Конспект по познавательному развитию осень». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Осень золото роняет»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Обобщить знания детей об осени.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Осень золото роняет»

Провела: Трухина С.В.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: обобщить знания детей об осени; познакомить с новой русской пословицей.

  • Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года
  • Активизировать словарь детей по данной теме
  • Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать осеннюю погоду
  • Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы
  • Сформировать у детей обобщенное понятие о лесе, деревьях в осенний период
  • Закрепить навык образования прилагательного от существительного
  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память, мышление, воображение через игры и игровые упражнения
  • Развивать связную разговорную речь
  • Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени, умение слушать ответы товарищей
  • Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности

Материалы и оборудование:

  • Письмо от «Осени»
  • Аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Осень»
  • Аудиозапись «Звуки осеннего леса»
  • Имитация осенней поляны (украшенная группа)
  • Листья разных пород деревьев из картона (5-6 видов)
  • Трафареты листьев клена
  • Гуашь
  • Кисти
  • Стаканчики с водой
  • Салфетки
  • Ватман с изображением дерева
  • Пособие Саркизова
  • Каврограф Воскобовича
  • Дерево Воскобовича

Методические приемы: беседа-диалог, д/и «С какого дерева листок», д/и «Какая погода бывает осенью», сюрпризный момент, загадывание загадки, разбор пословицы, физкультминутка, использование ТСО, продуктивная деятельность.

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, заучивание стихотворений об осени, беседа о признаках осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Дети входят в группу под музыку, встают около стульчиков, здороваются с гостями, присаживаются.

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку:

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь елочек и сосен

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Это письмо от осени. А может кто-нибудь расскажет стихотворение об осени?

Какое красивое стихотворение, спасибо, присаживайся.

А теперь давайте посмотрим, что же в конверте? Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и разделись клены,

И зазолотились листья у березы».

Ребята, осень приглашает нас в осенний лес. Принимаем приглашение от Осени?

Тогда отправляемся в путь:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла,

Ветер дует задувает

С веточек листву срывает

Листья по ветру кружатся,

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

Все листочки соберем.

Вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите, какие красивые деревья осенью. Давайте подойдем поближе и рассмотрим. Кто же расскажет какие краски у осени?

Ребята, а по каким еще признакам мы узнаем Осень?

Давайте вернемся на стульчики. Ребята, а как вы понимаете русскую народную пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»

Правильно, это означает, что осенью погода очень изменчива, так давайте поиграем с вами в игру «Какая погода бывает осенью»

Когда дует ветер – ветреная

Когда холодно – холодная

Когда пасмурно – пасмурная

Когда ясно – ясная

Когда сыро – сырая

Когда идет дождь – дождливая

Когда тепло – теплая

Когда хмуро – хмурая

Когда туман – туманная

Молодцы справились с заданием.

Ребята, осенью часто можно увидеть как падают листья. Как называют такое яркое явление природы? Правильно. Я вас приглашаю на осеннюю полянку, где прошел листопад. Ребята, поднимите листочки и давайте посмотрим с каких же они деревьев.

Читать еще:  Педикюрные носочки Sosu, как использовать. Китайские носочки для педикюра: описание, свойства и противопоказания

Какие вы молодцы, все листики узнали. Давайте вернемся на стульчики.

А теперь давайте закроем глазки и послушаем звуки леса.

Вот как встретил нас лес, зашумел, зашуршал. Давайте снова закроем глазки и попробуем почувствовать, чем же пахнет в осеннем лесу.

Погуляли мы с вами по осеннему лесу. Но пора возвращаться обратно в группу, привстали:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла,

Ветер дует задувает

С веточек листву срывает

Листья по ветру кружатся,

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

Все листочки соберем.

Понравилось вам в осеннем лесу?

Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и сделать для осени подарок, изобразить осенний листопад.

У меня на доске нарисовано дерево, но оно без листочков, а у вас на столах лежат листочки, но все они белые, раскрасьте их, пожалуйста, осенними красками и мы украсим красивым листопадом наше осеннее дерево.

Ребята, какое дерево у нас получилось? Мы сегодня с вами поговорили об осени, что нового вы узнали? Что услышали?

Вы молодцы, занимались хорошо, а теперь пойдемте помоем ручки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро.

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.

Программные задачи:1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать растений».2. Развивать у детей видение художественного образа и .

Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:• уточн.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес».Развивать интерес к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни расте.

Цель: обобщать знания детей об осени.Задачи:Образовательные:- Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;- Обогащать и активировать словарь детей.Развивающие:- Развивать знания о приметах осе.

Программные задачи:- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;- обогащать словарь .

Конспект занятия по познавательному развитию «Осенняя пора»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по познавательному развитию «Осенняя пора»

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Рассказ-рассуждение на тему «Осенняя пора»

Цель: сформировать представление об осени как о времени года.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я. (осень) .

Дети отгадывают загадку.

— Правильно! Дети, какое сейчас время года?(Осень.)

— Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.(Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться н и загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

— Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется? (Листопад.)

— Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?(Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.)

— А почему деревья сбрасывают листья? (Они так готовятся к зиме.)

— Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле. (На земле.)

— Как происходит сбрасывание деревом листа? (Ветер отрывает.)

— Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться? (Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.)

— Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки? (Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.)

Читать еще:  Роза из бисера поэтапно с фотографиями. Заготовки для основной части изделия. Листья розы из бисера ручной работы

— Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете? (Птицы собираются стаями и улетают на юг.)

— Почему? (Им нечего есть.)

— Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет. (Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.)

— Как готовятся к зиме люди? Животные? (Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.)

— А дикие животные готовятся к зиме? Как? (Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.)

— Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы? (Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.)

— Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая? (Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.)

Воспитатель берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

— Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

( Листок, листочек, листья.)

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

— Образуйте родственные слова от слова «лист».

( Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.)

— Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу? (рассказы детей)

— Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

— Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

( Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.)

— Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

( Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.)

— Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

( Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.)

Игра « Подбери предмет»

Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

Подбор глаголов к слову «листья». Листья что делают?

( Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются. )

Итог . Дети, о чём мы сегодня говорили?

( Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.)

— Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

( «Золушка в лохмотьях».)

— Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок.

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р.

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части — Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части — едти исследут эти .

Читать еще:  Как убрать синяки под глазами после удара. Как вылечить синяк под глазом: эффективные способы. Убираем синяк за один день

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе.

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме.

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!».

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осенние дары»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания детей о днях недели, осенних месяцах и об осени ;

обобщать понятия овощи и фрукты ;

закрепить ориентирование в пространстве;

развивать любознательность, речевую инициативность, быстроту реакции, широту восприятия, творчество, фантазию.

Наглядные материалы: плакат «Овощи и фрукты», предметные картинки.

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, какой сегодня день недели? Верно, пятница. А завтра какой будет день? А сколько дней всего в неделе? Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое мы знаем о неделе.

Дней в неделе ровно 7

Названия изучим все.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК — это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,

Очень модная девица.

После пятницы СУББОТА, где кончается работа,

Ну а седьмой день какой?

ВОСКРЕСЕНЬЕ, каждый знает — выходной!

Воспитатель: Дети, а месяц какой? Верно — октябрь. А время года? Как осень можно по-другому назвать? Правильно, это — щедрая пора года, а почему мы ее так называем? Она пришла к нам в группу и оставила свои подарки. Давайте посмотрим, что же она положила в нашу корзину.

(Показ плаката «Овощи и фрукты»)

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, что здесь есть. Готовы ли вы отвечать? Да, внимание-первое задание.

Назовите осенние дары:

А) которые люди собирают в саду:

Б) которые люди собирают на огороде:

В) скажи одним словом:

Картофель, свекла, морковь, баклажан — это овощи.

Яблоко, груша и виноград — это фрукты

Г) как называется сад:

сад, где растут яблони — яблоневый; груши — грушевый; сливы — сливовый; виноград — виноградный. А все эти сады одним словом назовем — фруктовые.

Д) назовите все, что необходимо для роста овощей и фруктов.

Упражнение «Пятый лишний»

Внимательно посмотрите на первый ряд и скажите, что в нем лишнее, почему?

Упражнение «Скажи ласково»

Молодцы, как вы много знаете о дарах осени. А напомните мне, где растут все фрукты, а овощи?

(Дети встают в круг, говорят чистоговорки, сопровождая движениями)

Од-од-од — славный у нас огород, (обводят вокруг себя руками)

Ук-ук-ук – вырос в огороде лук, (левой рукой показывают)

Ов-ов-ов- и красавица морковь, (правой рукой показали)

Ол-ол-ол — и вкусная фасоль, (гладят себя по животику)

Та-та-та — и толстая капуста. (имитируют руками что-то толстое)

Дети, а что делают люди, когда соберут щедрый урожай? Да, верно консервируют, а еще хранят в подвалах, в амбарах. Давайте, мы с вами тоже разложим овощи и фрукты по полочкам в подвале.

(Дети садятся за столы, где перед ними размещена дидактическая рамка, то есть разлинованное на квадраты игровое поле и набор предметных картинок)

Воспитатель: У нас есть большой склад, а в нем много полок. На полочке под номером 1 — положим морковь. На полочку номер — 5 положим картофель. Вернемся к полке, где мы положили морковь, от нее опустимся вниз на 2 шага и на этой полочке оставим для хранения капусту. Справа от капусты положим яблоко. На третьей полке положим грушу. Между морковью и грушей положим свеклу. Вернемся снова на полку, где мы положили картошку, от нее опустимся вниз на три шага и вернем влево на один шаг и положим лук.

Ну, что же вы все справились с этой задачей. Урожай будет теперь храниться на нашем складе. И никакая зима нам не страшна. А вас ждут подарки от Осени.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/10/07/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/25/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-osennyaya
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-osennie-dari-3169067.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector