Как воспитывать детей: главные приемы и принципы. Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми

Содержание

Как воспитывать современного ребенка?

Трудности воспитания современных детей продолжают увеличиваться. Запросы, с которыми обращаются родители к детским психологам, объединены следующими темами:

  • дети растут несамостоятельными — ничего не хотят или не умеют делать сами;
  • ребенка трудно чем-либо заинтересовать;
  • у детей «процветает» потребительское отношение друг к другу и к родителям — «Если у тебя есть классная, модная вещь — я с тобой дружу», «Больше всех я люблю бабушку, потому что она мне все покупает».

Большинство таких проблем возникают по следующим причинам:

  • ребенок с детства убежден, (а родители подтверждают это убеждение) что организовывать его досуг должны взрослые;
  • дети не знают, что такое цель и не умеют достигать ее, потому что в их жизни уже есть все необходимые блага;
  • ребенок абсолютно не умеет играть и проигрывать: в игре он обязательно должен иметь главную роль, не обладая при этом авторитетом, а соревнуясь с кем-то, желает достичь победы любой ценой. В случае проигрыша он испытывает гамму неприятных, агрессивных чувств и готов бросить игру и разорвать общение, лишь бы не чувствовать себя побежденным;
  • дети не знают, что такое личная эффективность и не обладают ею: они готовы получать только положительные эмоции и совсем не знают, что делать с отрицательными. Также, они не имеют опыта, который помог бы им справляться с неудачами, преодолевать препятствия, наблюдать, как благодаря собственным усилиям ситуация меняется в лучшую сторону.

Ответственность, самостоятельность, умение занять себя в свободное время, планировать и организовывать время так, чтобы оно приносило пользу — навыки не только взрослых людей, но также и детей. Они полезны подросткам, школьникам и малышам — каждый, в соответствии с возрастом, может использовать их. Как? — Вопрос к родителям, которые привили или не привили их ребенку. Мать и отец могут формировать в нем личную эффективность не только своим примером, но и особенным подходом в воспитании. Какие принципы он включает в себя? Как нужно воспитывать детей, чтобы они могли заботиться о себе самостоятельно, умели уважать и понимать других людей, ценили нравственность в себе и окружающих, понимали ценность отношений, умели доводить начатое дело до конца, с достоинством проигрывать, достигать поставленную цель?

Кто должен развлекать ребенка?

В настоящее время, со страниц детской психологии и телепередач о воспитании ребенка, часто звучит: «Родители должны проводить с детьми как можно больше времени. В обратном случае, ребенок может почувствовать себя нелюбимым, одиноким и получить психологическую травму». В результате этого убеждения мир получает взрослых, которые, боясь в чем-то провиниться перед ребенком или стать «случайно» плохим родителем, бросают все дела, чтобы немедленно развлечь заскучавшего малыша, поднять ему настроение, найти интересное занятие.

Не стоит рассматривать данный призыв лишь с одной стороны. Проводить время с ребенком — действительно важно и необходимо, однако, не стоит упускать из виду тот факт, что дети должны, также, уметь занимать себя самостоятельно. Если это всегда делают родители, то ребенок может вырасти инфантильным, с полным отсутствием творческих способностей, ленивым и безынициативным. Дети должны слышать не только «да», но и «нет», чтобы у них был опыт — как справляться с отказами, потерями, неприятными чувствами.

Достижение цели — не для детей?

Достигать цели — прерогатива не только взрослого человека, но и ребенка. Как получать желаемое — дети могут не только учиться у матери с отцом, но и на собственном опыте. Старательно готовить уроки и приносить «пятерки», много тренироваться и выиграть соревнование, заслужить доверие друзей или родителей хорошими поступками, копить деньги или зарабатывать, чтобы купить желаемую вещь — примеры того, как ребенок даже дошкольного возраста может ставить цель и совершать действия для ее достижения.

«Деловой» ребенок

Дела бывают не только у взрослых. Ребенок, когда он умеет доводить начатое дело до конца, живет насыщенной жизнью, успевает сделать и узнать за день много полезного и интересного. Дети будут «деловыми», если взрослые с ранних лет станут передавать им ответственность за то, с чем они в состоянии справиться — поливать растения и ухаживать за ними, делать открытки к празднику своими руками, вышивать, мастерить, строить.

Победители и побежденные

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, если понимает, что проигрывает в игре, обижается и говорит: «Я так больше не играю!», а иногда обзывается, дерется с другими участниками. Иногда взрослые для того, чтобы избежать скандала, «поддаются» ребенку и он всегда выходит победителем. Эта тактика приносит вред детскому развитию. Дети должны учиться проигрывать для того, чтобы знать, что, после этого с ними не случится ничего плохого, мир не «рухнет» и они не станут хуже. Уметь принимать выигрыш радостно, а проигрыш — ровно и спокойно, всегда оставляя себе шанс отыграться — прерогатива будущего победителя.

Зачем детям понимать друг друга?

Понимание — важный аспект сегодняшнего мира. Это качество необходимо для поддержания между людьми теплых и искренних отношений. Ребенок учится пониманию в семье, когда общается с родителями, видит, как они относятся друг к другу, а также, в кругу сверстников. К сожалению, большинство сегодняшних детей дошкольного и школьного возраста имеют низкий уровень эмпатии — сопереживания другому человеку и понимания его чувств, как своих. По этой причине, увеличиваются случаи насильственных действий детей по отношению друг к другу, издевательства, унижения. Ребенок, воспитанный в нарциссической среде — когда восхищаются внешней оболочкой и достижениями, игнорируя личность, не чувствуя души другого человека — тоже может превратиться в «нарцисса», который равнодушен к тому, что происходит с другими, а озабочен лишь своей личностью.

Читать еще:  Пословицы про общее дело и дружбу. Пословицы и поговорки о дружбе

Сопереживанию и сочувствию нужно учить с раннего детства. Дети растут эмпатичными, если:

  • родители не игнорируют их чувства;
  • демонстрируют пример внимательного отношения к старшим, слабым, беспомощным.

Личная эффективность ребенка

Если все всегда делать за детей, «спасать» их от неприятностей, то они никогда не станут высокоэффективными людьми, а это значит, что не смогут быть независимыми от родителей, ставить и достигать цели, строить отношения, в которых будут счастливы. Задумываясь о развитии навыков личной эффективности, родителям стоит начать их формирование со следующих шагов:

  • не стоит делать за ребенка то, что он в силах выполнить сам или новое для него дело. Следует показать ему один или несколько эффективных способов выполнения и передать ответственность;
  • нужно искренне верить в ребенка и своим поведением демонстрировать ему эту веру;
  • стать уверенным в себе, ребенок сможет, только, если взрослые на протяжении многих лет не сомневались в его способностях;
  • слова «Ты справишься. Я верю в тебя», «У тебя все получится», «Я на твоей стороне», «Я с тобой» — должны быть главными в отношениях между детьми и родителями, пока ребенок растет, меняется и набирается жизненного опыта.

Как вырастить из ребенка успешного взрослого? 10 приемов воспитания

Все родители очень схожи в одном: они хотят счастья и лучшей жизни своим детям. И всегда мучаются вопросом, как же воспитать ребенка, чтобы все у него получилось во взрослой жизни. Правильных советов не существует, но есть определенные приемы воспитания, которые помогут вырастить ребенка успешным.

1. Развивайте чувство уверенности и независимости

У ребенка, который сам отвечает за свои действия и имеет право принимать решения, как правило, возникает меньше проблем со сверстниками. Они чувствуют его силу (внутреннюю), уверенность и не задевают по пустякам.

Чтобы развить в детях эту независимость, нужно позволять ребенку самостоятельно разрешать конфликты (с одноклассниками/с детьми в одной группе детского сада и т.д.), возникающие личные проблемы. И помогать только в том случае, когда это действительно нужно. Более взрослым детям обязательно давать возможность принимать решения самостоятельно и ощущать последствия этих действий.

Чрезмерно контролирующие родители постоянно указывают детям, что делать и каким образом, тем самым развивая в ребенке нездоровую зависимость. Таким детям трудно думать самим и что-либо решать.

2. Избавьтесь от абсолютной опеки и защиты

Очень часто родители «порхают» над ребенком 24 часа в сутки и волнуются, чтобы не вышло чего-нибудь эдакого. Невозможно за всем уследить и от всего защитить, хотите вы того или нет. Все равно будут возникать проблемы и неприятные ситуации. Например, ребенок с кем-то подрался, разбил окно в школе, порезал палец, простудился, получил 2 и т.д. Из-за обостренного контроля и желания помочь у ребенка развивается чувство тревоги и неуверенности. В будущем такие дети не смогут полностью отвечать за себя. Они будут постоянно ждать помощи со стороны родителей, что придет мама или папа и «разрулит» все препятствия на их пути. Такие приемы воспитания никак не способствуют успешности ваших детей.

Как бы ни было тяжело наблюдать за тем, что ваш ребенок борется или терпит неудачу, не вмешивайтесь. Дети развиваются и благодаря трудностям тоже. Просто дайте ребенку почувствовать, что вы всегда рядом и готовы помочь, если ему будет очень сложно.

3. Станьте авторитетом для своего ребенка

Авторитетный родитель уважаем в семье, с него берут пример, его любят и ценят. Но этот родитель не диктует правила и законы, по которым нужно жить. Он дает полезную информацию своим детям, рассказывает, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Но умеет слушать и слышать мнение ребенка, позволяет делать выбор. Такие родители, в отличие от авторитарных (которые ценят только полное послушание и строгое соответствие правилам), предъявляют реалистичные требования к своим детям. Помогают обеспечить возможности и ресурсы, необходимые для достижения успеха.

4. Занимайтесь чтением

Воспитать успешного ребенка можно не только через какие-то конкретные приемы, но и через такие мелочи, как совместное времяпрепровождение и чтение. Ведь состоявшийся ребенок – это не только человек, умеющий принимать решения и нести за них ответственность. Он интеллектуально развитая, с широким кругозором личность. Преимущества чтения: повышение уровня мозговой активности, словарного запаса и развитие языковых способностей.

Вы можете начинать читать ребенку с самых ранних лет, потом заниматься этим вместе. А потом ребенок сам будет тянуться за книжкой. Частое чтение развивает у детей фантазию, рождает различные идеи и концепции. Эти способности очень здорово могут помочь ребенку в будущем, в поиске себя и своего призвания.

5. Прививайте детям самодисциплину

Дисциплинированные дети лучше подготовлены ко встрече с жизненными трудностями. А также проще справляются со стрессом и могут сделать выбор, даже когда взрослых нет рядом. Дисциплинарные приемы воспитания развивают критическое мышление ребенка.

Научите детей дисциплине с самых ранних лет. Сначала это может выражаться, например, в объяснении, что взрослых перебивать нельзя. Что нужно убирать свои игрушки и не устраивать истерики по любому поводу. Когда ребенок повзрослел, нужно приучить его, например, к самостоятельному выполнению домашних заданий. А также помощи по хозяйству, контролю поедания сладостей и отслеживанию собственного графика. Те взрослые, которые работали над своей дисциплиной в детстве, лучше обходятся с деньгами. Они способны решать сложные задачи и в меньшей степени склонны к компульсивному поведению.

Читать еще:  После солнечных ожогов появились волдыри и чешутся. Как быстро вылечить волдыри от солнечного ожога. После загара появились маленькие волдыри

6. Позволяйте детям работать

Если ваш подросток хочет заработать собственные деньги законным способом, всячески поощряйте это и ни в коем случае не сопротивляйтесь желанию ребенка быть самостоятельным. Вообще, трудовая деятельность – это хорошо в любом возрасте. Регулярно поручайте детям выполнение разных домашних дел, например, пусть выносят мусор, сами застилают постель, выгуливают и кормят домашних питомцев, моют посуду, подметают пол и т.д. Дети, которые выполняют работу по дому, во взрослом периоде будут ценить труд и с уважением относиться к любой работе. Они будут с ответственностью подходить к своим деловым обязанностям и будут готовы помочь другим.

7. Развивайте социальные навыки

Дети, которые вырастают и могут легко общаться со сверстниками, решать проблемы и понимать собственные чувства, с большей вероятностью будут успешными людьми.

Это начинается с основных социальных взаимодействий. Дети должны научиться слушать, выполнять просьбы, вести беседу, ладить с другими, сохранять спокойствие в общении с детьми/взрослыми, быть ответственными за свое поведение и проявлять доброту. Какие приемы воспитания могут с этим помочь? В первую очередь поведение ребенка копируется с семейной модели. Если ваши дети видят благоприятные отношения между родителями, они начнут имитировать и подражать им. Вовлекайте детей во взрослые разговоры и учите их, как начинать беседы, ждать своей очереди и слушать других.

Рассказывайте (и показывайте на своем примере) детям, что нужно делиться с другими, контролировать свои эмоции и быть сочувствующими. Если в доме возникает конфликт, всегда уделяйте время на разбор обид. Проработка негативных эмоций будет способствовать развитию сотрудничества и уважения.

8. Хвалите не за врожденные таланты, а за развитые навыки и усилия

Хвалите своих детей, когда они получают высокую оценку, выигрывают игру, приносят диплом и т.д. Поощрение конкретных действий побуждает к еще большему развитию и достижениям. Если же вы просто будете говорить своему ребенку, что он умный и красивый, то стремление чего-то добиться может пропасть. Более того, ситуация, когда ребенок потерпит неудачу (зная, что он самый лучший), может подкосить его уверенность в себе.

9. Приучайте детей к здоровым привычкам

Забота о своем здоровье имеет большое значение как для успеха взрослых, так и детей. Следите за распорядком дня вашего ребенка, чтобы он всегда ложился вовремя спать, не ел вредной пищи и был как можно больше активным. А вот компьютерные игры и всяческие гаджеты сократите до минимума. В детском возрасте подвижный образ жизни просто необходим. Прививайте ребенку хорошие привычки, например, устраивайте совместные вкусные и здоровые обеды, велосипедные прогулки или походы в бассейн, выезжайте на пикники и т.д.

10. Любите себя и свою семью

Ключевой момент, который затрагивает все приемы воспитания успешного ребенка, – это работа с собой. Если вы эмоционально неустойчивы, не любите себя, не заботитесь о себе, сколько бы вы не занимались ребенком, успешным и счастливым ему стать будет очень сложно. Поэтому, конечно, в первую очередь начните с себя. Если есть проблемы в семье, старайтесь разрешить их. Если есть трудности с принятием себя, поработайте с психологом, уделяйте время своим желаниям и амбициям. Как только ребенок будет ощущать здоровую и любящую обстановку в семье, видеть реализованных и счастливых родителей, он просто «обречен» быть успешным во взрослой жизни.

Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека?

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

Читать еще:  Развитие грудничка 11 месяцев. Физические навыки малыша. Навыки и умения

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Источники:

http://edadom.su/zdorovie-rebenka/kak-vospityvat-sovremennogo-rebenka/
http://flytothesky.ru/priemy-vospitaniya/
http://pedsovet.su/publ/90-1-0-3920

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector