Классификация предметов по признакам задания для дошколят. Задания на классификацию. Игра «Как назвать предметы одним словом»
Картотека игр на классификацию и обобщение.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Картотека игр на классификацию и обобщение.
Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.
Игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.
Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.
Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.
Игра «Поможем малышу»
Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.
Игра «Угостим гостей чаем»
Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.
Подобным образом можно играть в игры:
«Оденемся на прогулку» — закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
«Оборудуем комнату для куклы» — аналогично.
Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.
Игра «Как назвать предметы одним словом»
Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:
свинья, лошадь, корова, баран;
волк, лисица, медведь, заяц;
морковь, свёкла, помидор, капуста;
шуба, шарф, куртка, кофта;
туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
борщ, гуляш, каша, макароны;
липа, берёза, ёлка, сосна;
трактор, грузовик, трамвай, метро.
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»
Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.
I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1.
II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:
стол, кресло, шкаф, поезд;
шапка, костюм, куртка, чайник;
лук, репа, морковь, диван;
лошадь, свинья, собака, звезда;
Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.
III. Усложните задания. Примеры:
платье, сарафан, джинсы, шуба;
сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
тюльпан, мак, роза, гриб;
сосна, ёлка, лиственница, берёза;
кружка, кастрюля, чайник, ваза;
IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:
жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
красное яблоко, морковка, помидор, редис;
Игра «Подходит — не подходит»
Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль — предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.
V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.
Игра «Цвет и форма»
Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.
Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.
Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.
Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.
Классификация предметов по признакам задания для дошколят. Задания на классификацию. Игра «Как назвать предметы одним словом»
Следующий оптимизирующий память детей приём – классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.
Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы — классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы?
- дикие и домашние животные,
- животные Севера и животные Африки,
- существительные и глаголы,
- твердые и мягкие согласные и тому подобное.
При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал. Классификация информации тесно связана с другой мыслительной операцией – «обобщение». Формируя одну, мы одновременно развиваем и другую.
Классификация: обучение ребёнка
Обучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа.
Игры на классификацию и обобщение
Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.
Игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.
Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.
Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.
Игра «Поможем малышу»
Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.
Игра «Угостим гостей чаем»
Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.
Подобным образом можно играть в игры:
- «Оденемся на прогулку» — закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
- «Оборудуем комнату для куклы» — аналогично.
Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.
Игра «Как назвать предметы одним словом»
Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:
- свинья, лошадь, корова, баран;
- волк, лисица, медведь, заяц;
- морковь, свёкла, помидор, капуста;
- шуба, шарф, куртка, кофта;
- туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
- борщ, гуляш, каша, макароны;
- липа, берёза, ёлка, сосна;
- трактор, грузовик, трамвай, метро.
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»
Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.
I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста).
II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:
- стол, кресло, шкаф, поезд;
- шапка, костюм, куртка, чайник;
- лук, репа, морковь, диван;
- лошадь, свинья, собака, звезда;
Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.
III. Усложните задания. Примеры:
- платье, сарафан, джинсы, шуба;
- сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
- торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
- тюльпан, мак, роза, гриб;
- сосна, ёлка, лиственница, берёза;
- кружка, кастрюля, чайник, ваза;
IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:
- жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
- большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
- помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
- красное яблоко, морковка, помидор, редис;
Игра «Подходит — не подходит»
Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль — предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.
V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.
Игра «Цвет и форма»
Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.
Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.
Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.
Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.
Класс. Пропедевтика.
Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1642 ; Нарушение авторских прав
Примечание: Азбука. / Под ред. В.Г. Горецкого. – М., 2011. ч.1
Примечание: Азбука. / Под ред. В.Г. Горецкого. – М., 2011. ч.2
Примерные задания.
Соотнеси слово с картинкой. На какие две группы можно их поделить?
Задание 2 (из учебника)
Обведи красным цветом предметы, которые отвечают на вопрос кто? Обведи жёлтым цветом предметы, которые отвечают на вопрос что?
Класс
Класс
Класс
3. Рассмотрение данного вопроса с точки зрения формирования словообразовательного понятия
Понятие – это форма мысли о предмете и явлении, в котором указаны его существенные признаки.
Этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности:
1. Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков.
2. Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия).
3. Работа над осознанием формулировки понятия.
4. Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.
4. Составление развивающих заданий для каждого этапа формирования понятий
1)Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков
Посмотрите на картинки. Что это? (предметы)
На какие 2 группы их можно разделить? (на те, что отвечают на вопрос кто? и те, что отвечают на вопрос что?)
2) Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия)
Выберите из ряда предлагаемых признаков те, которые характерны только для имени существительного и подчеркните их.
Часть речи; имеют одинаковую часть; отвечают на вопрос кто?, что?; служат для связи слов в предложении; обозначают предмет.
Среди слов найдите только имена существительные и подчеркните их.
Известить, птица, мальчик, красный, одуванчик
3) Работа над осознанием формулировки понятия
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает только на вопрос кто?
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие?
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: какая? Какое? какой?
5. Методические условия формирования понятий
Активизация познавательной деятельности учащихся при усвоении понятия.
Вставьте нужные слова в высказываниях.
Имя существительное – это ………………. которая отвечает на вопросы ………………………. и обозначает ………………….. .
Имя прилагательное – это …………………., которая отвечает на вопросы…………………. и обозначает……………… .
Осознание существенных и несущественных признаков понятия
Выберите верное утверждение.
Слова вече и вечность являются:
ÿ однокоренными словами
ÿ формами одного слова
ÿ именами прилагательными
ÿ именами существительными
Слова водаи водныйотличаются:
ÿ разные части речи
Что обозначает слово стол:
ÿ признак предмета
ÿ действие предмета
Наглядное изучение понятия
5. Составьте кластер по теме «Части речи. Имя существительное»
Источники:
http://infourok.ru/kartoteka-igr-na-klassifikaciyu-i-obobschenie-3603763.html
http://mama-pomogi.ru/sposobnosti/pamyat/razvitie-pamyati-detey-igryi-na-klassifikatsiyu
http://life-prog.ru/2_79219_klass-propedevtika.html