Конспект занятия по развитию речи в старшеи? группе на тему Творческое рассказывание. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество

Содержание

«Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Для того , чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»

Конспект открытого занятия «Речевое развитие» Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель первой младшей группы:

Филатова Елена Сергеевна

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.

2. Формировать связную речь детей (описание игрушки).

3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.

4. Формировать интонационную сторону речи.

5. Развивать представление об окружающем.

6. Развивать общую и мелкую моторику детей.

Оборудование: мягкая игрушка — заяц.

(Дети сидят на стульях.)

Утром встали малыши

В детский сад свой пришли

Вам мы рады как всегда

Гости здесь у нас с утра

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Знакомство с темой.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит морковку. Ответ детей (заяц).

Сюрпризный момент . (Стук в дверь).

Воспитатель вносит игрушечного зайца. Зайчик здоровается с детьми. Дети тоже поздоровались с зайцем. Зайчик говорит: «Я слышал, что вы говорили обо мне, загадывали загадку, и я решил зайти к вам в гости».

Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети описывают игрушечного зайчика. Воспитатель задает детям вопросы:

1. Зайчик большой или маленький? (маленький)

2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)

3. Каким цветом? (белый или серый)

4. Какие ушки у него? (длинные)

5. Какой хвостик? (короткий)

6. Где зайчик живет? (в лесу)

Зайчик хвалит детей: «Какие дети молодцы, много обо мне знают».

Рассказывание стихотворения и потешки про зайку .

Воспитатель обращается к зайчику: «А дети стихотворение про тебя знают».

Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Зайчик: «Молодцы, и стихотворение про меня знают».

Воспитатель: «А дети еще и потешку про тебя знают».

Дети рассказывают потешку:

Свалился в озерко

Бегите под горку!

Зайчик обращается к детям: «Детки, вы наверное устали сидеть на стульчиках, давайте с вами немного поиграем?

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Кто-то зайку испугал,

Зайка – прыг и убежал.

Рассказывание потешек про зиму.

Зайчик обращается к детям, говорит: «Ребята, на улице у нас зима, стало холодно.»

Воспитатель предлагает зайцу послушать потешку про зиму:

Уж ты, Зимушка-зима,
Завьюжила, замела
Все дороги, все пути,
Негде детушкам пройти.

Заяц: «Молодцы, какие детки!»

Воспитатель: «Да, зайчик, а посмотри на улицу легкие снежинки кружатся в воздухе и падают на землю, застилая своим покрывалом все кругом.» Послушай нашу потешку про снежок»:

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Легкие пушинки,
Белые снежинки.

Воспитатель: Зайчик, ты принёс с собой сундучок. А что в сундучке?

Зайчик:Там мои друзья, но чтобы познакомиться с ними отгадайте загадки.

А зовут её … лиса.

(достаёт игрушку лисы)

Кто рано встаёт,

Детям спать не даёт (петух)

(достаёт игрушку петуха)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.(Медведь)

(достает игрушку медведя)

Зайчик хвалит детей за рассказанные стихи, потешки, отгадывание загадок. Угощает их гостинцем. Прощается с детьми заяц, говорит: «что в лесу его ждут зайчата».

Воспитатель предлагает на прощание рассказать стихотворение

Ушки длинные торчат

На макушке у зайчат

Днем и ночью слышат ушки

Каждый шорох на опушке.

Зайчик благодарит детей и уходит.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что зайчик и его друзья еще раз придут к ним в гости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

— Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес.

Читать еще:  Романтический брак (Г. Кваша, Структурный гороскоп). Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней.

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно.

Консультация для родителей.

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

В форме путешествия дети закрепляют знания об основных жанрах русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п.

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»

(старший дошкольный возраст)

Цель : формирование представлений детей о фольклоре.

1)Образовательные – способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.

3) Воспитательные – побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.

Форма НОД : занятие – путешествие.

Дидактическое оснащение и оборудование: кленовый листок — 2, рисунок солнца, мольберт, осенние листья, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками — «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»; бубен.

Игровая мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна».

Методические приемы : этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент – письмо на осеннем листочке от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок; игра с мячом «Я начну, а ты — закончи»; рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»; русская народная игра «Горелки».

— Дорогие ребята, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.

— Сегодня утром к нам в группу залетел осенний листочек. Скажите, с какого дерева этот листок? (ответы детей)

— Посмотрите, этот листочек необычный. На нем что-то написано. Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»

— Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? ( ответы детей)

— Правильно, ребята. Фольклор — это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

— Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклора. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? ( ответы детей )

— Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).

— Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).

— Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

— Ребята, на чем мы отправимся в путешествие? ( ответы детей)

— Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! ( дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре ).

— Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне ( ковру ) осенние листья. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.

1. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка. (Печь)

2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)

4. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

Читать еще:  Сложности африканского воспитания. Особенности африканского воспитания

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)

6. Летом бежит, а зимой стоит (река)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)

8. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)

9. Сидит девица в темнице – коса на улице (морковь)

10. Летом греет, зимой холодит (солнце)

— Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце ( дети выполняют задание ).

— Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.

— Следующая остановка «Скороговорки». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? ( ответы детей )

— «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»

— «Гроза грозна, грозна гроза»

— «Осип охрип, а Архип осип».

— «Раз дрова, два дрова, три дрова»

— «У ежа ежата, у ужа ужата»

— «Течет речка, печет печка».

— Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце — «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.

— Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.

1. Старый друг (лучше новых двух)

2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Хорошо в гостях (а дома лучше)

4. Добрый конец (всему делу венец)

5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

6. Осень перемен (восемь)

7. Хлеб всему (голова)

8. Труд человека кормит, (а лень портит)

9. Ученье — свет, а неученье — тьма.

10. Осень торопит, (зима не ждет).

— Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. А кто из вас знает пословицу про солнце? (ответы детей – «При солнышке тепло — при матери добро» и другие)

— Солнышко поднимается всё выше.

— А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок – 2 раза)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. ( Поднять руки вверх, потянуться )

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. ( Присесть на корточки, руки опустить на пол )

Солнышко смеется. ( Хлопаем в ладоши )

А под солнышком нам

Весело живется. ( Гладим по щекам, улыбаемся )

— Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.

— Перед вами пазлы с русскими народными сказками. ( «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь» )

— Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте ( дети выполняют задание ).

— Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? ( ответы детей — « 1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра »)

— Давайте вспомним правила игры ( ответы детей )

(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Чтобы не погасло,

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)

— Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.

— Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)

— А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

— Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетел еще один осенний листочек. Давайте посмотрим что там. Это послание от дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».

— Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вид деятельности: интегрированная (продуктивная, игровая).Образовательная область: “Социализация”, “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Учить де.

Образовательная область: речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно – образовательная (фронтальная). Возрастная группа: подготовительная. Тема: « Путешествие в зимний лес». Цель: развитие свя.

Занятие с использованием пальчиковых игр. Цель: систематизировать знания детей о диких животных. Тема:»Путешествие в сказочный лес».

Цель: расширить представления детей о сказках.Задачи: Формировать интерес к устному народному творчеству,Воспитывать интерес к сказкам.Воспи.

Программное содержание Освоение звукового анализа слов.Сравнение слов по звуковому слоставу Совершенствовать умение подбирать слова с задаными звуками с-сь, находить место звука .

Читать еще:  Как красить глаза если они маленькие. Подбор оттенка теней в зависимости от цвета глаз. Как правильно подводить глаза карандашом

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи во второй младшей группе.Тема: «Путешествие»Доминирующая область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие&r.

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзы.

Открытый конспект занятия для детей второй младшей группы «Устное народное творчество-основа развития речи» «Путешествие по русским народным сказкам»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Открытый конспект занятия для детей второй младшей группы «Устное народное творчество-основа развития речи»

«Путешествие по русским народным сказкам»

Подготовила воспитатель: Мустафаева З.С.

2017 учебный год

Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь детей спомощью фольклора.

учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Костюм «Солнце» для взрослого, лучики солнца, вырезанные из цветного картона, иллюстрации к сказкам, магнитная доска, папка – имитация обложки книги, мелки цветные, шаблон дерева с наклеенными яблоками из картона, набор предметных картинок, шапочки — маски к сказке «Теремок».

Дети выстраиваются полукругом.

Воспитатель: Вы любите сказки?

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

Воспитатель: Кто же смотрит к нам в окошко?

Это солнышко друзья!

Мы захлопаем в ладошки,

Позовем его сюда!

Под музыку входит солнышко.

Солнце: Раскатились по земле

Осветили все вокруг —

Травку и цветочки.

Солнце: Здравствуйте, дети,

Я рада вас встретить

Лучики – детки мои потерялись,

(указывает на изображение солнца, нарисованное на дорожке)

Все по полям, по лесам разбежались,

Не встречались вам в пути?

Помогите их найти.

Воспитатель: Не грусти солнышко тебя в беде мы не оставим.

Ну-ка детки выходите,

Солнцу лучики найдите!

Дети рисуют мелом недостающие лучики солнца.

Солнце: Вот спасибо, помогли, все лучики мои нашли!

Воспитатель: Солнышко, куда пойдешь? Куда лучик свой пошлешь?

Солнце: Я хожу по белу свету

С каждым листиком дружу

И ребят не забываю,

Очень верно им служу

Дам я лучик вам с собой

Он веселый, озорной.

Куда лучик упадет

Там и сказка к вам придет.

Воспитатель: Посмотрите, лучик упал на книгу сказок. (Открывает книгу, в ней отсутствуют страницы вместо страниц загадки). Как вы думаете, куда пропали страницы из книги? (Ответы детей). Что бы вернуть страницы в книгу нужно отгадать загадки. Готовы отгадывать загадки? (Ответы детей).

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Воспитатель: Молодцы! Вернули страницу в нашу книгу сказок. Ветер совсем стих и наш лучик не может перелететь в другие сказки. Поможем лучику, подуем дружно. (Проводится дыхательное упражнение «Ветерок»).

Воспитатель: Лучик опустился на волшебное дерево. Как называется дерево? Что растет на дереве? (Ответы детей). Тяжело яблоньке, много яблок на ней растет. Просит яблонька нас ей помочь сорвать яблоки с веток. Эти яблоки не простые, а с загадками. Для этого нам нужно разгадать загадки из этого сундучка. Попробуем их разгадать? (Воспитатель показывает изображение предметов из сказок. «Из какой сказки предмет»).

— Яйцо. (Курочка Ряба).
— Колобок. (дед, баба, заяц, волк, медведь и лиса).
— Короб с пирожками. (Маша и медведь).
— Сладкий жёлтый корнеплод. (Репка).

Воспитатель: Молодцы помогли яблоньке!

Воспитатель: Лучик наш дальше за собой ведет. Идите по дорожке осторожно, друг за другом, что бы с пути не сбиться. (Дети проходят по следам нарисованным на дорожке). Посмотрите, чей это дом как вы думаете? (Ответы детей). Верно, это теремок. А кто в нем живет, мы сейчас вспомним.

Проводится игра — хоровод «Теремок».

Для игры выбираются «звери» — Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок) .

Дети идут по кругу и поют:

— Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

— Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг) .

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

— Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

— Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка :Я Лягушка-квакушка!

Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит) .

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по русским народным сказкам. Вам понравилось? Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей). На память о нашем путешествии солнышко дарит вам конфетки.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/28/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-razvitii-rechi-detey-mladshego
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/28/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-razvitiyu-rechi-po
http://infourok.ru/otkritiy-konspekt-zanyatiya-dlya-detey-vtoroy-mladshey-gruppi-ustnoe-narodnoe-tvorchestvoosnova-razvitiya-rechi-puteshestvie-po—2366871.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector