Изложение и пересказ сюжета

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

Изложения — это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования — и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.

В сущности, любой вид пересказа мог бы быть выполнен письменно. Однако трудность изложений по сравнению с устными пересказами, а также медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждают учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку, чем для устного пересказа.

Программа предусматривает для I класса изложение небольшого текста (*30—40 слов) под руководством учителя по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; для II класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному коллективно, из 3—5 пунктов; для III класса — подробное и сжатое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов.

Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому тексты следует брать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни советских людей, картины родной природы, достижения советской науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец не должен слепо копироваться, зазубриваться. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. На первый взгляд эти требования противоречат друг другу. Следовательно, нужно определить границы того и другого.

Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. В результате такой работы слова и обороты речи присваиваются школьником, становятся своими, во время пересказа он не напрягается, стараясь вспомнить то или иное предложение образца, а строит их сам, стремясь точнее и полнее передать усвоенное содержание. В этом случае повышается уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся, повышается творческий элемент в пересказе.

Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то новом, необычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, чтобы сохранился стиль образца (например, сказки). Учитель как бы регулирует степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного чтения или прослушивания, после разбора, в необходимых случаях возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного — одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.

Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. В пересказе отражается чувство школьника, его желание заинтересовать других ребят, его радость, восторг. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа — его монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе,— значит, творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы об этом?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста, прочитанного учителем или в звукозаписи, по радио, по телевидению; пересказ после однократного чтения самим учеником, в том числе тихого прочтения, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки назад, неделю назад и т. п. Все эти условия часто встречаются в жизни, поэтому необходимы и в обучении. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

а) предупреждение учащихся о предстоящем пересказе и о его виде: пересказывать нужно будет подробно, с деталями, с использованием изобразительных средств языка, близко к тексту образца; пересказывать нужно будет выборочно, например лишь то, что относится к одному определенному действующему лицу; пересказ будет сжатый;

б) беседа — анализ содержания, различные виды работы над языком ,выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

в) отработка выразительного чтения с целью переноса выразительности на пересказ;

г) логическое и композиционное расчленение рассказа; выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

д) пересказ фрагментов; предварительный, «черновой» пересказ, разбор его недостатков;

е) связь с жизнью самих учащихся (где это оказывается возможным): обращение к аналогичным случаям из жизни самих учащихся, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся. Иными словами, пересказу нужно от урока к уроку систематически обучать, помня постоянно, что в данном пересказе является учебной целью.

Этот вид пересказа и изложения используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но и благодаря своим достоинствам. Он’ служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, рассказ «Про меня и про Вову» (I класс) более уместен для составления рассказов по аналогии с прочитанным: пусть каждый первоклассник расскажет про себя, про свою семью и друзья.

Небольшие по объему тексты тоже не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворения, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.

Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения.

В ходе обучения пересказу целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена (как об этом сказано) в тексте писателя?»

Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.

Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, если самому рассказчику-школьнику интересно рассказывать, когда его слушает весь класс, а не один лишь учитель. Дополнения (но не придирки!) к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-то место — все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в классе.

Определенную роль в пересказе, близком к тексту, играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны становиться более широкими, более общими.

Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенных в сознании учащегося единой смысловой задачей.

Иными словами, пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям речевого высказывания; он может применяться лишь в учебных целях, на определенных подготовительных этапах, тогда, когда решаются какие-то новые трудные для учащихся задачи.

Известны типичные недостатки подробного пересказа: это, во-первых, неумение начать; во-вторых, искажение или неполнота передачи заключительных частей текста, несмотря на то что первые, начальные части были переданы хорошо; в-третьих, обеднение языка. Другие ошибки: нарушения последовательности, непонимание связей, сюжета и т. п.— встречаются реже.

Читать еще:  Пасха считается праздничным днем. Что нельзя делать в Пасху. Подготовка к празднику

Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно,— и добиваться самостоятельного начала.

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста (бывает, что заключительные части не успевают разобрать на уроке или разбирают наспех, что и приводит к недостаткам пересказа), особенно его главных по содержанию частей, которые редко бывают расположены в начале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. В этом смысле вспомогательную роль выполняет выборочный пересказ: различные виды пересказа тесно связаны между собой.

Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарем: над изобразительными средствами, над предложением.

Некоторые учителя считают, что слова и обороты речи из художественных текстов, воспроизведенные в пересказах, вскоре забываются и не входят в активный словарь школьников. Это не совсем верно. Дело в том, что отнюдь не все языковые средства, воспроизводимые в пересказе, обязательно должны использоваться школьниками. Так, в рассказе Е. Верейской «Таня-революционерка» (II класс) использованы слова прокламация, бастовать, казачий разъезд, и они, конечно, воспроизводятся в пересказе. Однако может оказаться, что школьники в течение длительного времени не употребят этих слов в собственной речи хотя бы потому, что им ие придется говорить и писать на темы, требующие этих слов.

Это же можно сказать и об изобразительных средствах языка. Так, в рассказе Л. Н. Толстого «Лебеди» (II класс) говорится: Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. В пересказе учащийся сказал: Долго еще было слышно, как звенят их крылья. Вряд ли в быту, в описаниях природы и в других собственных высказываниях он употребит такую же метафору, но, употребленная в пересказе, она формирует языковое чувство, развивает метафоричность, образность речи вообще.

Подробное, близкое к тексту письменное изложение проводится во всех классах, начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа).

Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей (в данном случае — на пересказ прочитанного), вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и во втором полугодии I класса пишут полные изложения специально подобранных небольших текстов. Последние берутся обычно из специальных пособий — сборников текстов для изложений.

Работа проводится так: текст, предназначенный для изложения, прочитывается учащимися не более двух раз, чтобы они не заучили наизусть, затем проводится беседа, назначение которой— выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного, идейного смысла рассказа, причинно-следственных связей. Следующий этап работы — составление плана (план может быть составлен в ходе беседы); затем проводится словарная работа — анализ значений слов и их написания, обращается внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка. Могут быть составлены отдельные предложения и даже фрагменты текста. Наконец, дети самостоятельно пишут текст изложения, а учитель следит за их работой и оказывает необходимую помощь школьникам индивидуально. Затем следует самопроверка и совершенствование текста, и дети сдают тетради на проверку учителю.

Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Когда обсуждаются итоги работы, целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным, образцовым текстом: это помогает выявить недочеты в содержании и языке детских изложений.

Урок. » Изложение, виды изложений, методика их проведений.» Методическая разработка

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму — пересказ и письменную форму — изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

— выразительно читает текст;

— объясняет непонятные слова и выражения;

— проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе.

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Примерный объем текста для подробного изложения — изложения, близкого к тексту, — определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

Методика проведения изложений

Пересказы и изложения. Виды изложений.

Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой — школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи. Разнообразие видов пересказа : пересказ, близкий к тексту образца, выборочный, сжатый — с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, пересказ драматизированный — в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками — иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ — описание экспозиции и пр.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу. В сущности, любой вариант устного пересказа может приобрести письменную форму, лишь утрачивается возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной.

Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный дня письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами, в изложении должна звучать живая речь школьника, Методика изложений отдельных видов. Условия эффективности работы по обучению школьников написанию изложения.

Процесс работы над изложением. Простейший вид пересказа — близкий к тексту образца (подробный пересказ). Начинать обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания, рассуждения. Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при том условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога.

Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении:

Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. Чтение текста: учитель — 1-2 раза; учащиеся — один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает 1 раз. Беседа — не очень подробная. План составляется школьниками (готового плана не следует давать ). Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи. В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2-3 человек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста. Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание) .

Читать еще:  Свой бизнес: как открыть ювелирный магазин

К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам.

Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: расскажите, как медведица купала медвежат; опишите картину лесной поляны; сделайте пересказ по одному из пунктов плана; перескажите по иллюстрации к рассказу; выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Третий вид — сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого варианта текста требует качественной перестройки: прямая речь уступает место речи косвенной, нередко изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные структуры. Необходим тщательный подбор текстов для успешного сжатия: для этой цели не рекомендуется описательный текст; рассуждение нельзя сокращать за счет аргументов, доказательств. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет.

Творческие пересказы и изложения. Такое название получили пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин — так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Как видим, в выборе методов пересказа и изложения методика движется от простого подражания образцам через переходные ступени — к самостоятельности и творчеству под благотворным влиянием лучших образцов.

Анализ текста для изложений . Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ — это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных.

Анализ текста для изложения обычно складывается из следующих компонентов:

а) беседы по содержанию, цель которой — проверить, понят ли текст в целом, его тема, основная мысль, задача автора;

б) анализа структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием предложенного;

в) языкового анализа, включающего, во-первых, наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; во-вторых, предупреждение различных речевых недочетов;

г) орфографической подготовки.

Возможности современных учебников русского языка разных авторов для обучения младших школьников изложению. Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на эмоциональное состояние и субъектный опыт жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов. В учебниках предлагается система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных ситуациях общения. Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений.

Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты. Положительным является то, что в учебниках представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой — используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи. В каждом классе работа с текстом также как и с предложением проводится в течение всего 4-го года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной и письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.

Компоненты работы с текстом:

— понятие текст; формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;

— тема текста, умение определять тему текста;

— основная мысль текста, умение её определять; — заголовок текста, умение озаглавливать текст, опираясь на его тему или основную мысль;

— построение текста, умение разделять на части текст-повествование; — связь между частями текста с помощью слов: вдруг, однажды, потом и др. Умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка, умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;

— изобразительные средства в тексте, умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определения, олицетворения, умение пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях;

— виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

— понятие об изложении, умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера по готовому коллективному или самостоятельно составленному плану;

— понятие о сочинении (устно и письменно), умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой.

Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

Устные пересказы прочитанного и письменные изложения, их виды, методика обучения.

1. Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

2. Письменное изложение: виды, методика обучения.

3. Анализ ученических изложений.

Литература

1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993. — 383 с.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.

4. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. — М., 1985.

5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: пособие для учителя / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 1984. — 191 с.

Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

Пересказы и изложения – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. Способствуют обогащению речи школьника (берет уроки у писателя), предполагают проявление инициативы, активности в порождении речи (ученик сам строит предложения и текст).

Главны­е требования к пересказу:

1) в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

2) при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

3) в пересказе должен сохраняться стиль образца;

4) должны быть соблюдены последовательности ориги­нала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;

5) в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, большинстве случаев пересказ (изложение) специально подготавливается, для чего используют­ся следующие приемы:

— предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т.п.

— определение цели работы;

— проведение анализа содержания, различных упраж­нений над языком;

Читать еще:  Роль папы в воспитании сына. Воспитываем сына – как папа должен участвовать в воспитании ребёнка

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление плана текста;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков;

— анализ «чернового» пересказа и его критика;

— исправление недостатков; индивидуальная помощь в процессе письма изложения.

Педагогическим опытом выработаны следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

4) с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями и изменениями;

6) с изменением лица рассказчика,

7) от лица одного из персонажей, в т. ч. «неживого» предмета;

8) драматизированный – в лицах;

9) по опорным словам;

9) по связи с картинками-иллюстрациями;

11) пересказ-описание экспозиции (места действия);

12) пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Иными словами, пересказу нужно обучать системати­чески от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

2. Письменное изложение: виды, методика обучения.

Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в пись­менной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще.

С целью облегчения трудностей учащихся методист В.А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку», назвал ее диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Флеров В.А. Свободная диктовка. – СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

В начальных классах проводятся изложения:

а) близкие к тексту;

Программой предусматривается проведение изложений:

— во II классе изложение под руководством учителя не­больших текстов (30-45 слов) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов;

— в III классе изложение текстов (60 – 75 слов) по плану, составленному коллективно (или самостоятельно), из 3-5 пунктов;

— в IV классе подробное и сжатое изложение текстов из 80-90 слов по плану, составленному самостоятельно или коллективно, а также изложение прочитанного с изменениями формы.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изло­жениям с изменением лица рассказчика или плана, с твор­ческими и грамматическими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как уп­ражнения, приобщающего детей к лучшим образцам язы­ка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание изла­гаемых произведений или отрывков из них, композицию, логику, словарь. Изложение – это процесс речи, устной или письменной. Все это определяет

Требования к текстам, вы­бираемым для изложения:

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отра­жающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, куль­туры. Темы изложений должны быть ценными в вос­питательном отношении, должны расширять познава­тельный опыт учащихся, формировать их мировоззрение .

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять со­держание, идейный смысл, образы и язык передавае­мого текста .

3. Текст должен быть несложным по композиции, с не­большим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся

ПРИМЕР— Р 3 — 578.

Изложения бывают разные по объему: от 10-15-минут­ных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-2-ча­совых обучающих и проверочных изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение — самый простой вид изложения. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при том условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога.

Близкое к тексту изложение проводится во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первокласс­ники пишут тексты, слова, предложения, небольшие связ­ные тексты из 2-3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В 1 классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на после­довательность изложения. В начале предлагается записать по памяти отдельные предложения из прочитанного. Со­ставление предложений проводится коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содер­жания.

Методика работы над изложением во 2 классе пре­дусматривает следующие этапы:

1) Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2) Чтение текста учащимися (по книге или с доски) два раза.

3) Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны ис­ключать повторение предложений из образца.

4) Составление плана;

5) Языковая подготовка: словарная работа (объяснение значения новых и трудных слов), выделение опорных слов, оборотов речи.

6) Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения — ответа.

7) Пересказ всего текста. (В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста).

8) Орфографическая подготовка: объяснение написаний, запись на доске трудных слов и словосочетаний.

9) Письмо изложения. Самостоятельная работа уча­щихся.

10) Самопроверка работ.

В третьем классе работа над подробным изложением усложняется: тексты должны подбираться так, чтобы зна­комить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествовани­ем, описанием. В третьем классе возрастает объем и труд­ность текстов. Методика работы над изложением во 3 — 4 классах предусматривает такие этапы:

1) Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2) Чтение текста один раз.

3) Беседа по содержанию.

4) Коллективное составление плана. План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных пред­ложений.

5) Устный пересказ текста по плану.

6) Орфографическая работа. Иногда эта подготовка про­водится на предыдущем уроке.

7) Письмо изложения.

8) Самопроверка написанного.

Изложения пишутся в большинстве случаев без черновиков. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки. Наоборот, удачные исправления поощряются.

Типичные недостатки устного и письменного пересказа:

— подробное начало и скомканное окончание;

— пропуск чего-то важного;

— обеднение языка – допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко).

Сжатое изложение проводится в 4 классе (по программе). Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, связей, смысла, последовательности. Языковое оформление текста требует качественной перестройки: прямая речь заменяется косвенной, изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные конструкции.

Существует 4 ступени сжатия в передаче содержания:

1 ступень: текст с подробностями, с прямой речью;

2 ступень: без деталей, без прямой речи;

3 ступень: схематическое изложение основных событий;

4 ступень: лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц.

Подготовка к сжатому изложению состоит в следующем:

— учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза;

— в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что обязательно надо отметить в пересказе;

— составляется план изложения;

— ведется работа над языком: над словами, изобрази­тельными средствами;

— подробно пересказываются 1-2 фрагмента (для срав­нения со сжатой передачей этих же частей);

— сжато пересказывается текст по пунктам плана;

— самостоятельно записывается сжатый текст;

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, часто изложение превращается в сухое перечисление фак­тов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение.

Творческие изложения — это изложения с творческими изменениями и дополнениями. Наиболее удобны для пись­менного оформления пересказы с изменением лица рассказ­чика и от лица одного из персонажей. Изложения с творче­скими дополнениями в III классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две, на первый взгляд, проти­воположные задачи: подражание образцу и творчество. Изло­жение служит как бы посредником между учеником и писа­телем в развитии речи школьника. Средства языка, усвоен­ные по образцам, т.е. подражанием, становятся инструмен­том творческой деятельности школьника в речи, в диалоге, в рассказе, в сочинении. Изложения в школе нередко пишутся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежать этого, во II и III классе не должно иметь места предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными ученика­ми непосредственно перед письмом. Это допускается лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через пред­ложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связ­ной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксического строя, а самостоятельность изложений возрастет.

Источники:

http://studopedia.ru/12_205986_svyaznaya-rech-ustniy-pereskaz-i-pismennoe-izlozhenie.html
http://infourok.ru/urok-izlozhenie-vidi-izlozheniy-metodika-ih-provedeniy-metodicheskaya-razrabotka-3505891.html
http://lektsii.org/16-39901.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector