Город в море азербайджан. Нефтяные Камни — чудо технической мысли

Город в море азербайджан. Нефтяные Камни — чудо технической мысли

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории Нефтяных камней была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно «Победа», на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» С.Оруджев, осторожно приблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Подготовите льные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более 391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Нефтяные Камни — уникальный посёлок на сваях (50 фото)

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже — настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

Читать еще:  Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты. Причины, по которым могут отказать в получении загранпаспорта

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины — всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение — идти за нефтью в море.
На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным — нефть на Черных камнях есть, и ее много.
Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5—20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье — для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека — неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище — десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре — «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Читать еще:  Дыхание в родах: почему при схватках надо дышать «собачкой», а при сильной боли «паровозиком»? Можно ли при правильном дыхании избежать разрывов? Тип дыхание в родах собачка"

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.
«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма — гибель 22 нефтяников», — писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Читать еще:  Чем отличается коляска детская 3 в 1

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Город в море азербайджан. Нефтяные Камни — чудо технической мысли

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории Нефтяных камней была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно «Победа», на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» С.Оруджев, осторожно приблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Подготовите льные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более 391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Источники:

http://www.sites.google.com/site/dataraufcom/home/cudesa-i-tajny-azerbajdzana-neftanye-kamni-gorod-na-svaah
http://fishki.net/1232725-neftjanye-kamni—-unikalnyj-posyolok-na-svajah.html
http://www.sites.google.com/site/dataraufcom/home/cudesa-i-tajny-azerbajdzana-neftanye-kamni-gorod-na-svaah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector