визуальные образы глубже укореняются в мозгу.

5. Учимся запоминать частями

Всю картину, схему или предмет полностью запомнить трудно, поэтому разобьем их на несколько частей и запомним каждую отдельно. Например, быстро запомнить, во что одет человек, можно, если сначала отметить главные части его гардероба: брюки, рубашка, пиджак и туфли. А затем в каждой этой части выделить детали: темно-синие брюки чуть расклешены от колена, пиджак такого же цвета приталенный однобортный, в кармане пиджака синий платок в белый горошек, белая рубашка, на ногах черные оксфорды, требующие ремонта.

6. Упражнение «25» букв

Для его выполнения нужно несколько участников. Нужно нарисовать таблицу с 5-ю клеточками по горизонтали и 5-ю – по вертикали. В клеточки записываются 5 слов: олово, ветер, арена, мусор, омега (итого 25 букв). Ведущий дает участникам полминуты на запоминание, затем забирает таблицу. Участники должны составить как можно больше новых слов из букв, стоящих справа и слева друг от друга, сверху или снизу. Упражнение развивает не только зрительную память, но и быстрое мышление.

7. Методика Айвазовского

Известный маринист Иван Айвазовский имел прекрасную фотографическую память. Вздымающиеся волны на его картинах выглядят как живые, а не застывшие. А рисовал он их по памяти, которую тренировал, сидя на берегу моря и наблюдая, как оно «дышит». Он вглядывался в волны, закрывал глаза и сохранял эту «фотографию» в своей памяти, а в дальнейшем переносил запечатленный образ на холст.

Таким же образом можем тренировать зрительную память и мы. Всматриваемся в течение 3–5 минут в какой-то предмет, например в вазу с цветком, затем убираем ее и переносим запомнившееся изображение на бумагу. Проверяем себя, насколько точно нам это удалось.

8. Играем со спичками

Бросаем на стол в произвольном порядке несколько спичек – для начала хватит пяти. Смотрим несколько секунд, отворачиваемся и раскладываем в запомнившемся нам порядке новые 5 спичек на другой поверхности. Сравниваем.

Постепенно количество спичек увеличиваем, а время их рассматривания и запоминания порядка, в котором они расположились, уменьшаем.

Источники:

http://smartguy.ru/kak-razvit-zritelnuyu-pamyat/
http://blog.wikium.ru/kak-razvit-zritelnuyu-pamyat-u-rebenka-podrostka-vzroslogo-osnovnye-priemy.html
http://bbf.ru/magazine/26/6920/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector