Конфликт с воспитателем. Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения

Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНадежда Шетнева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.» — Транскрипт:

1 Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

3 Воспитатель это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

4 «ЯБЛОКО И ЧЕРВЯЧОК»

5 Конфликт — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды; для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

6 Старинная английская игра

7 Причины конфликтов между педагогом и родителями 1. Родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе. 2. Родитель не удовлетворен отношением к нему воспитателя. 3. Родитель не удовлетворен организацией воспитательно-образовательного процесса и т. д.

8 Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это: с ребенком мало занимаются в саду; не создают должных условий для укрепления его здоровья; не могут найти подход к ребенку; используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания); плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку); ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал; ограничивают свободу ребенка; часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей; не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали..

9 У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополни- тельные занятия; забывают положить детям в шкафчик сменную одежду; приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика); поздно забирают детей; плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход); предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам..

10 Стадии прохождения конфликта Возникновение конфликта (появление противоречий) Осознание конфликтной ситуации Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта (конструктивное или деструктивное).

11 Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» конфликты конфликты недопустимы необходимы

12 Позитивные функции конфликта 1. Получение социального опыта 2. Нормализация морального состояния 3. Получение новой информации 4. Помогает прояснить отношения 5. Разрядка напряженности 6. Стимулирует позитивные изменения

13 Негативные функции конфликта 1. Настроение враждебности 2. Ухудшение самочувствия 3. Формализация общения 4. Депрессия, ухудшение здоровья 5. Эмоциональные затраты 6. Снижение работоспособности 7. Умышленное,целенаправленное деструктивное поведение.

14 Способы выхода из конфликтной ситуации 1. Конкуренция (соревнование) 2. Избегание (уклонение) 3. Компромисс 4. Приспособление 5. Сотрудничество

15 Алгоритм действия в конфликтной ситуации 1. Выделить суть проблемы 2. Посмотреть на нее со стороны 3. Поставить себя на место другого участника конфликта — что бы ты сделал в данной ситуации 4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для тебя и для другого

16 Упражнение «Ваши предложения». Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь спло­тить воспитателей и родителей. Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации. Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации». Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

17 Упражнение «Список претензий к родителям». Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях. Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными. Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают. Упражнение «Желаю Вам. ». Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их ребенка.

18 Психологическая зарядка. Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.

19 Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, пред конфликтный и конфликтной ситуации, таковы: 1. Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты. 2. Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов — интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: » Правильно ли я Вас понял (поняла)?», это поможет избежать умственных барьеров. 3. Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия. 4. Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место. 5. Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость. 6. Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. 7. В минуты торжества над другим давайте ему возможность » спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством. 8. Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми. Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «Искренне благодарю». Важнейшее слово: «Мы».

20 Пути разрешения конфликтов между воспитателем и родителем Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем – это хорошая работа воспитателя. Как свести конфликты к минимуму: Первое – информировать родителей еще до того, как их дети поступили в ДОУ о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. Второе – показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты. Третье – научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Четвертое – опытный и мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Всегда встречает родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращается по имени и отчеству.

21 «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» ВСЕ В НАШИХ РУКАХ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! МАДОУ детский сад 41 педагог — психолог Иванникова Н.В.

Читать еще:  Оливковое масло: польза суперфуда или вред кошельку? Какое целебно, как выбрать и применять. Кондиционер с оливковым маслом. Использование оливкового масли в кулинарии

Педразвитие

Автор: Привалова Галина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №70 «Ладушки»
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградской обл.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Разрешение конфликтов в системе «Воспитатель-Родитель»
Дата публикации: 06.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для педагогов

«Разрешение конфликтов в системе «Воспитатель-

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и

задачами с одной стороны и коллектив состоящий из индивидуальных

личностей – педагогов, родителей, детей, с другой стороны. От стремления

наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию

будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для

детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в

саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения

различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность

воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет

к воспитателям высокие требования, но постоянная эмоциональная

напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов

воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое может вывести

воспитателя из равновесия.

Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями

и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют

прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным

Объективные причины – например, недобросовестное отношение

воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны

родителей, и со стороны воспитателей:

неоправданно позитивные или неоправданно негативные

ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное

отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад,

думают о том, что детский сад « всему научит», а родителям ничего не нужно

будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает

огромное напряжение между родителями и педагогами;

другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что

воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким

контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель

оценивает ребенка, дает какие — то рекомендации, родитель очень часто

ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как

человека и родителя;

еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем

больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям,

пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах

воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться

мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно,

такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;

будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро

понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о

детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает

сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в

возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать

людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят,

«что произойдет», получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое

любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с

пониманием относиться к таким вещам.

Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно

воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения

существуют свои определенные педагогические методы. Современные

родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто

бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду

системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы

закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать,

что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их

чадо находится в окружении других детей.

Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.

Вопрос: как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это

взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже

сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что

воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за

власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что

они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и

доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Большая часть

воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу

воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно

поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного

отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему

воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь

родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего

ребенка гораздо лучше?!

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем

и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно

работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему

многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов!

Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их

можно свести к минимуму!

1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и

группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане

взаимоотношений и педагогических воздействий.

2) показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они

возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать

специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в

3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей.

Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с

положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.

4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с

родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни

открытых дверей и многое другое).

1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит

2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в

детский сад, кардинально меняется.

3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная

проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также

множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем

воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные

отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей

понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в

непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и

Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий

труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям

неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой

оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в

состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько

мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Главная цель нашего занятия это выяснить как правильно вести себя в

конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты. В начале давайте

с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения.

Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с

точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате

столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений,

планов различных людей.

Упражнение “Рисунок вдвоем”.

Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого

момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера

держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали

Читать еще:  Снеговик из носка техника. Снеговик из носка - мастер класс

именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что

педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в

бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения

другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а

кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не

совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает

конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному. Иногда напряжение в

конфликтной ситуации столь сильно, что подлинная коммуникация не

возможна. В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон

способны вызвать ответные примирительные шаги другой стороны. Первым

шагом должно стать снятие негативного эмоционального напряжения.

«Стили стратегий поведения в конфликте»

В конфликте их существует 5.

Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в

Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради

Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к

достижению собственных целей.

Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены

интересы обоих сторон.

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть

хороша для конкретной ситуации.

Формы стратегии избегания (ухода):

• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;

• переход на “чисто деловые отношения”;

• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в

• вы делаете вид, что все в порядке;

• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;

• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;

• ругаете себя за вашу раздражительность;

• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;

• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;

• подавляете все ваши негативные эмоции.

Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):

• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?

• дуетесь, пока они не передумают;

• применяете физическое насилие;

• не принимаете явного отказа;

• требуете безоговорочного послушания;

• призываете на помощь союзников для поддержки;

• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения

Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:

• поддерживаете дружеские отношения;

• ищете справедливого решения;

• делите предмет желаний поровну;

• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;

• получаете что-то и для себя;

• избегаете столкновения в лоб;

• уступаете немного ради поддержания отношений.

Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:

• определяете потребности всех участников;

• стараетесь их удовлетворить;

• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;

• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;

• ищите творческих и неординарных решений;

• не щадите проблему, щадите людей.

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на

положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно

принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто

приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность

возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и

умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может

быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт.

Кодекс поведения в конфликте

Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для

доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и

лучшую часть его личности.

Переключись с эмоционального на рациональный режим работы

психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы

отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а

дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то

отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить

две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и

упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо

во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.

Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши

реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем

отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно

распредели свое сознание на другие объекты.

Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите,

что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции

Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами.

Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о

другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в

прошлом и было приятным; скажи комплимент.

Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы

Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности,

не перескакивай с проблемы на личность

Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и

претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».

Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это

быстро, решительно и не в конце разговора.

Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на

Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым

Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента.

«И чего ты кипятишься?», «Не кричите на меня!» и т.д.

Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический» «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический»

«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических расстройств.

Слова тренера сопровождаются слайдовой презентацией

Психолог: Слайд1 Сегодня мы будем говорить о конфликтах в системе «воспитатель-родитель». Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной конфликта. При этом в конфликтных ситуациях мы все ведем себя по разному. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателей крайне важно.

Слайд 3: Что же такое конфликт? Конфликт — это столкновение отдельных людей, социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Предлагаю вам разбиться на 2 группы:

1 группа описывает возможные причины недовольства со стороны родителей.

2 группа описывает список претензий воспитателей к родителям.

Обсуждение через 5-10 минут: На маркерной доске записываются основные моменты претензий:

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду,

не создают должных условий для сохранения здоровья,

не могут найти подход к ребенку,

используют не педагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания),

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели и т.д.),

ребенка заставляют есть или наоборот не следят, чтобы он ел,

ограничивают свободу ребенка,

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

У воспитателей, в свою очередь, тоже есть «свой список» претензий к родителям:

неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке,

забывают оплатить квитанции. Вовремя внести плату за дополнительные занятия,

забывают положить в шкафчик сменную одежду,

приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без

элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика),

поздно забирают детей.

плохо воспитывают детей,

предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются по мелочам.

Психолог: Специалисты выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

возникновение конфликта (появление противоречий),

осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной,

Читать еще:  Мелкая заноза в пальце как достать. Как вытащить занозу из пальца

исход конфликта (может быть деструктивным или конструктивным).

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Задания группам: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями не допустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Психолог подводит итог.

Рассмотрим позитивные функции конфликта:

конфликт вскрывает «слабое звено» в учреждении,

это выплеск отрицательных эмоций,

получение новой информации,

помогает прояснить отношения,

стимулирует позитивные изменения,

способствует сплочению коллектива.

Рассмотрим негативные функции конфликта:

депрессия, ухудшение здоровья,

целенаправленное деструктивное поведение.

Вывод: таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное уметь правильно разрешать их.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червячок и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите ответ.»

На самом деле вы сейчас записали свой способ выхода из конфликта. А что это за способ мы разберем позже .

Психологи ( К.Томас) предлагают 5 способов выхода из конфликтной ситуации:

Конкуренция (соревнование)- предполагает сосредоточение только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера:

«Что бы я победил, ты должен проиграть!»

Избегание (уклонение) – характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и интересам партнера: «Мне все равно выиграешь ты или проиграешь, но я в этом участия не принимаю!»

Компромисс – представляет собой достижения половинчатой выгоды каждой стороной: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Приспособление – предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Сотрудничество- является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

А теперь вернемся к упражнению «Яблоко и червячок». Сопоставьте свои ответы с предложенными способами выхода из конфликта. У кого какой способ получился? Обсуждение результатов.

( Н р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» — соревнование

«Вон посмотри какая там красивая груша весит» — избегание

«Ну хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» — компромисс,

«Такая видно у меня доля тяжкая»- приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты х ешь, они еще вкуснее»- сотрудничество).

Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных К.Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Гораздо важнее не избегать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Психолог: Давайте рассмотрим алгоритм действия в конфликтной ситуации:

Выделить суть проблемы

Посмотреть на проблему со стороны

Поставить себя на место другого участника конфликта – что бы Вы сделали в данной ситуации

Постараться найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение: «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Каждой группе необходимо разыграть конфликтную ситуацию между родителем и воспитателем и показать развязку конфликтной ситуации.

Упражнение «Ваши предложения».

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция: Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Желаю Вам».

Цель: Развитие умения доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция: Сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителя вашей группы

Вывод: Лучший комплимент- похвала успехов ребенка.

Психолог: Психологические рекомендации при правильном поведении человека в предконфликтной и конфликтной ситуации:

Всегда решать спорные вопросы в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды;

Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов – интересов, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: «Правильно ли я Вас поняла?» — это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым и доброжелательным в общении.

Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов. Не кричать. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другими давайте ему возможность «спасти себя», т.е. выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других, сделайте так, чтобы эти недостатки были легко исправимыми.

А теперь краткий курс доброжелательных отношений:

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку»

Пять важных слов: «Вы сделали это просто чудесно»

Четыре важных слова: «А как Вы считаете?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста»

Два важных слова: «Искренне благодарю»

Важнейшее слово: «Мы»

Для поддержания стабильного психологического состояния у Вас и родителей, а также для профилактики различных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаш и ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка из жизни. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» представленную ситуацию с бумаги. Стирайте до тех пор, пока представленная ситуация не исчезнет совсем с листа. Откройте глаза. Проведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Психолог: И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы, расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группах, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, затем передают друг другу немного приукрасив, так возникают сплетни…предшественники конфликта.

Хочу вам рассказать «Притчу о сплетнях»:

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

— Знаешь ли ты, что сказал о тебе сегодня твой друг?

— Подожди, сказал Учитель,- просей сначала все то, что ты хочешь сказать через три сита.

— Прежде чем что-то говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты мне хочешь сказать есть правда?

— Да нет, я просто слышал…

— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Значит, продолжал Учитель,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда? Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет никакой необходимости…

— И так, заключил Наставник, в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

Обсуждение притчи. (рефлексия).

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт-Петербург, 2007.

Р.С.Немов Психология, т-2.- М.,2003.

Г.В.Ложкин Практическая психология конфликта. – К.,2000.

Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.,2005.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/1097790/
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=5212
http://infourok.ru/trening-dlya-vospitateley-dg-liceya-tehnicheskiy-konflikti-vospitatelroditel-prichini-vozniknoveniya-i-puti-resheniya-970128.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector