Как научить сложению и вычитанию. Как научить ребёнка сложению и вычитанию

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Как научить ребенка устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

«Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Читать еще:  Когда австралийцы отмечают день австралии. Праздники и события австралии. Новый год в Австралии

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Читать еще:  Что такое ретушь в фоторедакторе. Разрешение и размер изображения. Последовательный процесс ретуширования фото

Как научить ребенка складывать и вычитать

Навыком устного счета ребенок должен овладеть в начальной школе, но лучше обучить его раньше. Уверенно складывая и вычитая, он быстрее освоит математику. Приложив немного усилий, родители сами могут научить малыша считать в уме. Для этого есть несколько эффективных методик.

Что должен уметь ребенок перед обучением

Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:

  1. Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
  2. Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
  3. Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.

Как научить ребенка считать

У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:

  • счет на пальцах;
  • особые приемы выполнения математических действий;
  • освоение состава чисел;
  • заучивание таблиц математических действий;
  • работу с развивающими книгами;
  • освоение счетного материала.


Основные правила, которые помогут научить вычитать и складывать:

  1. Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
  2. Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
  3. Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
  4. Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
  5. Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
  6. Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
  7. Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
  8. Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.

Счет на пальцах

Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:

  1. Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
  2. Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.

С предметами на бумаге

Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:

  1. «У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно. Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
  2. «У нас есть семь кружочков. Минус три. Сколько кружочков у нас осталось?».

Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:

Как научить ребенка решать примеры

Малыши хорошо усваивают все, что вызывает у них положительные эмоции. Родители должны постараться сделать занятия максимально увлекательными. Придумывайте задачи с цифрами, рисунками в игровой форме. Сначала освойте примеры до десяти, потом – двадцати и т.д. Детально разберите термин «состав числа».

В пределах 10

Легкие задания малышу можно предлагать уже в 2-3 года. Сначала можно научить ребенка считать в уме до 5, затем до 10. К 4-м годам задания можно усложнить. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок понимал значение понятий «больше», «меньше», «поровну». Примеры заданий:

  1. «У Алисы 2 яблока, а у Кристины – 3. У кого из девочек больше фруктов? У кого меньше?».
  2. «У тебя два печенья. Одно ты отдал папе. Сколько печенек у тебя осталось?».
  3. Разложите перед ребенком 5 карандашей. Попросите малыша убрать два, посчитать, сколько осталось.

В пределах 20

Переходить к примерам следует, когда ребенок уверенно считает до 10. Для наглядности используйте предметы. Примеры заданий:

  1. «Девять карандашей решили подружиться с 5 фломастерами. Сначала они познакомились с одним. Сколько получилось (9+1=10)? Затем они подружились с оставшимися фломастерами (4). Сколько всего предметов получилось (10+4=15)?».
  2. «У Тани было 12 конфет. Сначала она отдала подруге Кате 2 штуки, а потом еще столько же. Сколько конфет осталось у Тани (12-2=10, 10-2=8)?».

Как объяснить ребенку состав числа

Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими. Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:

  1. Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
  2. Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
  3. Зарисовывайте домино.
  4. Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.


Выполняйте такие упражнения с ребенком максимально часто. Действия с составом числа у него должны дойти до автоматизма. Без этого вы не научите ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток. Малыш в итоге должен понять, что если он хочет узнать, сколько будет 8+7, например, ему надо выполнить такую последовательность арифметических действий:

  1. Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
  2. Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
  3. Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.

Пример вычитания с доведением до 10:

  1. Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
  2. Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
  3. Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.

Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:

  • понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
  • складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
  • определять разрядный состав числа;
  • выполнять действия с каждым разрядом по очереди.

Как выучить таблицу сложения

В школах это считается основной методикой освоения устного счета. Подразумевается, что заучивать таблицы ребенок должен под контролем родителей в домашних условиях. Как правило, учитель лишь проводит ознакомительное занятие, решает с детьми несколько тренировочных упражнений.

Есть много способов заучивания таблиц. Большинство детей половину примеров запоминают автоматически, освоив переместительный закон. Эффективно заучивание таблиц с помощью стишков, попевок. Можно распечатать примеры, чтобы всегда были перед глазами. Можно пользоваться приемами эйдетики. На их основе создаются картинки или сочиняются сказки с использованием числовых образов. Материалы для закрепления знаний:

  • тесты;
  • раскраски;
  • мультимедийные презентации;
  • компьютерные математические тренажеры.
Читать еще:  Кто вытащил меч из камня. Экскалибур - меч короля Артура: история и легенды

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Итак, первые шаги в математической науке уже пройдены, и теперь родителям предстоит объяснить ребенку, как же складывать или вычитать числа в пределах 20-ти. Безусловно, самое главное в математике – понять все премудрости этой науки. Не подсмотреть у соседа по парте, не посчитать на палочках или пальцах (рук и ног), а именно понять, почему нужно поступать так, а не иначе.

Эта сложная наука – математика

Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.

Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.

Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.

Как научить считать в пределах 20-ти

Педагоги с опытом рекомендуют использовать для объяснения азов вычитания и сложения в пределах второго десятка по уже разработанным алгоритмам. Это поможет детям понять и осмыслить, что представляет собой один и два десятка, как складывать числа или вычитать их, если они переваливает через десяток. Занимаясь с ребенком, каждый раз следует проверять, насколько хорошо он понял пройденный материал, закрепить его, и не перескакивать на следующие темы, если в предыдущей остались пробелы.

С чего начать?

Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком порядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать одинаковых деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.

Разложите с ребенком кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в каждом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Второй ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «один» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так далее.

Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного проще: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «один», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.

Вычисления без перехода через десяток

Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.

Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.

Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами.
Например:
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7

После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.

Вычисления с переходом через десяток

Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и поэтому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.

Например, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две пары чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие пары: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.

Для чего это необходимо? Выполняя арифметические действия ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.

Вторым важным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно удержать в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.

Нужно прибавить к 8 число 6.
8+6=
Запишем этот пример так:
8+(2+4) =

Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видно, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14

Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14

Для закрепления рассмотрим еще несколько примеров на сложение.
6+9 =

Этот пример можно записать следующим образом:
6+(4+5) = 15

Записываем его в таком виде:
7+(3+5) = 15

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на вычитание с переходом через десяток.

Чтобы вычесть из одного числа другое с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким образом, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.

В данном случае число 7 состоит из 5 и 2. Запишем этот пример так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка
(15-5)-2 = 8

Ребенку легче будет решать такие примеры, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы сразу же отнять у первого числа единицы.

Например:
14-6=
Раскладываем вычитаемое (6 состоит из 4 и 2)
(14-4)-2 = 8

16-9=
Раскладываем вычитаемое (9 состоит из 6 и 3)
(16-6)-3=7

Т.е. при вычитании какое бы число не нужно было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем уже вычитаем оставшееся число.

Рекомендации родителям

Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.

Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.

Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите. Для него это очень важно.

Источники:

http://www.7ya.ru/article/Udivitelno-legkij-sposob-obucheniya-rebenka-ustnomu-schetu/
http://mosmama.ru/13706-kak-nauchit-rebenka-skladyvat-i-vychitat.html
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-nauchit-rebenka-schitat-primeryi-v-predelah-20.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector