Формы и методы патриотического воспитания в доу. Формы патриотического воспитания

Портал педагога

Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Дата публикации: 17.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Использование метода проектирования в процессе приобщения дошкольников к

национальной культуре Ямала.

Рогожа Наталия Федоровна

МАДОУ «Синеглазка» ЯНАО город Ноябрьск.

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной,

творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно

актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного

богатства своего народа.

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в

душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину – Россию,

если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой Родине» —

немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ. Полученные знания об

истории происхождения народа, его культуре, социальном укладе, традициях коренных

народностей Севера помогут детям понять глубину и прочность связи человека с суровой

природой родного края, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной

культуре мы столкнулись с проблемой: мало изучен, не систематизирован материал по

ознакомлению дошкольников с родным краем; недостаточно отработаны формы, приём

интеграции различных видов деятельности по данному вопросу. Результаты наблюдений

показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым

содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации

педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. На наш взгляд,

решением данной проблемы стала разработка проекта: « Наш Ямал».

Изучение темы было разбито на 3 блока: ЯМАЛ – моя малая Родина: показать на

карте наш край, рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб,

флаг ЯНАО, расширять представление о родном городе, на какой реки стоит, чем

славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории

появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям,

происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера. Формировать

обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе,

устанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями Крайнего

Растительный и животный мир Севера: В ходе реализации проекта мы знакомили с

видами деревьев и кустарников, грибов и ягод, продолжали знакомить с дикими

животными их повадками, приспособление к среде обитания, формировали

представление об оседлых и перелетных птицах, систематизировали представления об

олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширяли представления об обитателях северных водоемов. Воспитывали любовь к

родному краю, формировали умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить

ей, формировали эстетическое отношение к окружающей природе.

Коренные жители нашего края: Формировали элементарные представления о

коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенностях их внешнего вида,

национальной одежде, типичных занятиях (оленеводство, рыболовство, охота),

рассказывали о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к

северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов,

знакомили с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и

разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении

женской одежды. расширяли представления о жизни ненецких детей. С воспитателем

обсуждали, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, как можно выразить свои

дружеские чувства – собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки

самоделки, продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных

жителей нашего края.

Для более эффективной работы по реализации проекта необходимы следующие

— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;

— тесное сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями;

— подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.

В ходе реализации проекта проводились мероприятия с детьми по трем

направлениям ЯМАЛ – моя малая Родина: НОД «Наш Ямал»; беседа о столице округа

Салехард, и его достопримечательностях; рассматривание иллюстраций и фотографий с

изображением городов Ямала, их достопримечательностей; экскурсии по городу; походы

к памятным местам; посещение этнокультурного музея под открытым небом. Организация

сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по родному городу», «Геологи», «Буровая».

Организация дидактических игр: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Где, чей дом»,

«Найди флаг Ямала», «Букет красивых слов о Ноябрьске».

Растительный и животный мир Севера НОД «Оленеводы», «Северные ягоды»,

Составление рассказов на тему: «Кто лечит оленей?», «Как олень добывает корм», «Как

пасут стада оленей?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин художников

ненцев; Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Ненецкие сказки:

«Мышонок и олененок», «Айога» и т.д.

Коренные жители нашего края: Посещение выставки прикладного искусства

народов Севера в МРЦ; Мастер класс: «Изготовление ненецкой куклы»;Посещение музея

Севера в МОУСОШ №3; Знакомство с ненецким орнаментом; Знакомство с игрушками,

Читать еще:  Молитва чтобы вернуть мужа. Как вернуть мужа молитвой

сделанными из оленьей шкуры; Рисование. «Ненецкие орнаменты»; Конструирование:

Изготовление ненецкой игрушки из оленьей шкуры.

В процесс реализации проекта, были привлечены родители, которые приняли

активное участие в родительском собрании «Край, в котором мы живем». Совместно с

педагогами организовали мини – музей «Ямал – мой край родной» в группе. Приняли

участие в проведении экологических акций: «Посади дерево», «Покормите птиц зимой»;

Семейный конкурс: «Герб моей семьи», «Поздравительная открытка ко Дню города»;

музыкально – литературный конкурс «Ямал – мой необыкновенный». Проводились

выставки семейных рисунков: «Ноябрьск глазами детей и родителей», «Мой двор», «Мой

город». Был организован совместный досуг «Вороний день», «День оленевода»;Создан

гербарий «Растительный мир Ямала».

С целью привлечения педагогов по теме «Использование метода проектирования в

процессе приобщения дошкольников к национальной культуре Ямала » проведен Семинар

– практикум «Особенности патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС»

Педагоги приняли активное участие в экологической акции «Чистый город»; Мастер –

классе по изготовлению национальных оберегов, куклы «Акань»

Реализация проекта «НАШ ЯМАЛ» позволила детям усвоить сложный

краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая

познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность

развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться

как творческой личности.

1. Н. Дудников «Мой дом север» (сказки, легенды).- М.: «Вилад», 1996

2. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993

3. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение»,

4. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».-

Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010

5. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004

6. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007

7. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998

8. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999

9. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и

10. Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 1991

11. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997

12. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984

13. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001

Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

НОД проводится один — два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы» ). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Читать еще:  Что такое анаболики и как они влияют на организм. Как влияют стероиды на организм: вред и польза от анаболиков

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну ,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Гражданско – патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как, преданность и любовь к своему Отечеству и к своему народу. Г.Бакланов писал, что это «Не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к родному Отечеству.

Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, мы, педагоги, должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей:

  1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и.т.д
  2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной странны и родного города.
  3. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
  4. Демонстрация тематических слайдов, видео роликов, иллюстраций.
  5. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
  6. Знакомство с русским фольклором — сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
  7. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
  8. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
  9. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
  10. Участие в праздниках.
  11. Участие в посильных общественно – полезных работах.
  12. Поощрение детей за инициативу, стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения хорошее поведение в общественных местах.
  13. Личный пример воспитателя: любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно понимать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция, самый сильнодействующий фактор воспитания).
Читать еще:  Комаровский о температуре

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Большое значение в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого используются различные формы работы:

  1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, Республики Адыгеи, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему : «Наш родной край», «Мой любимый город», « Цвети, моя республика».
  2. Проведение обрядных праздников, на которых дети знакомятся с культурой и традициями родного края, с обрядами русского, адыгского народа.
  3. Экскурсии в краеведческий музей.
  4. Организация тематических досугов, выставок совместных работ педагогов, детей и родителей.
  5. Проведение ежегодного месячника по военно – патриотическому воспитанию, в рамках которого организуются и конкурс рисунков «Защитники Отечества», «9 мая», и проведение занятий на темы: «Герои войны», «Дети – герои», «Победой кончилась война», «День Победы», «Занятия мужества», «Золотые звезды Адыгеи». В течении месячника дети обращаются к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для отечества времена.
  6. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди могут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защитивших Родину, вниманием и заботой .Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов обеспечивает формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, героев, отдавших жизнь.
  7. Проведение с участием родителей выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.

Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах и вне НОД. И в течении всего учебного года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определенным усложнением (например «День Защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, как и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется(хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в поездки и путешествия (по городам России, в прошлое города). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, подделок, альбомов, тематическое рисование), следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудии труда). Бытовая повседневность, чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев; и у нас в нашем дошкольном учреждении есть мини – музей, где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края; кроме того расширяются возможности подачи информации – посредством игры. Оформлены в каждой возрастной группе: центры по патриотическому воспитанию, где дети, в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, республике, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, государственной символикой, снимками достопримечательностей, картинками с изображением родного пейзажа, иллюстраций народных помыслов, произведения устного народного творчества.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа , прошлом края – страны.

Семья – ячейка общества , хранительница национальных традиций.

Счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении.

К концу дошкольного периода ребенок имеет первичные представления о родном городе, родной республике, ее историю, культуру, знаком с местами отдыха горожан и некоторыми достопримечательностями, знает несколько памятных и исторических мест, активно принимает участие в проводимых праздниках по гражданско — патриотическому воспитанию.

Источники:

http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38292
http://infourok.ru/formi-i-metodi-patrioticheskogo-vospitaniya-v-dou-1268624.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/08/patrioticheskoe-vospitanie-formy-i-metody

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector