Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники. Зимние праздники: от истоков к современности

Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Елена Прохорова
Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Занятие: «Зимние забавы и праздники».

Цели: — учить детей отвечать на вопросы

— развивать навык словообразования

— прививать любовь к поэтическому слову

— систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;

— активизировать словарь по данной теме;

— воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

— формировать интерес к традициям и обычаям русского народа;

— воспитывать через знакомство с праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближнему, милосердие, терпимость, трудолюбие;

— развивать речевую и познавательную активность;

— расширять кругозор детей.

Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, Рождество, Святки, Крещение, Иордан.

Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой, картинки с изображением народных гуляний.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, чтение рассказа Топелиуса «Три ржаных колоска», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

• Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок — сундучок

Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.

II Закрепить признаки зимы

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

— Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

— Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

— Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

— Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

— Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)

— Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.

— А здесь еще что-то лежит.

— Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

III Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

-Ребята помогите закончить фразу

Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)

Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)

— А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)

IV Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

— Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается…снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

— Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

— Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег — холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

— Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка — малютка.

Легкая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

-Что же это за звездочка? (это снежинка)

— Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

— Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)

— Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

— А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

— Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

— А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)

VII Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

— Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, посмотрите на снежинку и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.

— Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

-А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег….снежок ветер…. ветерок

Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

-Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

-Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

IX Образование прилагательных от существительных

-Дом вы сложили из снежных деталей.

-Какой это дом? (Снежный)

-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

-Ребята, а кто в таком домике может жить?

-А нам этот дом подойдет (Нет.)

-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

-Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)

-Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

XI Рисование снежинки пальчиком

-Дорогу мы с вами сделаем сами.

-Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по кукурузной крупе)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

-Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

• Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.

Ребята, а вы согласны, что зима – это волшебное время года? Зимой много праздников, зимой можно веселиться, играть.

Посмотрите на картинки. Как на Руси в старину гуляли люди? (ответы)

Читать еще:  Как перетянуть денежный канал от другого. Вот основные причины. Как откупиться от «худой» доли

-катались на санях

-катались с горки

-катались на коньках

-играли в снежки

А сейчас как можно провести зимний день? (ответы)

• Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем зимой.

— Новый год. Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник, говорят так — сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год. 31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты — это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание — оно обязательно сбудется!

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!

— Рождество. Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, в городе Вифлиеме родился младенец – Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По-другому эта пещера называется вертепом.

Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.

Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.

А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.

• Предлагаю вам посмотреть мульфильм об этом.

Рождество мы празднуем до праздника Крещения. Это время называют Святки. От какого слова образовано слово «святки»? Правильно. По-другому можно сказать, что это святые дни. На святки люди веселятся, ходят друг другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых и хороших дней.

• Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?

Подготовка к святкам шла заранее. Подыскивали избу, убирали ее, украшали, мастерили маски и костюмы ряженых. А самым веселым были колядки. Молодые люди и дети наряжались, обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики благодарили их и уходили к следующему двору (дому). Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки.

• Предлагаю вам послушать, как пели колядки.

Так Святки продолжались до Крещения. Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок.

Ребята, а вы знаете, что это за праздник, Крещение? (ответы)

Давным-давно, на реке Иордан принял крещение Иисус Христос. По преданию, когда Он вышел из воды, с небес к нему прилетела голубка, т. е. ангел в образе птицы спустился, чтобы стать Его хранителем. С тех пор на всей планете, где живут Православные Христиане, верующие празднуют день крещения. В этот день в церквях святят воду, а еще люди собираются в шествия под названием «Крестный ход».

• Посмотрите, как на Руси праздновали этот день.

Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

— какие зимние праздники мы вспомнили?

— что это за время – Святки?

— что такое колядки?

— почему мы особенно любим эти праздники?

— какие дела люди стараются делать в эти волшебные праздники?

— что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

На этом мы заканчиваем нашу беседу о зимних праздниках. Я дарю вам эти праздничные наклейки в память о новом годе и рождестве.

Конспект занятия по физкультуре «Зимние забавы» ПЛАН – КОНСПЕКТ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (старшая группа N11). МБДОУ-ЦРР-детский.

Конспект занятия по физической культуре «Зимние забавы для детей» Участвуют две команды детей. На груди у них эмблема: «Снеговик» и «Елочка». Площадка празднично украшена разноцветными флажками, снежинками.

Конспект логоритмического занятия в средней группе «Зимние забавы» Конспект логоритмического занятия для средней группы: «Зимние забавы» Составила: Учитель-логопед Саранцева М. А. Тема: «Зимние.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимние забавы» Цель: познакомить детей с зимними праздниками и забавами. Формирование пространственных представлений, навыка счёта и сравнения количественных.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Зимние забавы» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Зимние забавы» Провела воспитатель высшей категории ГБОУ СОШ №1371 (С/п №3 Д/с.

Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы» Подготовила учитель — логопед Варзина Ольга Владимировна г. Братск,.

Конспект занятия «Зимние забавы» (вторая младшая группа) Тема:»Зимние забавы» Цель:Знакомить детей со звуком»е».Закрепить правильное произношение звука. Програмное содержание:Учить сравнивать предметы.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимние забавы» Тема: Рассматривание картины «Зимние забавы», снеговик. Цель: описательный рассказ по картине; снеговик, конструктивным способом. Задачи:.

Конспект занятия «Зимние забавы детей» Предварительная работа : Провести на прогулке зимние игры (катание на санках, лыжах, игра в снежки, лепка снежной бабы) по возможности.

Конспект занятия на прогулке «Зимние забавы детей со снегом» Лепка из снега : «Веселые снеговички» в группе детей среднего и старшего возраста Цель: — Учить детей планировать свою работу, располагать.

Конспект зимнего праздника «Зимние забавы» старший дошкольный возраст

Зимний спортивный праздник «Зимние забавы»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Фендрикова Е. Л. Воспитатель МБДОУ №1 «Солнышко»

Зимний спортивный праздник «Зимние забавы»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Место проведения: Спортивный участок, украшенный флажками и шарами,

1.Закрепить знания детей о зимних играх, забавах.

Доставить детям радость, удовольствие. Обогатить мир ребёнка яркими впечатлениями.

2. Посредством подвижных игр и упражнений на свежем воздухе способствовать закаливанию детского организма, развивать у детей физические качества: силу, меткость, быстроту, ловкость,

3. Способствовать развитию творческой, физической активности детей. Прививать интерес к играм и упражнениям на свежем воздухе, физической культуре и спорту.

4.Воспитывать чувство товарищества, сопереживания к успехам и неудачам своих товарищей, взаимопонимание.

Оборудование: ориентиры, клюшки , обручи , шайбы 2шт.

бубен, кегли или кубики 10шт. , «Снежки» по числу детей

санки, лыжи, метла, спортивная площадка украшенная флажками шарами и т.д.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), Баба-Яга, Снеговик.

Мерзнут руки, мерзнет нос?

Постарался же сегодня

Старый дедушка Мороз!

К нам на праздник поспешите

Зиму снежную встречать,

Веселиться да играть!

Хороша красой своею

И встречать ее сегодня

Собралась вся детвора!

Дети встают в круг вместе с воспитателем

Ну-ка, бубен, позвени,

Всех детишек собери!

Читать еще:  Расположение олимпийских колец по цветам. Олимпийские кольца - что означает символ

Мы Мороза не боимся,

В спорте с холодом сразимся!

Проводится игра «Веселый бубен»

Дети передают друг другу бубен со словами

Ты беги, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок, на котором заканчивается потешка, танцует в кругу под любую русскую народную мелодию

Ведущий : Ребята, вот и наступила зима. Снежная, морозная. Посмотрите, сколько снега намело. Чтобы не было нам скучно, давайте слепим дружка — снеговика.

дети вместе с ведущим встают в круг.

Тра-та-та, тра-та-та! — хлопают в ладоши.

Тра-та-та, тра-та-та! — идут друг за другом, имитируют,

Лепим мы снеговика! — что катают ком снега.

Ком на ком поставим, — наклоны вперёд с выставленными руками.

Глазки подведём, — делают движения руками около лица вправо и влево.

Нос-морковку вставим, — присоединяют оба кулачка по очереди к лицу.

Шапочку найдём. — делают руки «домиком» над головой.

Вот, какой снеговичок, — движение «пружинка»

Снежный белый толстячок!

появляется Снеговик и входит в середину круга.

Я – весёлый Снеговик.

Я не мал и не велик.

Вместо глаз картошки,

Носик из моркошки.

Спасибо, ребята, что меня слепили.

А вы не боитесь холода? (нет)

Подвижная игра «Заморожу»

Дети стоят по кругу. Снеговик внутри круга. Он произносит слова:

С детства к холоду привык.

В сосульку превращаю.

после этих слов дети начинают разбегаться. Снеговик старается дотронуться до детей. Кого он осалит, тот останавливается и замирает на месте.

Снеговик: Какие шустрые ребята! Вижу я, что вы холода не боитесь и очень быстро бегаете.

Снеговик : Снеговик я непростой, любопытный, озорной, знать хочу я, чем ребята занимаются зимой.

Снеговик: Загадаю вам загадку:

Спорт на свете есть такой,

Популярен он зимой.

На полозьях ты бежишь,

За соперником спешишь

Торопливо и вдогонку.

Выступаешь в… (лыжных гонках)

Снеговик: Р ебята, а вы хотите принять участие в лыжных гонках?

Эстафета «Быстрые лыжники»

Дети строятся в 3 команды, на линии старта и по знаку снеговика начинают движение. Объезжают на одной лыже вокруг ориентиров, возвращаются и передают лыжу следующему участнику

Снеговик : Ребята, я предлагаю вам поиграть с моими любимыми снежками.

Эстафета «Раз снежок, два снежок»

команды выстраиваются в 2 -3 колонны друг за другом, перед ними, на расстоянии 8-10 м, в куче лежат снежки. Около каждой команды стоит корзина. По команде Снеговика: «Раз – два – три! Снежки принеси!» участники команд по очереди бегут к куче, берут по снежку, возвращаются к команде, кладут снежок в корзину и встают в конец колонны.

Слышен звон бубна, шум на санках везут Бабу Ягу.

В гости к нам издалека,

Вихри снежные крутя,

Едет бабушка Яга!

Ох, ох, ох, застыли ноги,

Долго ж я была в дороге,

По сугробам, бурелому

Еду к детям я знакомым!

Кости старые размять,

Себя людям показать!

Здесь, Яга, спортивный праздник,

Ты, Яга, спортсменка разве?

Чтоб сто лет на свете жить,

Со спортом нужно всем дружить!

Ну-ка, детки, в круг вставайте,

Игра «Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладоши. ( Хлопки 4 раза )

Ноги тоже мы погреем.

И затопаем скорее. ( «Топотушки»)

Мы наклонимся сейчас. ( Наклоны 2раза)

И подпрыгнем 8 раз. ( Прыжки)

Слепим мы сейчас снежок. ( Берут, сшитые мягкие мячики)

Берегись-ка, мой дружок! ( Кидают друг в друга )

Из спортивной жизни всей

Обожаю я хоккей!

Мне бы клюшку да ворота,

Шайбу так забить охота!

Баба-Яга достаёт из мешка клюшки и шайбы.

Игры-эстафеты « Проведи шайбу»

Дети делятся на три команды. Каждой команде нужно пройти змейкой между кеглями и провести шайбу клюшкой до флажков, берут шайбу в руки, бегут обратно, и передают клюшку с шайбой следующему участнику.

Баба-Яга : Если хочешь стать умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Никогда не унывай,

В цель снежками попадай.

На расстоянии 3 метра от команды стоит куб на нем колпак, участники команд по очереди бросают снежком. Надо сбить колпак с куба.

Игра-эстафета «Попади в цель»

У каждого ребенка в руке мягкий мяч. Участникам необходимо попасть в цель (обруч).

Какие спортивные дети!

Вы самые смелые дети на свете!

(Делает вид, что ищет метелку)

Ой, метелочка моя,

Потеряла я тебя! (Ведущая подает метелку)

Хорошо, что ты нашлась!

Поиграем мы сейчас.

Игра «Метелка волнуется раз»

Дети бегают врассыпную. Баба Яга машет метелкой и говорит:

Метелка волнуется раз,

Метелка волнуется два,

Метелка волнуется три,

Снежная фигура на месте замри!

Дети замирают в разных позах,

Ведущая: Баба-Яга, наши дети не могут превратиться в снежные фигуры, ведь они растают, потому что они много двигаются и им тепло. Ребята давайте дружно все потопаем! А теперь похлопаем! Высоко попрыгаем! Ножками подрыгаем!

Баба – Яга : Ну, тогда другая игра!

Эстафета «На помеле»

Дети делятся на две (три) команды. Метла в каждой команде. По сигналу первый игрок верхом на помеле начинает бежать до конуса, и возвращается обратно. Передаёт метлу следующему игроку команды.

А сейчас мои ребятки

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (Санки)

Ведущая: Б-Я наши ребята любят кататься на санках.

Гонки на санках

Дети стоят в командах. Один везет другого до флажка, меняются местами и обратно.

Ой, ребятки, молодцы:

И быстры вы, и ловки!

Ну, а главное — дружны.

За праздник всех благодарю,

Всем спасибо говорю.

И лесные сувениры вам в подарок отдаю!

Ведущий и Баба Яга:

Мы заканчиваем праздник,

До свиданья, детвора!

На прощанье пожелаем:

Быть здоровыми всегда!

  • Фендрикова Елена Лаврентьевна
  • Написать
  • 365
  • 06.02.2017

Номер материала: ДБ-170256

  • 06.02.2017
  • 245
  • 06.02.2017
  • 219
  • 06.02.2017
  • 183
  • 06.02.2017
  • 3419
  • 06.02.2017
  • 265
  • 06.02.2017
  • 163
  • 06.02.2017
  • 1504

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок-конспект по теме: «Зимние праздники»

Цели урока:

• Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;

• познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

• расширить представление учащихся о культурном наследии;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание чувства любви к родному краю;

• развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

• уметь различать государственные и церковные праздники;

• знать особенности зимних праздников;

• формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию темы

Учитель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».

Читать еще:  Холодный парафин для рук как использовать. Холодный парафин для рук. Парафинотерапия для ног

• О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)

• По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)

• Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

• Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)

Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима – еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.

III. Объяснение новой темы

Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.

• Что вы знаете об этом празднике?

• Какой это праздник – церковный или гражданский? Почему вы так считаете?

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России – 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?

Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.

Показ отрывка из мультфильма «Рождество Христово»

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.

Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть – черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.

Показ отрывка из мультфильма «Ночь перед Рождеством»

Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

• Знаете ли вы, что такое колядки?

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

Звучит запись песен-колядок.

Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу.

С Рождеством связаны и другие традиции.

Работа по картине

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.

Оформление кластера (Рождество: 7 января, подарки, угощенье, елка, звезда)

Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.

Посмотрите на таблицу:

Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?

Зашифрована фраза «С Новым Годом!»

• Любите ли вы Новый Год?

• Как вы отмечаете этот праздник?

• Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?

Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: «decem» в переводе в латинского означает «десять».

Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.

Указ:

«1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века».

В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский – Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной – как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.

И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?

Есть у него и славная помощница. Кто это?

Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)

Показ отрывка из мультфильма «Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!»

Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.

Поют песню «Дед Мороз, что ты нам принес».

IV. Закрепление темы

У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.

Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.

Что такое колядка?

Какой праздник отмечают 7 января? 1 января?

Кто издал указ о праздновании Нового года 1 января?

Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.

Когда отмечают Сочельник?

Откуда пришла традиция наряжать ёлку?

Расскажите стихотворение про Новый год.

V. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?

Что было непонятно?

VI. Домашнее задание

Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-zimnie-zabavy-i-prazdniki.html
http://infourok.ru/konspekt-zimnego-prazdnika-zimnie-zabavi-starshiy-doshkolniy-vozrast-1592290.html
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector