Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Николая Чудотворца. Город Владимир, мкр. Спасское

Владимир: с XIX в. до наших дней

Спасская и Никольская церкви во Владимире

Спасо-Преображенский храм. Николай Тараканов

Комплекс Спасской и Никольской церквей (ул. Спасская, д. 8). Расположен на месте, где в 1164 году Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года.

Существующая Спасская церковь выстроена в конце XVIII века из кирпича взамен древней, сгоревшей в 1778 году. Как показали археологические раскопки, проводившиеся здесь под руководством профессора Н. Воронина, новый храм был поставлен на фундаментах старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня.

По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестовокупольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками, наподобие тех, которые употреблялись в большинстве владимиро-суздальских построек XII века.

Возводя новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использована аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные, степы имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако в еще большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствует и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.

Своеобразно решен интерьер. Высокий двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.

Рядом, к югу от Спасской церкви, стоит маленькая теплая церковь Николы. Она очень нарядна. Хотя точной даты ее постройки нет, создана она, несомненно, в традициях архитектурного узорочья второй половины XVII века. Верх четверика венчает широкий пояс из кокошников, ниже проходит фриз из горизонтальных тяг и поребрика. На северном фасаде сохранился прекрасный резной наличник окна с необычным килевидным завершением и обрамлением в виде изысканного ожерелья из бусин. Создается впечатление, что над храмом работал зодчий с очень развитым чувством пластики.

Привлекательна и невысокая башнеобразная колокольня, завершавшаяся некогда четырехгранным шатром. В’убранстве ее верхнего яруса использованы муравленые изразцы. Утопленные в ниши-ширинки, они создают богатую игру света и цвета.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

1-е Боровское Благочиние

Официальный сайт. Калужская Епархия. Русская Православная Церковь.

Приходы благочиния

Храм в честь Архангела Михаила в с. Красное

Старый деревянный храм был построен в 1774 г. Храм каменный с приделом в честь Николая Чудотворца была заново построена в 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем Челищевыми. При храме имелась земская школа.

Храм был закрыт 1959 г. Храм передан Епархии 24 ноября 1994 г. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему.

Читать еще:  Как определить что рожаешь. Как узнать о приближающихся родах: основные признаки

Настоятель протоиерей Игорь Павлов, т: 8-905-640-13-77

Реквизиты храма Архангела Михаила:
ИНН 4003029132 КПП 402501001
Р/с 40703810222230150085 в ОСБ 7786 г. Обнинск
К/с 30101810100000000612 Калужское ОСБ 8608
г. Калуга – БИК 042908612. «Архиерейское Подворье – храм в честь Архангела Михаила в д. Красное Боровского района.»


Расписание богослужений в храме в честь Арх. Михаила в д. Красное

Димитриевская заупокойная суббота.

08:30 – Часы. Божественная Литургия. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

03.11.

воскресенье

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

04.11.

понедельник

Казанской иконы Божией Матери.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

10.11.

воскресенье

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

17.11.

воскресенье

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

«Село Красное – красивое»
(Статья опубликована 30 сентября 2011 в газете «Балабаново»)

Здание храма возвели по традиционной для приходских церквей планировочной схеме, но со свойственной для строительной моды того времени многочастностью объёмов и дробностью деталей. Декоративное убранство фасадов церкви выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества: кокошники, аркатурные пояса, навесные гирьки, ширинки, шатровое завершение колокольни… Страховая оценка построенного храма с дубовым иконостасом составила 28000 рублей.

Таким образом, благодаря капиталу И.В.Зембулатова, желанию церковного старосты П.Д.Челищева и его последователей построить достойный храм, а также таланту гражданских инженеров А.А.Меньшова и Б.А.Савицкого, над селом Красным и его живописными окрестностями вознёсся необыкновенно стройный и красивый каменный храм во имя архангела Михаила.
Недалеко от него продолжал стоять и деревянный храм постройки 1774 года. На 3 августа 1910 г. его страховая оценка составляла 4100 рублей. По заявлению от 31 декабря 1910 г. данный страховой договор был расторгнут, а старый храм предложили разобрать. (Правда, по свидетельству местных жителей он стоял и в 20-х гг. ХХ в. Видимо, сказывалось ещё сохранявшееся в местных жителях высокое духовное состояние и чувство уважение к древней святыне).

Революционные события 1917 г. и бурное социалистическое строительство оказали значительное воздействие на дальнейшую судьбу нового храма и обитателей села Красного.
Жизнь и бытовой уклад красносельчан менялись: постепенно они перебирались в города, о помещиках и фабрикантах стали забывать. Тяжёлым потрясением и испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. Женщины, старики и дети приняли участие в укреплении оборонительных рубежей: рыли окопы, устанавливали и маскировали огневые точки, оборудовали ложный аэродром в районе д. Митяево. С октября 1941 г. по январь 1942 г. село оккупировали немецко-фашистские войска. По воспоминаниям свидетелей этих событий, селу не было нанесено большого материального ущерба. В ходе боевых действий снаряды пролетали в основном мимо. Новоявленные же постояльцы — вражеские солдаты и офицеры — старались вести себя культурно: уважительно относились к старикам и женщинам с детьми, любили показывать фотографии своих жён и детей, вести рассказы о них.
После освобождения Боровского района для жителей села начались трудные годы восстановления хозяйства и оказания помощи фронту. Вручную перекапывали поля и сеяли хлеб. За зерном приходилось ходить пешком на станцию Балабаново, обратно возвращались, неся на своих плечах полные мешки зерна. Все работы в основном выполняли женщины, старики и дети. Из ушедших на фронт 19 мужчин так и не вернулись в село, погибли или пропали без вести. К тому же значительная часть красносельчан вынуждена была уйти в город – на ткацкую фабрику «Красный Октябрь», бывшую Полежаевскую. В сельском хозяйстве оставались работать немногие.
Отток населения из села по разным причинам продолжался и в последующие десятилетия.
В 1991 г. в селе насчитывалось 39 постоянных хозяйственных дворов, в которых проживали 56 человек (28 мужчин и 28 женщин). Из них: 7 человек были в возрасте до 18 лет, 17 человек — с 18 лет и до пенсии, 32 человека — пенсионеры, в области сельского хозяйства работали только 6 человек, в других отраслях — 16. По данным на 1 января 1999 г., в селе было 25 постоянных хозяйственных дворов, проживали в них 42 человека: из них двое работали в области сельского хозяйства, остальное население составляли пенсионеры и один учащийся. В настоящее время в селе почти не осталось местных жителей. Правда, в летнее время число проживающих в селе увеличивается, в среднем, на 55 человек за счёт приезжающих родственников и дачников.
Храм, неразрывно связанный с селом, за ХХ столетие успел претерпеть совершенное опустошение. Известно, что уже в первые годы советской власти в храме были изъяты иконы и предметы церковной утвари, но капитал храма не тронули. Происходило всё это, якобы, без столкновений представителей власти с местным населением. Изъятие ценностей продолжилось в марте 1922 года. Тогда Боровская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в Фонд помощи голодающим из храма архангела Михаила забрала пять серебряных церковных предметов: потир, звездицу, ковш, тарелочку, кадило и восемь риз.
Существенный ущерб был нанесён храму во время Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 — января 1942 гг. храм обстреливался. Ущерб оценили в 118000 рублей. (Свидетельства местных жителей по данному вопросу противоречивы: одни говорят, что серьёзно при перестрелке храм не пострадал, а найденные стреляные гильзы принадлежали нашим орудиям, другие, в том числе протоиерей И.И.Покровский говорили, что немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили).
Вынужденный закрыться в военное время, храм в 1944 г. был открыт вновь. Священником в нём продолжал служить Иоанн Иоаннович Покровский, назначенный сюда ещё в 1922 г. В 1948 г. 16 апреля он скончался и был похоронен рядом с храмом.
Новым священником храма, по сведениям на 23 июля 1948 г., значился Александр Николаевич Борисов. Продолжая служить в нём и в 50-е гг. ХХ века, он сообщал, что число прихожан храма постоянно уменьшается, а молодые вообще не хотят ходить в него. В 1957 г. 4 сентября его сменил священник Михаил Михайлович Ежов, радевший всей душой о храме и о приходе. Но его место быстро занял другой — о.Борис Голуб. В целях личной наживы он продал из храма великолепный дубовый иконостас (после 1959 г.), за что, правда, был судим. Иконостас вывезли ночью в г.Кромы Орловской области, отдельные детали его в спешке бросили — они потом оказались в Калужском областном художественном музее.
После этого происшествия храм долгое время оставался без священника. Данное обстоятельство, а также небольшое количество прихожан и, как следствие, малодоходность прихода привели к закрытию храма архангела Михаила и снятию его с учёта действующих. Произошло это в 1960 г. после того, как 16 мая вышло постановление Совета по делам РПЦ при Совмине СССР.
Опустевшему зданию храма сразу нашли применение: в 1961 г. оно использовалось под склад колхозом им.М.И.Кутузова Сатинского сельсовета, в 1970 г. — колхозом «Восход» под промышленный цех подсобного хозяйства.
В 60-90-х гг. ХХ в. храму был нанесён дотоле небывалый ущерб: духовно опустошённое местное население и появившиеся в округе в большом количестве дачники, явно безразличные к истории этих мест и к их святыням, пытались отбить в храме и унести всё, что можно, вплоть до метлахской половой плитки, кирпичей и надгробных памятников XVII—нач. ХХ вв. Ими была нарушена и охранная зона храма (12 октября 1987 г. его зарегистрировали в качестве регионального памятника): её застроили дачами и гаражами. Грустно, что это святотатство совершили не во время военных действий, и даже не в ходе антирелигиозных кампаний, а в спокойное мирное время, когда этого явно можно было избежать. (К слову, в Армении до сих пор считается святым каждый даже заброшенный храм или его развалины, и ни у кого не поднимается рука взять оттуда хотя бы один камень!)
Слава Богу, для храма архангела Михаила всё это осталось в прошлом: 6 мая 1994 г. он был возвращён Русской Православной Церкви. Началось восстановление здания и обустройство его интерьера. Сначала всеми работами руководил настоятель боровского Благовещенского собора о.Димитрий Орлов. В настоящее время эта забота лежит на настоятеле Архангельского храма о.Игоре Павлове, поставленном сюда в августе 2008 г.

Читать еще:  Причины, признаки и симптомы шизофрении. Симптомы шизофрении

***
Храм накануне столетия своего существования, за которое он многое успел увидеть и пережить, стоя на виду у древнего Боровска. Хочется пожелать этому красивому храму и его скромному приходу более счастливой судьбы. Да сохранит его Господь Бог предстательством архистратига Михаила и святителя Николая, которым посвящены алтари этого святилища!

Н.П. Лошкарёва,
В.Г. Пуцко.
(Даты до 1918 г. даны по старому стилю).

Николо-Кремлёвская церковь (церковь Николая Чудотворца) во Владимире

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 66А
Начало строительства: 1761 год
Окончание строительства: 1769 год
Координаты: 56°07’50.7″N 40°24’42.3″E

Краткое описание

Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых христианских святых. На карте мира трудно найти христианский город, где бы Николай Угодник не проявил свою чудотворную любовь, защищая находящихся в бедах людей.

В России возведено множество церквей, названных в честь Николая. О всенародной любви к святителю свидетельствует и тот факт, что верующие 2 раза в год отмечают праздник Николая — 19 декабря и 22 мая. Старинная легенда гласит, что однажды сошли с небес святые Николай и Касьян по земле походить и людям помочь.

Вид на церковную колокольню

И увидели святые мужчину, пытающегося вытащить телегу из грязи. Мужчина обратился за помощью, но Касьян ответил отказом: «Неохота мне рясы райские пачкать, как я в таком виде в рай приду и на глаза Господу покажусь?». Николай же Чудотворец молча полез в грязь и вытолкал телегу на сухое место. Подивился Бог такому человеколюбию и разрешил Николаю праздновать именины 2 раза в год, а день святого Касьяна повелел отмечать всего 1 раз в 4 года, то есть 29 февраля.

Краткая история Николо-Кремлёвской церкви

Одна из церквей в честь Николая Чудотворца расположена в центре города Владимира, на улице Большая Московская. С юга храм окружают сквер и площадь, где установлен памятник Александру Невскому, а с восточной стороны к церкви подступает стена Рождественского монастыря. Церковь стоит на том месте, где в древности располагался городской кремль, отсюда и возникло название — Николо-Крёмлёвская. Согласно описной книге Владимирского Кремля-города, деревянный Никольский храм находился здесь с 1626 года, но в 1719 году его уничтожил пожар. В 1761 — 1769 годах была построена новая каменная церковь с приделом и четырёхъярусной колокольней. В 1850 году с южной стороны храма воздвигли новый придел в честь святого Симеона Столпника, прославившегося беспримерными аскетическими подвигами. Прежде всего, этот святой известен тем, что 37 лет провёл в посте и молитве, уединившись на небольшой каменной площадке, на вершине столба (башни).

Читать еще:  Хронология лунных дней. Убывающая Луна — фаза луны в этот день

Архитектура и реликвии Никольской церкви

Николо-Кремлёвская церковь представляет собой яркий пример посадских бесстолпных храмов эпохи барокко.

Вид на северо-западную сторону церкви

Основной объём здания выстроен в виде высокого четверика, перекрытого четырёхскатной кровлей, на которую опирается восьмигранный барабан, увенчанный луковичной главкой изысканной барочной формы. Высокая гранёная колокольня, примыкающая к трапезной, выполнена по традиционному типу «восьмерик на четверике» и завершена стройным шпилем. С восточной стороны к основному объёму церкви примыкает просторное помещение алтарной апсиды, перекрытое конхой (полукуполом). Декору Никольского храма присуща выразительная пластика, в которой прослеживаются отголоски русского узорочья XVII столетия. В списке реликвий Николо-Кремлёвской церкви значатся старинные иконы, такие как икона Спасителя, Казанская икона Богородицы, чудотворный образ Святителя Николая, написанный на доске из чинарового дерева. В настоящее время Никольская церковь во Владимире не действует. В её стенах разместились государственная библиотека и планетарий, открытый в 1962 году.

Источники:

http://vladimir1896.ru/vladimir-gorod/spasskaya-i-nikolskaya-cerkvi-vo-vladimire.html
http://borovsk.blagochin.ru/xram-arxangela-mixaila-v-sele-krasnoe/
http://putidorogi-nn.ru/evropa/298-nikolo-kremlevskaia-tcerkov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector