Как справиться с социальной изоляцией. Изгой в классе: человек человеку – волк

Глава 6. Травля изгоя у животных

Степень цивилизованности людей не влияет на их поведение при травле изгоя, в любом обществе оно одинаковое. Однотипны и ощущения изгоев. Это говорит о том, что в людях включаются инстинктивные программы поведения. Кроме того, всё то же самое в основных проявлениях можно наблюдать и в стаях животных.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О КОЙОТАХ

Зима в горном лесу. Обилие снега, замёрзли реки. Мелкие животные попрятались в своих норах. Чтобы выжить, койоты собрались в стаю. И тут выяснилось, что претендентов на место вожака стаи — двое. Стая выбрала одного из них. Второй ушёл. Пытаясь жить один, койот понял, что погибнет от голода, ибо крупного зверя ему в одиночку не победить. Он вернулся в стаю и вызвал вожака на бой. Они бились на смерть. Стая не мешала им. Изгой победил и стал вожаком.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ВОЛКАХ В ЗАГОНЕ

Учёные решили изучить стадное поведение волков. Для того, чтобы можно было наблюдать за ними без боязни, их с самого рождения воспитывали среди людей. И сразу заметили будущего вожака. Люди начали оказывать ему подчёркнутое внимание. И он с достоинством принимал его. Когда волчата достаточно подросли, их поместили как бы в природные условия, но это был ограждённый участок, на котором не было других зверей. Волки не могли охотиться и не могли уйти. Туши лосей им привозили люди.
В стае очень быстро наметился ИЗГОЙ — родной брат лидера (из одного помёта). Это был крупный и сильный волк с красивой густой шерстью. Он был такой же, как и его брат. А с точки зрения учёных — даже лучше, он «лучше пел». Учёный, ведущий этот рассказ, отзывался о нём с ВОСХИЩЕНИЕМ и сожалением в голосе.
Волк-изгой вёл себя, как типичный изгой в человеческой стае, когда у него нет возможности уйти. Этот волк — НЕ ПРЕТЕНДОВАЛ на лидерство. Тем не менее, его травили точно так же, как травят изгоя у людей. С той только разницей, что вожак, судя по его виду, НЕ ИСПЫТЫВАЛ НЕНАВИСТИ к брату-изгою и не старался уничтожить его. Он только силами стаи постоянно напоминал ему, что его место — последнее.
Волк-изгой страдал, в его потухших глазах была тоска. Но он не роптал и был покорен.

Волки увидели тушу лося и бросились к ней. Но изгоя от туши злобно отгоняли. Когда уже все наелись и ушли, изгой робко направился к остаткам, но тут же двое волков с властным видом отогнали его. Они смотрели на него с насмешливым превосходством и лёгким презрением. Изгой не оказывая сопротивления, молча отошёл. Унижение и страдание светилось в его волчьих глазах.
Налетели вороны и стали есть мясо. А изгой с побитым испуганным видом сидел в стороне, не смея приблизиться к туше. Но есть-то хочется! Валяясь в ногах у брата, волк выпросил у него разрешение поесть. Но только он подошёл к остаткам туши, волки-наблюдатели снова отогнали его с весёлым удовольствием. Потом один из них с возмущённым видом схватил изгоя за морду (обхватив рот и нос, как хищники делают с крупными травоядными, чтобы лишить их возможности дышать и тем самым лишить их силы), но не плотно, подержал и отпустил, — знай, мол, и помни своё место.
И только когда вороны наелись и улетели, волки-наблюдатели, оглянувшись на улыбающегося вожака, позволили изгою подойти к остаткам. И при этом на их мордах было написано такое же удовольствие от власти над ним, как и на лицах людей, травящих изгоя.

Когда учёные закончили свои исследования, они решили переселить волков в естественные условия. Но, поскольку волки не умели охотиться, их решили передать под покровительство одного из местных индейских поселений, которое жило в лесу.

Все волки уже вышли из своих клеток и отбежали к лесу. Только волк-изгой, тоскливо сжавшись, сидел возле открытой дверцы клетки и чего-то ждал. Тогда вожак вернулся к нему и, снисходительно улыбаясь, всем своим видом по-дружески, без властного высокомерия, без презрения, молча сказал ему — на всеобщем инстинктивном языке немого общения:
— Выходи, не бойся, я не буду преследовать тебя.
Без радости, вяло и нерешительно изгой вышел из клетки и пошёл за вожаком.

Полуобнажённая молодая женщина-индианка сидит на пне. А вокруг неё — прирученная учёными волчья стая. На её лице отражается чувство ответственности за волков и уверенность в их полном подчинении. Она пристально и сосредоточенно вглядывается в них, явно разговаривая с ними на всеобщем инстинктивном языке немого общения. И волки так же внимательно смотрят на неё с выражением почтительного восхищения и ПОНИМАНИЯ. Они выглядели единой дружной стаей.

Очевидная причина конфликта в стае койотов — наличие двух лидеров. Но почему в стае волков травили изгоя? Он ведь ПОДЧИНЯЛСЯ лидеру! И, очевидно, что подчинялся он инстинктивно, а не сознательно, а вожак НЕ ИСПЫТЫВАЛ к нему ненависти. Эффект от УНИЖЕННОГО поведения изгоя был только один — ВЫЖИВАНИЕ. Вожак не прощал его и травлю не прекращал. Но вот «боги» отпустили волчью стаю. Волки почуяли свободу. Нет больше богов! И лидер позвал к себе изгоя. Очевидно, инстинктивная лидерская программа у изгоя была слабее, чем у лидера, иначе бы лидер заставил его уйти из стаи при первой возможности. Получается, что причиной травли изгоя в данном случае были люди. Лидер и изгой были из одного помёта, и воспитывали их (как и всю стаю) в одних и тех же условиях. Единственное различие: люди с самого начала ПОДЧЁРКИВАЛИ перед остальными волчатами свою симпатию и уважение к волчонку-лидеру. И тем самым они ВМЕШИВАЛИСЬ в развитие естественных отношений в стае. Вожак, если бы мог говорить, мог бы с полным основанием утверждать, что он избран самими богами на этот пост. Но и его брата, будущего изгоя, люди тоже любили! «Боги» ВЫДЕЛЯЛИ ДВОИХ! Но одного, лидера, осознанно, а его брата — нет. Можно предположить, что вожак испытывал РЕВНОСТЬ к брату и СТРАХ, что высшие всесильные существа, от которых зависит жизнь всей стаи (ибо другого источника жизни волки не знали), могут в любой момент передумать и назначить лидером брата.
Поведение стаи волков при травле изгоя в основных чертах очень похоже на поведение людей. Значит, травля — это древний инстинкт, который сформировался задолго до появления человеческого сознания. Поведение и страдания волка-изгоя было таким же, как у людей-изгоев. И это означает, что аналогичное поведение человека-изгоя также является инстинктивным.
В стае волков изгой не понравился СОЗНАНИЮ вожака, так как люди тоже уделяли этому волку повышенное внимание. А в стае койотов изгой не понравился ИНСТИНКТУ лидера, ибо изгнанный койот тоже был лидером приблизительно равной силы. Лидер НЕ МОГ ПОДЧИНИТЬ лидера. И лишний лидер был изгнан.
Инстинкт травли включается у членов стаи при виде недовольства вожака одним из них, но начало травли объявляет только вожак.
У людей в случае травли изгоя ИНСТИНКТУ лидера тоже не нравится невозможность инстинктивно подчинить равного по силе ведущего лидера или всегда осознанного, а СОЗНАНИЮ лидера не нравится неправильное поведение кого-либо из членов группы. У людей инстинкт травли также включается по сознательному знаку лидера, а МЕТОД травли — инстинктивный. Видимо, в социальном инстинкте млекопитающих предусмотрено изгонять травлей того, кто НЕ НРАВИТСЯ лидеру, чем бы это ни было вызвано. Но в социальном инстинкте людей есть существенные отличия, обусловленные наличием у них разума.
С появлением у предков современных людей человеческого сознания, их инстинкты постепенно обогатились новыми программами поведения, специфичными только для человека разумного. У людей ведущие лидеры (в отличие от ведущих лидеров у животных) не выделяют изгоя и не применяют травлю. Надо думать, в новом человеческом лидерском инстинкте учитывается наличие у людей осознанного логического мышления, и поэтому допускается исключительно рассудочное подчинение. Вероятно, наличием у людей разума обусловлено и появление среди ведущих лидеров женщин — в 1/3 случаев.
В человеческой стае только инстинктивно объединяющие и смешанные лидеры выделяют и травят изгоя. Этим смешанные лидеры похожи на ведущих лидеров у животных, которые также выделяют изгоя и подвергают его травле. Возможно, инстинкт смешанного лидера — очень древний, а появление разума только дополнило его новыми программами поведения, не меняя его сути.

Читать еще:  Жидкое дегтярное мыло свойства и применение. Польза применения дегтярного мыла и возможный вред от него. В каких случаях оправдано применение дегтярного мыла домашнего прозводства

Почему человек становится изгоем?

Содержание статьи

  • Почему человек становится изгоем?
  • Почему человек не уживается ни в одном коллективе?
  • Как не стать объектом насмешек в школе

Когда коллектив отвергает человека

В каждом коллективе отвержение кого-то происходит в различной форме. В школе это могут быть насмешки, оскорбления и даже физическое притеснение, во взрослых коллективах отвержение может проходить в форме изощренного игнорирования, когда вроде бы и нет откровенного пренебрежения, но кому-то одному становится очень плохо, а все остальные, будто заранее договорившись, играют свою роль.

Изгоем становится тот, в ком большая часть окружающих людей начинает видеть то, что они отвергают в себе. Это могут быть такие качества, как неуверенность, отсутствие успеха в профессии. Впрочем, также это могут быть любые качества, которые именно в данном коллективе в силу каких-то причин оказывались под запретом. Например, не любит начальник суетливых сотрудников или тех, кто любит проявлять инициативу. Если он сможет распространить свое настроение на остальной коллектив, то сотрудник, имеющий такие качества, может стать изгоем и терпеть много негативных моментов в отношении от окружающих.

Или другой пример. Бывают коллективы, в которых царит атмосфера амбициозности. Члены таких коллективов ставят перед собой и друг другом сложные задачи и очень гордятся, когда удается их реализовать. Если в такой коллектив попадает человек, лишенный этого качества, – он может стать изгоем в силу того, что остальные не смогут уважать его и будут видеть в нем то, что не хотели бы видеть в себе – отсутствие желания добиваться чего-либо в жизни.

Таким образом, в большинстве случаев получается, что изгоем становятся по отношению к определенному коллективу. Если тот же человек попадает в другое сообщество, где не отвергаются качества, которые ему присущи, он может вполне неплохо там себя чувствовать.

Иногда в детских коллективах изгоями становятся те дети, родители которых слишком опекают их и постоянно контролируют их жизнь. Также причиной отвержения может быть какая-то особенность, которую не принимает коллектив – болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или наоборот материальная обеспеченность.

В этом случае нужно проанализировать, какие ценности присущи данному коллективу, какие качества отвергаются. После этого нужно понять, какие качества проявляет человек, ставший изгоем. Если это противоречие неразрешимо, то необходимо искать новый коллектив, или же строить отношения с учетом этой информации.

Читать еще:  Красивые намеки. Как намекнуть человеку, что любишь его

Когда человек отвергает окружающих

Однако еще бывает так, что человек становится изгоем практически в любом коллективе. Это уже совсем другая ситуация. Здесь нужно понять, какие качества в человеке делают его изгоем.

Во-первых, такой изгой изначально может отрицать многие ценности, которые исповедует коллектив и проявлять свое неуважение в некоторых высказываниях и поступках. Это, в свою очередь, является достаточной причиной для отвержения.

Во-вторых, каждый член сообщества выполняет какую-то функцию, делает что-то полезное для него. Изгой же отказывается от того, чтобы вкладывать что-то в коллектив. Он сосредоточен на себе и на своем противопоставлении. Этим он сам провоцирует других на отвержение. Как можно принимать человека, который отвергает сам?

В-третьих, изгой может просто не уметь выстраивать взаимоотношения с социумом в силу своих особенностей. Если такой человек не отвечает на импульсы от окружающих и замыкается в себе, не имея способности построить диалог, то он также может стать изгоем.

В жизни, чтобы стать изгоем, человеку не требуется проявления всех факторов одновременно. Достаточно одного или двух для получения отвержения. В первом случае, когда человек отрицает ценности коллектива, реакция окружающих может стать наиболее резкой. Тогда как в последнем случае, если имеет место просто неумение строить диалог, то отвержение будет носить более мягкую форму.

Таким образом, необходимо понимать причины, которые привели в каждом конкретном случае к этой проблеме, чтобы впоследствии их можно было корректировать.

Педагогическая помощь детям-изгоям

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Я изучила причины отверженности детей и пришла к выводу, что такими причинами могут быть:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Четвёртая родительская ошибка — долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой — это «изнаночная» сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).
Читать еще:  Реферат: Внушение как механизм воздействия на человека. Внушение

Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или «буфера», чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности.

Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи.

Самая распространенная ошибка — это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в «непопулярном» привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки (если ребенок увлекается рисованием), подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п.

Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки, должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов.

  1. Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 234 с.
  2. Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2007. – 167 с.
  3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. – 193 с.
  4. Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 245 с.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
  6. Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои.: Красноярск: Первая публикация. Брошюра “Социология ученического класса”, 2000. – 145 с.
  7. Шипилов А.И. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 90–93.

Источники:

http://www.proza.ru/2012/03/12/1211
http://www.kakprosto.ru/kak-852783-pochemu-chelovek-stanovitsya-izgoem
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594229/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector