Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Куликова Лариса Викторовна
МКДОУ №35 детский сад «Непоседы»
Воспитатель

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым.

В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь.

Мы, воспитатели, в детском саду уделяем большое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью занятий по физической культуре, развитию речи, ознакомлением с окружающим и т.д.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный ( «трогательный») опыт взаимосвязаны.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений, психических процессов, можно использовать такие предметы-заместители, как скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время скрепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, творческого воображения, внимания (произвольное и непроизвольное), память, логическое мышление, закрепление цвета, счёта.

Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие (Здоровье)», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель нашей работы познакомить и обучить детей играм. Дети с удовольствием играют со скрепками и прищепками, видят результат своей работы, вечером с удовольствием рассказывают родителям об играх.

Варианты игр:

  1. Воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, скрепки какого цвета он использовал.
  2. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися скрепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
  3. Детям предлагается, взять столько скрепок, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
  4. Воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета скрепки использовали.
  5. Прикрепить прищепку напротив того животного, название которого начинается с этой буквы. Вместо игрушек, можно приклеить картинки. Возьмите старые и не нужные журналы, подберите и вырежьте картинки так, чтобы получился полный комплект букв алфавита.
  6. Определить какой знак = нужно поставить, прикрепить нужную скрепку.
  7. Правильно соединить все скрепки с цифрами с изображениями на картинках.
  8. Задача ребенка прикрепить скрепки правильно по цвету. Задания при этом могут быть разными, в зависимости от возраста ребенка. Если ребенок ещё плохо знаком с названиями каждого цвета, он может просто прикреплять скрепки подбирая при этом правильно цвет. Если ребенок постарше, задание можно усложнить. Например: вы называете цвет, задача ребенка найти нужную скрепку и прикрепит нужному цвету и т.д.

В заключении хочу отметить, что игры со скрепками – одно из интереснейших занятий для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на развитие ребёнка в целом. Играйте с удовольствием, Играйте на здоровье!

Библиография:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. — Ярославль, Академия развития, 1998 г.
  3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М., 2000 г.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Разделы: Логопедия

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных преметов

  • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
  • Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
  • Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Читать еще:  Вышивка елка на новый год

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

— Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

— Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

— Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

— Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

— Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

— Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

— Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

  • Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
  • Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
    Гладила мама – ежиха ежат:
    «Что за пригожие детки лежат!
  • Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
  • Движения соответствуют тексту:
    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
    Им поглажу я ладошку,
    А потом сожму немножко.
    Каждым пальцем мяч прижму
    И другой рукой начну.
    А теперь последний трюк —
    Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).

ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)

Сжимание – на ударные слоги:

— Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

— Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

  • Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
  • Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой —
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Нам пора и отдыхать!

  • Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
  • Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
  • Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
  • Катать бусины между ладоней:
    Покатаю я в руках бусинки – горошки.
    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
  • Нанизывать бусины на леску:
    Я сижу, но не скучаю,
    Бусы маме собираю.
    Нанизала бусы я —
    Рада мамочка моя!

ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
  • Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
  • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

Игры с пальцами с использованием разнообразного материала

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

— Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

— Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».

Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):

«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

Читать еще:  Какой пилинг можно делать летом дома. Можно ли делать пилинг летом

(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).

На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.

Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):

— Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

У меня живет проглот —
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!

Список использованной литературы

  1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
  2. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы [текст]: учеб.- метод, пособие / Под ред. О.А.Степановой. – ООО ТЦ Сфера, 2006.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -32с.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.

Ольга Кудреватова
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения мы дублируем: выполняем и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Помимо традиционных форм развития мелкой моторики мы применяем нетрадиционные формы. Я хочу рассказать о некоторых нетрадиционных формах работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, которые мы используем в работе.

1. Игры с массажными мячами.

Имея мягкие иголочки массажный мяч благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения мячика между ладонями, перекатывание мячика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение мячика кончиками пальцев, сжимание мячика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание мячика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Вначале дети выполняют упражнения молча, затем с проговариванием текста.

Мячик сильно посжимаю (Сжимать мячик правой рукой,

И ладошку поменяю. затем левой)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Ваш малыш уже подрос!

2. Применение Су-Джок массажеров.

Су-джок массажеры — это массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Приемы работы с Су – Джок массажером:

Вначале дети выполняют упражнения молча, затем проговаривают текст.

1. Массаж специальным шариком.

При работе с шариком можно использовать задания, которые использовались при работе с массажным мячиком.

Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до появления ощущения тепла.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он самый высокий,

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Игры с прищепками.

Следует помнить, что прищепки не должны быть слишком тугими.

Варианты использования прищепок:

— Нанизывание прищепок на шнурок и получаем бусы. Можно усложнить задание чередованием определенных цветов.

-Поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.

Исходное положение: согнутая в локте рука на столе, прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Дети ритмично открывают и закрывают прищепку, проговаривая слова, например:

Читать еще:  Конспект оод по рисованию с использованием методики с

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

а зубастый крокодил чуть его не проглотил

(на последней строчке «кусать» за палец левой руки (от большого пальца к мизинцу или наоборот)

Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь. (смена руки)

Но я же играю с тобою, малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

— Детям предлагается построить заборчик определенного цвета или чередуя цвета. Дети прикрепляют прищепки к верхней или нижней полоске картона.

— Прикреплять прищепки по различной тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика, листочки к дереву и т. д.)

4. Рисование манкой на подносе.

Рисование манкой на подносе приносит детям массу положительных эмоций! Для этого высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить!

Помимо обычного хаотичного рисования ребенку можно вместе со взрослым или самостоятельно рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, грибок, домик и заборчик и т. д. На манке можно рисовать буквы, слоги и слова.

5. Игры с грецкими орехами.

Варианты заданий с грецкими орехами:

-Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

-Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

-Удерживать орех между любыми двумя пальцами одной руки, обеих рук.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

— Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

— Научился я орех между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

— Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

6. Массаж ладоней сосновыми и еловыми шишками.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями рук сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Радость и веселье,

Шишку в руки я возьму.

И вот так её потру,

И вот так её помну.

Ручкам радость я дарю!

7. Игра «Открути и закрути»

Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает пробки от пластмассовых бутылок.

Для этого мы обрезали горлышки пластиковых бутылок, опалили срезы (чтобы не травмировать детей, вкрутили горлышки с внутренней стороны коробки, на крышки приклеили круги разных цветов. Можно сделать такую коробку с каким-либо сюжетом.

8. Нанизывание крупных макарон на веревку. Выкладывание букв из макарон.

9. Застегивание и расстегивание молний разных цветов.

10. Игры с решетками для раковин.

-Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждое слово стихотворения, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

«Кто живёт в моей квартире».

Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

-Продевать ленту сквозь отверстия.

11. Массаж зубными щетками подушечек пальцев рук.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой подушечки

Чтоб погладить пальчики, пальцев правой, затем левой руки,

Станьте ловкими скорей, начиная с большого пальца и за-

Пальчики-удальчики! канчивая мизинцем.

12. Игры с шестигранными карандашами.

-Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

-Удерживание карандаша каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

— Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

— Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

В заключении хочется сказать, что если мы будем использовать различные формы работы по развитию мелкой моторики рук не пропадет у детей интерес к занятиям. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Но работая в этом направлении можно добиться неплохих результатов в развитии мелкой моторики рук.

1. О. А. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. — 96 с.

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.

3. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. — Литера, 2008.

6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

7. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

8. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

Организация целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук в технике «пластилинография» с учетом ФГОС до Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают.

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Поэтому развитие творчества — одна из главных задач воспитания.

Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения «Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». К. С. Аксаков. Актуальность. В.

Конспект развлечения с детьми и родителями по развитию мелкой моторики рук в старшей группе Тема: “С пальчиками играем — речь развиваем”. Программное содержание: — Организовать совместную игровую деятельность детей и родителей.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Актуальность. На всех этапах.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи Тема. Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. На развитие мозга особое влияние имеет движение.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики играет.

Систематизация работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста в ДОУ Цель:Совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Задачи: -Способствовать работе речевых и мыслительных центров.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Детство — период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике.

Источники:

http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/sentyabr/no-4319-netradicionnye-formy-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-ruk/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561740/
http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-formy-raboty-po-razvitiyu-melkoi-motoriki-ruk-s-detmi-imeyuschimi-narushenija-rechi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector