Глинка михаил иванович

Биография Михаила Глинки

Содержание

  1. Ранние годы
  2. Расцвет творчества
  3. Смерть и наследие
  • Другие варианты биографии
  • Интересные факты
  • Тест по биографии

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Глинки

Тест по биографии

Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

В доме грозной и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натопленных комнат нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив, и прекрасен был окружавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все зто, если запрещено покидать комнаты, запрещено играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты родителей и неприязненно морщится, когда матушка приходит к нему с его маленькой сестренкой?

Читать еще:  Что было до пасхи на руси. Кулич или Паска. Вытеснение язычества на Руси христианством

Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном, — но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходит к бабушке, мальчик сам научился читать.

Когда ему минуло десять лет и бабушки уже не было, родители стали учить его разным наукам, музыке и языкам.

Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля.

В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал и о гостях и о танцах. Музыканты, кроме танцев, играли инструментальные пьесы и русские песни, переложенные для оркестра.

Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали юного Глинку.

В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы гувернером его был друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.

Все больше и больше увлекаясь музыкой, Глинка начал брать уроки у известных исполнителей.

Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали слезы.

Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того времени, думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума декабриста Рылеева о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина привлекла Глинку своей героической темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для оркестра. Он умел петь и работать с певцами — и мечтал писать для певцов не только романсы и песни. Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не сочинять, но чувствовал, что недостаточно хорошо знаком с правилами композиции, что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не было в то время консерватории, туда редко приезжали с концертами известные музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов попадали в Россию случайно.

В 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки, Глинка скоро прославился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опере и, главное, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недостатка. Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии, тем сильней тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине, все стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний, русских опер, русских романсов.

И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную и задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки. » На сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в пышных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мундирах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно переглядывались, брезгливо морщились. Но никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название «Жизнь за царя».

Читать еще:  Кварц - описание минерала. Кварц - Мир минералов. Коллекционирование минералов и самоцветов. Изделия из самоцветов. Ювелирные камни, огранка

Хор «Славься!» из оперы М, Глинки «Иван Сусанин»

У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.

Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии композитора явно были на стороне народа.

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина.
Исполняет Максим Михайлов

Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу русской музыке.

Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. В это же время Глинка написал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Драма не выдержала испытания временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что написал Глинка.

В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня».

М. И. Глинка. «Жаворонок»

М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье». Поет Олег Погудин.

Сразу после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое-что переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка «Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев — мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и коварный Черномор.

И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам «Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и зарубежных оперных театров.

Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И несмотря на то, что «простые» слушатели приняли оперу восторженно (она выдержала тридцать два представления за три месяца — для тех времен это был редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.

Фрагмент из фильма «Композитор Глинка» (реж. Г. Александров, 1952 г.)

Здесь рассказывается об истории написании оперы «Руслан и Людмила» и о том, как прошла её премьера.

Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко переживал равнодушие к ней. Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Ивана Сусанина», расстроила его здоровье. Он не мог оставаться в Петербурге, тем более что и семейная жизнь его сложилась неудачно.

В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Пробыв год в Париже, он отправился в Испанию. Путешествуя по городам Испании, Глинка был пленен необычной прелестью ее природы, радовался общению с простыми людьми, восхищался их песнями и танцами. Пел ли погонщик мулов, плясала ли крестьянская девушка, Глинка, зачарованный, слушал, записывал мелодии, наслаждался ими. Потом эти впечатления композитора сложились в прекрасные образы симфонических увертюр «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».

Читать еще:  Чистка пальто в домашних условиях: способы для разных видов тканей. Как почистить пальто от загрязнений и пыли без стирки

В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор тосковал по родине. Возвратившись домой, он встретился с недоброжелательством вельможной публики, снова терпел нападки врагов. Не находя себе места, уезжал, снова возвращался, опять уезжал. Все это пагубно отражалось на его здоровье, мешало осуществлять планы, а планов было много. Глинка мечтал о новых симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.

Его «Камаринской» — знаменитая фантазия на темы двух русских песен — первая симфония, родившаяся в России. Недаром великий мастер симфонии П. И. Чайковский сказал, что в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа».

Глинке необходимы были поддержка, одобрение. К сожалению, людей, действительно понимавших значительность его творений, было мало. «Ценители», жившие рядом с ним, не увидели в композиторе будущей славы России. Потомки нашли в нем начало начал русской классической музыки, которая после Глинки завоевала весь мир.

Печатается по материалам книги Н. Колосовой «Здравствуй, музыка!» (Москва, «Молодая гвардия», 1964)

  • В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 233-235

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ГЛИ́НКА Ми­ха­ил Ива­но­вич [20.5(1.6). 1804, с. Но­во­спас­ское Смо­лен­ской губ. – 3.2.1857, Бер­лин; пе­ре­за­хо­ро­нен в нек­ро­по­ле Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор. Из ро­да Гли­нок . Сын со­стоя­тель­но­го дво­ря­ни­на, дет­ские го­ды про­вёл в усадь­бе на бе­ре­гу р. Дес­на, учил­ся иг­рать на скрип­ке и флей­те, с 1815 – на фп. Муз. впе­чат­ле­ния дет­ст­ва свя­за­ны с кон­цер­та­ми кре­по­ст­но­го ор­ке­ст­ра, ко­то­рым вла­дел его дя­дя. Юные го­ды Г. про­шли в С.-Пе­тер­бур­ге. Учил­ся в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Гл. пе­да­го­гич. ин-те (1818–22), где его учи­те­ля­ми бы­ли К. И. Ар­сень­ев , А. И. Га­лич, А. П. Ку­ни­цын , а вос­пи­та­те­лем – В. К. Кю­хель­бе­кер . Г. брал уро­ки иг­ры на фп. у Дж. Фил­да и Ш. Май­е­ра, учил­ся пе­нию у итал. пев­ца Бел­ло­ли; час­то бы­вал в те­ат­ре, по­зна­ко­мил­ся с опе­ра­ми Л. Ке­ру­би­ни, Э. Ме­гю­ля, А. Бу­аль­дьё, ба­лет­ны­ми по­ста­нов­ка­ми Ш. Л. Дид­ло, слы­шал вы­сту­п­ле­ния Е. С. Сан­ду­но­вой , по­се­тил жив­ше­го в С.-Пе­тер­бур­ге И. Н. Гум­ме­ля . По окон­ча­нии пан­сио­на со­вер­шил по­езд­ку на Кав­каз. В 1824–28 по­мощ­ник сек­ре­та­ря в кан­це­ля­рии Со­ве­та пу­тей со­об­ще­ния. В 1820-х гг. был из­вес­тен в муз. кру­гах как пиа­нист, пе­вец (те­нор), об­щал­ся с А. С. Пуш­ки­ным, В. А. Жу­ков­ским, А. С. Гри­бое­до­вым, А. А. Дель­ви­гом, В. Ф. Одо­ев­ским. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся пер­вые со­чи­не­ния Г. – ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные, ор­ке­ст­ро­вые, фортепианные, во­каль­ные; в их чис­ле – со­на­та для фортепиано и аль­та или скрип­ки (1828, не окон­че­на, за­вер­ше­на В. В. Бо­ри­сов­ским в 1931). Осо­бен­но яр­ко да­ро­ва­ние Г. про­яви­лось в жан­ре ро­ман­са («Не ис­ку­шай» на стих. Е. А. Бо­ра­тын­ско­го; «Бед­ный пе­вец» на стих. В. А. Жу­ков­ско­го и др.). В 1830–1834 Г. пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, по­зна­ко­мил­ся с муз. жиз­нью круп­ней­ших ев­роп. цен­тров. В Гер­ма­нии изу­чал опе­ры К. М. фон Ве­бе­ра, Л. Шпо­ра, Л. ван Бет­хо­ве­на. В Ита­лии со­стоя­лось его зна­ком­ст­во с В. Бел­ли­ни, Г. До­ни­цет­ти, Ф. Мен­дель­со­ном, Г. Бер­лио­зом (впо­след­ст­вии – по­чи­та­те­лем та­лан­та Г.), встре­чал­ся с со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми – ху­дож­ни­ка­ми К. П. Брюл­ло­вым , Ф. А. Бру­ни , ис­то­ри­ком С. П. Ше­вы­рё­вым (в са­ло­не кн. З. А. Вол­кон­ской в Ри­ме); вме­сте с пев­цом Н. К. Ива­но­вым, со­про­во­ж­дав­шим его в по­езд­ке, при­ни­мал уча­стие в до­маш­них кон­цер­тах. Под воз­дей­ст­ви­ем итал. опе­ры и сти­ля пе­ния бель­кан­то в му­зы­ке Г. по­яви­лись эмо­цио­наль­ная от­кры­тость, ро­ман­тич. па­фос (фп. ва­риа­ции на те­мы итал. опер, ро­манс «Ве­не­ци­ан­ская ночь» на стих. И. И. Коз­ло­ва; Боль­шой сек­стет для фп. и струн­ных, Па­те­ти­че­ское трио для фп., клар­не­та и фа­го­та – оба 1832). В 1833–34 в Бер­ли­не за­ни­мал­ся гар­мо­ни­ей и кон­тра­пунк­том у из­вест­но­го пе­да­го­га З. Де­на . Соз­да­ние в 1834 Сим­фо­нии-увер­тю­ры на рус. те­му, Сим­фо­нии на 2 рус. те­мы (за­кон­че­на и ин­ст­ру­мен­то­ва­на по на­бро­скам ав­то­ра В. Я. Ше­ба­ли­ным), Ка­прич­чио на рус. те­мы, ро­ман­сов на стих. А. А. Дель­ви­га и В. А. Жу­ков­ско­го оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло но­во­го творч. эта­па, ко­гда Г. осоз­нал своё пред­на­зна­че­ние «пи­сать по-рус­ски».

    Источники:

    http://obrazovaka.ru/alpha/g/glinka-mixail-ivanovich-glinka-mikhail-ivanovich
    http://allforchildren.ru/music/composer11.php
    http://bigenc.ru/music/text/2364181

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector