Картотека игр по развитию речи в старшей группе. Игры для развития речи

Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ

В 5-6 лет, когда дети переходят в старшую группу детского сада, самое время начать подготовку к школе. Одним из индикаторов готовности дошкольника к предстоящей учебе считается уровень речевого развития. В подготовительном и первом классе на базу устной речи будет накладываться навык чтения, освоения фонетики и орфографии родного языка. И если она недостаточно сформирована к этому возрасту, у логопеда есть обширный игровой инструментарий для помощи будущим первоклассникам.

Игры для формирования и развития словаря

«Собери багаж»

Обобщение и группировка по признакам

Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.

Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.

Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.

Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).

«Перевертыши»

Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.

Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.

«Журналисты»

Формулирование вопросов, употребление глаголов

Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.

Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.

Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.

Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.

После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.

«Переводчики для китайского туриста»

Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.

Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.

Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.

Игры для формирования и развития грамматического строя речи

«Словечки кувырком»

Составление фразовых схем и структурирование предложений

Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.

Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.

Дети «читают»: «Котенок хочет спать».

Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)

В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.

«Угадай, какой?»

Согласование имен существительных и прилагательных

Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.

Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…

Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…

Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…

Фантазеры

Развитие речевой активности, воображения

Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.

Игры для развития связной речи

Писатель-неумеха

Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления

В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.

Читать еще:  Постирала белую блузку с добавлением. Как отбелить блузку белую в домашних условиях. Как отбелить белую блузку с кружевной вставкой или вышивкой

Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.

«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».

«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».

«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».

Голова или хвост?

Составление рассказа по картинке

Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.

По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.

В погоне за модными и осовремененными играми не забывайте о классике дворовых детских игр, знакомых сем с детства. «Съедобное/несъедобное» и «Испорченный телефон» десятки лет являются одними из самых популярных и проверенных поколениями игр для речевого развития.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Поймай преступника»

Расскажите, что вы получили задание помочь полицейским волшебного города букв и слов. В ней живут не только хорошие слова, но и хулиганы и другие нарушители. Сегодня они пробрались в каждый дом и засели там! Вам с детьми предстоит вычислить этих нарушителей, назвать их и передать властям. А узнать преступника очень просто: их имена очень сильно выделяются и отличаются от имен соседей по «домику».

Называйте слова из одной лексической группы плюс одно лишнее.

Донна Картошка, фрау Луковица, синьор Чемодан, господин Огурец (синьор Чемодан).

Миша Белкин, Миша Зайцев, Миша Синицын, Миша Медведев (Миша Синицын).

Прыг-скок-квак

Работа с фонематическим слухом

Поделитесь с детьми историей о том, что где-то живут веселые лягушки, которые очень любят говорить похожими друг на друга словами. Чтобы подружиться с ними, нужно научиться говорить так же, как они. Попросите детей повторять за вами следующие фразы:

Придумайте вместе новые сочетания слов, похожих по звучанию, и повторите их несколько раз.

В зависимости от особенностей развития ваших учеников, в этот раздел следует добавить игры для отработки фонетики родной речи. Занятия на постановку шипящих, свистящих и сонорных звуков в этом возрасте по-прежнему высокопродуктивны и способствуют развитию у детей потребности в общении, стимулируют когнитивную активность.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Игры на развитие речи в старшей группе детского сада

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон

«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры.
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? Л.Станч

«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры.
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом

«Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл)
Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно)
Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло)
Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)

Постой, не тебе ли
На прошлой неделе.
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
***
Робин Бобин Барабек.
Скушал сорок … (человек)
***
Он сказал: «Ты злодей,
Пожираешь людей,
Так, за это мой меч –
Твою голову с … (плеч)
***
Муравей, муравей
Не жалеет … (лаптей)
***
Где убийца, где злодей?
Не боюсь его … (когтей)
-5-
«Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.
В тёмной темнице
Красны девицы.
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы.
(Пчёлы в улье)
***
Красные лапки
Щиплют за пятки (Гусь)
***
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач)
***
Не зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
***
Явился в жёлтой шубке
Прощайте, две скорлупки.
(Цыплёнок)
***
Летела птица,
Не перната, не крылата,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто её убьёт,
Человечью кровь
Прольёт.
(Комар)

Читать еще:  Что сейчас в магдольнас игрушки. Хэппи Мил, МакДональдс: описание, состав, игрушки, цены и отзывы

Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
***
Маленький мальчишка
В серомярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В поле ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей)
***
На полянке возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)
***
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец).
***
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу,
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
***
Верещанья, белобока.
А зовут её …. (сорока).
***
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Картотека игр по развитию речи в старшей группе. Игры для развития речи

«Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»

  • Игры на развитие словаря
  • Игры на формирование грамматического строя речи
  • Игры на развитие связной речи
  • Игры по звуковой культуре речи

Игры на развитие словаря:

«Лови да бросай — цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры:

Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Ребёнок: мак, огонь, флаг

оранжевый — апельсин, морковь, заря;

желтый — цыпленок, солнце, репа;

зеленый — огурец, трава, лес;

голубой — небо, лед, незабудки;

синий — колокольчик, море, чернила;

фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»(дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»(булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»(молоко, мясо, варенье);

«старое»(кресло, сиденье, окно).

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов:

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо — речевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

— Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

  • Кем ты доводишься маме и папе?
  • Кто ты для бабушки и дедушки?
  • У тебя сестра или брат?
  • Назови двоюродных братьев и сестер.
  • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
Читать еще:  Конспект образовательной деятельности детей со взрослым в старшей группе о.о. Познание", "Коммуникация" «Путешествие в мир предметов. НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Посуда"

На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры:

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: — Ягоды; Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Ход игры:

Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: огурец, помидор, репа.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры:

Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?»«Карась».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

«Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Ход игры:

Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

«Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.

Ход игры:

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

Источники:

http://vospitanie.guru/rech/igry-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-detskogo-sada
http://kladraz.ru/blogs/galina-vjacheslavovna-konjashenko/razvitie-rechi-v-starshei-grupe.html
http://doshkolnik.ru/interesnoe/950-gipparh-okolo-190125don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector