Летние и весенние праздники. Пасхальный цикл праздников. Республика Мордовия город Саранск

Летние и весенние праздники. Пасхальный цикл праздников. Республика Мордовия город Саранск

Народный календарь

«Обрядовые праздники мордовского народа»

Пояснительная записка

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устно – поэтическому творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно – поэтического творчества, драматического и декоративно – прикладного искусства.

Обряды подразделяются: сезонные, связанные с земледелием, скотоводством, семейные и церковные. Цикл сезонных мордовских обрядов выделяется у мордвы до начала 20 века. Постепенно обряды утратили магическо — ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, сбора урожая и т.д.

Данная методическая разработка опирается на цикличность народного календаря. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками и приуроченных к ним устно – поэтическим творчеством мордовского народа.

Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

— дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

— в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;

Развивающие:

— развивать познавательный интерес к окружающей природе, народному фольклору, истории своего народа.

Воспитательные:

— формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;

— формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая. Представлен перечень пособий и материалов, используемых в данной методической разработке.

Январь: «Роштувонь куд» (Рождественская изба).

Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае.

Праздник Рождества – один из самых почитаемых праздников. Особенно он был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались Святками. («Святки» – от слова святой). В этот день славили Христа. Люди ходили в гости, дарили подарки, угощали друг друга, веселились, желали всем здоровья, добра, хорошего урожая. Большое участие в таких прославлениях принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали. («Коляда» — старинный рождественский обряд прославления праздника песнями). Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста.

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Зимой за малиной не ходят.

На чужой печке бок не согреешь.

Гость в дом – Бог в дом.

Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.

Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи.

Февраль: «Мастя» (Масленица).

Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:

«Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!»

Орешки твои где?

— В горшочке на полке.

— Вынеси в чашке с маслом,

Если не орешки, так блины,

Чтоб были маслом мазаны».

Приметы: Февраль теплом

приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль богат снегом, апрель –

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

Март: Призыв весны с 22 марта («Жаворонки»).

Основная тема обряда: выпечка «жаворонков», «ласточек».

В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Закличка:

Ясно солнце принесайте.

Нам зима то надоела,

Хлеба, соли все поела.

Шапа, жарапа, жаренная лапа.

Дай бог нам хлеба.

Примета:

На Евдокию оттепель – лето будет

с сочною травою.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

Апрель: «Вербавань озкс» (Вербное моление), «Инечи чи» (Пасха).

Основная тема обряда: начало полевых работ, подготовка к празднику Пасхи.

Пасхе предшествовал православный праздник вербное воскресенье. В храме освещались веточки вербы. Юноши и девушки ходили по домам, ударяя спящих людей. Таким образом, передавали силу растения человеку. Ветками вербы выгоняли домашних животных на первые весенние луга. Верили в силу вербы, которая помогает от болезней.

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.

Читать еще:  История и культура эмо. Вся правда о том, кто такие эмо

«Вай, спите! Спите!

Не бойтесь, что проснетесь

Вербой мы вас побьем.

Для хорошего урожая,

Для доброго здоровья.

Мы на Пасху все идем,

Все идем, все идем,

Куличи в руках несем,

Мы несем, мы несем!

Приметы:

В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Чибис прилетел — на хвосте воду принес.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Май: «Троицянь чи» (Троица). Праздник березки.

Основная тема обряда: Украшение домов, улиц ветками березы.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

Кизэ, сак, сак! Лето, приди, приди!

Лембе тундо, тук, тук! Весна, уйди, уйди!

Сетьме пизиме кант, кант! Принеси нам теплый дождь!

Тусто сюро макст, макст! Вырастет густая рожь!

Приметы в мае:

Май холодный – год хлебородный!

Майских жуков много – к засухе.

Месяц май не холоден, так голоден.

Пословицы о Мае:

Придет май — о долгом сне не вспоминай.

Майская травка и голодного кормит.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Рекомендуемые мероприятия:

Игры – драматизации: «Рождественские колядки», «Проводы зимы» (Масленица), «Пасха ясная, Пасха красная!», «Теремок» (пасхальная сказка), « Праздник березки», «Посиделки», «Народные игры и забавы».

Литература.

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск, 2011.

2. Анувский В.А. Краткий этнографический очерк мещеры. Пензенские губернские ведомости,1962,№№ 24,27,28.

3. Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Т.4. кн.1 Пословицы и поговорки. Предисл., вступит. Статьи, пер., примеч., указ. К.Т. Самородова/ Общ. Ред. Э.В. Померанцовой и Л.С. Кавтаськина. Саранск.1967.

Т.4. кн.2. Мордовские загадки. Предисл., послесл., примеч. И указ. К.Т. Смородова./ Общ. Ред. В.Я. Евсевеева. Л.С. Кавтаськина. Саранск, 1968.

4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. Саранск, 1966.

5. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы./Под редакцией доктора исторических наук профессора В.И. Козлова.

6. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. Саранск,1986.

7. Мордва. /Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск 2004.

8. Седова Л.В. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки. Саранск, 2009.

9. Афанасьев А.Н. Дерево жизни: Избр. Статьи. М.,1983

10. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.

11. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск, 2004.

Авторы: Лобанова Лариса Николаевна,

Маркина Нина Семёновна,

Нуйкина Валентина Юрьевна,

Чембаева Светлана Николаевна

МДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида»

Обсуждения

КАК МОРДВА ОТМЕЧАЛА И ОТМЕЧАЕТ ПАСХУ. Читаем!

2 сообщения

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово — это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Православные финно-угорские народы празднуют и почитают этот светлый праздник.
Большая группа обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи — одного из главных христианских праздников Мордвы. По-эрзянски Пасха называется Инечи, по-мокшански — Очижи или Оцюши (великий день). В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. Для этого ходили всей семьей на кладбище. Затем приглашали умерших родичей домой, «помыться» в бане и «поесть». В субботу перед Пасхой одном из родственных домов готовили атянь пуре (пиво предков). Мед для него покупался на общие деньги. Накрывали два стола : в красном углу для Пасхи и прадедов, другой — в противоположном углу — для прабабушек. Зажигали атянь штатол (свечу предков), который имелся в каждом роду. Возле него клали атянь шапку (шапку предков), в которую клали в дар покойным деньги и яйца. Пасху и предков просили благословить присутствующих на хорошее житье. После моления в одном доме обходили по порядку все родственные дома. Молодушки в каждом из них повязывали в дар покойным белые платочки на штатол. После окончания поминовения, перед закатом солнца, выходили за околицу «провожать» предков. Вслед им стреляли из ружей, чтобы очистить их «путь» от чертей. Для умерших детей в сторону кладбища катили яйца.

В некоторых местах мужчины на Пасху собирались по родам и варили сообща пасхальное пиво инечинъ пуре (э.), очижинь пуре (м.). На место празднования они приезжали обязательно на лошадях. Они пили пиво, обливали им лошадей, чтобы те были здоровыми и хорошо работали во время пахоты.

До утверждения христианских традиций мордва в первый день Пасхи молилась и приносила жертвы верховному богу. Главной жертвой был жеребенок, которого покупали за несколько лет до этого и откармливали по очереди в каждом доме. Совершали в этот день и семейное моление. В дар богам хозяин лил под порог немного пуре, бросал на горячие угли печи кусочки еды, а хозяйка оделяла всех присутствующих яйцами.

Есть сведения и о том, что мордва устраивала «встречи» и «проводы» Пасхи. В её роли выступала нарядно одетая девушка или молодой мужчина на лошади светлой (солнечной) масти, которые «появлялись» с восточного края деревни. Девушки встречали их с ведром пуре, кланялись. Вместе с этими персонажами молодежь всю пасхальную неделю обходила дома, совершая обряд, напоминающий колядование, желая хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая. Хозяева угощали их, одаривали яйцами, а иногда и деньгами. В продолжении всей пасхальной недели молодежь за селом устраивала гуляния с песнями и подвижными играми.

Читать еще:  6xl какой размер мужской трусы. Европейские и российские размеры обуви. Переводим мужские размеры Россия – США

«Провожали» Пасху всем селом. К этому событию варили много пива, которое распивали прямо на улице. Пасха «уходила» на запад, то есть в противоположную сторону от своего появления. Такое «движение» персонажа, олицетворявшего праздник, было связано с тем, что Пасху в мордовских песнях и молитвах величали сыном (или дочерью) верховного бога Шкал (м.), Вере паза (э.), который являлся воплощением солнца. Проявлением солярного культа были и обряды, связанные с огнем, которые часто выполнялись во время проводов Пасхи. Так, мокшане Саратовской губернии сбрасывали в реку копны горящего сена, в Самарской губернии молодежь в этот день бегала вокруг села с зажженными факелами в руках или спускала с гор горящие колеса. Эти огни, как и солнце, являлись олицетворением света, тепла. Поэтому они зажигались в даты солнечного календаря : зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия, а также в начале даты, открывающей новый год как нынешнего летоисчисления, так и старинных. Возможно, что до христианизации мордва отмечала «великий день» именно во время весеннего равноденствия, который у многих народов считался также и наступлением нового года. Именно в этот период начинало сильнее греть солнце, несшее благодатное тепло, расцветала природа, начинался сев.

Огню приписывалась и продуцирующая сила, влияющая, в частности, на урожай. С культом огня, как символа плодородия, было связано моление в честь «хозяйки» овина Авонь авы. Его устраивали или на пасхальной неделе, или в следующую за ней. Хозяева молились хранительнице зерна о хорошем урожае, просили ее беречь хлеб от грозы и огня. Участники моления, выпив кружку пуре, бросали ее вверх со словами : «Пусть таким высоким будет хлеб !». Огонь также был и очищающей силой. Предполагалось, что он может уничтожить всякое зло, поэтому его зажигали перед началом каких-то важных событий. А так как Пасху обычно праздновали перед началом посевных работ, то, естественно, люди стремились обезопасить себя, скот, поля от злых сил.
Поздравляем Всех со Светлым праздником Пасхи! Христос С Вами!

Календарные праздники русского населения Республики Мордовия (стр. 1 из 3)

Глава I. Традиционные зимние праздники и обряды

Глава II. Традиционные праздники и обряды весенне-летнего цикла

Глава III. Традиционные осенние праздники и обряды

Список используемой литературы и источников

В последнее время многое изменилось в нашей жизни, в том числе произошло и переосмысление истории. Российский народ обращается к своим истокам, происходит возрождение национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками. То, что пытались уничтожить за годы советской власти, оказалось живо в народной памяти. Большую роль в возрождении национальной культуры играет православная церковь. Многие праздники русских, возникшие как календарные, тесным образом связаны с христианством.

В данной работе делается попытка на примере русского народа Республики Мордовия показать традиционные праздники, обряды и обычаи, дошедшие до нас из далекого прошлого нашего народа. Актуальность данной работы заключается в том, что изучение и осмысление истории и культуры своего народа делает человека духовно богаче, формирует нравственные качества личности, помогает избежать ошибок прошлого. И это только один аспект. Данная работа явилась результатом изучения опубликованной литературы и собственных исследований авторов. Нами изучалось население Республики Мордовия, его быт, традиции, праздники. Полученные данные и легли в основу работы.

Глава I . Традиционные зимние праздники и обряды

Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжают сохраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных общественных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью. (Приложение 1).

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрение народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. Конец и начало года, приходящиеся на наиболее свободный от работ период, отмечались серией праздников. С ними был связан цикл различных обрядов, в основных чертах сходных у всех восточнославянских народов.

На территории Мордовии наиболее массовый характер носили и носят, по сей день народные праздники зимнего периода. Они затрагивают все возрастные группы населения, сохраняют большое число традиционных действий и обрядов. Зимние празднества называются святками. Начало года отмечается общегосударственным праздником, в народном календаре с ним совпадал по времени Василиев день.

Святки повсеместно являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи; начинались они с Рождества и кончались Крещением. Святки повсюду на Руси были, в основном, молодежным праздником.

В Мордовии, как и повсюду, парни и девушки днем гуляли по улицам, катались на санях с колокольчиками, собирались компаниями, сговаривались, где провести вечер. В конце дня молодежь сходилась на «вечорки», или «посиделки». 3

В состав святочных обрядов входит гадание. Гадания, как и святочные песни и игры, также были направлены на выяснение личной судьбы в будущем году. Святочными гаданиями занимались вечером или ночью. В Мордовии среди русского населения сохранились гадания, известные еще в конце XIX века [5]. Например, называются такие гадания как окличка прохожих или проезжих. Информаторы Ковылкинского района называют обычай подслушивания под окнами. Судя по услышанным словам, веселому или неприятному разговору, предрекали себе приятную или скучную жизнь, ласкового или сердитого мужа [12]. По опросам информаторов у русских в Мордовии распространен был обычай выбрасывать валенок на улицу, в какую сторону носком он упадет, в той стороне и живет суженый. Если же валенок ляжет носком к воротам, из которых выкинут валенок, то девушке в этот год не суждено выйти замуж [4]. В святочные вечера нередко рядились. Участвовать в этом могли люди любого возраста. Как и в других местностях России, женщины рядились в платье мужчин и наоборот, одевались цыганами, медведем и т.д. Ряжение было типично святочным действием, широко распространенным во всех районах обитания русских [15]. В сохранившейся святочной обрядности русских Мордовии ряжение потеряло свой первоначальный смысл и стало действием, цель которого посмеяться и поразвлечься.

Читать еще:  Как продать ювелирные украшения. Можно ли заработать на продаже личных украшений. Кто заинтересован в покупке лома золота

В рождественский вечер, по обычаю, полагалось «славить Христа», ходить с пением колядок. Происхождение Коляды учеными объясняется по-разному. Забылин считает, что русские язычники славили Коляду, бога торжества и мира [5]. А. Терещенко объясняет происхождение Коляды от польского Коленда, означающего поздравления [17]. Сообщения о том, что ходили с «припевками», «колядками» зафиксированы практически во всех районах Мордовии. Как рассказывает жительница села Потьма Лазарева Анна Ивановна, во всех домах ждали ряженных, готовились к их приходу. Готовили свиные ножки, пекли блины, пироги. Считалось, как угостишь ряженых, такого счастья они тебе и пожелают, поэтому не жадничали, подавали щедро.

Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота. «Под Новый год ходили колядовать, это в основном ребятишки и молодые парни и девушки. Запасались зерном. Со смехом и прибаутками ходили по домам. Подходя к дому, бросали горсти зерна в окно. Пели коляды. Аналогичные обряды с зерном отмечены исследователями среди русских по всей территории России. Подобное бытует и среди мордвы. Как отмечают исследователи, славильные песни и коляды, вошли в мордовскую обрядовую культуру со времени приобщения мордовского народа к христианству [6]. Брыжинским В.С., исследовавшим традиции мордовского народа, записаны коляды, поющиеся в мордовских селах: «Таунсяй! Рожали бы женщины. Таунсяй! Только мальчиков. Таунсяй! Умные головки» [2]. В мордовских колядках, также как и в русских, отражены пожелания благополучия, процветания, семейного счастья.

Следующий праздник русских – Крещение 19 (6 января). Крещенские обряды проводятся на водоемах. (Приложение 4). В этот день собирались к «Иордани» на водосвятие, святили воду, купались в освященной проруби, устраивали гулянья, ходили в гости друг к другу. Обряд Крещения нам удалось полностью зафиксировать в деревне Зарека Краснослободского района. (Приложение 1). В ночь на 19 января на реке Мокша готовят прорубь. Ее огораживают специальными поручнями, для того, чтобы удобно было войти и выйти из воды. Ближе к полуночи воду освящает священник. После полуночи в эту прорубь окунаются многие жители. После крещения в течение 12 дней не стирали, так как воду считали святой» [20, 21]. Большинство русского населения в эти же дни запасали освященную крещенскую воду для оздоровительных целей.

Возвратясь от проруби, брызгали в доме и хлевах освященной водой, окропляли скотину. Встречались сообщения, что в этот же день на воротах, на всех дверях и окнах дома ставили кресты мелом или копотью свечи, принесенной из церкви [16].

Рождество, Святки и Крещение проходили с обильными застольями. При этом обязательным считалось преобладание мясных блюд. Особенно заботились о рождественском столе, так как, по поверьям, его изобилие способствовало обеспечению семьи пищей на весь год.

Глава II . Традиционные праздники и обряды весенне-летнего цикла

Масленица проходила перед Великим постом. По церковным канонам эта неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Масленица восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славян-язычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия. Масленица приходится на вторую половину февраля – первую половину марта и традиционно связана с проводами зимы и встречей весны. (Приложение 5).

Еще в XVII веке, по свидетельству иностранцев отмечается: «Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье» [5]. Празднование в прошлом, в конце XIX – начале XX века, занимало неделю и было, как и зимние святки, насыщено обрядами, направленными на обеспечения урожая и благополучия семьи. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились, и наступила весна. Недаром Масленица считается сейчас праздником проводов зимы. К XIX веку в праздновании Масленицы на первый план вышли развлечения, однако древние ритуалы встречи весеннего солнца все равно сохранились.

В России Масленица была и остается одним из самых любимых праздников, справлявшимся необычайно весело, разгульно. Недаром ее называли «широкой», «честной», «разгульной», «пьяной», «обжорной». Свое название было и у каждого дня. Понедельник называли встречей, вторник – заигрышами, среду – лакомками, разгулом, переломом, четверг – широким, разгуляем, пятницу – «тещиными вечорками», субботу – « золовкиными посиделками», воскресенье – «прощенным». Подготовка к этому празднику занимала всю вторую половину предыдущей недели. С четверга или пятницы женщины тщательно мыли дом, белили печи, готовили запасы продуктов. С четверга по воскресенье проходили главные празднества, которые считались днями широкой Масленицы.

Масленицу праздновали в каждом доме, и памятна она, прежде всего вкусной и обильной едой. У восточнославянских народов, особенно у русских, масленица славилась блинами. В научной литературе нет единого мнения о значении блинов как обрядовой пищи. Одни авторы видят в них поминальное блюдо усопшим предкам [17], другие считают, что блины подчеркивают изобилие пищи, довольство, сытость [3].

На Масленицу всегда принимали гостей и сами ходили в гости. В пятницу теща приглашала зятя на блины и собирала других гостей. Ритуалы «тещиных блинов» были разными, однако главный момент сохранялся – молодые должны были навестить дом родителей невесты. По рассказам информаторов, отец, который недавно отдал дочь замуж, запрягал лошадь в специальную праздничную упряжь, и ехал за молодыми. Как отмечают жители Рузаевского района: «Зять жил у тещи три дня» [1]. Этот праздник не только знаменовал поворот природы к лету, но и был своеобразным этапом приобщения вновь созданной семьи к родственному коллективу.

Источники:

http://litterus.ru/boxcar21677/colder-42121/528colder/
http://vk.com/topic-12124618_26584011
http://mirznanii.com/a/130166/kalendarnye-prazdniki-russkogo-naseleniya-respubliki-mordoviya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector