Классификация предметов по признакам задания для дошколят. Задания на классификацию. Игра «Как назвать предметы одним словом»

Картотека игр на классификацию и обобщение.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Картотека игр на классификацию и обобщение.

Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.

Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.

Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.

Игра «Поможем малышу»

Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.

Игра «Угостим гостей чаем»

Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.

Подобным образом можно играть в игры:

«Оденемся на прогулку» — закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»

«Оборудуем комнату для куклы» — аналогично.

Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.

Игра «Как назвать предметы одним словом»

Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:

свинья, лошадь, корова, баран;

волк, лисица, медведь, заяц;

морковь, свёкла, помидор, капуста;

шуба, шарф, куртка, кофта;

туфли, сапоги, ботинки, тапочки;

борщ, гуляш, каша, макароны;

липа, берёза, ёлка, сосна;

трактор, грузовик, трамвай, метро.

Игры под общим названием «Четвёртый лишний»

Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.

I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1.

II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:

стол, кресло, шкаф, поезд;

шапка, костюм, куртка, чайник;

лук, репа, морковь, диван;

лошадь, свинья, собака, звезда;

Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.

Читать еще:  Пуховик стирка в стиральной машине lg. Как правильно стирать и сушить пуховик в домашних условиях

III. Усложните задания. Примеры:

платье, сарафан, джинсы, шуба;

сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;

торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;

тюльпан, мак, роза, гриб;

сосна, ёлка, лиственница, берёза;

кружка, кастрюля, чайник, ваза;

IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:

жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;

большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;

помидор, редис, красное яблоко, свёкла;

красное яблоко, морковка, помидор, редис;

Игра «Подходит — не подходит»

Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль — предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.

V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.

Игра «Цвет и форма»

Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.

Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.

Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.

Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.

Классификация предметов по признакам задания для дошколят. Задания на классификацию. Игра «Как назвать предметы одним словом»

Следующий оптимизирующий память детей приём – классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.

Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы — классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы?

  1. дикие и домашние животные,
  2. животные Севера и животные Африки,
  3. существительные и глаголы,
  4. твердые и мягкие согласные и тому подобное.

При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал. Классификация информации тесно связана с другой мыслительной операцией – «обобщение». Формируя одну, мы одновременно развиваем и другую.

Классификация: обучение ребёнка

Обучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа.

Игры на классификацию и обобщение

Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.

Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.

Читать еще:  Повышение военных с 1 апреля. Военные пенсионеры станут богаче на «сто рублей»: апрельская индексация будет очень скромной. Индексация военных окладов

Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.

Игра «Поможем малышу»

Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.

Игра «Угостим гостей чаем»

Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.

Подобным образом можно играть в игры:

  1. «Оденемся на прогулку» — закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
  2. «Оборудуем комнату для куклы» — аналогично.

Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.

Игра «Как назвать предметы одним словом»

Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:

  1. свинья, лошадь, корова, баран;
  2. волк, лисица, медведь, заяц;
  3. морковь, свёкла, помидор, капуста;
  4. шуба, шарф, куртка, кофта;
  5. туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
  6. борщ, гуляш, каша, макароны;
  7. липа, берёза, ёлка, сосна;
  8. трактор, грузовик, трамвай, метро.
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»

Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.

I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста).

II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:

  1. стол, кресло, шкаф, поезд;
  2. шапка, костюм, куртка, чайник;
  3. лук, репа, морковь, диван;
  4. лошадь, свинья, собака, звезда;

Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.

III. Усложните задания. Примеры:

  1. платье, сарафан, джинсы, шуба;
  2. сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
  3. торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
  4. тюльпан, мак, роза, гриб;
  5. сосна, ёлка, лиственница, берёза;
  6. кружка, кастрюля, чайник, ваза;

IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:

  1. жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
  2. большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
  3. помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
  4. красное яблоко, морковка, помидор, редис;
Игра «Подходит — не подходит»

Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль — предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.

V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.

Игра «Цвет и форма»

Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.

Читать еще:  Что должен делать мальчик в 4 месяца. Массаж спины с использованием похлопывания. Что должно насторожить

Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.

Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.

Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.

Класс. Пропедевтика.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1642 ; Нарушение авторских прав

Примечание: Азбука. / Под ред. В.Г. Горецкого. – М., 2011. ч.1

Примечание: Азбука. / Под ред. В.Г. Горецкого. – М., 2011. ч.2

Примерные задания.

Соотнеси слово с картинкой. На какие две группы можно их поделить?

Задание 2 (из учебника)

Обведи красным цветом предметы, которые отвечают на вопрос кто? Обведи жёлтым цветом предметы, которые отвечают на вопрос что?

Класс

Класс

Класс

3. Рассмотрение данного вопроса с точки зрения формирования словообразовательного понятия

Понятие – это форма мысли о предмете и явлении, в котором указаны его существенные признаки.

Этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности:

1. Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков.

2. Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия).

3. Работа над осознанием формулировки понятия.

4. Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.

4. Составление развивающих заданий для каждого этапа формирования понятий

1)Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков

Посмотрите на картинки. Что это? (предметы)

На какие 2 группы их можно разделить? (на те, что отвечают на вопрос кто? и те, что отвечают на вопрос что?)

2) Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия)

Выберите из ряда предлагаемых признаков те, которые характерны только для имени существительного и подчеркните их.

Часть речи; имеют одинаковую часть; отвечают на вопрос кто?, что?; служат для связи слов в предложении; обозначают предмет.

Среди слов найдите только имена существительные и подчеркните их.

Известить, птица, мальчик, красный, одуванчик

3) Работа над осознанием формулировки понятия

Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает только на вопрос кто?

Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие?

Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: какая? Какое? какой?

5. Методические условия формирования понятий

Активизация познавательной деятельности учащихся при усвоении понятия.

Вставьте нужные слова в высказываниях.

Имя существительное – это ………………. которая отвечает на вопросы ………………………. и обозначает ………………….. .

Имя прилагательное – это …………………., которая отвечает на вопросы…………………. и обозначает……………… .

Осознание существенных и несущественных признаков понятия

Выберите верное утверждение.

Слова вече и вечность являются:

ÿ однокоренными словами

ÿ формами одного слова

ÿ именами прилагательными

ÿ именами существительными

Слова водаи водныйотличаются:

ÿ разные части речи

Что обозначает слово стол:

ÿ признак предмета

ÿ действие предмета

Наглядное изучение понятия

5. Составьте кластер по теме «Части речи. Имя существительное»

Источники:

http://infourok.ru/kartoteka-igr-na-klassifikaciyu-i-obobschenie-3603763.html
http://mama-pomogi.ru/sposobnosti/pamyat/razvitie-pamyati-detey-igryi-na-klassifikatsiyu
http://life-prog.ru/2_79219_klass-propedevtika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector