Камнерезный промысел урала. Ювелирное искусство урала. Камнерезное и ювелирное искусство Урала

Камнерезное искусство Урала: история с продолжением

Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала — одного из самых своенравных регионов России и источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию и открывает бескрайнюю Сибирь. Исторически развитие этой местности связано с горным делом. Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству.

Как все начиналось

Развитие Урала и уральских городов тесно связано с промышленностью. В XVIII веке шло стремительное освоение территорий на востоке страны, строились заводы и поселения вокруг них, открывались залежи полезных ископаемых и, конечно, все новые и новые минералы.

К 1726 году здесь уже работали камнерезы-самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. Уральцы довольно быстро совершенствовались в своем мастерстве. По-настоящему поворотным стал 1751 год, когда профессионалы нескольких мастерских перешли на Екатеринбургскую гранильную фабрику. За считаные десятилетия было освоено множество жанров и способов обработки камня. Постепенно мастера начали декорировать свои изделия необязательными (с точки зрения функциональности) элементами. И на протяжении XIX столетия камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. Виноград из аметиста, смородина из обсидиана, земляника из шлака — используя особенности фактуры каждого камня, мастера учились «оживлять» его.

Все последующее столетие камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц: к концу XIX века в Екатеринбурге насчитывалось более сотни умельцев.

Герои своего времени

Многим известно имя Карла Фаберже (1846–1920). Несмотря на то что наибольшую славу ему принесли ювелирные произведения возглавляемой им компании, тем не менее именно под его руководством в 1908 году создавались первые русские наборные фигуры. Фирма Фаберже сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой: на Урале закупались камни, заказывались образцы, мастеров приглашали для работы над крупными проектами. Примечательный факт: первые фигурки из каменной серии «Русские типы» по эскизам приглашенного художника воплощали мастера из уральского города Екатеринбурга. Более того, камнерезное ателье в структуре мастерских Фаберже началось с появления в штате уральцев.

Вокруг каменного дела Урала сложилось немало легенд. Одна из них, например, — о горном мастере Даниле Звереве (1858–1938). Мастерство и интуиция этого горщика вызывали восхищение современников: говорили, будто он издали чувствовал, где именно скрыто месторождение самых ценных самоцветов в горах. Его работоспособность и твердый характер принесли достойные плоды: упорно работая и постигая секреты горного дела, он занимался оценкой драгоценных камней, консультировал знаменитых ученых и выполнял заказы для Москвы и Петербурга.

Однако наибольший интерес, бесспорно, представляет творчество Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) — потомственного резчика по камню. Любовь к камню и умение с ним обращаться ему привил отец — рабочий-горщик и художник. Денисову-Уральскому не было и тридцати, когда его работы по камню стали получать признание и награды в России и за ее пределами: на выставках в Москве, Копенгагене и Париже. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Этот художник и мастер сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства.

Урал кует победу

Во все времена эффектность и долговечность произведений из камня обеспечивали им востребованность. Так, уже при cоветской власти многочисленным мастерам государственного треста «Русские самоцветы» был поручен ответственный проект — мозаичное панно «Индустрия социализма» размером 5910 х 4500. В частности, уральские камнерезы резали пластины для набора мозаики и гранили камни. Пожалуй, сопоставимых по масштабу творений из камня в Новом времени немного.

Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в наше время было переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу», впервые соединив в одном произведении плоскую, рельефную и объемную мозаику. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда; и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

Так в учебной программе колледжа появилось направление объемной мозаики. Однако к настольной скульптуре обращались не так часто, как хотелось бы. Не в последнюю очередь — из-за трудоемкости техники: не так просто изобразить в камне нюансы мимики и одежды. Это требовало инновационного оборудования, профессиональных подходов и владения композицией, анатомией.

Достижения нового времени

К началу XXI века мастера получили выход на свободный рынок минералов и активно осваивают передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Можно утверждать, что на Урале сложилась собственная манера: в работах — все меньше условности и стилизации. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

Читать еще:  Леонид арнольдович федун.

Эта кропотливая работа состоит из множества этапов: создания модели, подбора камней, обработки и раскрытия свойств каждого камня, составления мозаики и других. Мастера идут по пути усложнения формы и содержания: на смену статичным образам приходят сюжетные композиции, а масштаб произведений увеличивается. При этом меньше используются элементы из ювелирных камней или эмалей, и эта «каменная чистота» также стала своеобразным знаком отличия уральской манеры.

Художник от природы

Камень — благородный и самодостаточный материал, обладающий своей необъяснимой магией. Без умения ее прочувствовать и передать зрителю в камнерезном деле работать невозможно. С опытом приходит особое чутье и виртуозность: минерал будто сам ведет руку мастера, подсказывая путь через природную неоднородность, вкрапления, неровности.

В этом — основная красота произведений из цельного камня. Необработанная глыба может напоминать будущее произведение едва уловимым намеком, увидеть и прочитать который способен только специалист. Раскрывая сущность монолита, камнерез выводит сначала очертания, а потом и небольшие детали, чтобы перед зрителем предстала узнаваемая, правдоподобная фигурка.

Одним из характерных примеров в нашей экспозиции стала скульптура «Пан» (см. раздел выставки), составленная из крупных блоков обработанного агата. Кропотливая, тщательная работа мастера обнажила скрытый потенциал, превратив природную неоднородность материала в безусловное художественное достоинство. Более того, когда мастер прорабатывал фигурку барана, тоже из цельного камня, именно там, где была запланирована мордочка животного, вдруг проступила крохотная белая линзочка: инородное вкрапление оказалось ровно там, где должны были появиться зубы, и каменное животное вдруг само «заулыбалось». О таких удивительных совпадениях мастера могут рассказать не один десяток историй. Как и о том, что порой прямо во время исполнения работы меняется замысел: по мере обработки в камне проступает немного другая фигура, отличающаяся от авторской задумки, и только чуткий, внимательный мастер может обратить на это внимание.

Объемная мозаика

Большинство представленных работ выполнены в технике объемной мозаики. Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.

Уральские камнерезы, очевидно, отдают предпочтение этой сложной технике и с удовольствием расширяют ее возможности. В частности, в их творчестве появляются многофигурные композиции и жанровые сценки. Особой популярностью пользуются у мастеров сказочные и мифологические сюжеты: в силу своей неизбывности и архетипичности подобные старинные образы органичны в твердом материале.

Работая с объемной мозаикой, мастера по-прежнему стремятся «раскрыть» потенциал камня в каждой отдельной детали. Взглянув на фигуру Кощея (см. раздел выставки), невозможно не обратить внимание на то, насколько правдоподобным выглядит лицо персонажа. Красные прожилки, трещинки в фактуре камня оказались как нельзя кстати для передачи старческой, сухой кожи болезненно худого Кощея. Особенности удачно подобранного материала становятся выразительным средством художника.

Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре — большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором все пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.

История Уральского ювелирного и камнерезного дела — историческая справка

История уральского камнерезно-гранильного и ювелирного дела насчитывает более 300 лет. Его корни уходят в эпоху реформ Петра I, когда его соратник В.Н. Татищев в бытность свою в Швеции (осень 1724 — весна 1726 гг.) подписал контракт о найме на русскую службу с камнерезом Христианом Рефом. Мастер прибыл на Урал в 1726 г. для того, чтобы организовать на Урале добычу цветных камней и обучать камнерезному ремеслу русских подмастерьев. Именно Рефа можно считать предтечей камнерезного дела на Урале.

Одновременно с Рефом в Екатеринбурге трудился и первый екатеринбургский ювелир — тобольский казачий сын Андрей Козьмич Кузнецов, вызванный Татищевым на Урал в 1721 г. Он вставлял ограненные Рефом цветные камни в перстни, серьги и запонки, выкованные из старых серебряных монет.

Дальнейшая история промысла связана с открывшейся в 1751 году Императорской Екатеринбургской гранильной фабрикой. К тому времени в России было всего два крупных камнерезных производства: Петергофская и Колыванская фабрики. Специализацией Екатеринбургской фабрики стала обработка твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. Другим направлением в ее деятельности были работы с мозаичным набором из разного камня, прежде всего из малахита.

Еще одним направлением в деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики была огранка самоцветов. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. Огранкой камней наряду с камнерезами фабрики занимались и индивидуальные мастера. Расцвет в этой отрасли наступил в середине XIX века, когда сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани». «Екатеринбургская грань» в конце XIX века ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.

Читать еще:  Волшебные моменты — новая уютная новогодняя коллекция от HM Home

В 1797 году гранильная фабрика была передана под начало Академии художеств и в ее истории наступил новый этап. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.

Одновременно с фабрикой в Екатеринбурге работали и частные гранильные мастерские, ювелирные магазины, минералогические конторы, создавая тем самым ремесленную сеть по изготовлению минералогических коллекций, а также бытовых, галантерейных, культовых предметов из камня и ювелирных изделий.

Еще одной школой уральского мастерства стали знаменитый Свердловский завод «Русские самоцветы» — флагман большого одноименного отечественного треста и Свердловская ювелирно-гранильная фабрика, в состав которой в 1941 году вливается эвакуированная из Киева ювелирная фабрика. В 1972 году фабрика была переименована в Свердловский ювелирный завод.

Многие уральские камнерезы, огранщики и ювелиры получили известность и признание, будучи сотрудниками этих предприятий. Их работы экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, были лауреатами престижных профессиональных премий и международных конкурсов, а лучшие из них — хранятся в Алмазном фонде, Государственном Эрмитаже, Русском музее и других музейных собраниях страны и за рубежом.

В 1950-1970-е годы в Свердловске начинает формироваться авторское ювелирное искусство с характерными чертами, определяемыми местными условиями и региональными традициями. В этот период работает целое поколение талантливых мастеров, в творчестве которых прослеживается единая система использования старых ювелирных техник и современных приемов с особенным отношением к уральскому камню. Именно они сформировали славу и неповторимое своеобразие уральского ювелирного искусства. Работы В.У. Комарова, Б.А. Гладкова, В.Ф. Ветрова, Л.Ф. Устьянцева, В.М. Храмцова, В.Н. Устюжанина, М.М. Лесика, В.Н. Сочнева, В.Н. Шицалова, С.А. Пинчука и других авторов вошли в Золотой фонд русского ювелирного искусства и положили основу в развитии уникального художественного явления – «уральская ювелирная школа».

В 1996 году в Свердловском региональном отделении Союза художников России на собрании секции декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании самостоятельной секции ювелирного и камнерезного искусства. В 1997 году Свердловское отделение пополнилось новой творческой секцией.

В настоящее время в секции ювелирного и камнерезного искусства состоит около 30 камнерезов, ювелиров и огранщиков. Кроме того, ее членами являются и молодые мастера – выпускники профильных учебных заведений Урала, активно участвующие в художественной жизни региона.

Сегодня продолжатели традиций — современные уральские ювелиры, среди которых Н.Д. Кузнецова, В.Е. Денисова, К.Н. Глазырин, А.П. Мирошников, А.А. Мальцев, К.Д. Юмин, В.Д. Хахалкин, М.А. Орлова, Д.В. Копосов, А.М. Бельская, И.В. Бадов и другие – работают и развиваются каждый в своем направлении. В работах одних мастеров мы видим умелое сочетание изящных оправ с каменными вставками, сохраняющими природную форму, подчеркнутую рукотворность, у других — конструктивность, ясный ритм, рациональное построение композиций, у третьих — стремление к новациям в формообразовании и проектно — дизайнерскому решению ювелирных произведений.

Ведущие екатеринбургские камнерезы – А.И. Жуков, И.В. Сергеев, С.В. Пуртова, Д.А. Богомазов и другие, охватывают все основные направления и техники камнерезного искусства: круглая скульптура, выполненная из одного камня и в технике объемной мозаики, произведения в технике флорентийской и русской мозаики, геммы, крупные интерьерные предметы и кабинетные вещи, насыпные картины и минералогические горки.

Среди ветвей раскидистого камнерезного и ювелирного дерева, одна является особенно уникальной и самобытной — ограночная.

В начале XX века на европейском ювелирном рынке необычайно возрос спрос на ограненные уральские камни. В 1920-х гг. екатеринбургские граненые изумруды большими партиями отправлялись в Германию, Англию, Францию, Чехословакию. Благодаря высококачественной огранке драгоценных и полудрагоценных камней Советский Союз вошел в число ведущих ювелирных держав, а Свердловск с 1924 года стал центром ограночного производства страны.

К сожалению, в отрасли, принесшей мировую славу нашей стране и региону, в настоящее время работают единичные мастера. Поэтому сегодня образцы авторской огранки уже изначально являются раритетными в силу их неповторимости. А редкие выставки ограненных камней вызывают неподдельный интерес у профессионалов, восторг и восхищение у широкой публики.

Немногие камнерезы и ювелиры пытались «проникнуть» в тайны уральских самоцветов. Глубокое осмысление огранки как способа выявления внутренних свойств камня нашло свое воплощение в работах А.И. Жукова и В.А. Силина. С большими, иногда заведомо «неювелирными» камнями работает В.А. Силин, используя нестандартные параметры огранки, зональность окраски, природные дефекты камня. Его работы отличаются смелостью в выборе формы для наиболее полного раскрытия индивидуальных самоцветных свойств камня, изысканностью игры и блеска.

Наряду с созданием творческих работ, участием в выставках и конкурсах, уральские мастера занимаются реставрацией музейных камнерезных и ювелирных коллекций.

Сегодня секреты своего мастерства, технологические приемы, видение материала уральские камнерезы и ювелиры передают будущим мастерам — студентам профильных учебных заведений, являясь их педагогами и наставниками. Так продолжается старая традиция, зародившейся на Урале еще в XVIII веке, передачи мастерства из рук в руки, от учителя к ученику.

Об авторе исторической справки

Татьяна Михайлова, кандидат искусствоведения, член Свердловского регионального отделения Союза художников России, член Свердловского областного Совета по народным художественным промыслам, старший государственный инспектор Управления Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому Федеральному округу.

История развития камнерезного искусства на Урале

Хитунова Ю.Р. , Шишкина Ю.В.
Научный руководитель Качалова А.А., кандидат педагогических наук.
Уральский государственный горный университет

Читать еще:  Михаил ЗощенкоЛёля и Минька (сборник). Михаил зощенко леля и минька""

Камнерезное искусство как промысел появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.

В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт – Петербурга, появляются масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году, по указу царя Петра I, первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться отрасль обработки камня.

1991 год, «Валенки», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко

К середине XVIII века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.

К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведениями уральских камнерезов украшаются интерьеры царских резиденций. Поступают заказы на мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с ее переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.

В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.

Свою лепту в каменное дело внес горный мастер – Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Данила Зверев занимался оценкой драгоценных камней, выполнял заказы для Москвы и Петербурга. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Уже в советские годы сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире.

Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Денисов-Уральский сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Карьте. Денисов начинает поставлять в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

XX век важен для камнерезного искусства сотрудничеством Екатеринбургской гранильной фабрики с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.

Однако, после революции 1917 года, камнерезное искусство на Урале приходит в упадок. Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в настоящее время переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу».

«Городовой», камнерезное изделие Дмитрия Емельяненко

После распада СССР, в начале 90х годов, фирмой «Яхонт и Ко» под художественным руководством Дмитрия Емельяненко было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.

К началу XXI века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет и развивается.

Кратко проследив историю развития камнерезного искусства на Урале, можно сделать вывод о том, что в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. За многие века сложилась собственная манера, в основе которой почти не было условности и стилизации. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.

Источники:

http://stonecarving.ru/kamnereznoe-iskusstvo-urala-istoriya-s-prodoljeniem.html
http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/istoriya-uralskogo-yuvelirnogo-i-kamnereznogo-dela-istoricheskaya-spravka/
http://stonecarvers.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector