Игровые занятия с детьми 2 3. Коррекционно-развивающие занятия на развитие: внимания, памяти, мышления

Содержание

Занятие по развитию внимания, памяти и мышления «Страна Апельсиния»

Цель: развитие познавательной сферы — внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Возраст учащихся: 8 лет (2-е классы)

Продолжительность: 80 минут (2 урока).

Методы и формы работы: методики развития внимания, мышления, памяти (А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Г.Эббингауз), авторские упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления; игры на снятие соматического и психического напряжения.

Инструкция для детей: Я приглашаю вас принять участие в удивительном путешествии в Страну Апельсинию. Мы поплывем туда на кораблях. Каждый из вас станет капитаном и смело поведет свой корабль в эту удивительную страну. А чтобы преодолеть все преграды и справиться с опасностями, нам понадобится внимание, память и смекалка. Ну что, в путь?

Ход занятия.

Упражнение «Как здороваются капитаны».

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Инструкция: Знаете ли вы, как здороваются капитаны? Сейчас я вам покажу! (Вызывается один доброволец, который помогает показывать). Капитаны здороваются так (пожали друг другу правые руки), так (пожали друг другу левые руки), так (хлопнули своими ладонями по ладоням партнера) и так (повернулись спинами друг к другу и стукнулись попами). Запомнили? Давайте повторим! Сейчас у нас есть 1 минута, чтобы поздороваться со всеми так, как здороваются капитаны.

Комментарии: На время проведения включается быстрая музыка. Заканчивать задание стоит не по времени, а тогда, когда динамика упражнения снижается (большинство уже выполнило задание, появились стоящие в стороне участники).

Упражнение «Глубинное течение».

Цель: тренировка произвольного внимания, работа с блоком тонуса (по А.Р. Лурии).

Инструкция: Ребята, наши корабли подхватило мощное течение! Чтобы с ним справиться, надо уметь хорошо нырять. Сейчас мы разобьемся на пары, и каждый из вас сможет проверить, на какую глубину он сможет нырнуть. Для этого сделайте глубокий вдох и на выдохе начните считать: «Один метр, два метра, три метра…» и т.д., насколько хватит дыхания. Дополнительные вдохи делать во время счета нельзя. Когда один ныряет, второй проверяет его и запоминает результат.

Комментарии: После выполнения задания можно попросить всех участников записать полученный результат на клейком стикере и приклеить его на доску. Сумма метров, полученная в итоге – глубина, на которую «нырнула» группа. Можно сказать ребятам, что с такой глубиной ныряния они точно смогут преодолеть все глубинные течения.

Упражнение «Море внимательных».

Цель: тренировка акустического внимания.

Инструкция: Мы с вами приплыли в море внимательных, и оно нам приготовило задание. Я сейчас буду называть вам слово и цифру, а вам нужно будет записать букву, которая стоит по счету на том месте, какую цифру я назвала. Например, часы 1 – Ч, краб 3 – А, и т.д. Посмотрим, какое слово в итоге у вас получится. Слова для диктовки: осока – 2, компас – 4, кавалер – 6, пакет – 3, тина – 1, корм – 3 (ответ: спектр).

Комментарии: Можно использовать несколько наборов слов подряд. На первых этапах стоит брать слова, в которых искомые гласные стоят в ударной позиции, согласные – в начале слога.

Упражнение «Бухта запоминания».

Цель: тренировка слуховой памяти, знакомство с новым методом заучивания стихотворений.

Инструкция: Мы с вами в бухте запоминания, и для того, чтобы плыть дальше, нам надо выучить стихотворение. Но учить мы его будем необычным образом – мы его зашифруем. Для этого мы каждую строчку сопроводим движением, обозначающим эту строчку. А после того, как мы хорошо запомним все движения, попробуем рассказать стихотворение без слов, одними движениями.

Комментарии: Для этой игры мы использовали стихотворение Галины Дядиной «Елка». Текст стихотворения с описанием движений приведены в Приложении 1. Можно использовать любое другое стихотворение, в том числе из школьной программы.

Упражнение «Океан слов».

Цель: развитие акустического внимания, способностей к анализу.

Инструкция: Теперь мы с вами очутились в океане. Но в необычном – в океане слов. И он нам подготовил такое задание. Я буду читать вам стихи, а вы будете считать, сколько раз я скажу что-то, чего не существует на самом деле. Например, я скажу: кошка залаяла. Так бывает? Если нет, то вы это предложение считаете. Важно посчитать все нелепицы, ничего не упустить.

Комментарии: Тексты стихотворений для анализа приведены в Приложении 2. Чтобы детям было легче считать, можно предложить им по ходу чтения ставить черточку, когда они слышат нелепицу.

Упражнение «Туман забвения».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Ребята, мы попали с вами в страшный туман! Это – туман забвения! И чтобы выбраться из него, нам надо справиться с его заданием. Туман подготовил нам 10 слов, которые нужно запомнить. Я медленно прочитаю вам слова один раз, а вы запишете в столбик те, что запомнили. Потом мы проверим, как у вас получилось. Всего у вас будет три попытки. Слова каждый раз будут одни и те же. Записывать вы их можете в любом порядке.

Читать еще:  Леонид Ставицкий: «Основная цель - улучшение комфортности жизни граждан России. Леонид Ставицкий: биография.

Комментарии: После первого прочтения нужно дать детям время для того, чтобы записать все, что они запомнили. Затем необходимо прочитать все слова еще раз и предложить детям взять ручку другого цвета и поставить плюсы рядом с теми словами, которые они запомнили и записали верно. Пример серии слов для запоминания: слон, мир, булка, снег, дом, кошка, осень, счастье, окно, столб.

Упражнение «Бухта мудрых решений».

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Инструкция: Мы уже почти у цели нашего путешествия, и совсем скоро мы попадем в Страну Апельсинию. Последняя остановка перед ней – в бухте мудрых решений. И чтобы нам тут не скучать, мы выполним задание этой бухты. Сейчас вы по очереди будете выходить ко мне и вытаскивать карточку с изображением какого-либо предмета. Вам нужно будет описать этот предмет, не называя его. А остальные ребята будут угадывать. После одного предложения-описания у ребят будет одна версия-попытка. Ваша задача – описывать предмет так, чтобы ребята как можно дольше не догадались, что это. При этом говорить нужно только правду, обманывать нельзя.

Комментарии: Важно перед показом тихо поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что изображено на картинке. Во время игры необходимо строго следить за участниками, не позволяя озвучивать больше одной версии после каждого предложения-описания.

Подведение итогов.

Вот мы и доплыли с вами в Страну Апельсинию. По пути мы выполнили много разных интересных заданий, решили все задачки и отгадали загадки, которые подготовили нам моря и океаны. Вы, как настоящие капитаны, проявили чудеса внимательности и сообразительности, и по праву можете гордиться своими достижениями.

Но смекалка, внимательность и хорошая память нужна не только капитанам в их путешествиях. Она важна и в обычной жизни – на уроках, дома. Обязательно помните о том, что вы можете в нужный момент «включить» свое внимание, память и находчивость, и тогда все, что бы вы ни задумали, у вас получится!

Домашнее задание

Домашнее задание детям – нарисовать Страну Апельсинию.

Домашнее задание родителям – в течение двух недель выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие процессов. Примеры упражнений представлены в Приложении 3.

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет
материал (младшая группа) на тему

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр используются игрушки, которые попались под руку. Дети с большим удовольствием играют и выполняют задания.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №98

«Планета детства»

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Набережные Челны 2011

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (внимания, мышления, памяти, воображения) У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Цели: развитие внимания, мышления, памяти, воображения у детей 2-3 лет.

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

Учим детей последовательности.

  1. Крупная мозаика 4 цветов.
  2. Кубики, кирпичики большие и маленькие.

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный – желтый, красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой – маленький, большой – маленький. Усложняем: два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

Учим детей сортировать предметы.

  1. 4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
  2. 4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Читать еще:  Рекомендации по лфк после инсульта. Особенности выполнения упражнений. Комплекс активных движений для рук

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

Материалы: две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик — желтый, мешочек.

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

  1. Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
  2. Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом — собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват.

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про.

Буклет, раздатка для родителей с перечнем игр и упражнений на развитие психических процессов.

Использование конструктора «Чудо-соты» при развитии у детей психических процессов: внимания, мышления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5–6 лет

Елена Лебедева
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5–6 лет

Конспект коррекционно- развивающего занятия на развитие внимания у детей 5-6 лет

Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

• Учить соблюдать правила в игре;

Читать еще:  Пьеса малыш и карлсон читать. Астрид линдгрен малыш и карлсон • сказочные повести. Карлсон, который живёт на крыше

• Учить находить одинаковые предметы;

• Воспитывать уважительное отношение к педагогу, к сверстникам;

Коррекционно- развивающие:

Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;

Развивать сенсорное, слуховое, моторно — двигательное внимание;

Развивать познавательный интерес;

Развивать связную речь.

Обруч, маска совы, ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры, простые карандаши, таблица с заданием «Листочки, домики» (по количеству детей).

Методы и приемы:

2. Игровой метод:

• игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;

• игры, направленные на развитие слухового внимания;

• игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.

Ход занятия

I. Вводная часть

Цель: Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро»! Молодцы!

2. Психогимнастика. Игра «В магазине зеркал»

Цель: Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Предлагаю вам по очереди побыть в роли этой обезьянки, а все остальные будут зеркалами.

II. Основная часть

2. Игра «Совушка — Сова».

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: Обруч, маска совы.

Играющие свободно располагаются на ковре. В обруче «в дупле» сидит «Сова». Когда вы слышите слова: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по ковру, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз, кузнечиков и т. д.

Когда вы слышите слова: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

3. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: ламинированные рисунки «Бабочки», фломастеры.

Посмотрите, на этом рисунке изображены бабочки. Каждой бабочке можно найти пару. Соедините линиями две одинаковые бабочки и объясните, в чем их схожесть.

Работать будем в парах: один ребенок, который сидит слева ищет пару бабочек в первом ряду (1-4 бабочки, а второй ребенок, который сидит справа проверяет, затем меняемся.

4. Игра «Четыре стихии».

Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. (Во время игры отметить каждого ребенка за внимательность, быстроту реакции и т. п.)

III. Заключительная часть

5. Упражнение «Пожелания в круг»

Цель: Выразить свое эмоциональное отношение к занятию, сделать вывод о том, что узнали нового, чему научились.

Детям предлагается рассказать, что понравилось и что не понравилось на занятии, что нового узнали, а также высказать свои пожелания на будущее занятие.

А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Возраст: старший дошкольный возраст Форма проведения: индивидуальная.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Красная книга Республики Коми» Тема занятия: Красная книга Республики Коми. Цель занятия: Познакомить учащихся с Красной книгой Республики Коми, расширить и углубить.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Огонь как явление природы» Тема занятия: «Огонь, как доброе и злое явление в природе» Цель занятия: Развитие интереса к познанию природы с помощью стихии Огня. Задачи.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей средней группы «Осень в гости просим» Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (активизация.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Как справиться с упрямством» Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Как справиться с упрямством» Составитель: педагог-психолог.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Материалы :Цветные.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления в старшей группе «Уроки для Белочки» Тема: Уроки для Белочки. Оборудование:Игрушка, парные картинки, картинки с 4м лишним, нелепая ситуация, тест «Найди и вычеркни». Ход занятия.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР «Радужная страна» Группа/Дата/Воспитатель Компенсирующая группа для детей с ЗПР Тема ОС «Радужная страна» Цель Развитие восприятия цвета у детей старшего.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Развитие коммуникативных навыков» Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения. Задачи: развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для.

Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет, имеющих нарушения развития речи. Лексическая тема «Перелетные птицы» Задачи: • Развитие уверенности в себе. • Развитие кинестетического и зрительного восприятия. • Развитие.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623394/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/18/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-psikhicheskikh-protsessov-vnimaniya
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-korekciono-razvivayuschego-zanjatija-na-razvitie-vnimanija-u-detei-5-6-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector