История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева. Неожиданная история, стоящая за картиной «Неравный брак

Как сложилась реальная судьба невесты с картины «Неравный брак» художника Пукирева

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сюжет картины предельно ясен и не вызывает каких-то двойственных толкований. Конечно, симпатии зрителя могут быть только на стороне несчастной девушки – почти ребенка, ее белое платье как будто светится в полумраке церкви. Кажется, что в полотне нет никаких тайн и загадок. Однако ее предыстория остается до сих пор неразгаданной до конца. Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Петр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым. С первых дней выставки слухи о том, что эта картина на самом деле рассказывает о личной трагедии самого художника, не утихали.

Однако, согласно одной из версий, Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга. Молодой купец Сергей Варенцов был влюблен в девушку, но родители предпочли выдать красавицу за человека, на 13 лет старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха. Правда, как настоящий творец, Василий Пукирев, конечно, придал драматизма своему произведению. Жених тут старше юной невесты как минимум лет на тридцать-сорок. Но на то оно и искусство, чтобы вскрывать пороки человеческого общества. На самом деле, картина «выстрелила» именно потому, что явление неравных браков на тот момент действительно было наболевшей распространенной практикой. Об этом уже начинали говорить в обществе, так как по статистике таковыми являлось уже большинство заключаемых союзов. В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте, однако ситуацию он, конечно, не изменил.

О том, что версия Сергея Воронцова имеет право на существование, говорят несколько фактов: Во-первых, об этом рассказал в своих мемуарах его родственник Николай Варенцов. Во-вторых, на сохранившемся эскизе картины за спиной невесты также стоит скрестивший руки на груди шафер, который байроновским взглядом буравит жениха, однако тут изображен явно другой человек, действительно очень похожий на Сергея Варенцова!

Эту «замену действующих лиц» объясняют тем, что к моменту написания картины ситуация у друга художника уже изменилась. Именно этот жизненный случай не стал показательно-трагическим. Прототип заплаканной невесты был очень счастлив в своем неравном браке, а молодой человек буквально через год собрался делать предложение другой достойной женщине, и свое «участие» в картине в качестве несчастного влюбленного посчитал неуместным. По этому поводу он даже поссорился с Пукиревым, и тот в сердцах пририсовал якобы шаферу бороду… В этом месте мемуарист объясняет получившееся сходство с самим художником случайностью, и вот тут мы подходим ко второй версии истории этой картины.

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в ее судьбе участие. О том, что художник был влюблен в нее и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:

«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.» — В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»

Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Возможно, что, влюбившийся в свою модель, художник действительно сделал ей предложение и получил отказ от знатной семьи, которая предпочла выбрать для девушки более достойный вариант. После чего полотно на самом деле стало автобиографичным, а молодой живописец своим творчеством, похоже, сумел предсказать нерадостную судьбу возлюбленной. Эта версия получила неожиданное подтверждение в 2002 году, когда в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Читать еще:  В каком городе родился и вырос крылов. Основные даты жизни и творчества И. А. Крылова

Получается, что даже если девушку и выдали замуж за богатого старика, счастья и богатства ей это не принесло. Сам Василий Пукирев в дальнейшем написал еще несколько интересных картин, однако успеха его первого полотна они не повторили. Жизнь художника закончилась также безрадостно. Его уделом стали одинокая старость и нищета. Однако картине Пукирева, похоже, удалось сделать то, что не под силу оказалось Указу Священного Синода. Общественное мнение действительно осудило «продажу» невест богатым старикам. Так, Илья Ефимович Репин писал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. Хотя проблема неравных браков по расчету, наверное, относится к разряду вечных.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Картина «Неравный брак» Пукирева: история создания и описание

Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Картина «Неравный брак»: история

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Тем не менее, в социально-психологическом смысле проблемы никто не видел, страдала только сама невеста, которой приходилось терпеть домогательства постылого жениха. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Автор картины «Неравный брак» открыто осудил меркантильность российского общества. Престарелые генералы, уже было присмотревшие себе молодую беззащитную невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы.

Картина «Неравный брак», описание которой предполагает знакомство с персонажами во всех подробностях, отражает венчальную сцену в православной церкви. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. В целом картина «Неравный брак» оставляет впечатление безысходности. В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Голова едва поворачивается, зажатая высоким воротником, тусклые глаза надменно оглядывают окружающих, на груди сверкает медаль, на шее орден. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом.

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

«За» и «против»

Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: «Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни».

Читать еще:  Почему точки от укуса кошки не проходят. Особая опасность: укус уличных кошек. Отправляйтесь в больницу в тех случаях, когда

Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа — все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник — Василий Пукирев («Неравный брак»). Описание картины, ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.

Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского «Бедная невеста», картина Ф. Журавлева «Перед венцом», полотно В. Маковского «К венцу». «Неравный брак», картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.

Картина «Неравный брак» была признана шедевром живописи, за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и авторская позиция, явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца — его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Как появился сюжет

На самом деле картина «Неравный брак» не имела столь романтичного происхождения. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он даже сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму «какой еще не было». Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, «Неравный брак» (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

Деятельность художника

В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Кроме сакрального творчества, художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей. Помимо всего прочего, тридцатилетний Пукирев преподавал в московском училище живописи и ваяния.

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной «Неравный брак». Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше — больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

«Неравный брак», картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

«Неравный брак», картина, цена

В Интернете можно найти репродукции любых художественных полотен. Иначе обстоит дело с авторскими копиями шедевров, выполненных на достаточно высоком профессиональном уровне, таких работ единицы. На специализированных сайтах размещены как репродукции, так и художественные копии. Посетители часто задают вопрос, кто написал картину «Неравный брак»? Безусловно, всем хочется узнать побольше о легендарном полотне.

В Интернет-магазинах предлагаются авторские копии шедевра. Картина «Неравный брак», фото которой размещены практически на всех порталах, сайтах и форумах, имеющих отношение к живописи, продается за 28 000–42 000 рублей.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием», она находится в Третьяковской галерее.

Читать еще:  Терминология родства: кем приходится отец жены отцу мужа? Как называются жены двух братьев

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

Кем на самом деле была печальная невеста с картины «Неравный брак» и как ее история изменила общество

С момента написания картины «Неравный брак» прошло 157 лет, но до сих пор она притягивает к себе тысячи посетителей Третьяковской галереи. Здесь нет напыщенных эмоций, заламывания рук и обмороков. Спокойное и трагичное лицо невесты выглядит гораздо красноречивее.

Мы в AdMe.ru попытались разобраться в том, кем на самом деле была юная невеста, чей печальный образ повлиял на дворянское общество второй половины XIX века.

Неравный брак был обыденным явлением в XIX веке. Чтобы поправить материальное положение, родители выдавали своих дочерей за престарелых богатых мужчин, которые не то что в отцы, в деды бы сгодились. Родителей мало волновало счастье дочери. Иногда девушки сами стремились вырваться из нищеты и искали богатого престарелого мужа.

Сколько же судеб сломала свадьба по расчету, сколько народных песен и литературных произведений об этом написано! До нас дошла, к примеру, застольная песня «У церкви стояла карета».

За год до написания картины церковь осудила брак с большой разницей в возрасте. Останавливало ли это пожилых женихов? Конечно же, нет. Количество мезальянсов уменьшилось после того, как на очередной выставке художников общество увидело картину Василия Пукирева «Неравный брак».

Кем же на самом деле была невеста?

Друг художника — купец Сергей Варенцов.

На этот счет существует 2 версии:

  • Художник изобразил драму своего друга.
  • «Неравный брак» — это личная трагедия Пукирева.

Попытаемся разобраться в каждой из них.

Сергей Варенцов был страстно влюблен в красавицу Софью Рыбникову. Родители девушки решили, что купец средней руки Варенцов недостоин их дочери, и нашли ей более выгодную партию — известного в торгово-промышленном мире Андрея Карзинкина. Он был на 13 лет старше невесты. Поскольку Варенцов являлся дальним родственником Карзинкина, он вынужден был стать шафером на свадьбе своей возлюбленной.

Только вот сам Сергей Варенцов был категорически против этой версии. Он готовился к свадьбе с другой девушкой, и слава несостоявшегося жениха ему была не нужна.

На картине изображена личная драма художника. Он был влюблен в Прасковью Матвеевну Варенцову.

Прасковья была барышней благородных кровей. Молодой художник несколько раз просил руки девушки, но каждый раз получал отказ. Дело в том, что Василий Пукирев был крестьянином, которому помог выбиться в люди талант художника. Брак дворянки и крестьянина родители Прасковьи сочли невозможным и выдали дочь за богатого пожилого человека их круга. Был ли сам Пукирев на свадьбе своей возлюбленной — об этом история умалчивает. Но его автопортрет можно увидеть за спиной невесты.

О самом женихе мало что известно. Нет, это не тот седовласый мужчина, что изображен на картине. Это собирательный образ. Голову художник писал с князя Павла Цицианова, тело — с предводителя русского дворянства Алексея Полторацкого, а прическу — со знакомого повара.

Трагическая судьба натурщицы

Историки и искусствоведы долго спорили о том, кто же та самая невеста и чьей версии стоит придерживаться. Споры эти продолжались бы бесконечно, если бы в 2002 году Третьяковская галерея не приобрела карандашный рисунок. На нем изображена пожилая женщина в траурном одеянии. Надпись на портрете гласит: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Портрет Прасковьи Матвевны Варенцовой.

О судьбе Прасковьи Матвеевны после замужества мало что известно. Счастливой семейной жизни не получилось. «Богатый и знатный старик сгубил девушке жизнь», — говорили современники. Прасковья овдовела рано. Нет, она не стала богатой наследницей и влиятельной княжной. Свою одинокую жизнь она закончила в приюте. На склоне дней женщина открыла свою тайну художнику Владимиру Сухову. Да, она — та самая невеста, она позировала Пукиреву для картины. И в нее он был влюблен. Почему Прасковья оказалась в богадельне, доподлинно не известно.

Картина, которая смогла изменить общество

Неравный брак не принес счастья ни молодой невесте, ни отвергнутому художнику. Пукирев преподавал в художественном училище, писал иконы и картины на религиозные темы. Жил Василий в невенчанном браке с молодой женщиной Софьей. Был он обласкан, одет и обстиран. Она его любила, а вот он ее? Жениться на Софье Василий не планировал. Нужно ли говорить о том, что значило для женщины XIX века быть сожительницей. Последние годы жизни он провел в нищете, много пил и был парализован. Умер Пукирев 1 июня 1890 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

«Неравный брак» был единственной значимой картиной в творчестве художника. Она не только сделала Василия Пукирева известным, но и повлияла на дворянское общество. Современники художника признавались, что, увидев картину, они отказывались от идеи брака с молоденькой девушкой. Илья Репин писал: «Пукирев много крови испортил не одному старому генералу». И действительно, после появления картины на выставке неравных браков стало меньше.

Сюжет свадьбы престарелого дворянина и девушки стал невероятно популярным. Многие художники пытались повторить успех Пукирева, но у них ничего не вышло.

Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее, а ее копия находится в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь.

О каких автобиографических картинах знаете вы?

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/270319/42660/
http://fb.ru/article/160011/kartina-neravnyiy-brak-pukireva-istoriya-sozdaniya-i-opisanie
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/kem-na-samom-dele-byla-pechalnaya-nevesta-s-kartiny-neravnyj-brak-i-kak-ee-istoriya-izmenila-obschestvo-2160415/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector