Кабинет «Русская изба». Помощь в создании развивающего пространства

Предметно-развивающая среда «Русская изба»

Наталья Гришина
Предметно-развивающая среда «Русская изба»

С самого раннего детства мы приобщаем детей к традициям,культуре и обычаям русского народа. Нашим педагогическим коллективом было приложено много сил для создания предметно-развивающей среды, которая получила свое название — «Русская изба«.Предметы собирались по крупицам, и мы были рады каждой вещице, которая была принесена или воспитателями или родителями. Мы не называем это место музеем,так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление,мы знакомим детей с предметами быта людей, которые можно не только увидеть, но и потрогать. С большим удовольствием дети любят качать люльку, в которой лежит кукла, напевая колыбельные песни; подержать в руках увесистый утюг; потрогать посуду (чугунок) и сравнить ее с современной.

Используем на занятиях русские народные игрушки (матрешки,свистульки, богородские игрушки)

Знакомим детей с народным костюмом

Когда устраиваем чаепитие, используем самовар и «бабу»

Предлагаем подержать утюги, рассмотреть старые лампы

Деревянные гребни сравниваем с современными расческами

Детям очень нравится прялка и Домовенок Кузя

Это вышитое полотенце (рушник (который вышивала заведующая Анна Алексеевна в юности)используется на фольклорных праздниках

«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Организация и открытие музея русского быта в детском саду

Основные задачи проекта.
• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода ( печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Читать еще:  Характерные особенности развития старшего школьника. Психологические особенности старшего школьного возраста и их влияние на учебный процесс

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком , взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами — заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

Читать еще:  Шуточные конкурсы на новый год. Новогодние конкурсы и развлечения

«Воспитание у дошкольников к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.

По какому пути пойти педагогу, чтобы решить эти проблемы? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, создавая и внедряя новые программы и технологии. Одним из способов решения данных вопросов является музейная педагогика.

Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.

Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

Мини-музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи :

включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба»;

обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

повысить уровень педагогической культуры родителей;

повысить уровень знаний педагогов по данной теме.

«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея. Для создания интерьера избы были проведены беседы с сотрудниками краеведческого музея, изучены музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-развивающей среды «Русской избы» — ее развивающий характер.

Читать еще:  Лошадка везущая хворосту воз кто написал. Некрасов н. а. мужичок с ноготок из стихотворения крестьянские дети""

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Работа в нашем мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности. Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом — красна пирогом», « Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол». Так же знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек и народной вышивкой.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учреждения. Работа мини – музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.

Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наши мини-музеи интерактивны. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании.

Среда «Русской избы» для ребёнка — средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада.

Музеи помогают людям XXI века постигать непреходящие ценности человечества, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/predmetno-razvivayuschaja-sreda-ruskaja-izba.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/organizacija-i-otkrytie-muzeja-ruskogo-byta-ruskaja-izba.html
http://infourok.ru/vospitanie-u-doshkolnikov-k-russkoy-nacionalnoy-kulture-posredstvom-minimuzeya-russkaya-izba-823150.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector