Христовы братья. Вопрос: Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Сергей. Отвечает священник Афанасий Гумеров

Христовы братья. Вопрос: Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Сергей. Отвечает священник Афанасий Гумеров

Были ли у Иисуса братья и сестеры?

Братья Иисуса упоминаются в нескольких стихах Библии. Матфея 12:46, Луки 8:19, 3:31 говорят, что мать и братья Иисуса пришли к нему. Библия рассказывает нам о том, что у Иисуса было четыре брата: Иаков, Иосиф, Симон, и Иуда (Матфея 13:55). Кроме того, Библия говорит нам, что у Иисуса были сестры, но мы не знаем их имен (Матфея 13:56). В Иоанне 7:1-10, его братья пошли на праздник, в то время как Иисус остался позади. В Деяниях 1:14, говориться что Его братья и мать молились с учениками. Позже Галатам 1:19, упоминает о том, что Иаков был брат Иисуса. Самым естественным заключением из этих отрывков является, что у Иисуса были кровные братья и сестры.

Некоторые католики утверждают, что эти «братья» были двоюродными братьями Иисуса. Однако в каждом случае употребляется конкретное греческое слово «брат». Хотя слово может относиться к другим родственникам, его нормальным и буквальный смыслом является “родной брат”. В Греческом есть слово для двоюродного брата, но оно не используется. Кроме того, если бы они были двоюродными братьями Иисуса, почему так часто о них пишется что они были вместе с Марией, матерью Иисуса? В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства.

Другой римско-католический аргумент заключается в том, что братья и сестры Иисуса были дети Иосифа от предыдущего брака, прежде чем он был женат на Марии. Существует целая теория о том что Иоси был значительно старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Проблема с этим состоит в том, что Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он был женат на Марии. Если у Иосифа было по крайней мере, шесть детей, прежде чем он женится на Марии, почему же они не упомянуты в путешествие Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)?

Не существует библейского основания полагать, что эти братья и сестры были кем то, кроме фактических детей Иосифа и Марии. Те, которые выступают против идеи о том, что у Иисуса были братья и сестры, делают так не от чтения Писания, но от предвзятых концепций о постоянной девственности Марии, которая сама по себе явно не Библейская: «и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.» (Матфея 1:25). У Иисуса были братья и сестры, которые были детьми Иосифа и Марии. Это четкое и недвусмысленное преподавание Божьего Слова.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Письмо 38. Были ли братья у Иисуса Христа?

30 ноября 2009 года

Здравствуйте, Николай Павлович!

Спасибо Вам за ответы!

Я тоже так подумал, насчет Серафима и Мотовилова.

Интернет это вообще штука неоднозначная. С одной стороны — очень удобно. Все книги под рукой, можно общаться свободно. А с другой стороны — столько неконтролируемого шлака, что просто жуть берет.

Начал читать Евангелие от Марка. И понял, что не знаю, кто такой Марк. Среди апостолов его имени не увидел. Я так понял, что было не только 12 апостолов — были еще апостолы «второй волны»? А на скольких человек снизошёл «Огнь Небесный» в день Пятидесятницы? И правда ли, что был ещё один Иуда — в моей Библии он, по-моему называется Фаддей. Вчера в храме на катехизисе мне сказали, что Иуде Фаддею молятся в безвыходных ситуациях — он как-то по особому исповедует нас перед Господом.

Возникли ещё такие вопросы:

1. В Евангелии от Марка нашел абзац, когда Спаситель приходит к себе на родину и Его там не признают: «вот Матерь Его и братья его». У Иисуса были братья? Или тут имеются в виду не родные братья, а двоюродные? Там даже перечисляется: Иуда, Иосий, Симон. Не Апостолы ли это?

Среди Апостолов были родственники Христа?

2. А почему Иаков и Иоанн были названы «Воанергес», то есть «сынами грома»? Что это означает?

3. Встречал такое толкование: мол, Матерь Божья тоже грешила иногда — пришла с братьями Иисуса (не родными?), когда тот учил народ. И, мол, Она хотела показать так своё влияние на Сына. То же пишут некоторые толкователи по поводу брака в Кане — мол, Мария хотела показать, что Она влияет на Сына, продемонстрировав своё непослушание, заставив Сына превратить воду в вино, хотя тот всячески намекал Ей, что не надо этого делать: «Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой». Понимаю, что такое толкование неверно. Да простит меня Божья Матерь и Иисус Христос, что я повторяю слова нечестивых.

4. А где можно почитать про жизнь Приснодевы Марии? Какой труд наиболее адекватен, на Ваш взгляд? Тот же вопрос об Иосифе. Кстати, о нём вообще мало слышно. Почитается ли он за святого? Думаю, что как земному отцу Иисуса и мужу Матери Божьей, ему пришлось нелегко. Взять хотя бы тот момент, что он не имел с женой супружеских отношений. Да и вообще — быть возле Спасителя и Его Матери — громадная ответственность.

Читать еще:  Почему мурлыкают кошки когда их гладишь: как это происходит и откуда издаётся звук. Почему кошки мурлыкают? Что это значит

5. Ирод, избивший 40 тысяч младенцев и Ирод, отсекший голову Иоанну — это разные люди? И вообще — какое было политическое устройство Иудеи? Я так понял, что Понтий Пилат был римским наместником, то есть иудейские цари, тот же Ирод, были второстепенны в своих решениях, а главным был прокуратор? И было ли так на момент рождения Иисуса?

6. В какой книге можно наиболее адекватно почитать о житиях Апостолов? И есть ли вообще такая книга? Или сведения разрозненны? Если да, то можете перечислить известные Вам источники?

С любовью во Христе,

30 ноября 2009 года

Здравствуйте дорогие Юля и Саша с Ксюшей и Олей!

Саша, отвечаю по-порядку на вопросы твоего письма.

Евангелист Марк, был апостолом из семидесяти (вторая группа апостолов), также как и евангелист Лука. Марк был последние годы с ап.Петром. Евангелие от Марка, это то, что благовествовал ап.Петр, его учитель.

В Деяниях апостолов указано о сошествии Святого Духа на группу учеников около 120 человек.

Ап.Иуда-Фаддей, брат Иакова — «братья Господни», апостолы из 12.

Среди 12 апостолов были Иаков (Алфееф), Иуда-Фаддей-Левий (брат его) и Симон Кананиит. Такие же имена носили трое из «братьев Господних» ( Иаков, Иосий, Симон , Иуда). Нетрудно видеть по четырем Евангелиям, что матерью их была Мария Клеопова, двоюродная сестра Божьей Матери, т.е. были они троюродными братьями Господа Иисуса Христа, как и Иоанн Креститель, сын Елизаветы, другой двоюродной сестры Божьей Матери. До сих пор нет единого мнения о том, кто был Симон Кананиит. Прозвище Кананиит указывает на то, что он из Каны, куда на брак приглашен был Иисус с учениками, а Матерь Его была там, как хозяйка (видно из того, как Она говорит прислуживающим на свадьбе: «сделайте так, как Он вам скажет»), т.е. Она была родственно близка жениху. Жених же был из учеников Иисуса, иначе трудно объяснить приглашение Иисуса со всеми Его учениками (тогда их было еще очень много). Поэтому ежели бы это был ап.Симон, то все стало бы понятно. Совпадение того, что он, родственник Марии, и носит имя одного из братьев Господних, дает возможность предполагать, что он и есть один из них. Единственное, чего не достает, это свидетельства кого-либо из евангелистов о его родстве. Однако, если бы не было у нас письма ап.Луки о Деяниях апостолов и письма ап.Павла Галатам, то из Евангелий мы бы не узнали и о том, что Иаков и Иуда братья Господни. Из смирения они себя так не называли. Более того, и ап.Иаков и ап.Иуда, в отличие от ап.Петра и ап.Павла, в своих посланиях не называют себя апостолами, но лишь «рабами Господа Иисуса Христа». Однако, и не вызывающий сомнения об апостольстве, ап.Иоанн также не называет себя апостолом, но «старцем» и «соучастником в скорби и царствии и в терпении Иисуса Христа». Православные богословы вывели из этого, что ап.Иаков и ап.Иуда, чьи послания у нас имеются, были апостолами из 70. Однако достаточных оснований для этого нет. Более того есть веские аргументы для первого мнения. А именно, Господь Иисус ясно выразил Свое мнение в отношении того, как Он видит Свое кровное родство: 1) всегда подчеркивал, что «Он есть Сын человеческий», относя Себя т.о. ко всем расам и народам, а не к евреям только; 2) публично исповедовал, что не кровь и плоть для Него являются причиной родства, а «исполняющий волю Божью, тот Ему и мать и брат и сестра»; 3) однако даже тот, кто «и исполнит все, повеленное ему, должен о себе говорить, что он есть раб недостойный, ибо сделал лишь то, что должен был сделать».
Почему ап.Петр и ап. Павел тогда себя так называют?
Ап.Петр — потому, что его выделил среди всех Сам Господь, на нем основав Церковь Свою и приказав ему «поддерживать братьев своих»; ап.Павел — потому, что его особым образом отдельно от всех избрал Господь, а кроме того, Павел вынужден был подчеркивать это тем, кто знал только о двенадцати апостолах .

Согласно преданий, Божья Матерь была единственным долгожданным (50 лет ожиданий!) ребенком в бездетной семье Иоакима и Анны. По обету, данному ими Богу, они посвятили свою дочь, Марию, Богу, отдав Ее в 3 года на воспитание в храм, где Она пребывала до 14-летнего возрас та. В 14 лет, по еврейскому закону, девушка считалась совершеннолетней и в храме содержаться уже не могла. Мария же, возлюбив Бога паче жизни, посвятила Ему свое девство (впервые у евреев), т.е. принесла Ему обет целомудрия, и Бог принял этот дар. В связи с этим у священников храма возникла трудноразрешимая дилемма: Марию, по закону, нельзя было содержать в храме и в то же время нельзя было отдавать замуж, в виду данного Ею обета. К тому времени родители Ее умерли и Она была круглой сиротой, в виду чего Ей следовало выйти замуж. Дух Святой надоумил священников и они решили отдать Деву Марию под опеку достойному старцу, который будет мужем Ей по закону, но по плоти будет Ей лишь опекуном. Призвали они нескольких старцев, чудесным образом жребий пал на 82-летнего старца Иосифа. Существуют поздние идеологические натяжки на то, что Иосиф был молодым мужчиной. Этому можно противопоставить следующие аргументы: 1) священники прекрасно понимали, что такового молодого мужчину, согласившегося быть только опекуном, в их менталитете найти невозможно; 2) еврейский закон не позволял такого брака, ибо молодой мужчина, с которым жена не будет находиться в телесной связи, имел полное право для развода; 3) со стороны жены подвергать своего мужа такому испытанию было бы по меньшей мере бесчеловечно, а на таковое Пресвятая Дева бы не пошла, ибо «Она есть Самое Доброта».

Бог часто избранников Своих называл вторым именем, которое отражало основное свойство данной ему благодати и их характер: Аврама — Авраамом, Сару — Саррой, Иакова — Израелем, Иоанна Крестителя — Илией, Симона — Петром.
О характере этих двух братьев, Иакове и Иоанне, можно судить по тому, например, что увидев непринятие Господа одним самарянским селением, они предложили Иисусу позволить им «вызвать огонь с неба, чтобы попалить их, как и Илия сделал». Т.е. они имели характер, подобный пороху или молнии.

Читать еще:  Мишка из гречки и риса как делать. Как раскрашивать аппликации из гречки. Аксессуары из макарон

Никто так не возлюбил Бога, как Мария Дева Пресвятая Богородица, поэтому Она Матерь Иисуса Христа не только по плоти, но, как сказал то Он Сам («кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и мать и брат и сестра»), и по духу, ибо никто с таким совершенством не исполнил воли Божьей, как Она. Божья Матерь есть единственный человек, подобный нам, но зачатый и родившийся без первородного греха, и не совершивший за Свою жизнь ни одного греха. Мария Дева вместе с Сыном Своим добровольно соделалась Соискупительницей мира: никто, кроме Сына Ее, не понес таких тяжких страданий, как Она. За кого Она терпела, ни одного греха не совершившая? — за нас, за каждого человека, ибо за каждого человека Сын Ее и Бог пролил Свою святую Кровь. Потому Она и превознесена Богом выше всего творения, Она — Царица Небесная, только Ее молитвами и Ее святым предстательством спасается всякая тварь, и каждый дар, который кто-либо из людей на земле приемлет, невидимо подается из Ее святых и пречистых рук.

Эпизод на свадьбе в Кане галилейской показывает нам то необычайное доверие, какое имеет Божья Матерь к Своему Сыну. Показано это для того, чтобы и мы учились у Нее этому необходимому для нас качеству в контакте с Иисусом Христом, Всемогущим Богом. Показано также и для того, чтобы убедить нас в том, что доверие Богу понуждает сотворить Им и то, что в настоящий момент Им не планировалось, т.е. «исполняет Бог желание уповающего на Него», как говорится то в Псалмах, порой, как было то с Марией Девой, ускоряя происшествие событий во времени.

Пресвятая Дева, как Самое Доброта, желала праздничного веселья на свадьбе, а вина, которое в том регионе было просто необходимым элементом праздничного стола, по бедности хозяев было немного и оно уже закончилось. Свадьба, как видно, была в самом разгаре. Можно представить себе стресс жениха и его близких.
А кто может так сострадать другим, как Божья Матерь: даже в таком (для нас) прозаическом деле? Однако, Она во всем желает людям добра, даже в делах обыкновенных. Вина нет на свадьбе. А где его сейчас достать, даже если бы и были деньги? Тогда скоростных авто еще не было и круглосуточных магазинов тоже. Ситуация в то время практически безысходная. К кому прибегают в ситуациях безысходных? — к Богу. Вот Божья Матерь и просит об этом Бога, Своего Сына. Просьба эта, думаю, шла от Нее, как сопереживание бедным молодоженам, оказавшимся в такой безнадежной ситуации. А для нас приводится Духом Святым для научения любви ко Господу, Пречистой Его Матери и друг ко другу.

Что касается эпизода, когда Богородица пришла к Сыну с братьями, то согласно Евангелию, в народе (думаю, что, как и всегда, иудеи) говорили, что Иисус «вышел из Себя», т.е. обезумел. В таком случае по еврейским правилам Иисуса могли насильно связать и закрыть в заточеньи.
Услышав такое и сразу поняв с какой целью иудеи такое распространяют об Иисусе, «братья и сестры» Иисуса предложили Его Матери пойти с ними к Иисусу, чтобы уберечь Его от нападения иудеев. Почему попросили пособничества Матери? Возможно, думали, что их Он может не послушать. Иисус же, используя посланный Ему Отцом случай появления Его близких с таким делом, использует его для научения нас истине об отношениях Его с людьми. Для Него «плоть и кровь» (т.е. даже близкие по родству люди) имеют лишь такое значение, какое значения для них имеет исполнение воли Божьей, «Отца Его». Кроме того, указывая на сидящих вокруг Него учеников, успокаивает Своих близких, что как и они, «Его Матерь, братья и сестры», Его могут защитить и Его ученики. Однако и тут еще раз неявно указывает на то, что все, что происходит с Ним, находится под пристальным вниманием Его Отца и т.о. с Ним ничего не может произойти лишь по людской воле, какие бы хитрые планы они не замышляли. Нам же еще и показывает, что Матерь Его с братьями и сестрами Его, исполняют волю Его Отца, а значит и Его волю.

О Пресвятой Деве Богородице Марии и в католической и в православной литературе есть книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Видел я ее название и в интернете. Написана она на основании преданий и высказываний св.отцов Церкви, однако много и «художественных приемов», есть также высказывания гипотетического характера (например, о том, что св.Иосиф имел от первого брака сыновей и дочерей, о которых и упоминается в св.Евангелиях, что, однако не имеет достаточных оснований).

Святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии Богородицы, земной отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, глава Святого Семейства: скромный и кроткий труженик, исполнением воли Божьей превзошел всех, ибо Бог ему доверил заботу о земной жизни Своего маленького Сына Иисуса Христа и Невесты Святого Духа, Пречистой Матери Иисуса, Пресвятой Девы Богородицы Марии. И он достойно исполнил волю Отца Небесного. Согласно преданий, умер в 102 года, когда Иисусу было 20 лет.

Ирод Великий, при котором родился Иисус и который, желая Его убить, умертвил всех детей до 2-летнего возраста в Вифлееме, умер спустя несколько месяцев (в окресности Пасхи) после рождения Господа (4 год до н.э, поэтому точная дата рождения Спасителя смещена относительно 1г. нашей эры на 4 года; я читал когда-то математическое доказательство (конца 19 века) этого факта, основывающееся только на пророчествах и точных подсчетах лунных циклов). Скрывавшееся от его преследования Святое Семейство находилось в это время в Египте. После смерти Ирода, они вернулись в Назарет, в дом Иосифа, где и жили раньше до рождения Спасителя.

Читать еще:  Как лечить ветрянку чтобы не осталось рубцов. Шрамы и рубцы после ветрянки: способы их устранения

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был современник Господа Иисуса Христа.

Римский прокуратор (губернатор) Понтий Пилат имел действительную власть, т.к. располагал войском. Боялся, однако, интриг местной знати, которые с помощью денег могли быть способны на многое. Согласно преданий, был отправлен римским императором в ссылку за противоправное осуждение Иисуса Христа на смерть.
Смертельно заболевший император послал свою няню в Палестину к знаменитому целителю Иисусу, но она успела лишь встретить Его, влачащего Крест. Вытерев Его окровавленный лик своим белым платком, обнаружила потом на нем отпечаток Божественного лика Спасителя в терновом венце, который и привезла императору. Император был очень огорчен, что няня не имела возможности попросить Иисуса об исцелении его. Развернув платок и взглянув на изображение, он был так поражен, что поцеловал его. Тотчас исцеленный, он потребовал к себе Пилата для отчета и строго осудил его на изгнание, лишив его всех прав и полномочий.

О жизни святых апостолов Иисуса Христа можно прочитать в Житиях Святых. К сожалению, до сих пор нет отдельной книги с их жизнеописаниями. Имеются сведения о них и в интернете, переписанные часто из Житий.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НПК.

Братья Господни

В эти дни, приближаясь к святой Пятидесятнице, мы читаем в книге Деяний святых апостолов о молитве Церкви: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Мы видим, как священнописатель особенно выделяет здесь Матерь Господа, Которая явно была окружена особенным почитанием уже среди апостолов. Молитва Церкви, по которой сходит Святой Дух — молитва, которую Церковь совершает вместе с Пресвятой Богородицей.

Но обратим внимание и на помянутых здесь же «братьев Иисуса». Мы знаем их имена: «Иаков, Иосия, Иуда и Симон» (Мк. 6:3).

Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них.

Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить.

Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально.

В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).

То есть Писание, скорее, указывает на братьев Иисуса как на родственников, которые старше Его, а потому явно не могущих быть детьми Марии. Церковный историк Евсевий Кесарийский приводит мнение, что они являются детьми святого Иосифа от первого брака. В самом деле, если Иосиф был благочестивым вдовцом, это хорошо объясняет и то, что после повествования о детстве Господа Иосиф больше не упоминается в Евангелии — вероятно, он был значительно старше Марии и к тому времени уже скончался.

Но нам стоит обратить внимание и на другое — удивительный переворот, который происходит в братьях Господних. Сначала мы видим людей неверующих, даже неприязненных; потом эти же люди оказываются в Церкви среди ее благовестников. В деяниях мы видим их молящимися со всей Церковью, а святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам упоминает их наряду с апостолами (см. 1Кор. 9:5).

Святой Иаков, брат Господень, несколько раз упоминаемый в Писании (Гал. 1:19; Деян. 12:17; 15:4–29; 21:18), является автором одного из новозаветных посланий. Другое послание — святого апостола Иуды — также принадлежит одному из братьев Господа.

Что же могло произвести такую перемену?

Неверующие выдвигают разные теории, чтобы хоть как-то объяснить несокрушимую веру учеников в воскресение Господа. Все скептики так или иначе предполагают, что ученики не могли смириться со страшной смертью своего Лидера, и вот, наконец, каким-то загадочным образом поверили в то, что Он воскрес.

У таких построений много слабых мест. И одно из них — то, что братья Господа не верили в Него до Его смерти и воскресения. А значит, произошло нечто такое, что сделало их из презрительных скептиков пламенными благовестниками. И это могло бы только одно: Господь Иисус, их Сродник, воскрес из мертвых.

Источники:

http://bibleonline.ru/qa/118-jesus-siblings/
http://www.proza.ru/2012/08/03/682
http://pravoslavie.ru/71217.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector