Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Православное воспитание детей

Ветхий Завет


Притчи Соломона

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] 10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.

11 Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.

12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.

13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.

14 [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.] 15 Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

16 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.

17 Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

18 Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение.

19 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.

20 Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

3 В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

Читать еще:  Ли ловелас влюбиться по настоящему. Станьте ему другом. Для бабника все одинаковые

8 Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.

9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.

10 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

11 Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.

12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.

13 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.

20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

2915. Каждодневное размышление над Словом Божьим

Как не жалеть розги

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).

Существует много шаблонных представлений о мнимом смысле сегодняшнего библейского текста, например: «Пожалеешь розгу — избалуешь ребенка». Эта широко распространенная поговорка твердо заявляет, что родителям следует пользоваться розгой, дабы причинять боль непослушным детям. Родители говорят своим детям, что те должны делать, и, если они не исполняют сказанного (как заявил мне один родитель), «их приходится бить, и бить больно».

Разумеется, если это считается библейской мудростью, дети приходят к заключению, что за таким подходом стоит Автор Библии. Они опасаются, что розга, о которой идет речь, далека от пастушьего посоха (см. Пс. 22), предназначенного мягко направлять овец через труднопроходимые места и отгонять врагов. Дети считают розгу оружием, которого надо бояться, способом для разгневанных авторитетов выразить свой гнев на тех, кто бросил вызов их власти. Однако реакция ребенка на требования дисциплины зависит в первую очередь от того, насколько он чувствует себя любимым и понятым. Поэтому наша главная задача — дать ему это почувствовать и показать, что мы всегда на его стороне.

Читать еще:  Основные правила комплимента в деловой коммуникации на конкретных примерах. Виды и примеры неотразимых комплиментов

От родителей и в самом деле ожидается, что они научат своих детей ходить путями благословений. Порой своевольного ребенка, возможно, и придется привести в чувство. Но слишком часто родители не уделяют предпочтительного внимания созданию теплых и бережных отношений с детьми. Такие родители сами не испытали силу исцеления любовью, поэтому считают, что единственное влияние на своего ребенка они могут оказать, исполнив свой «долг», то есть причинив ему боль, когда он недостаточно послушен.

Некоторые дети открыто восстают против такого подхода, что и понятно, ибо такое представление чуждо тому, как Бог побуждал Свой народ учиться и возрастать. Восставший ребенок стремится сохранить некое подобие своей личности. Его бунт не только против родителей, но и против религии, научившей родителей действовать таким образом.

С другой стороны, ребенок может безропотно подчиняться дисциплине, ориентируясь на розгу. Поскольку он не протестует, родители считают, что их метод работает. Но велика вероятность того, что примерно через двадцать лет, во время какого-нибудь сокрушительного кризиса в жизни, внешне послушный человек отправится на поиски своей свободы и самобытности, оставляя позади религию, которая наградила его чувством страха и вины. По иронии судьбы он отвергнет и своего Небесного Отца, Который знает, что болью не добиться послушания.

Царь Соломон сказал, что можно бить маленьких детей?

Шалом! Пожалуйста, объясните изречение царя Соломона: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Как понимать эту притчу? Можно ли бить маленьких детей? Сосед говорит, что до 3-х лет можно, так как ребенок еще полностью не понимает слова и единственное, что он точно поймёт, когда его шлёпнут по попе. Как-то даже слышал такое высказывание: «Мол, для розги и предназначено мягкое место». Так ли это? В.

Отвечает Ита Минкина

Спасибо за Ваш вопрос. Наверняка, многим родителям, знающим это изречение царя Шломо, было бы интересно разобраться, в чем тут дело.

Приведу Вам цитату из книги (записи цикла лекций о воспитании) рава Шломо Вольбе зацаль, — одного из крупнейших раввинов, мыслителей и наставников нашего поколения, где напрямую рассматривается этот вопрос:

Сказано в книге пророка Зхарьи: «…и взял себе два посоха, один назвал я Ноам (приятность), а другой назвал Ховлим (ранящие), и пас я овец этих» (11, 7). Есть посох, которым наказывают и ранят, а есть посох, который также служит для воспитания, но для воспитания удовольствием — «посохом Приятным»!

Читать еще:  Как снизить лактацию кормящей матери естественным путем. Физиологические способы остановить лактацию грудного молока. Сколько перегорает грудное молоко

Нужно знать, что «посох Приятный» — это тоже посох, но он не причиняет боли. Если я ребенка поощряю — это тоже посох. Если ребенок совершил хороший поступок, я дам ему шоколадку — это тоже посох, но это посох Приятный.

Невозможно представить, насколько разрушительно для ребенка, когда взрослый бьет по-настоящему. Рав Элияу Лопьян зацаль всегда говорил нам: «С детьми — только по-хорошему». Он говорил, что под старость сокрушается из-за каждого шлепка, который дал своим детям, когда те были маленькими. Рав Элияу вырастил одиннадцать детей, и несколько из них сегодня — главы больших ешив.

Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет его и говорит ему: «Расти!». Это значит, что сила, побуждающая к росту, на языке мудрецов называется «удар». Естественно, речь не идет о том, что рядом с каждым растением сидит пухлый розовощекий ангелок с белыми крылышками, держит палочку и ударяет ею по листикам. Мудрецы имеют в виду: существует сила, вызывающая рост. И эту силу они называют «удар», ее воздействие — «ударяет».

Так мы можем понять выражение «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына». Речь не идет о том, чтобы драть ребенка розгами. Есть методы, с помощью которых можно направить его рост.

Здесь надо указать еще на один момент, с которым мы часто сталкиваемся. В Талмуде (Кидушин 30) приводится спор: до какого возраста можно ударить ребенка — до шестнадцати лет или до двадцати четырех? Если отец ударяет ребенка старше этого возраста, он преступает заповедь «перед слепым не ставь преграду» (Ваикра 19, 14), потому что ребенок восстанет против него и, возможно, даст ему сдачи. Таков спор в Талмуде. В сегодняшней нашей реальности ударить трехлетнего ребенка — уже означает преступить заповедь «перед слепым не ставь преграду». Потому что уже в этом возрасте видно, что ребенок восстает против родителя. Вы можете видеть, как ребенок, получивший пощечину, уже пытается «вернуть» ее взрослому. Он замахивается. Достать до папы пока не может, но его движение очень ясное. Это стоит иметь в виду.

В прошлых поколениях было иначе. У детей были силы переносить наказание. И они были более устойчивыми по характеру: им не приносило ущерба иногда вытерпеть телесное наказание. Но сегодня вся атмосфера — восставать против взрослых, особенно здесь, в Израиле. Если кто-то захочет унизить своего ребенка, подвергнув его телесному наказанию, это нанесет непоправимый вред. И, повзрослев, такой ребенок «закроется» от своих родителей. Тогда уже невозможно будет построить с ним устойчивые открытые отношения.

Однако есть исключения — в напряженные моменты. Например, вечер и детям пора спать. А в доме, слава Б-гу, несколько детей и все шалят и кричат. Мама, уставшая за целый день, дает несколько шлепков, и становится тихо. Это — «аптечка первой помощи». Об этом речь не идет. Я говорю о том, что использовать телесные наказания как систему воспитания — ошибка.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/bible/z_pritch_13_20_0_14_0_6.htm
http://www.stihi.ru/2014/11/15/7
http://toldot.ru/jfamily/children/children-ask_8078.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector