Какие деды морозы живут в россии. Бурятский дед мороз как называется

Содержание

Дед Мороз в Бурятии: и все-таки он существует. Какие деды морозы живут в россии Бурятский дед мороз как называется

Суббота, 01 Июня

День желтоватой змеи, 2 черных мэнгэ, стихия – горы. Благоприятный день для приобретения товаров и скота, рытья колодца, отправления в дорогу, начала лечения болезни, переезда, закладки основания дома. Не рекомендуется стричь волосы , начинать большое дело, продавать скот, рубить дерево, приводить невесту в дом и играть свадьбу.

Воскресенье, 02 Июня

День белой лошади, 1 белый мэнгэ, стихия – дерево. Хороший день для назначения человека на должность, изготовления лекарства, отправления в дорогу, проведения совещания, вступления в дружеские отношения, ношения украшений, посадки деревьев, закладывать основание для дома. Воспрещается стричь волосы, учить ребенка ходить, отправлять маленьких детей далеко от дома, приводить невесту в дом и играть свадьбу, совершать сделку по конкретному делу, торговать.

Понедельник, 03 Июня

День белой овцы, 9 красных мэнгэ, стихия – воздух. Хороший день для изготовления лекарства, посева семян, строительства дома, отправления в дорогу, продажи скота, возврата долга. Воспрещается стричь волосы, приводить невесту в дом, играть свадьбу, принимать клятву, созывать собрание, делать кровопускание и прижигание, надевать новую одежду.

Где живет Дед Мороз? Ответ на этот вопрос известен, наверное, всем: родина главного зимнего волшебника – Великий Устюг. Это действительно так, вот только родина эта – основная, всероссийская, но… не единственная.

Городом с главной резиденцией дедушки с 1999 года считается Великий Устюг в Вологодской области. Именно здесь зажигается самая первая елка, отсюда волшебник ездит по стране с обязательным посещением праздника в Кремле. Вотчина Деда Мороза, расположенная в окружении соснового бора, внушительная – с большим теремом, собственным зоопарком, зимним садом, кузницей, ледяными горками, отдельной городской резиденцией и почтой.

Татарский Кыш Бабай

Вообще, Кыш Бабай, который вместе с дочкой Кар Кызы живет в селе Яна Кырлай Арского района, — не копия Деда Мороза, а совершенно другой персонаж, герой тюркских мифов. По легенде, именно он, как зимнее божество, отвечал за то, чтобы празднование Нового года было веселым. У Кыш Бабая есть не только загородный дом, но и городская резиденция в Казани, в комплексе Туган Авылым.

Удмуртский Тол Бабай

Удмуртского Деда Мороза зовут Тол Бабай, а его внучку – Лымы Ныл. По легенде, Тол Бабай – это один из великанов, которые давным-давно жили на удмуртской земле. Когда здесь появились люди, великаны спрятались под землю. Остался лишь один, самый романтичный: он не успел прыгнуть в яму, потому что решил попрощаться с родными краями. Бродил он по свету, пока не встретил детей, с которыми быстро нашел общий язык благодаря своим волшебным способностям (например, растапливать посохом снег). Тол Бабай живет в деревне Титово Шарканского района.

Якутские Деды Морозы

Пожалуй, Якутия — самый подходящий регион для Деда Мороза, ведь здесь находится полюс холода, Оймякон. Наверное, именно поэтому здесь живут сразу два дедушки – Эхээ Дыыл с женой, тремя дочерьми, внуком и внучкой, и Чысхаан.

Первого придумал писатель Гавриил Угаров, опираясь на легенду о рогатом деде Дыыле, который с наступлением зимы выходит из моря. Появление второго тоже связано с мифом о рогатом существе, которое лишь недавно, благодаря усилиям маркетологов, стало похожим на человека и начало по-доброму общаться с детьми. Чысхаан живет в Якутске, в комплексе «Царство вечной мерзлоты» , который расположен внутри ледника.

Карельские Паккайне и Талви Укко

Карельский Мороз – вовсе не дед, а молодой юноша, почти мальчик – Паккайне (морозец). Легенда о нем появилась в городе Олонец, который когда-то был крупным купеческим центром. Она гласит, что жена одного из купцов родила сына прямо в санях, на морозе, и назвала мальчика «Морозец».

Паккайне, который вырос в красивого юношу, очень любил смотреться в зеркало. Он стал купцом, разъезжал по всей стране и в каждом городе непременно прихорашивался возле зеркала, оставляя свое отражение. А с началом зимы все его отражения возвращались в Олонец, где участвовали в состязаниях. И сегодня резиденция Паккайне находится в этом городе. А в начале зимы он ежегодно принимает у себя Дедов Морозов со всей страны.

Еще один карельский «дедушка» — Талви Укко. Его вотчина находится в поселке Чална в Пряжинском районе. Талви встречает гостей не один, а с массой помощников, в том числе четвероногих: здесь находится питомник ездовых собак и оленья ферма. Гости могут покататься по заснеженным просторам, а потом согреться в Чайном домике, выпив горячего чаю с традиционными карельскими пирожками-калитками.

Бурятия приняла у себя одного из самых долгожданных гостей — Деда Мороза из Великого Устюга. К этому визиту в республике готовились больше трех лет — дольше, пожалуй, здесь ждут только президента России. Сначала было сложно изыскать необходимые средства (как-никак затраты на приезд самого известного дедушки России нужны немалые, правительству республики пришлось раскошелиться на 1 млн рублей), потом какое-то время у Мороза не находилось окна в плотной программе елок и подарков — страна-то немаленькая. И вот, наконец, свершилось: 6 февраля Дед Мороз со своими помощниками прилетел в Бурятию. Правда, не на сказочной тройке, а на простом человеческом самолете.

Своего коллегу из Великого Устюга пригласил «бурятский дед мороз» Сагаан Убугун (Белый Старец). В центре — глава буддистов РФ Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев. Фото Зорикто Дагбаева

В аэропорту его встречало множество народу во главе с «бурятским дедом морозом» Сагаан Убугуном (Белым Старцем). Именно он в декабре прошлого года, на праздновании дня рождения Деда Мороза, вручил тому приглашение посетить республику у Байкала. Дата визита была выбрана неслучайно: 7 февраля буддисты всего мира встречают Новый год по Восточному календарю, а в Бурятии день наступления Сагаалгана — Белого месяца — официально признан нерабочим праздничным днем.

Отдыхать гость не стал, практически сразу после прилета направился по делам: на детские утренники. На следующий день Дед Мороз побывал у главы Бурятии Вячеслава Наговицына, где выяснилось, что в сказки верят даже президенты. «Дедушка, а ведь вы настоящий, я вижу, у вас глаза такие добрые», — сказал Вячеслав Владимирович и счастливо улыбнулся.

2,5 тысячи писем из Бурятии

Впрочем, убедиться, что Дед Мороз все-таки существует, смог не только президент республики, но и дети республиканских реабилитационных центров, к которым Дед Мороз приехал и подарил подарки, и даже журналисты, для которых специально устроили пресс-конференцию. Правда, вопросов сказочному дедушке представители республиканских СМИ, привыкшие к общению с более реальными и земными персонажами, задавали немного. И то сказать: как-то не очень удобно спросить у Деда Мороза, насколько возросло количество получаемой корреспонденции по сравнению с аналогичным периодом прошлого или увеличился объем отгружаемых подарков.

Впрочем, некоторые свои секреты Дед Мороз открыл сам: с Сагаан Убугуном он ровесник — обоим по 2,5 тыс. лет. Рассказал и про «объем корреспонденции», весьма значительный: ежегодно со всех уголков России и 15 стран мира он получает около 400 тыс. писем, то есть по 40-60 мешков в день. В прошлом году 2516 писем к нему пришло от детей из Бурятии. Все письма Мороз читает сам, и затем выбирает, какие просьбы исполнить, а какие нет.

Письма приходят разные, как и просьбы в них. Например, придет письмо, где написано: «Здравствуй, дедушка Мороз! Я учусь хорошо, занимаюсь спортом». Содержание вроде бы и хорошее, а в письме 47 ошибок — вот и получается, что мальчик хочет меня обмануть. Такие просьбы выполнять я не спешу. Или еще могут попросить: «пришли мне, пожалуйста, радиоуправляемую машинку лучше, чем у моего друга Вити» — такие просьбы я тоже не выполняю, — рассказал Дед Мороз. — А однажды пришло письмо от мальчика, который попросил прислать ему на Новый год еды — после розысков социальные службы установили, что письмо пришло от ребенка, который, оставшись с братом без родителей, вынужден был голодать и собирать еду в мусорных урнах. Братьев устроили в интернат.

Просьбы детей со временем меняются: как отметил Дед Мороз, в последние годы идет уклон в сторону здорового образа жизни. Ребята просят прислать, в основном, велосипед, коньки, лыжи, другие спортивные принадлежности. Есть и другая положительная тенденция — уже в сторону вежливости: если лет десять назад редкое письмо обходилось без слова «дай», сейчас очень редко дети забывают написать «спасибо».

Читать еще:  Резиновые сапоги как подобрать размер. Как правильно выбрать резиновые сапоги. Как выбрать материал сапог для охоты

Станет ли Сагаан Убугун новым брендом республики?

Сопровождавшие Деда Мороза не такие сказочные персонажи были более конкретны. Как отметил председатель комитета по туризму правительства Вологодской области Юрий Плеханов, на то, чтобы сделать из никому неизвестного городка Великого Устюга знаменитую Родину Деда Мороза, ушли миллионы рублей и 9 лет. В итоге количество туристов возросло в разы — только в прошлом году Великий Устюг посетило свыше 1,2 млн человек. Туризм по вкладу в ВРП Вологодской области занимает почти такое же место, как лесная и перерабатывающая промышленность.

Спорить с тем, что Дед Мороз не только самый известный дедушка России, но и один из ярких брендов страны, не приходится. Как отметил Юрий Плеханов, изображение Деда Мороза на коньках предложили даже использовать в качестве символа зимней олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 году.

По задумке одного из организаторов визита, Республиканского агентства по туризму, приезд Деда Мороза должен был способствовать также раскрутке бренда самой Бурятии — Сагаан Убугуна. Легенда о Белом Старце существует с древних времен, в XVIII веке Сагаан Убугун вошел в пантеон буддийских божеств как хозяин степей, лесов, рек и гор. После того как идея о развитии туризма в Бурятии стала обсуждаться все более активно, встал вопрос о необходимости собственного узнаваемого бренда. Вполне логично, что одним из наиболее вероятных кандидатов на эту роль стал именно Белый Старец. Этот процесс в самом начале: проект подобного рода требует огромных денежных вливаний, и пока у Сагаан Убугуна нет даже собственной резиденции. Да и сам Белый Старец, судя по всему, в роли бренда чувствует себя пока не очень уверенно, явно смущаясь соседством своего более известного товарища и о себе говоря исключительно в третьем лице.

Между тем ничего невозможного нет: та же Вологодская область на своем примере показала, как можно развивать туризм там, где нет никаких предпосылок для его развития. А у Бурятии, расположенной на берегу всемирно известного Байкала, в этом плане большой потенциал.

Белый старец — новогодний сказочный персонаж из Бурятии — вошел в ТОП-10 Дед Морозов народов России. В канун 18 ноября — дня рождения Деда Мороза — аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России зимой 2018-2019. По традиции, главный Дед Мороз России в 2018 году в Великом Устюге в свой день рождения 18 ноября зажжет огни на первой новогодней елке cтраны и отправится в путешествие по всей России.

Напомним, за 10 лет действия в республике проекта «Сказочный Сагаалган» в гости к хозяину праздника — Белому Старцу Сагаан Убгэну приезжали и приезжают Деды Морозы из регионов России, новогодние волшебники из разных стран. В республике побывали Владыка Холода — Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Белоруссии, новогодние волшебники из Южной Кореи и Японии, монгольский Увлин Увгун, Святой Микулаш из Словакии, китайский Царь обезьян Сунь Укун, новогодний волшебник из Финляндии Йоулупукки со своей супругой — Муории и другие.

Многие из них, включая Белого старца, отмечены на «Сказочной карте России», а вот личной резиденции у Сагаан Убгэна не было до 2013 года, когда он обрел ее в Этнографическом музее народов Забайкалья. Она дала право волшебникам установить в Бурятии сказочную версту — путевой знак, указывающий направление и расстояние до мест проживания других сказочных героев в рамках федерального проекта «Сказочная карта России».

На необычной карте уже получили официальную прописку вологодский Дед Мороз, костромская Снегурочка, архангельские Снеговик и Иванушка- дурачок, кировская Кикимора, тульский Левша, новгородский Садко, ярославские Баба-Яга, Водяной, Алеша Попович, мышка-норушка, Курочка Ряба, Емеля и щука, нижегородская золотая рыбка, курский Соловей-разбойник, владимирский Илья Муромец, рязанский Добрыня Никитич, тверские Змей Горыныч и Кощей Бессмертный, тюменский Конек-Горбунок.

Бурятский Дед Мороз — Белый Старец — включен в третий уровень официального буддийского пантеона. Он очень любим народом, выступая на новогодних праздниках в роли покровителя бурят. В ХVIII веке, с началом интенсивных контактов буддизма и православия, Белый Старец стал ассоциироваться с христианским Николаем Угодником, покровителем земледелия и одним из прототипов западного Санта-Клауса.

Топ-10 Дедов Морозов России:
1. Дед Мороз (Великий Устюг, Вологодская область)
2. Кыш Бабай (Яна Кырлай, Татарстан)
3. Паккайне (Олонец, Карелия)
4. Саган Убген (Бурятия)
5. Тол Бабай (Удмуртия)
6. Юшто Кугыза (Республика Марий Эл)
7. Якшамо Атя (Мордовия)
8. Хел Мучи (Чувашия)
9. Ямал Ири (Ямало-Ненецкий АО)
10. Соок Ирей (Тува)

Деды Морозы России

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.

Русский Дед Мороз

Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано здесь. Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец

В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

Читать еще:  Брошенный пес. Текст песни Ласковый май - брошенный пёс

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.

Казачий Дед Мороз

Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал .

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр

В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя

Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай


Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай


Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте здесь.
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду — кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

Какие Деды Морозы живут в России (Публикую по просьбе читателей)

О том, что в Великом Устюге живет Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой, знает каждый карапуз.

Именно ему письма с самими сокровенными желаниями пишут ребятишки со всей страны.

С недавних пор в некоторых российских регионах появились собственные новогодние национальные герои.

Всероссийский Дед Мороз

Место жительства: Вологодская область, город Великий Устюг

Вообще, до сих пор так и не выяснили, сколько лет главному Дедушке Морозу страны. Есть только день его рождения, который с 2005 года отмечается 18 ноября.

По наблюдению синоптиков, примерно в это время наступает в Великом Устюге настоящая зима.

Говорят, что прообразом Деда Мороза стал почитаемый на Руси Николай Чудотворец. Но ассоциировать Новый год с белобородым старцем в красной шубе и посохом в руке стали лишь в начале прошлого столетия.

Конечно, это произошло под влиянием западной культуры: в России тоже хотелось иметь своего Санта Клауса.

Читать еще:  Экскурсия девичья коса". Исследовательская работа "длинная коса - девичья краса""

С приходом советской власти, Дед Мороз поначалу был вне закона. Но в 1935 году в газете «Правда» была опубликована статья, в которой было предложено организовать для детей празднование Нового Года. Тут-то все и началось.

И теперь уже трудно себе представить новогодние праздники без веселого новогоднего Дедушки Мороза.

Кыш Бабай

Регион: Татарстан, Башкортостан

Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка

Место жительства: Татарстан, Арский район, деревня Яна Кырлай

Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года.

Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января.

А праздник этот назывался Нардуган.

Эхээ Дьыыл

Регион: Республика Саха (Якутия)

Особые приметы: синий кафтан расшитый дорогими стразами, стеклярусом и бисером. На голове – шапка с длинными рогами.

Место жительства: Республика Саха, Оймяконский улус, село Оймякон

А вот в Якутии живет сразу два Деда Мороза. Один – злой, как холодный таежный ветер. Якуты верят, что Чысхаан несет с собой несчастье. Второго ласково называют Эhээ Дьыыл, то есть — Дедушка Мороз. Кстати, этот самый дедушка вполне реальный человек. По паспорту его величают Гавриил Спиридонович Угаров. В свободное от «дедморозовских» дел, профессор, доктор биологических наук преподает в медицинском университете. Гаврил Угаров — автор фантастических рассказов и сказок. Именно он 9 лет назад придумал образ доброго новогоднего волшебника, который, как и его заграничные коллеги, разводит подарки для малышни на санях, запряженных оленями.

Как и положено, у Деда Дыыла есть своя Снегурочка – Харчаана. Резиденция находится на полюсе холода в Оймяконе, где зимой температура воздуха опускается до минус 72 градусов Цельсия. Отправиться туда решиться не каждый, поэтому гостей дедушка с внучкой принимают в Якутске. Эhээ Дьыыл официально включен в список мировых Дедов Морозов.

Сагаан Убугун

Регион: Бурятия, Калмыкия

Особые приметы: Устарца белая одежда, белая борода, а в руках посох с головой дракона.

Место жительства: Бурятия, город Улан-Удэ

Бурятский Дед Мороз – один из богов в буддистском пантеоне. Величают его Белым Старцем. Буряты свято верят в то, что Сагаан Убугун встречался даже с самим Буддой Шакьямуни. Если прочитать сутру Белого Старца, станет понятно, что именно он наказывает людей за плохие поступки. «Навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь», — так гласит писание. Вместе с этим, Белого старца почитают как покровителя земледельцев. А еще говорят, что Сагаан Убугун уже родился стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.

Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Роль Белого Старца уже пятый год играет известный бурятский актер Дамбадугар Бочиктоев, который был даже награжден за свой талант орденом-медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

Паккайне

Особые приметы: карельский Дед Мороз вовсе не старичок, а молодой красивый парень.

Место жительства: Карелия, город Олонец

В Карелии новогоднего героя назвать Дедом Морозом – язык не поворачивается. Паккайне – Морозец, так с карельского переводиться имя молодого веселого паренька. В декабре 2000 года он стал символом Олонецких игр, на которые съезжаются Деды Морозы со всей страны. Кстати, в прошлом году победителем стал новогодний волшебник из Набережных Челнов (актер – Дмитрий Филин – прим. Авт.)

Пять лет назад Паккайне назвали младшим братцем российского Деда Мороза.

— Как-то в начале зимы возвращался с ярмарки в Олонец торговый обоз, — так начинается легенда о Паккайне.

Мороз крепчал, а тут жена одного из купцов некстати начала рожать. Стужа закалила ребенка и он родился здоровым и крепким. За что и назвали его Морозцем.

Паккайне рос и развивался гораздо быстрее своих сверстников. За неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а уже через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами, чтобы тот взялся за торговлю. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. А когда становилось ему скучно, отравлялся путешествовать.

До чего же любил Паккайне красоваться перед зеркалом! И в какое бы зеркало не заглядывал, отражение в нем оживало, и продолжало жить в том городе, в котором останавливался паренек. А с наступлением зимы все они отправлялись на родину Паккайне – в Олонец, где устраивали между собою состязания. Так они каждый раз выясняли кто из них настоящий Морозец.

Сам Морозец тоже участвовал в играх. Однако 1 декабря, в день своего рождения, он неожиданно превращался в младенца, который начинал стремительно расти, опять превращаясь в завидного жениха.

Ямал ири

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Особые приметы: у Деда Мороза ненцев – длинные седые волосы. Носит он национальную северную одежду – малицу и кисы.

Место жительства: Ямало-Ненецкий АО, Приуральский район, поселок Горнокнязевск

Образ Дедушки Мороза придумали местные ребятишки. У толстячка Ямал Ири, кроме чудесного посоха, есть еще волшебный бубен из оленей шкуры для проведения обрядов. Говорят, что звуки бубна отгоняют злых духов от тех, к кому дедушка приходит в гости, дают заряд бодрости и положительной энергии.

Не смотря на то, что живет он у самого края земли, это самый продвинутый новогодний старец: легко управляет не только оленей упряжкой, но и снегоходом. Ямалу ири можно позвонить на мобильный телефон (его номер 89220 544445). Работает персональный сайт Ямал ири, где можно поиграть в игры, узнать новости из жизни дедушки.

Тол Бабай

Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой — от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе.

Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово

А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали — Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма – исчезла.

И пошел алангасар тогда бродить по свету ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощницей. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

Всемирный Казачий Дед Мороз

Особые приметы: красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка.

Место жительства: г. Калининград

Если вы встретите этого чудоковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет.

На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам отечества рассказывает о патриотическом воспитании. Потому как «воспитания любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» — одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз».

А посему, год назад решил Василий Петрович, что резиденция патриотически настроенного Деда Мороза должна базироваться исключительно на территории самого западного анклава России, то есть в Калининградской области.

Йушто Кугыза и Лумудыр

Регион: Марий Эл

В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мороз — Атя

Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Источники:

http://vazcek.ru/bolezni-i-lechenie/ded-moroz-v-buryatii-i-vse-taki-on-sushchestvuet-kakie-dedy.html
http://sikretdomovogo.ru/tradisi/dedyi-morozyi-rossii
http://umoritelno.com/1068760397467880100/kakie-dedy-morozy-zhivut-v-rossii-publikuyu-po-prosbe-chitatelej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector