Как помочь первокласснику

Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

1 сентября ваш ребенок — нарядный, серьезный и взволнованный — торжественно отправляется в первый класс. Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы — родителей школьника. И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы. Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации.

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Советы родителям:

Как можно больше общения вне школы!

Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше — нескольких.

Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения — вчера и сегодня.

Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.

Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям:

Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.

Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, — немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.

Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.

Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может. Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

Советы родителям:

Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.

Всегда просите его переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.

Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».

Делайте уроки не более одного часа!

Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть — дневной сон пойдет ему только на пользу.

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. — создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям:

Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.

Одна из самых распространенных ошибок — заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?

Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.

При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.

Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому — «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника — установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя. В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.). » Имейте мудрость не обижаться — это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд. Но не перегните палку — здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!

И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя. Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит — это же будет просто уродство какое-то, а не поделка». Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. — очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно. Игрушка, взятая в школу из дома, — «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция — запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.

Читать еще:  Что такое жизненная энергия и как ее повысить? Как повысить энергетику организма

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года. Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков — стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

Современные дети очень устают в школе — сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад. Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки. Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка — для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе.

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь — во всех смыслах этого слова, — и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.

Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!

Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?

Гиперактивный ребенок, родители и учительница: 3 варианта развития событий

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Ваш ребенок идет в первый класс. Как сложится его школьная жизнь, с какими трудностями он может столкнуться — особенно если отличается подвижностью, не вполне умеет себя контролировать, неусидчив? Три варианта адаптации к школе первоклассника с дефицитом внимания и гиперактивностью — от психолога Екатерины Мурашовой. Автор использует термин «гипердинамический синдром».

Вариант первый

Увы, иногда именно в первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка, потом пытается «призвать к порядку» родителей и, наконец, на собрании или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то «решать вопрос» — намекая либо на домашнее обучение, либо на «еще год посидеть дома».

Здесь необходимы срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно понять, о чем идет речь — действительно ли ребенок еще «не дозрел» до школьного обучения, или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по отношению к школе) специалиста.

Попросите учительницу внятно, желательно в письменном виде, изложить все свои претензии к ребенку и с этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т.д. Не забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и возможности.

Если специалист подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае, ему обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский сад, «обучалка-развивалка» и т.д. На следующий год, если это технически возможно, и он сам не против (такие дети часто парадоксально привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения. Начать, так сказать с чистого листа.

Вариант второй

Иногда ситуация в первом классе сглаживается «небоевым» темпераментом учительницы, которая вполне логично рассуждает о том, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к школьным требованиям, что он очень подвижный, явно старается, и рано или поздно у него получится, что надо и дома приучать его к организованности и т.д. В этом случае родители, благодарно кивая, ждут, когда ребенок «приспособится», и стараются пореже заглядывать в его дневник и тетрадки по русскому языку.

Но, увы, во втором классе ситуация вместо того, чтобы исправиться, лишь усугубляется. Задел, созданный подготовкой к школе, исчерпан, надо изучать и усваивать новый материал, а ребенок уже привык к предоставляемым ему скидкам и «напрягаться» явно не собирается. Учительница с тревогой говорит, что если срочно что-то не предпринять, то все может кончиться очень плохо. А родители, привыкшие полагаться на учительницу, совершенно не понимают, о чем, собственно, речь и что же именно нужно предпринять.

В этот ответственный момент в семье должен быть «назначен» человек, который возьмет на себя организацию учебной и прочей жизни ребенка. Если есть неработающая мама, ответственная старшая сестра или дееспособная бабушка-пенсионерка — прекрасно. Ребенку сообщают следующее:

— Ситуация с твоим обучением бодренько движется в очень неблагополучном направлении. С этим надо кончать. У тебя есть отдельные недостатки, но в целом ты вполне можешь усваивать эту программу и учиться в этом классе. Мы (семья) намерены сделать все возможное, чтобы отныне так и было. Возможно, в прошлом мы совершили какие-то ошибки, пустив все на самотек. С сегодняшнего дня ситуация изменится.

В дальнейшем составляется жесткий распорядок дня, которому неуклонно следуют. Уроки готовятся строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки, никаких возможностей для отвлечений и развлечений. Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Расписание жизни висит на стене, над рабочим столом ребенка.

Каждый вечер кратко обсуждаются сегодняшние достижения и неудачи и планируются дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). У ребенка есть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т.д.

Поддерживается постоянный контакт с учительницей. Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики. Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего сдвиги станут совершенно очевидными (включение положительной обратной связи).

Читать еще:  Вампир или донор? Определяем свой тип энергетики. Энергетический вампир по дате рождения

Если все дееспособные члены семьи работают, а оставшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, то следует отдать его в группу продленного дня. Потом вам придется заплатить деньги учительнице или воспитательнице продленного дня, чтобы при приготовлении домашних заданий она уделяла вашему ребенку особое внимание (иногда его достаточно просто сажать рядом с собой и не давать отвлекаться).

Постарайтесь, по крайней мере, три вечера в неделю проводить вместе с ребенком — гулять, ездить куда-нибудь, просто разговаривать. Неустанно выражайте свою озабоченность и интерес к его школьным делам. Хвалите за малейшие достижения. Про неудачи говорите:

— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?

Вариант третий

Ребенок пошел в школу по возрасту или даже позже (ждать еще год нельзя). Школа самая обычная, а учительница настроена вполне благожелательно. Поведение ребенка в школе «гипердинамическое», но, в общем, в пределах допустимого. При всем при этом ребенок категорически не справляется с программой.

Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтением и письмом. Учительница рекомендует уделять ребенку побольше внимания и заниматься с ним дополнительно (писать диктанты, упражнения и т.д.). Дома ребенок сидит за уроками практически все свое свободное время. Однако ситуацию это не улучшает.

Появляются соматические проблемы и всякие функциональные заболевания. У ребенка регулярно болит или кружится голова, расстраивается желудок, идет кровь из носа, нарушается сон. При обследовании выявляют то сколиоз, то шумы в сердце, то гастрит, то вегето-сосудистую дистонию. Разные специалисты прописывают ребенку огромное количество разнообразных лекарств и процедур. Если все это делать, то не хватит никакого времени и никаких денег.

Родители испытывают чувство вины: а вдруг надо было все-таки пойти к остеопату?! А вдруг именно то, дорогое американское лекарство решило бы все наши проблемы. Свою растерянность и раздражение они, естественно, транслируют на ребенка, их кидает из крайности в крайность. То они всерьез подозревают ребенка в том, что он симулирует, чтобы подольше не ходить в ненавистную школу, где у него и так все запущено. То, наоборот, решают, что ребенок серьезно и тяжело болен, и скармливают ему курс какого-нибудь сильнейшего препарата, побочные действия которого приводят к появлению новых, загадочных и опасных симптомов.

Правильной позицией родителей в данной ситуации будет в основном отсутствие паники и метаний из стороны в сторону. В первую очередь необходимо посетить специалиста и протестировать ребенка для определения коэффициента интеллекта. Если коэффициент интеллекта в пределах возрастных норм, и тестирование не выявляет умственной отсталости, то следующая ваша задача — всемерная поддержка ребенка и повышение его (уже, как правило, рухнувшей почти до нуля) самооценки.

— Красивое написание букв и палочек — важная, но не единственно важная вещь в жизни, — сообщаете вы ребенку. — Мы любим и принимаем тебя таким, какой ты есть. А с палочками мы будем бороться и в конце концов их переборем. Все данные для этого у тебя есть.

Далее тщательно поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или рано утром? Или разбить все это на три коротких «марш-броска»? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки? Занятий на тренажере? Натощак? Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное.

Как правило, уже вариации режима помогают отчасти разрешить или, по крайней мере, ослабить проблему хронической неуспеваемости. Помните, что у любого гипердинамического ребенка есть «плохие» и «хорошие» дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться. Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно.

Следом необходимо отыскать «позитивный ресурс». В нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе «Чук и Гек»? У Чука было то и это, он умел и это, и то, «зато Гек умел петь песни». Вот так же и с гипердинамическим ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки, или скачет на лошади, или придумывает и рисует смешные комиксы. Главное, чтобы «ресурсом» не стало сидение у телевизора или компьютера.

Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:

— Да, с учебой у нашего сына пока все не блестяще. Но зато он надежда нашей дворовой футбольной команды. Недавно забил решающий гол в игре со старшими пацанами из соседней школы. Они прямо обалдели. Их капитан так и сказал: ну ты, малолетка, даешь! А он еще в первом тайме ногу подвернул. Представляете?! Какая выдержка! Так что, мы уверены, что и с учебой все будет в порядке!

— Да, с русским языком пока полный провал. Но вот слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. Только жаль, записать их как следует он не может. Но это впереди! Мы уже так решили: как только он худо-бедно сможет их записывать, пошлем их в «Мурзилку». Там всегда на отдельной странице печатают то, что дети сочиняют. Наши рассказы ничуть не хуже, даже лучше! А письмо? Научится, разумеется!

В дальнейшем, когда самооценка ребенка слегка поднялась за счет «ресурса», на первый план выходят реабилитационные мероприятия по поводу восстановления здоровья. Ребенку сообщают:

— Все твои многочисленные болячки, по сути, есть одно, не слишком опасное заболевание — врожденные проблемы с нервной системой. Они постепенно компенсируются, то есть проходят. Ничем серьезным ты не болен, никакого особенного лечения тебе не требуется. Необходимы правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых для тебя — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. Тогда все будет нормально.

Желательно, чтобы ваше заявление подтвердил в присутствии ребенка какой-нибудь важный врач в белом халате со стетоскопом на шее и неврологическим молоточком в руке (эффект суггестии).

Дальше ребенка действительно нужно закаливать (любым доступным для вас способом) и кормить витаминами. Все попытки снова «сказаться больным» следует мягко, но решительно пресекать:

— Ты действительно так плохо себя чувствуешь? У тебя болит голова? Ты действительно не в состоянии сам с этим справиться? Ну хорошо, сегодня ты не пойдешь в школу. Разумеется, и речи быть не может о телевизоре, компьютере, прогулке и репетиции хора. Будешь лежать в постели и делать уроки, чтобы не отстать от класса. Жаль, что придется подвести ребят из хора. Кроме того, как раз сегодня вечером мы планировали сходить в парк покататься на машинках.

Довольно часто после подобного заявления ребенок практически мгновенно «выздоравливает» и заявляет, что голова у него «уже почти прошла», что он вполне может идти в школу, на хор и, разумеется, в парк покататься на машинках.

Через некоторое время ребенок убеждается в том, что он больше не такой уж больной, не такой уж неуспешный, и вообще — «ничем не хуже других». С этого момента вы устанавливаете плотный контакт с учительницей и/или логопедом и, согласно их рекомендациям, начинаете работать с собственно учебными проблемами ребенка — дисграфией, дислексией и т.д.

Читать еще:  Курсы для будущих родителей. Курсы для будущих мам и пап

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Сентябрь. Начинается учебный год. Это очень волнительный период, как для школьников, так и для их родителей. Новая обстановка, коллектив, правила, другой распорядок дня. Перед ребенком стоят новые непростые задачи, на пути решения которых ему не справиться самостоятельно без родительской помощи и поддержки.

Для ребенка переход из садика в школу – это примерно то же самое, что для взрослого человека переход из статуса «студент» в статус «рабочий человек». Буквально, это новые правила жизни: больше ответственности и обязанностей, другой график и требования, задачи, которые надо решать (а если не решишь вовремя, то они догонят снежным комом), более высокий уровень умственных нагрузок, никакого безделья и прогулов без уважительных причин. Своего рода это первые детские шаги по лестнице, которая в свое время приведет во взрослую жизнь. На этом этапе очень важны позитивные родительские установки, которые влияют на факт отношения и восприятия ребенком школы.

Что важно делать родителям, на что обращать внимание, как помочь? Рекомендации для родителей:

1. Создайте благоприятные условия в доме и семье, эмоционально положительный и позитивный настрой. Важно с самого утра передавать ребенку хорошее настроение, т.к. это сильно влияет на его работу в течение всего дня.

2. Будьте внимательны к своему ребенку, учитывайте возрастные и индивидуальные особенности вашего ребенка. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Также не стоит полагаться на общие стереотипы и требования, существующие в школе и предъявляемые к школьной успешности. Важно замечать и отмечать то, что получается хорошо именно у вашего ребенка и, главное, как это получается. Сравнивать вчерашние успехи ребенка с его личными достижениями и успехами сегодня и отмечать рост.

3. Внешкольные нагрузки (дополнительные кружки и секции) необходимо исключить на какое-то время или сократить до минимума. Организм привыкает к условиям обучения первые три месяца. Таковы физиологические особенности. Максимальный уровень, с которым ребенок может справиться эмоционально и физически – это не более 6 часов в неделю, т.е. 2 кружка в неделю.

4. Подарите ребенку часы и/или будильник и научите ими пользоваться. Это поможет легче привыкнуть к новому режиму и графику. Такие помощники всегда разбудят вовремя, помогут проснуться и успеть в школу. Ситуации, когда мама будит ребенка, дергает за одеяло и произносит фразы в духе «Вставай уже, а то опоздаешь!», обычно вызывают негативные эмоции. Причем не только в адрес мамы, но и в адрес школы. Будильник и отслеживание времени, напротив, помогают ребенку развить самостоятельность и планирование в будущем.

5. Составьте с ребенком его распорядок дня и следите за его соблюдением. Можно сделать это в виде плаката, коллажа, расписания, схемы, рисунка по дням недели, на всю неделю, месяц и т.д. Важно делать это вместе и творчески подойти к данному пункту. Можно рисовать разными цветами, выделяя ярким главное или же придумать свою личную схему кодировки и знаков. Ребенок точно ничего не забудет, посмотрев на него.

6. Следите за тем, чтобы мобильный телефон вашего ребенка был заряжен. Дети в этот период могут быть рассеянными и невнимательными. И чтобы быть с ним на связи и не волноваться лишний раз, лучше сами проконтролируйте этот момент. Конечно же, постепенно необходимо передавать ребенку ответственность за его личные вещи и приучать за ними следить.

7. Давайте ребенку возможность играть: с игрушками и со сверстниками. До 6-7 лет ведущим видом деятельности у ребенка является игра. Она учит детей быть инициативными, ведущими, брать ответственность, сотрудничать, позволяет усвоить социальные нормы и правила поведения в обществе, отстаивать и защищать свои интересы. В 7-10 лет к игровому виду деятельности добавляется еще и учебная деятельность. Она предполагает такие умения, как концентрация внимания, усидчивость, сосредоточенность. На физиологическом уровне ребенок приобретает эти способности к 7-8 годам, когда сформируются лобные доли. Поэтому, если ребенок хочет взять с собой любимого мишку Тедди, машинку, человечка из Lego, куклу и т.д., не запрещайте, пусть кладет в кармашек портфеля. И не стоит высмеивать и говорить фразы «Ты уже большой!». Игрушка часто может помочь ребенку «пережить» этот сложный период, почувствовать смелость, поддержку, возможно, даже «проиграть» и проговорить какую-нибудь нехорошую ситуацию или диалог на переменке. Также, дома можно наблюдать за игровым процессом, что может помочь вам лучше понять ребенка и увидеть ситуации, о которых дети могут не говорить, но «играть» в них.

8. Хвалите вашего ребенка. В любом возрасте похвала важна, т.к. именно собственный успех является мощным стимулом и мотиватором. Главное, хвалите ребенка конкретно, а не просто словами «Молодец», «Умница», и выражайте конструктивную похвалу наречиями и глаголами «Красиво написал буквы», «Быстро и выразительно прочитал стихотворение». То же самое и с критикой. Она должна быть конструктивной. Например, «Этот пример решен неверно», «Буква написана неаккуратно». Таким образом, самооценка не пострадает. Если ребенок будет испытывать страх перед родительским замечанием, криком или недовольством, то это вряд ли будет вдохновлять его на учебные подвиги и уж точно не приведет к познавательной активности.

9. Не запугивайте ребенка школой, не рисуйте негативный образ школы: там трудно и сложно. Также, нельзя обманывать первоклассника, рисуя радужный образ школы как места, где весело и много детей, которые играют. Необходимо преподнести ребенку объективную реальность. Рассказать про распорядок, познакомиться с учительницей, показать школу. Можно, например, зайти на школьный сайт и вместе виртуально побродить по коридорам, заглянуть в раздевалки и посмотреть на столовую. Школа является авторитарной структурой, где важным компонентом в процессе обучения выступает дисциплина. Важно объяснить ребенку и донести мысль, что не следует ожидать от школы того факта, что все его там будут любить, заботиться о нем. Что там будет приятно и хорошо, что там разовьются все его способности и творческий потенциал. Основная задача школы – это дать знания, развить логику и мышление, показать и научить различным способам жизни и взаимодействию в обществе. Что в этом обществе есть определенные правила (законы) и ограничения, где живут разные люди, и где они по-разному могут относиться друг к другу. А всему остальному его должна научить семья: быть добрым, отзывчивым, дружелюбным, признавать авторитет старших, уметь ладить с людьми, сотрудничать, быть способным постоять за себя, без причинения вреда другому и т.д.

10. Показывайте ребенку прикладную составляющую знаний, которые он получает в школе. Чтобы он больше осознавал, где именно в жизни сможет применить все эти знания. Например: «Если ты научишься решать задачи на время и скорость, то сможешь посчитать расстояние до того места, куда мы поедем в отпуск» или «Нужно уметь складывать и отнимать, чтобы посчитать деньги в магазине» и т.д.

11. Познакомьтесь и подружитесь с родителями (мамой) другого ребенка, пригласите к себе в гости. Это позволит вам делиться переживаниями и опытом, обсуждать общие вопросы, даст возможность по очереди забирать детей с продленки, покажет детям на примере, что такое дружба, поможет лучше увидеть и узнать, с кем дружит ваш ребенок.

12. Любите вашего ребенка, поддерживайте, будьте чуткими и внимательными, уделяйте время личному общению. Не стоит откладывать воспитание на будущее. Иначе, можно упустить момент, и тогда придется многие вещи корректировать: агрессию, неуверенность, застенчивость и т.д.

В случае плохой адаптации ребенка к школе, можно выделить ряд некоторых признаков:

  • неохотно рассказывает о своих успехах и неудачах
  • пассивность, подавленное состояние, безразличие
  • неадекватное поведение
  • часто болеет
  • плохой сон

Если ваш ребенок столкнется с трудностями в социально-психологической сфере, и вы не сможете справиться с ними самостоятельно, смело обращайтесь за консультацией к школьному или частному психологу.

Источники:

http://www.woman.ru/kids/deti-ot-6-do-12/article/43770/
http://www.7ya.ru/article/Pervyj-klass-i-adaptaciya-k-shkole-kak-pomoch-pervoklassniku/
http://www.b17.ru/article/pervoklashkadaptaciya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector