Как животные дрессируют нас. Что такое положительное наказание в дрессировке собак

“Концлагерь 21 века”. Как в цирке дрессируют животных

Тигр, прыгающий через огненное кольцо, медведь на велосипеде — эти образы знакомы всем с детства. Цирк с давних времён является синонимом яркого праздника и веселья.

Однако в последние годы всю большую и большую силу набирает движение активистов, утверждающих, что дрессировка животных является крайне жестоким процессом. Эти люди призывают запретить выступления зверей в цирке.

Сегодня “Умный журнал” постарается разобраться — что находится по ту сторону блеска манежа? И насколько действительно тяжела жизнь цирковых животных?

Боль или угощение?

Боль как метод дрессировки применялась с давних времён. Наказание — самый очевидный способ заставить животное (как, впрочем, и человека) слушаться.

Официально считается, что в конце 19 века в дрессировочном деле произошёл перелом. Появилась так называемая “новая школа” — течение, основанное на замене карающих методов на поощрительные. Животное дрессировали не через страх, а через угощение, поощрение, установление доверия и близких отношений. Одним из пионеров подобного подхода стал легендарный цирковой артист Владимир Дуров, стоявший у истоков знаменитой династии Дуровых.

Изучая работы академика Ивана Павлова, посвящённые рефлексам, он ввёл в российский обиход безболевой (или поощрительный) метод дрессировки, который,согласно широко распространённой точке зрения, превалирует в цирковом деле до сих пор.

Шокирующие свидетельства

В публичное информационное пространство время от времени проникали сведения, что дрессировка без карательных методов, в общем, невозможна.

Заслуженный ветеринарный врач России Евгений Сибгатулин в докладе “Дрессура как антигуманное явление в современном обществе” говорил:

“Можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе” .

Заслуженный артист России, бывший дрессировщик Владимир Дерябкин в своих интервью также рассказывал:

“Правда о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными.

Знаете, как принудить медведя танцевать твист? Меня научил талантливый дрессировщик Михаил Симонов. Это делается при помощи гвоздей: берёшь две палки с торчащими остриями, подносишь к медвежьим ляжкам и начинаешь попеременно колотить его — туда-сюда, туда-сюда. И одновременно идёт прикормка.

Вы, наверное, замечали, что каждый дрессировщик слонов во время представления держит в руке кожаный стек. Конец стека украшен цветком. Укротитель подходит к животному, изящно взмахивает рукой, и слон, будто бы повинуясь цветку, послушно идет, куда нужно. Но никто из зрителей не знает, что под прекрасной розой скрыт острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Так происходит в цирках всего мира” .

Наиболее яркие свидетельства масштабного применения насильственных методов в цирковой дрессировке удалось добыть активистке Центра защиты прав животных «ВИТА» Оксане Даниловой.

Девушка устроилась уборщицей в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (также известный как Цирк Чинизелли).

Получив доступ в это учреждение, она не только увидела всё своими глазами, но также смогла пронести камеру и сделать несколько фото и видео.


Помимо методов дрессировщиков, Данилова крайне негативно отзывалась об условиях содержания животных:

“Один из самых врезавшихся в память моментов там — медведица, сошедшая с ума, подпрыгивающая с размеренностью маятника, отталкивающаяся ногами от дна клетки и бьющаяся головой о её низкий потолок. Как шарик пинг-понга. Только размеренное бум-бум-бум часами…

Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси.

Там же видела слониху, прикованную к настилу пола полуметровой цепью, позволяющей ей делать только шаги вперед и назад. Ни солнца, ни неба, только голые серые стены вокруг. И так всю жизнь.

Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него”.

Опубликованные материалы вызвали общественную реакцию и вынудили работников цирковой индустрии дать комментарии.

Главный режиссёр Санкт-Петербургского цирка Виктор Саврасов заявил, что не знал о применении таких методов (хотя некоторые репетиции проводились на главной арене цирка). Он назвал запечатлённого на видео дрессировщика профессионалом и прекрасным артистом, но заметил, что такие методы ни в какие ворота не лезут.

Артистка цирка Карина Багдасарова прокомментировала эпизод с дрессировкой обезьян за кулисами и сказала, что, несмотря на некоторый перебор, преувеличивать масштаб проблемы не стоит: “Есть косяк — получил. Нет — не получил. Его ( обезьяну ) не убивают с утра до вечера. Просто такая выдалась репетиция” . Также Багдасарова, сама известная дрессировщица, отметила, что за репетицию порой уходит два-три килограмма мяса на поощрения.

Один из самых известных цирковых артистов в России, директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный осудил действия дрессировщика с обезьянами. Тем не менее, он не отрицал наличия карательных методов и в своём дрессировочном процессе:

“В слово “бить” заложен негативный смысл. Если ты вдруг видишь, что твоя овчарка огрызнулась на подходящего к ней ребёнка, знай: в следующий раз она может убить его. А если ты вовремя прикрикнешь, может быть, раз-другой ударишь в воспитательных целях, собака поймёт: ребёнка обижать нельзя! И тогда в дальнейшем никто не пострадает – ни ребёнок, ни собака, – которую пришлось бы усыпить. Любое наказание должно быть своевременным и адекватным.

Читать еще:  Лунный церковный календарь

Хороший дрессировщик никогда не покалечит животное, никогда не сделает так, чтобы животное его возненавидело, а будет стремиться к тому, чтобы оно его уважало и любило. Работать надо не жестоко, а правильно. При этом никто не должен страдать – ни человек, ни животное. Есть масса учебников, мы с братом написали книгу “Как мы дрессируем собак” .

“И у него такие от ужаса глаза…”

Против цирковых номеров с участием животных выступают и многие известные люди. Певица Лайма Вайкуле прямо говорит: “Каждый раз мой концерт начинаю с фразы: “Если кто-нибудь меня любит и уважает — я вас прошу, не ходите в цирк, где дрессируют животных” .

Михаил Ширвиндт, долгое время бывший ведущим известной передачи “Дог-шоу — Я и моя собака” вспоминает:

“Раза четыре у меня на программе были профессиональные дрессировщики с собаками, которые делали такие трюки… естественно, никто из обычных собак такое близко повторить не может.

Но видели бы вы глаза этих несчастных собачек! Они в прямом смысле стоят на ушах, и когда дружелюбный, радостный хозяин говорит: “Фимочка, беги сюда!”. И у него такие от ужаса глаза, у этой собаки… Это было видно всем” .

Ещё одна известная телеведущая, Ольга Шелест, делится своими впечатлениями от участия в передаче “Цирк со звёздами”:

“После того, как лев отработал в манеже, он по коридору бежит в свою клетку, в свой вольер. Его закрывают, на колёсах перевозят в отдельную комнату… Когда ты понимаешь, что этот лев никогда в своей жизни не стоял на земле, просто на земле — он всегда стоит либо на опилках манежных, либо на полу своей клетки — что он никогда не выходил на улицу, никогда не плескался в воде…”

На сегодняшний день более 50 стран мира полностью или частично запретили использование животных в цирковых представлениях.

Плохие собаки

Дрессируя животных-компаньонов с положительным подкреплением, можно горы свернуть. Попробуйте и вы, потому что… Положительное подкрепление рекомендуют профессионалы

Многие профессиональные организации выступают против наказания в дрессировке, потому что наука доказала: это рискованно.

Благотворительный фонд Dog Trust рекомендует: «Чтобы дрессировать эффективнее и достичь лучших результатов, следует пользоваться положительным подкреплением. Эта методика работает, потому что если поощрять собаку за какое-то действие, то появляется гораздо больше шансов, что она повторит его».

В своих советах по выбору кинолога Американское ветеринарное общество поведенческой ветеринарии «одобряет методы, которые позволяют животным работать за то, что мотивирует их (например, пищу, игру, ласку), и не рекомендует вызывать страх или боль для наказания за нежелательные действия. Ищите кинолога, который пользуется в основном или только поощрением в виде лакомства, игрушки и игры. Не пользуйтесь услугами тех, кто оправдывает методы физического принуждения, которые могут навредить собаке — подвешивание или битьё руками, ногами, поводком».

Некоторые организации (такие как Pet Professional Guild и APDT ( Великобритания) и обучающие школы ( Academy for Dog Trainers, Karen Pryor Academy и Victoria Stilwell Academy ) выработали кодекс практики и требуют от своих членов пользоваться мягкими гуманными методами, а не аверсивными.

Если вы ищете специалиста по дрессировке — щенячий класс или для решения поведенческих проблем — почитайте мою статью, как выбрать кинолога для собаки ( http://www.companionanimalpsychology.com/2016/12/how-to-choose-dog-trainer.html ).

Люди рассказывают о лучших результатах дрессировки на положительном подкреплении

Те, кто использует в дрессировке положительное подкрепление, считают, что их собаки ведут себя лучше, чем при использовании аверсивных методов. Таковы результаты нескольких исследований.

В одном исследовании ( Blackwell et al., 2008) говорится, что если хозяева применяют только положительное подкрепление в дрессировке, то их собаки реже демонстрируют проблемы поведения. Учёные предположили: это происходит потому, что собаки связывают наказание не со своим поведением, а с владельцем или окружающей обстановкой и таким образом становятся пугливыми и тревожными.

Другое исследование ( Hiby et al., 2004) показало, что если владельцы наказывают собак (неважно при этом, применяется ли также и поощрение), то животные вероятнее разовьют проблемное поведение. Люди, применяющие только поощрение, сообщали, что их собаки послушнее.

Это касается собак любых размеров. При сравнении больших и маленьких собак ( Arhant et al., 2010) те, кого хозяева больше наказывали, были агрессивнее и возбудимее — независимо от размеров. Однако более выражен этот эффект был у маленьких (меньше 20 кг) собак.

Особое беспокойство вызывает известие, что те, кто использует конфронтационные методы (например, строгий ошейник, удавку и электрошоковый ошейник или рычание на собаку), иногда сообщают об агрессивной реакции на это (Herron, Shofer and Reisner, 2009). Об агрессии в ответ на поощрение никогда не сообщалось.

Вышеупомянутые исследования основываются на сообщениях владельцев. Но есть исследование, в котором экспериментально сравнили действие положительного подкрепления и ЭШО. Учёные наблюдали, как идёт обучение подзыву в присутствии домашнего скота ( Cooper et al., 2014 ), и вопреки популярному мнению оказалось, что с ЭШО результаты не были лучше. И вообще обученные с ЭШО собаки показывали признаки стресса. Что приводит нас прямиком к следующему пункту…

Дрессировка на положительном подкреплении лучше для благополучия животных

Выводы Купера и др. таковы: «Мгновенный эффект дрессировки с ЭШО вызывает у домашних собак всплеск проявления поведенческих сигналов дистресса, особенно, если настроить прибор на сильный разряд».

Читать еще:  Как ведут себя жены если муж импотент. Как поступить жене когда муж стал импотентом

Ещё одно исследование изучало язык тела собак, обучавшихся в двух кинологических школах. Собак научили сидеть и гулять на провисшем поводке. Первая школа использовала положительное подкрепление, вторая — дёрганье поводка и надавливание на круп, пока собака не выполнит требуемое. Обученные с помощью аверсивных техник животные показывали больше сигналов, сопутствующих стрессу, по сравнению с теми, кого дрессировали на положительном подкреплении (Deldalle and Gaunet, 2014).

Используя поощрение в дрессировке, вы избегаете риска, что аверсивная техника вызовет у собаки стресс, тревожность и страх. Это лучше и для собаки, и для вас.

«В конечном счёте дрессировка на поощрении меньше приводит к стрессу и боли и, таким образом, безопаснее для владельца» (Herron, Shofer and Reisner, 2009).

Дрессировка на положительном подкреплении даёт разнообразие

Успешное решение задач, например, научиться действию в обмен на лакомство, делает собаку счастливой.

Исследование 2014 года показало, что собаки, зарабатывающие награду, счастливее тех, кто получает её просто так ( McGowan et al., 2014 ). Учёные назвали это «Эврика-эффектом».

Доктор Рейджен Макговен рассказывала мне: «Вспомните последний случай, когда вы научились справляться с трудной задачей. Помните волнение, которое испытали, выполнив всё правильно? Мы предполагаем, что собаки также могут испытывать «Эврика-эффект». Иначе говоря, обучение само по себе награда».

Это исследование показывает, что давать собаке возможность заработать лакомство — хороший способ разнообразить жизнь (и сделать её благополучнее).

Собаки лучше учатся, если их поощрять

Собаки, которых прежде учили с помощью положительного подкрепления, лучше справляются с новыми задачами.

Это обнаружилось в исследовании Руни и Ковена , которые снимали на видео взаимодействие собак с владельцами ( Rooney and Cowan, 2011). В одной из задач людям дали мячик и сумку с собачьим лакомством, которые они могли (не) использовать по своему усмотрению. И попросили научить питомцев дотрагиваться до ложки.

Оказалось, что тех собак, которые освоили новый навык быстрее, ранее дрессировали с обильным подкреплением.

Как это объяснить? Возможно, дело в мотивации. Руни и Ковен пишут: «Дрессировка с поощрением в прошлом улучшает взаимодействие собаки и владельца в будущем. Возможно, потому что усиливается мотивация и способность собаки учиться, ведь она предвосхищает награду».

Вы фокусируетесь на том, что собака может сделать

Есть смысл учить собаку делать, а не не делать. Если собака делает то, что вам не по нраву, это сильно расстраивает. И собаку тоже.

Предположим, собака прыгает на вас. Наверное, она просто хочет быть поближе к вам, хочет внимания, которого не получает, если вы отталкиваете её. Но вы можете научить собаку, что если она опустит все лапы на землю, то будет вознаграждена лаской и лакомством. Со временем собака научится именно так и поступать. Это выгодно всем.

Если же вы не объясняете собаке, что такое хорошо, то как она узнает это?

Дрессировать с поощрением весело

Дрессировка бывает и развлечением. Обучение с положительным подкреплением может ста ть весёлой игрой, которой вы будете наслаждаться вместе с собакой. Можно обучать и базовым навыкам послушания (сидеть, лежать, место), и трюкам (дай лапу, волна, молитва, зайка, крутись).

Не забывайте во знаграждать себя после успешного занятия — вы тоже заслужили печеньку!

Arhant, C., Bubna-Littitz, H., Bartels, A., Futschik, A., & Troxler, J. (2010). Behaviour of smaller and larger dogs: Effects of training methods, inconsistency of owner behaviour and level of engagement in activities with the dog Applied Animal Behaviour Science, 123 (3-4), 131-142 DOI: 10.1016/j.applanim.2010.01.003

Blackwell, E., Twells, C., Seawright, A., & Casey, R. (2008). The relationship between training methods and the occurrence of behavior problems, as reported by owners, in a population of domestic dogs Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research, 3 (5), 207-217 DOI: 10.1016/j.jveb.2007.10.008

Cooper, J., Cracknell, N., Hardiman, J., Wright, H., & Mills, D. (2014). The Welfare Consequences and Efficacy of Training Pet Dogs with Remote Electronic Training Collars in Comparison to Reward Based Training PLoS ONE, 9 (9) DOI: 10.1371/journal.pone.0102722

Gaunet, F. (2009). How do guide dogs and pet dogs (Canis familiaris) ask their owners for their toy and for playing? Animal Cognition, 13 (2), 311-323 DOI: 10.1007/s10071-009-0279-z

Herron, M., Shofer, F., & Reisner, I. (2009). Survey of the use and outcome of confrontational and non-confrontational training methods in client-owned dogs showing undesired behaviors Applied Animal Behaviour Science, 117 (1-2), 47-54 DOI: 10.1016/j.applanim.2008.12.011

Hiby, E.F., Rooney, N.J., & Bradshaw, J.W.S. (2004). Dog training methods: Their use, effectiveness and interaction with behaviour and welfare Animal Welfare, 13 , 63-69

McGowan, R., Rehn, T., Norling, Y., & Keeling, L. (2013). Positive affect and learning: exploring the “Eureka Effect” in dogs Animal Cognition, 17 (3), 577-587 DOI: 10.1007/s10071-013-0688-x

Что такое положительное подкрепление

Что такое положительное подкрепление

Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.

Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление — «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода».

Читать еще:  Как придумать приветствие с другом. Магия волшебных слов. Приветствие

Обыкновенно это означает, что они отдают предпочтение положительному подкреплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положительного подкрепления часто является единственно необходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель — лично похвалить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими. Положительное подкрепление можно применить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах). Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и уходя заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того что бы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует вознаграждать себя за хорошие удары. Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» — спросила я. На его лице потаилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит. «Сначала я чувствовал себя жутким дураком, — ответил он, — говоря: „Хорошо, Пит, молодец!“ при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь. Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление». Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений.

В океанариумах «Жизнь моря» касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

Источники:

http://www.anews.com/p/84242589-konclager-21-veka-kak-v-cirke-dressiruyut-zhivotnyh/
http://www.baddogs.by/archives/2197
http://psy.wikireading.ru/92181

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector