Формы и методы патриотического воспитания в доу. Формы патриотического воспитания
Содержание
Портал педагога
Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Дата публикации: 17.02.2019
Раздел: дошкольное образование
Использование метода проектирования в процессе приобщения дошкольников к
национальной культуре Ямала.
Рогожа Наталия Федоровна
МАДОУ «Синеглазка» ЯНАО город Ноябрьск.
Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной,
творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно
актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного
богатства своего народа.
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в
душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину – Россию,
если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой Родине» —
немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ. Полученные знания об
истории происхождения народа, его культуре, социальном укладе, традициях коренных
народностей Севера помогут детям понять глубину и прочность связи человека с суровой
природой родного края, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.
В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной
культуре мы столкнулись с проблемой: мало изучен, не систематизирован материал по
ознакомлению дошкольников с родным краем; недостаточно отработаны формы, приём
интеграции различных видов деятельности по данному вопросу. Результаты наблюдений
показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым
содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации
педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. На наш взгляд,
решением данной проблемы стала разработка проекта: « Наш Ямал».
Изучение темы было разбито на 3 блока: ЯМАЛ – моя малая Родина: показать на
карте наш край, рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб,
флаг ЯНАО, расширять представление о родном городе, на какой реки стоит, чем
славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории
появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям,
происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера. Формировать
обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе,
устанавливать причинно — следственные связи между природными явлениями Крайнего
Растительный и животный мир Севера: В ходе реализации проекта мы знакомили с
видами деревьев и кустарников, грибов и ягод, продолжали знакомить с дикими
животными их повадками, приспособление к среде обитания, формировали
представление об оседлых и перелетных птицах, систематизировали представления об
олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.
Расширяли представления об обитателях северных водоемов. Воспитывали любовь к
родному краю, формировали умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить
ей, формировали эстетическое отношение к окружающей природе.
Коренные жители нашего края: Формировали элементарные представления о
коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенностях их внешнего вида,
национальной одежде, типичных занятиях (оленеводство, рыболовство, охота),
рассказывали о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к
северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов,
знакомили с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и
разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении
женской одежды. расширяли представления о жизни ненецких детей. С воспитателем
обсуждали, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, как можно выразить свои
дружеские чувства – собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки
самоделки, продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных
жителей нашего края.
Для более эффективной работы по реализации проекта необходимы следующие
— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
— тесное сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями;
— подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.
В ходе реализации проекта проводились мероприятия с детьми по трем
направлениям ЯМАЛ – моя малая Родина: НОД «Наш Ямал»; беседа о столице округа
Салехард, и его достопримечательностях; рассматривание иллюстраций и фотографий с
изображением городов Ямала, их достопримечательностей; экскурсии по городу; походы
к памятным местам; посещение этнокультурного музея под открытым небом. Организация
сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по родному городу», «Геологи», «Буровая».
Организация дидактических игр: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Где, чей дом»,
«Найди флаг Ямала», «Букет красивых слов о Ноябрьске».
Растительный и животный мир Севера НОД «Оленеводы», «Северные ягоды»,
Составление рассказов на тему: «Кто лечит оленей?», «Как олень добывает корм», «Как
пасут стада оленей?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин художников
ненцев; Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Ненецкие сказки:
«Мышонок и олененок», «Айога» и т.д.
Коренные жители нашего края: Посещение выставки прикладного искусства
народов Севера в МРЦ; Мастер класс: «Изготовление ненецкой куклы»;Посещение музея
Севера в МОУСОШ №3; Знакомство с ненецким орнаментом; Знакомство с игрушками,
сделанными из оленьей шкуры; Рисование. «Ненецкие орнаменты»; Конструирование:
Изготовление ненецкой игрушки из оленьей шкуры.
В процесс реализации проекта, были привлечены родители, которые приняли
активное участие в родительском собрании «Край, в котором мы живем». Совместно с
педагогами организовали мини – музей «Ямал – мой край родной» в группе. Приняли
участие в проведении экологических акций: «Посади дерево», «Покормите птиц зимой»;
Семейный конкурс: «Герб моей семьи», «Поздравительная открытка ко Дню города»;
музыкально – литературный конкурс «Ямал – мой необыкновенный». Проводились
выставки семейных рисунков: «Ноябрьск глазами детей и родителей», «Мой двор», «Мой
город». Был организован совместный досуг «Вороний день», «День оленевода»;Создан
гербарий «Растительный мир Ямала».
С целью привлечения педагогов по теме «Использование метода проектирования в
процессе приобщения дошкольников к национальной культуре Ямала » проведен Семинар
– практикум «Особенности патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС»
Педагоги приняли активное участие в экологической акции «Чистый город»; Мастер –
классе по изготовлению национальных оберегов, куклы «Акань»
Реализация проекта «НАШ ЯМАЛ» позволила детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая
познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность
развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться
как творческой личности.
1. Н. Дудников «Мой дом север» (сказки, легенды).- М.: «Вилад», 1996
2. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993
3. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение»,
4. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».-
Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010
5. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004
6. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007
7. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998
8. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999
9. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и
10. Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 1991
11. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997
12. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984
13. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001
Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых новостройках и т.п.)
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе;
4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
НОД проводится один — два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы» ). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.
При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну ,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.
Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
статья (младшая группа) на тему
Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Гражданско – патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как, преданность и любовь к своему Отечеству и к своему народу. Г.Бакланов писал, что это «Не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к родному Отечеству.
Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, мы, педагоги, должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей:
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и.т.д
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной странны и родного города.
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
- Демонстрация тематических слайдов, видео роликов, иллюстраций.
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
- Знакомство с русским фольклором — сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
- Участие в праздниках.
- Участие в посильных общественно – полезных работах.
- Поощрение детей за инициативу, стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример воспитателя: любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно понимать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция, самый сильнодействующий фактор воспитания).
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Большое значение в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого используются различные формы работы:
- Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, Республики Адыгеи, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему : «Наш родной край», «Мой любимый город», « Цвети, моя республика».
- Проведение обрядных праздников, на которых дети знакомятся с культурой и традициями родного края, с обрядами русского, адыгского народа.
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Организация тематических досугов, выставок совместных работ педагогов, детей и родителей.
- Проведение ежегодного месячника по военно – патриотическому воспитанию, в рамках которого организуются и конкурс рисунков «Защитники Отечества», «9 мая», и проведение занятий на темы: «Герои войны», «Дети – герои», «Победой кончилась война», «День Победы», «Занятия мужества», «Золотые звезды Адыгеи». В течении месячника дети обращаются к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для отечества времена.
- Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди могут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защитивших Родину, вниманием и заботой .Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов обеспечивает формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, героев, отдавших жизнь.
- Проведение с участием родителей выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах и вне НОД. И в течении всего учебного года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определенным усложнением (например «День Защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, как и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется(хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в поездки и путешествия (по городам России, в прошлое города). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, подделок, альбомов, тематическое рисование), следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудии труда). Бытовая повседневность, чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев; и у нас в нашем дошкольном учреждении есть мини – музей, где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края; кроме того расширяются возможности подачи информации – посредством игры. Оформлены в каждой возрастной группе: центры по патриотическому воспитанию, где дети, в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, республике, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, государственной символикой, снимками достопримечательностей, картинками с изображением родного пейзажа, иллюстраций народных помыслов, произведения устного народного творчества.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа , прошлом края – страны.
Семья – ячейка общества , хранительница национальных традиций.
Счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении.
К концу дошкольного периода ребенок имеет первичные представления о родном городе, родной республике, ее историю, культуру, знаком с местами отдыха горожан и некоторыми достопримечательностями, знает несколько памятных и исторических мест, активно принимает участие в проводимых праздниках по гражданско — патриотическому воспитанию.
Источники:
http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38292
http://infourok.ru/formi-i-metodi-patrioticheskogo-vospitaniya-v-dou-1268624.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/08/patrioticheskoe-vospitanie-formy-i-metody