Кого можно отнести к асоциальным типам личности? Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции

Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия

О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и отдельных личностей. Противоположно антисоциальному поведению.

В целом просоциальное поведение характеризует поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы. Это определение верно и в том случае, когда помогающий тоже получает пользу. Необходимо осознать важную истину о просоциальном поведении: люди редко помогают по какой-то одной причине. Мы помогаем, чтобы: 1) улучшить наше собственное благополучие; 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других; 3) поддержать наш образ «я»; 4) справиться с собственным настроением и эмоциями.

Асоциальное поведение – тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Асоциальное поведение и антисоциальное поведение – не одно и то же. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Чаще в психологической литературе антисоциальное поведение именуют агрессивным.

Агрессия – поведение, рассчитанное на причинение вреда другому человеку.

Выделяют следующие виды агрессии:

непрямая и прямая агрессия (непрямая агрессия: причинение вреда другому без конфликта лицом к лицу, например, злобные сплетни; прямая агрессия: причинение кому-нибудь вреда «в лицо», например, физическая агрессия – удары руками, ногами, или вербальная агрессия – оскорбление, угрозы);

эмоциональная и инструментальная агрессия (эмоциональная агрессия: поведение, причиняющее вред другому человеку, дающее выход гневным чувствам, например, кто-то в ярости бросает в сослуживца стул; инструментальная агрессия: причинение кому-либо вреда с целью достижения какой-либо другой (неагрессивной) цели, например, наемный киллер убивает ради денег).

Если рассматривать социальное поведение с точки зрения продуктивности, то в социальной психологии известные исследования, показывающие, что в определенных обстоятельствах другие могут способствовать улучшению результатов, а в других случаях – ухудшению. В первом случае речь идет о социальной фасилитации, а во втором – социальной ингибиции.

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач: сложные, творческие задачи в большинстве случаев лучше выполнять в одиночестве, а простые – в группе. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.

Руководители различных уровней осознанно или неосознанно часто учитывают процесс социальной фасилитации, организуя рабочие места таким образом, чтобы каждый сотрудник постоянно находится на виду у коллег и у начальства.

Однако, по мнению ряда ученых, не всегда другие люди способствуют повышению эффективности деятельности. Ф. Олпорт писал: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает, тем не менее, воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции

Социальная ингибиция – ухудшение показателей деятельности в присутствии других людей.

Окружающие вольно или невольно отвлекают и даже раздражают. Особенно когда дело не ладится – тут чужое присутствие не только не помогает, но даже мешает сосредоточиться на задаче. Соответственно и эффективность работы падает. Т.е. присутствие окружающих не только подстегивает, но и одновременно отвлекает внимание.

Читать еще:  Застольные развлечения для небольшой компании взрослых. Шуточные задания для гостей за столом, веселые смешные застольные конкурсы, игры, викторины, шутки, приколы для маленькой веселой компании взрослых, не выходя из-за стола. Чем развлечь гостей

Явление социальной фасилитации и ингибиции хорошо объясняется с помощью понятия «доминантная реакция». Доминантная реакция – это временно господствующая рефлекторная система, т.е. система привычных действий, которая придает поведению целенаправленный характер. Так вот, возбуждение, которое обусловлено присутствием других, всегда усиливает доминантную реакцию. Повышенное возбуждение улучшает решение простых задач. Но это же возбуждение мешает выполнению неосвоенных и сложных операций.

Большое влияние на поведение человека оказывает научение. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, т.е. научение – процесс преимущественно неосознаваемый для субъекта. Поэтому социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления. Наше собственное научение и, соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. научение является социальным процессом.

Чему учиться и как учиться – все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителем группы).

Регуляция поведения конкретного человека зависит от того, как осуществляется контроль со стороны различных социальных групп.

Социальный контроль – система воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения.

Социальный контроль в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.

В основе регуляции социального поведения человека, по мнению В.А. Ядова, лежит система личностных диспозиций.

Личностная диспозиция – внутренняя готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать и действовать в отношении какого-либо объекта.

Ученым предложено выделять 4 уровня личностных диспозиций, каждый из которыхвлияет на различные уровни активности.

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных (пояснить термин)потребностей и в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях». Этот уровень диспозиций можно обозначить как элементарная фиксированная установка. Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции заключается в том, что личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Третий уровень определяет общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Читать еще:  Ассоциативный тест юнга упражнение 16 ассоциаций. Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга 16 ассоциаций". Ассоциативный тест Карла Юнга. Техника «16 ассоциаций"

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности.

Социальная типология личности (типы личностей)

Несовпадение статусов

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении со временем выражается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов, где одни ценятся и уважаются больше, чем другие. Место в такой незримой иерархии статусов называется рангом. Существуют высокие, средние и низкие ранги. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества и тогда она называется межгрупповой, а также между индивидами в рамках одной группы — это внутригрупповая. Здесь место человека выражается тем же термином ранг. Несовпадение статусов описывает, противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, оно возникает при двух обстоятельствах:

— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой низкий;

— когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей других.

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности — это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно — степень его рациональности, Маркс — формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

идеалисты — наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Читать еще:  Какая помада идет для шатенки. Как подобрать цвет помады: секреты визажистов

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность — это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:

1) homo faber — человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный — способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен — социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:

открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

— ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

экономия времени; пунктуальность;

уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

планирование будущих действий для достижения поставлен­ных целей, как в общественной, так и в личной жизни;

высокая ценность образования и обучения;

уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.ru/10_170298_sotsializatsiya-i-ee-osnovnie-harakteristiki.html
http://studopedia.ru/3_92213_sotsialnaya-tipologiya-lichnosti-tipi-lichnostey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector