Формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Методы и формы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников»

Пак Светлана
Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников»

«Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. «

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Родина…Родная сторона…. У каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли годы его жизни. И куда бы не забросила его судьба, он помнит этот уголок, его тянет туда вернуться, посидеть на знакомой лавочке, перепрыгнуть через ручей, пройти по улице, уходящей вдаль, дотронуться до тяжелого валуна на опушке леса или парка, загадать как в детстве свое заветное желание… Это и есть истинное проявление любви к Родине!

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда

у нее праздник, и страдать, когда горе и ей тяжело. Наша задача, задача взрослых,- помочь маленькому человечку, маленькому гражданину обрести чувство любви к своему Отечеству. Эта работа начинается с прогулок, экскурсий, походов в ближайшее окружение (лес, парк и т. д., которые вводят ребенка в «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать:, ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.

Туристко- краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы познакомится со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Источником патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности.

Это «Малая Родина»: социальная и природная сфера его местожительства, отдельные страницы истории и культуры.

Краеведо-туристкую работу с младшими школьниками надо начинать с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Зная биографии своих родителей, бабушек, дедушек дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно связана жизнь семьи с жизнью Отечества, помогает работа над темами «Песни родителей, бабушек, дедушек», «Семейные реликвии», «Профессии членов семьи», «Вклад моей семьи в дело Победы» и т. д.

Изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Накануне Дня Победы мы проводим пешие или автобусные экскурсии к обелиску Славы в п. Рощино. Дети внимательно слушают рассказ экскурсовода. Рядом с обелиском расположены мраморные плиты с фамилиями погибших жителей Рощино Р (айвола).Каждый восьмой житель Рощино погиб во время войны. Об этом свидетельствуют березы у обелиска Славы. К годовщине снятия блокады города проводим уроки Мужества. Рассказы о войне, о погибшей девочке Тане Савичевой, ее дневнике, о голоде, о артобстрелах дети слушают внимательно. Все становятся тихими и серьезными. И хотя многие не знали, сколько длилась блокада, теперь запоминают, знают. что такое «дорога жизни», будут знать цену хлеба. Теперь дети все чаще вспоминают. о своем участие в Бессмертном полку. Многие принимали участие в таких мероприятиях посвященных Победе. И это очень радует.

Во время летних каникул проводим походы на Пухтоловую гору, вокруг которой до сих пор сохранились остатки блиндажей, дзотов. На привале дети играют в народные игры, любуются красотой нашей местности, панорамой Рощино. Видят и отмечают красоту. Такие походы оставляют глубокий след в памяти школьников. Уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Они – будущие защитники Отечества, будущие мужчины.

Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного

Города, носящим имена героев – все это воспитывает в ребенке чувство патриотизма. Ребенок должен знать, за что получены и кем в семье ордена, медали, грамоты, должен видеть фронтовые фотографии.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо детям читать также произведения классиков русской литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева.

Не надо ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему, а явятся началом патриотических чувств.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, стало традицией чтить память погибших воинов, встречи участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Датой рождения «Бессмертный полк» считается 9 мая 2012 года, когда во время празднования Дня Победы в Томске прошло первое шествие. Главная задача движения «Бессмертный полк» — сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участникам акции разрешается присоединяться к шествию или принести транспорант с портретом или фотографию к Вечному огню. Приобщение к традициям происходит постепенно. Начала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Очень важно чтобы ребенок знал флаг, герб своей страны, был знаком с ее гимном.

Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету, событию или явлению в изобразительной деятельности: рисунке, лепке, аппликации и т. д.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми. Воспитатели находят много интересных дел, которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка для родителей, зала к празднику, разучивание стихов, изготовление сувениров-подарков и т. д.

Характерно, что постоянное участие в этих мероприятиях не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх. Эта форма работы помогает интересно организовывать деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.

Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18 Воспитатель: Жукова Ирина.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание в младшем возрасте. Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас,.

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Франковская Зоя Александровна 1. Введение. Актуальность проблемы.

Читать еще:  Бордели во франции. Франция отметила юбилей закрытия борделей. Заповедник уличной проституции - Булонский лес

Опыт работы на тему «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области».

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы по теме «Нравственное-патриотическое воспитание детей во второй младшей групе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 Городского округа Вичуга ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Нравственно.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Воспитание экологической культуры младших школьников статья Воспитание экологической культуры младших школьников. «Трогая цветок, мы трогаем звёзды. В конечном счёте, природу может спасти только.

Характеристика форм, методов, средств патриотического воспитания младших школьников

Знания будут способствовать формированию нравственных понятий и чувств младшего школьника в том случае, если созданы особые условия для их получения, использованы определённые формы и методы воспитания. Задача учителя — отобрать из массы впечатлений, которые ребёнок может получить, те, которые будут ему наиболее доступны, и преподать их в подходящей форме.

По количеству участвующих в деятельности выделяют следующие формы патриотического воспитания в начальной школе:

Рассмотрим индивидуальные формы патриотического воспитания в начальной школе: индивидуальные формы подразумевают индивидуальную деятельность ребёнка, и, конечно же, учет индивидуальных особенностей учащихся. Организация патриотического воспитания в индивидуальной форме способствует укреплению усвоенных ребёнком нравственных ценностей как черт личности. Он осмысливает нормы и правила, в результате чего они постепенно становятся его собственными взглядами и убеждениями. В дальнейшем поведение ребёнка, в результате этого, глубоко осмыслено и не имеет ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями.

Кроме того, индивидуальные формы включают в себя тесное взаимодействие с семьями учащихся. Именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог должен вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей [8].

Значимой формой патриотического воспитания (которая может быть как индивидуальной, так и групповой) является игра. Игры младших школьников направлены на подражание поведению взрослых. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой — готовность к социальной адаптации. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности ребёнка. По словам Д.Б. Эльконина, в игре ребенок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали [7]. Именно поэтому в начальной школе игры не только не запрещаются, но и активно используются как в воспитании, так и в обучении.

Рассмотрим групповые формы патриотического воспитания младших школьников: групповые формы воспитания подразумевают деятельность учащихся в группах от 5-7 до 25-ти человек [12].

К групповым формам патриотического воспитания можно отнести встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, коллективные творческие дела, выставки, экскурсии, туристические походы по изучению исторического прошлого родного края.

Интересной групповой формой работы является работа музея или музейной комнаты в школе. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея — преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями. Организация таких занятий позволят ученикам приобрести краеведческие знания о своей малой Родине [2].

Рассмотрим краеведческую работу. как групповую форму патриотического воспитания.

Многие методисты считают, что в основе патриотического воспитания учащихся лежит познание и осознание ими своей «малой» Родины. В начальной школе процесс изучения «малой» Родины, её природы, культуры и быта называют краеведческой работой.

В толковом словаре Ушакова краеведение определяется как «изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами» [24].

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников в исследовательской работе. Формы краеведческой работы — урочная, факультативная и внеурочная.

На уроках с элементами краеведения материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.

Главной особенностью факультативных занятий является углубленное теоретическое изучение материала. В основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность. Факультативные курсы по краеведению удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы в целом.

Внеурочная краеведческая работа — экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры. Действенным средством активизации самостоятельной деятельности учеников является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, изготовление фотомонтажей [12].

Рассмотрим массовые формы патриотического воспитания младших школьников: массовые формы воспитания подразумевают работу с большим количеством учащихся. К массовым формам патриотического воспитания относят классные часы, кружки и секции, клубы и лагеря, вахты памяти, поисковую деятельность, встречи с ветеранами, фестивали и праздники, слеты и сборы, игры [12]. Считается, что при увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается, поскольку уменьшается индивидуальное воздействие на учащегося. Однако организация воспитания в таких формах способствует формированию у детей осознания личной ответственности за общее дела, развитию навыков общения с людьми, умения слушать другого человека, уважения другого мнения, что играет немаловажную роль в патриотическом воспитании.

Процесс патриотического воспитания можно назвать двусторонним. С одной стороны осуществляется целенаправленное воздействие со стороны учителя, с другой — организованная деятельность учащихся, которая непременно должна иметь поставленную ими цель. Воспитание осуществляется с помощью разнообразных методов. Под методами воспитания в педагогике подразумеваются пути достижения поставленной цели воспитания, воздействия учителей на учащихся, на организацию их деятельности. Применение метода способствует большему успеху в воспитании в том случае, если он соотносится с ведущим видом деятельности детей. Также педагоги считают, что воспитательное воздействие усиливается при различных сочетаниях методов.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система. Она помогает выделить в методах общие и специфические черты, тем самым способствуя осознанному выбору их педагогом, наиболее эффективному применению. Существует множество классификаций методов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров делят методы воспитания по направленности на следующие группы:

1) Методы убеждений

2) Методы упражнений (приучений)

3) Методы поощрения

4) Метод наказания

Рассмотрим эти методы подробнее.

Рассмотрим методы рассуждения:

Рассказ — изложение событий и фактов, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. При использовании этого метода необходимо вызвать положительную ответную реакцию, избегая, в то же время, нравоучений.

Беседа — диалог между учителем и учениками, опирающийся на чувственный опыт детей и их знания. Усилить активизацию восприятия можно при помощи наглядности.

Пример — выбор образца для подражания на основе симпатий, привязанностей, склонностей.

Читать еще:  Совместимость графиков жизни по дате рождения. Совместимость по дате рождения онлайн

Внушение — некритичное предложение учащимся некоторых желаний, идей, установок. Эффект внушений зависит от авторитета педагога.

Требования — непосредственное побуждение ребенка к поступку или действию. Требования должны опережать развитие личности ученика, а также переходить в требования ребенка к самому себе.

По форме выделяют два вида требований:

— прямые (приказ, указание, предписание);

— косвенные (просьба, совет, намек).

Также требования разделяют по эмоционально-психологической направленности:

а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия);

б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, приказ);

в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, требование в игровом оформлении).

Рассмотрим методы упражнений (приучений).

Упражнение — многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. Учителю необходимо показать различные пути решения задач, разъяснить сущность и значение воспитываемого качества.

Приучение — организация регулярного выполнения учащимися действий, которые становятся привычными формами поведения. Данный метод состоит из показа и закрепления с повтором.

Учитель может организовать упражнение и приучение в форме проблемных ситуаций в игровой деятельности. Учащиеся меняются ролями, лучше вникают в суть происходящего, кроме того повышается их мотивация. В результате у детей вырабатывается самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.

Рассмотрим создание воспитывающих ситуаций. Заданная ситуация может быть инсценирована, после чего учащиеся свободно выбирают любой вариант ее разрешения.

Контроль — наблюдение за деятельностью ребенка для того, чтобы побудить его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы.

Переключение — отвлечение внимания учащегося для того, чтобы отвлечь его от вредной деятельности.

Рассмотрим методы поощрения: поощрение — выражение положительной оценки поступка учащегося, вызывающее у него удовлетворение своей деятельностью.

Соревнование — данный метод повышает мотивацию и активность учащихся. Им заранее предложены различные способы достижения цели и критерии оценивания результатов.

Рассмотрим методы наказания:

Наказание — выражение отрицательной оценки поступка учащегося. Видами наказания являются порицание, замечания, неодобрение, выговор, осуждение. Внушение и прямое требование как методы воспитания в наше время считаются нецелесообразными. Некоторые педагоги считают их противоречащими принципу гуманизма и индивидуализации обучения [16].

Чаще всего в воспитании используется классификация методов, составленная Г.И. Щукиной. Педагог выделяет следующие группы методов воспитания:

1) Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример);

2) Методы организации деятельности и формирования поведения (поручение, упражнение, приучение);

3) Методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, наказание);

Некоторые из данных методов были определены выше, поэтому рассмотрим особенности их применения.

Разъяснение считается одним из наиболее доступных методов нравственно-этического воспитания. Необходимо выяснить, что знают дети о правилах отношений с другими детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость». С помощью данного метода учащимся разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в обществе.

Рассказ является одним из основных методов нравственно-этического воспитания и предполагает накопление у учащихся запаса представлений и понятий о тех нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом данный метод основан на переживаниях школьников, через них учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Реализовать методы рассказа и разъяснения возможно при изучении художественных произведений.

На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций.

В педагогической практике используются следующие виды воспитывающих ситуаций:

— проблемная — формирование представлений о способах решения проблемы;

— конструктивная — проектирование поведения в заданных условиях;

— прогностическая — развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);

— оценочная — формирование и развитие навыков оценки;

— аналитическая — анализ верных и ошибочных действий участников;

— репродуктивная — словесная или практическая демонстрация уже имеющегося опыта поведения.

В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам [9].

На наш взгляд наиболее эффективным методом патриотического воспитания на уроках литературного чтения является беседа. Она помогают учащимся разобраться в сложных понятиях, сформировать у них твердую нравственную позицию, осознать свой личный опыт поведения.

В процессе беседы необходимо, чтобы ученики активно участвовали в обсуждении и сами формулировали выводы. Данный метод построен на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы.

Особенность беседы заключается в том, что учащиеся сами вырабатывают правильные оценки и суждения о понятиях и поступках. Также в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений. В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют их лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала.

Роль бесед высоко оценил А.С. Макаренко. «Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед, производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» [10]. Беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к ученикам. В ходе беседы он должен проявлять уважение к внутреннему миру ребенка. Итогом беседы является вывод по обсуждаемому вопросу [2], [12].

Пример подразумевает целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников с помощью организации образцов поведения. Считается одним из наиболее эффективных методов воспитания.

Несомненно, разнообразные методы патриотического воспитания должны использоваться на протяжении всего обучения детей в начальной школе. Их выбор осуществляется в зависимости от особенностей учащихся и изучаемых предметов.

Таким образом, процесс патриотического воспитания имеет свои специфические особенности. Они заключаются не только в подборе наиболее эффективных форм и методов, но и в том, что в начальной школе формируются только основы патриотизма.

«Формы патриотического воспитания младших школьников» Дипломная работа

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: «Формы патриотического воспитания младших школьников»

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших

1.1.Научные основы патриотического воспитания младших

1.2. Основные направления патриотического воспитания

Глава 2. Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

2.1 Система работы в начальных классах по организации

патриотического воспитания школьников

2.2. Формы патриотического воспитания младших школьников

Список использованной литературы

Актуальность исследования заключается в том, что альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Исходя из выше изложенного, тема нашей работы «Формы патриотического воспитания младших школьников».

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Читать еще:  Домик для деда мороза поделка поэтапно. Домик для деда мороза

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, ориентированный на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: формы патриотического воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: можно предположить, что существует проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Цель исследования: выявление направлений и форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

изучение научных основ патриотического воспитания младших школьников;

— определение направлений патриотического воспитания;

— ознакомиться с системой работы патриотического воспитания в начальных классах;

— разработать различные формы патриотического воспитания младших школьников и применять их в педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Обобщение и систематизация теоретического материала

Теоретическая значимость исследования заключается в том , чтов курсовой работе обобщен и систематизирован материал по организации гражданско- патриотического воспитания младших школьников, разработаны формы работы с детским коллективом по данной теме, представлен проект детской среды.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших

1.1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.[5]

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.[2]

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».[10]

1.2. Основные направления патриотического воспитания

В планах воспитательной работы выделяются 4 основных направления гражданско-патриотического воспитания:

1. Направление «Связь поколений »

Цель : осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

Формировать культуру проявления гражданской позиции.

Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Изучать историю родного края.

Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин своей Родины».

Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

Участие в тематических конкурсах, выставках.

Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov.html
http://studbooks.net/2584286/pedagogika/harakteristika_form_metodov_sredstv_patrioticheskogo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov
http://infourok.ru/formi-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-1033262.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector