Идея рассказа кавказский пленник черный. «Кавказский пленник». Саша Чёрный

Содержание

«Кавказский пленник» читательский дневник

«Кавказский пленник» – добрая и поучительная история о том, как дети решили переиграть грустную историю о пленных офицерах на свой лад.

Краткое содержание «Кавказский пленник» для читательского дневника

ФИО автора: Саша Черный

Название: Кавказский пленник

Число страниц: 21. Саша Черный. «Кавказский пленник». Издательство «Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1929 год

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось
  • Тест по рассказу

Главные герои

Валя – старшая сестра, находчивая, добрая, веселая девочка.

Катя – младшая сестра, большая выдумщица.

Мишка – веселый, добрый мальчик, товарищ по играм.

Тузик – уличный пес.

Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.

Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.

Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.

Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.

Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.

План пересказа

  1. Сестры грустят.
  2. «Кавказский пленник» – печальное произведение.
  3. Яма в саду.
  4. Мишка и Тузик становятся офицерами.
  5. Валя и Катя – татары.
  6. Веселая игра.
  7. Возвращение мамы.
  8. «Кавказский пленник» – веселый рассказ.

Главная мысль

В жизни многое зависит от того, как относится к проблемам. С боевым настроем можно преодолеть любые трудности.

Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беду. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности.

Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кавказский пленник.

  • Пошла потеха, надорвать живот от смеха.
  • Кто много смеется, тому легче живется.
  • У нашего молодца нет забавам конца.
  • Не любо – не смейся, а другим не мешай.
  • Где горе, там и радость.
Читать еще:  Почему ничего не получается в личной жизни. Вы точно знаете, почему не везет в личной жизни? Займитесь собой и своей личной жизнью

Что понравилось

Понравилось, как в роли офицера Костылина выступил уличный пес Тузик. Ему было очень весело играть с детьми, и он с блеском сыграл свою роль до конца.

«Кавказский пленник» Сравнительная характеристика рассказов Л. Н. Толстого и С. Черного

Цель работы: сравнение рассказов Л. Н. Толстого и С. Черного.

Задачи:

1. Узнать биографию писателей Л. Н. Толстого и С. Черного.

2. Познакомиться с историей создания рассказов.

3. Сравнить рассказы учитывая тему, идею, образы героев.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Кавказский пленник» Сравнительная характеристика рассказов Л. Н. Толстого и С. Черного Выполнил: Кирюхин Евгений, ученик 5 а класса

Цель: Сравнение рассказов Л. Н. Толстого и С. Черного. Задачи: 1. Узнать биографию писателей Л. Н. Толстого и С. Черного . 2. Познакомиться с историей создания рассказов. 3. С равнить рассказы учитывая тему, идею, образы героев.

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в богатой дворянской семье. Обучался в Казанском университете, который позже оставил. В возрасте 23 лет отправился на войну на Кавказ, где принялся за написание трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». Далее участвовал в Крымской войне, после окончания которой вернулся в Петербург. Здесь он опубликовал в журнале «Современник» свои «Севастопольские рассказы». Открыл в Ясной Поляне школу для сельских детей. Он сумел создать свою собственную методику преподавания. Свое самое значимое произведение, «Война и мир», Толстой писал с 1863 по 1869 год. Следующее, не менее гениальное произведение «Анна Каренина», автор писал с 1873 по 1877 год. В это же время происходило формирование его философских взглядов на жизнь, которые позже были названы «толстовством ».. Благодаря Толстому Ясная Поляна стала своего рода местом поклонения. Люди со всей России приезжали послушать его, как духовного наставника. В 1901 году всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви. В октябре 1910 года Толстой тайком покинул дом и уехал на поезде. По дороге он резко заболел и был вынужден сойти в Астапово , где в доме начальника станции провел семь последних дней своей жизни. Умер великий писатель 20 ноября в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в Ясной Поляне на краю оврага, где в детстве играл с братом.

Саша Черный ( Александр Гликберг) Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. В 1912 — 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.

История создания рассказа Л. Толстого В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Л.Н . Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск . Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо . Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау . Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа, написанного в 1872 году.

Читать еще:  Мужья и жены звезд. Ирада зейналова - биография, информация, личная жизнь.

Главные герои сестры Валя и Катя, мальчик Миша и пес Тузик. Валя и Катя любят читать, они выросли в окружении книг, в доме была большая библиотека, а на стенах висели портреты Толстого, Тургенева, Лермонтова. Девочки верили написанному в книгах, после прочитанного рассказа Толстого «Кавказский пленник» Валя даже заплакала, а Катя, она младше Вали, стояла насупленная, Катя сердилась на татар , но ее маленький возраст не давал ей по настоящему почувствовать горе , которое приносит война. Она выражала свой гнев, как могла. Но дети не умеют долго грустить, девочки стали играть. К ним присоединился дворницкий мальчик Миша. Миша был младше девочек, он с радостью присоединился к игре, а потом устал, потому что он не читал рассказа про Жилина и ему наскучило бегать. Миша и Тузик поели в яме и им стало лень прыгать и бегать. Саша Черный описывает трех ребят, которые живут счастливо, они учатся, играют, слушаются родителей.

Два рассказа Рассказ «Кавказский пленник» Толстой написал , основываясь на реальных событиях своей жизни. Писатель сам в молодости служил на Кавказе, участвовал в войне с горцами, на которой вместе со своим другом чудом ушел от погони и избежал пленения татарами . Кроме того, Льву Николаевичу приходилось выручать из плена горцев своих товарищей по службе. Вот и в центре рассказа два пленника – Жилин и Костылин . В сюжете-взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом. Суть рассказа Саши Черного в том, что маленькие дети трактуют повесть Л. Толстого и воплощают её сюжет в игре. А Саша Черный рассказывает нам, какой презабавной и увлекательной может получится такая игра. Дети играют в героев прочитанных книг, вносят поправки в текст любимых произведений, «додумывают» за писателя счастливый конец сочиняют, что дальше было с героями, вводят в знаменитые произведения новых персонажей: «Сначала они обе будут татарами. а потом Валя станет Диной , а Катюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать».

Два рассказа Рассказ Л. Толстого Рассказ Саши Черного История создания Рассказ — быль Юмористический рассказ Главные герои Офицеры Дети События Поведение в плену, побег Детские фантазии и воплощение их в реальность. Идея Никогда нельзя опускать руки, безвыходных ситуаций не бывает, и этот выход нужно искать самому. Главное — не сдаваться. Следует жить своей жизнью, но не забывать, что существуют другие люди и каждый имеет право на свою точку зрения. Миша мог играть дальше, если бы девочки сначала рассказали бы ему о Жилине. Главную мысль рассказа можно выразить пословицей «Всему свое время».

Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»

Читательский дневник по рассказу «Кавказский пленник» Саши Черного

Автор: Саша Черный.

Название произведения: «Кавказский пленник»

Число страниц: 10.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочки Катя и Валя, мальчик Миша, собака Тузик, дворник.

Характеристика главных героев:

Катя и Валя — эмоциональные и впечатлительные.

Решили поиграть в «Кавказского пленника».

Мишка — добрый, доверчивый.

Весь вечер просидел в яме.

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» для читательского дневника

Как-то раз, в самом разгаре весенней поры, две девочки Катя и Валя прочли произведение Льва Толстого «Кавказский пленник».

Они настолько прониклись рассказом, настолько впечатлились, что решили тоже попробовать поиграть в кавказского пленника.

Читать еще:  Как празднуется пасха. Как празднуют Пасху в России? Можно ли посещать кладбища в день Пасхи

На роль пленного девочки кое-как уболтали мальчика Мишу.

Но каждая из них хотела попробовать себя в роли Дины, однако было решено, что сначала они сыграют татар.

Не хватало еще одного пленного и на его роль девочки взяли дворового пса — Тузика.

Мишу и Тузика как пленных девочки посадили в яму в саду.

И решили, что было б неплохо потребовать выкуп за пленных.

На деревянной дощечке они нацарапали послание и передали его дворнику.

До самой ночи играли дети.

Миша с собакой покидать плен не хотели, а Катя и Валя решили, что лучше и им самим выбраться из заточения ночью.

Тем временем домой вернулась мама девочек, и не найдя их в комнатах, принялась искать детей с няней.

Обнаружила она дочерей в саду и повела в дом.

А Катя и Валя шли и не понимали, почему они утром так огорчились, ведь быть пленными так забавно.

План пересказа произведения «Кавказский пленник» Саши Чёрного

2. Катя и Валя читают «Кавказский пленник» Л. Толстого

3. Судьба Жилина в разговоре двух сестер.

4. Как сестры игру затеяли.

5. Мишка в роли Жилина.

6. Стрельба и плен Мишки.

7. Выкуп за пленных.

8. Как девочки пленных кормили.

9. Побег состоится или нет?!

10. Катя и Валя прыгнули в яму.

11. Возвращение мамы домой.

12. Поиски дочерей.

13. Дворник Семен вручил дощечку маме.

14. Как кавказских пленников нашли в саду.

15. Веселая игра — «кавказские пленники».

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» С. Черного

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно уметь сохранить в себе детскую беззаботность.

Ведь то, что сегодня нам казалось грустным и ужасным, завтра может показаться сущим пустяком.

Чему учит произведение Саши Черного «Кавказский пленник»

Рассказ «Кавказский пленник» учит нас тому, что следует радоваться жизни, простым мелочам, не печалиться из-за пустяков.

А также, что никогда не стоит принимать все близко к сердцу.

Краткий отзыв по рассказу «Кавказский пленник» для читательского дневника

Рассказ «Кавказский пленник» Саши Черного мне очень понравился.

В нем автор знакомит нас с двумя девочками — Катей и Валей, которые прочитали произведение русского писателя и очень впечатлились.

Они настолько огорчились из-за сюжета и развязки рассказа, что решили пережить на себе все события.

Катя и Валя стали моими любимыми персонажами.

Во многом они напоминают мне меня и моих друзей.

Мы тоже часто в игре берем за основу какое-то произведение и проигрываем его по своему.

Так сделали и две сестры: они сами забрались в «плен» и ждали звезд, чтоб выбраться с него.

Я очень переживал, когда мама не нашла девочек дома и вдобавок ей вручили еще и записку с требованием о выкупе.

Надеюсь, что сестер не сильно наказали за их выдумку.

Из рассказа Саши Черного я почерпнул много нового и ценного для себя.

А самое главное то, что быть ребёнком — это весело и здорово!

Какие пословицы подходят к произведению Саши Черного «Кавказский пленник»

«Веселая голова живет спустя рукава».

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

«Играй, да не заигрывайся».

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

— Во что играть будем?

— В «Кавказского пленника», — объяснила Валя.

— Да глотай ты скорей свою баранку!

Ты будто Жилин, русский офицер.

Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь.

Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть.

А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял!

— И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

Неизвестные слова и их значения:

Терракотовый — красно-коричневый оттенок.

Гичка — узкая морская шлюпка.

Фельдфебель — звание офицера в период Царской Руси.

Флигель — пристройка к дому.

Еще читательские дневники по произведениям Саши Черного:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источники:

http://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kavkazskiy-plennik.html
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/04/24/kavkazskiy-plennik-sravnitelnaya-harakteristika-0
http://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/chernyi-sasha-rasskaz-kavkazskii-plennik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector