Консультация на тему: Как привить детям культурно гигиенические навыки. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей

Как привить детям культурно гигиенические навыки.
консультация на тему

Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников — весьма специфичны и требуют определенных знаний, как от педагога, так и от родителей. Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т.д. Самостоятельно одеться или раздеться – еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых. Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам. Следовательно — главными приоритетами в формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников должны быть: понимание внутреннего мира ребенка, терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности.

Одной из главных задач в работе с детьми I младшей группы (от 2 до 3 лет) детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Приведем ниже несколько полезных рекомендаций для проведения гигиенических процедур. Учим умываться. Для начала создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Читать еще:  Что произошло 14 сентября. Церковный праздник по народному календарю — Семин день

Теперь можно перейти непосредственно к самому умыванию. Для этого нужно:

  • завернуть рукава одежды ребенка;
  • проверить температуру воды;
  • намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга;
  • смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;
  • вымыть лицо, называя каждую его часть;
  • учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха;
  • еще раз обмыть водой руки ребенка;
  • закрыть воду;
  • снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;
  • насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;
  • похвалить малыша, например, предложив посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

Гигиеническое воспитание младшего дошкольника направлено на приобщение его к следующим гигиеническим навыкам, как в детском саду, так и дома:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой через два дня на третий;
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).

Необходимо тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Привитые в детском саду культурно-гигиенические навыки и самостоятельность, должны поддерживаться и приветствоваться родителями. Только так возможно гармоничное развитие личности ребенка.

Как привить ребенку Культурно-гигиенические навыки

Предпросмотр страницы №1

Консультация для родителей «Как привить ребенку культурно-гигиенические навыки»

Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 — 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык.

Читать еще:  Что такое турецкое золото. Турецкое золото: описание, пробы и цена за грамм - отзывы. Особенности пробы и металла

«Как научить ребенка мыть руки»

Прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Позвольте ему наблюдать ваши обычные процедуры в ванной комнате, которые включают в себя мытье рук. Если он увидит, как вы моете руки, то он, вероятно, начнет ассоциировать мытье рук с посещением туалета. Попросите его встать на табуретку, чтобы он мог достать до раковины, и помогите ему с водой и мылом.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность.

Детская культура и гигиена: прививаем основные навыки с младенчества

Здравствуйте, дорогие читатели!

Основные навыки культуры и гигиены должен знать любой ребенок, от этого будет зависеть опрятным будет его внешний вид или неряшливый, культурный в обществе и дома или невежда.

Конечно, основное воспитание несет окружающая среда, в которой вращается ребенок. Но чем раньше вы начнете прививать эти важные навыки, тем ребенку будет проще ходить в садик, потом в школу, не придется объяснять ребенку простые истины и краснеть в общественных местах

Основные навыки можно начинать в самом раннем возрасте, уже с нескольких месяцев от роду. Ежедневное повторение позволит закрепить результат и довести его до автоматизма.

Навыки до года

После 4-5 месяцев ребенок учится брать из рук взрослого бутылочку и пользоваться ее по назначению. Направлять в рот и пить. Попил и поставил, а не бросил.

5 месяцев: С нимать пищу губами с ложки.

6-7 месяцев:

♥ Мыть руки перед едой, после прогулки.

♥ Учиться пить из чашки, которую держит взрослый или поильника самостоятельно.

♥ После питья аккуратно ставить.

К 1 году:

♥ Брать со стола чашку, пить самостоятельно и аккуратно ставить на стол.

♥ Во время умывания или одевания протягивать ручки и ножки, тем самым помогая взрослому.

1 год 2 месяца

Учим самостоятельно кушать ложкой густую пищу.

1,5 года

♥ Закрепляем навык мытья рук: закатываем рукава, учим намыливать руки и смывать водой.

♥ Кушаем самостоятельно ложкой не только густую пищу, но и жидкую.

♥ Учимся держать одновременно хлеб и кушать ложкой суп.

♥ После еды протирать рот салфеткой или полотенцем. Напоминайте ребенку об этом каждый раз.

♥ Самому садиться на детский стульчик, после того как покидает стол после еды или занятий, придвигать стул к столу.

♥ Снимать шапку, расшнуровывать ботиночки.

♥ Учить замечать ребенка грязные руки и грязное лицо.

♥ Учим после прогулки и перед едой самому мыть руки.

♥ Учим умываться утром и вечером, чистить зубы. Чистит мама, показывает как нужно делать, потом щетка передается ребенку и он делает как понимает, мама корректирует, если тот не возражает.

2 года

♥ Учим кушать ребенка аккуратно, не играть за столом, что иногда проблематично. Очень хорошо хлебушек едет как машинка и прячется за тарелкой.

♥ Самому умываться утром и вечером перед сном.

♥ Снимать и одевать трусики, штанишки после посещения горшка.

♥ Вытирать или просить взрослого вытереть нос платком.

Читать еще:  Вручение грамоты юбиляру. Юбилейная клятва гостей. Именной указ по случаю юбилея

♥ Учить пользоваться карманами: доставать и класть мелкие предметы — носовой платок, монетки, мелкие игрушки.

К 3 годам

Закрепляем ранее усвоенные знания и расширяем их, добавляя новые.

♥ Хорошо усвоил, что нужно утром и вечером умываться и чистить зубки. Вечером, после чистки зубов не кушать и не пить сладкого, только водичка. Уметь снимать свое полотенце с вешалки и вешать на нее.

♥ Закатывать рукава перед тем, как начать мыть руки, стирать или играть в воде. Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалета.

♥ Пользоваться расческой, смотреться в зеркало.

♥ Кушать аккуратно, после еды вытирать рот салфеткой или полотенчиком.

♥ После еды говорить «спасибо».

♥ Снимать и надевать обувь и одежду.

♥ Учиться складывать свою одежду после прогулки, ставить обувь на отведенное место

♥ Замечать грязные руки и лицо, одежду. Просить маму вытереть или вытереть самому, смотреться в зеркало и оценивать свое лицо: чистое или грязное.

♥ Здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Зачем это все нужно?

Навыки культуры и гигиены играют важную роль в обществе. Являются залогом адаптации ребенка в обществе. Дети должны понимать, что неряшливый человек не вызывает одобрения со стороны окружающих.

Гигиенические же навыки — основа здоровья, а так же здоровья других окружающих его людей. Нужно прививать эти знания и с возрастом их совершенствовать, чтобы они стали естественными и являлись частью обыденной жизни.

Развитие навыков самообслуживания делает ребенка самостоятельным и ответственным. Путем ежедневных повторений вырабатывается привычка.

Советы родителям

♥ Как только ребенок освоил какой -либо новый навык и у него получается, не делайте это в дальнейшем за него, ни при каких обстоятельствах. Обычно родители могут помыть, например, руки ребенка или одеть его, ради экономии времени, потому как малыш будет копаться два часа. Учитесь планировать и всегда берите время с запасом для неумелых рук.

♥ На первых порах объясняйте ребенку что для чего нужно делать: зачем нужно мыть руки, зачем говорить «спасибо», зачем закатывать рукава. Так ему будет понятнее выполнять заданные действия и он лучше их поймет и запомнит.

♥ У ребенка должны быть условия для соблюдения культурных и гигиенических навыков. Должна быть своя вешалка для одежды в прихожей и место для обуви. Свой крючок для полотенца и стаканчик для зубной щетки и пасты в ванной. Если ребенок ходит на унитаз, тогда специальная ступенька, чтобы забраться на унитаз или помыть руки.

♥ Закрепляйте новые навыки ребенка и подтверждайте их на собственном примере,. Акцентируйте на этом: «Смотри, я мою руки перед едой, давай вместе помоем». Помните, что дети очень наблюдательны в дошкольном возрасте и стараются во всем копировать взрослых, не оценивая плохо это или хорошо.

♥ Закрепляйте навыки путем просмотра книг и дидактических пособий на аналогичную тематику. Хорошо подходит тематический словарь в картинках про гигиену и здоровье. Красиво иллюстрированные карточки помогут ребенку повторить пройденное. Здесь карточки разбиты на определенные тему, так проще заниматься с ними. Подобные занятия расширят кругозор ребенка, стимулируют развитие речи. Приобрести книгу можно здесь .

♥ Так же актуальны такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая»

♥Хвалите ребенка, если он старается. Акцентируйте на том, какой он стал аккуратный и культурный. Не ругайте, если забыл, мягко напомните.

♥ На дидактических карточках можете сравнивать опрятного и неопрятного человека, чистого мальчика и чумазого.

♥ Еще вам помогут веселые потешки, которые можете найти здесь.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/31/kak-privit-detyam-kulturno-gigienicheskie-navyki
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/251664-kak-privit-rebenku-kulturno-gigienicheskie-na
http://polonskaya-blog.ru/detskaya-kultura-i-gigiena-privivaem-osnovnye-navyki-s-mladenchestva/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector